Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ансельм Кентерберийский Anseimus Cantuariensis




(1033-1109)

Для Западной Европы схоластическая эпоха стала временем
подлинного самоопределения. Потребовалось целое тысячелетие,
чтобы христианство сумело в союзе с античным наследием до-
стичь принципиально нового культурного синтеза. Именно в схола-
стике начинает формироваться уникальность европейского духа.
Первые творцы схоластического мировоззрения закладывали свои-
ми работами у стой, на которые будут опираться разнообразней-
шие проявления специфически европейской ментальности. В про-
странстве христианского миропонимания наряду с приоритетной
до сих пор установкой византийского сознания с Анселъма Кен-
терберийского начинает возвышаться самостоятельный голос за-
падноевропейской мысли.

Ансельм родился в Италии, в городе Аосте, в благородной и со-
стоятельной семье. Уже к пятнадцати годам он решает выбрать
монашеский образ жизни, но этому воспротивился отец. После
смерти матери он покидает отчий дом и отправляется в стран-
ническое путешествие по Бургундии, Франции, Нормандии. В кон-


це странствий он оказывается в бенедиктинском монастыре горо-
да Бек (Нормандия), где приором был Ланфранк, слава о благочес-
тии и мудрости которого привлекала многих образованных людей
того времени. Монастырь был основан в 1031 г. рыцарем Херлуи-
ном, который и был первым аббатом этой обители. В 1059 г. Ан-
сельм становится монахом этого монастыря, а уже через четыре
года избирается его настоятелем, заместив на этой должности
Ланфранка. В школе монастыря Ансельм преподавал все предметы
тривиума, уделяя много времени диалектике. Именно в Беке им
были написаны такие основополагающие сочинения, как «О гра-
мотном» (De grammatico), «Монологион» (Monologion), «Прослоги-
он» (Proslogion), «Об истине» (De ventate), «О свободе воли» (De
libero arbitrio), «О падении дьявола» (De casu diaboli). B 1070 г.
Ланфранк был назначен архиепископом Кентерберийским, и у Ан-
селъма устанавливаются тесные связи с английским двором, в ча-
стности с Вильгельмом Завоевателем. В 1087 г., после смерти
Вильгельма, рушится устойчивость политической жизни Англии:
его сыновья
Роберт, Вильгельм Рыжий и Генрих — вступают
в длительные споры о наследстве. В следующем году умирает
и Ланфранк, однако Ансельм соглашается принять архипастыр-
ское служение только в 1093 г. С этого времени и начинаются по-
стоянные конфликты между Вильгельмом Рыжим и Ансельмом
Кентерберийским по поводу автономии церковной власти и цер-
ковной собственности. Но эти споры не отвлекли Ансельма от бо-
гословских проблем. Он принимает активное участие в соборе
в Бари 1098 г., посвященном вопросам «точного истолкования ве-
ры». Здесь он произнес речь, дошедшую до нас под названием «Об
исхождении Св. Духа, книга против греков», в которой поддержал
концепцию filioque (об исхождении Святого Духа от Отца и Сы-
на) и выступил с критикой номинализма Росцелина, представив
свое истолкование отношений лиц Св. Троицы. В 1099 г. на Лате-
ранском соборе по инициативе Ансельма подтверждаются жесткие
требования к дисциплине и образу жизни клириков и рождается де-
крет об отлучении от Церкви всех, кто самовольно распоряжался
правом, инвеституры. В последние годы жизни он успевает написать
трактат «О согласии провидения, предопределения и благодати Бо-
га со свободной волей» (De concordia praescientiae et praedestinationis
пес поп gratiae Dei cum libero arbitrio). Непосредственно перед смер-
тью он выражал сожаление, что не успел исследовать вопрос о про-
исхождении души. Он умирает на семьдесят шестом году жизни. Его
канонизации требовал уже другой кентерберийский архиепископ То-
мас Беккет; в 1163 г. она была ратифицирована папой Александром VI,
но потом признана недействительной, и только в XIXв. была проведе-
на по всем правилам.

Ансельм вошел в историю философии как автор так называв -
люго онтологического доказательства бытия Бога. Если, скажем,


 

 

 


 


в античности типичным метафизическим ходом рассуждений
становилось доказательство единства космоса, происходящего от
некоей единой причины, так как оно основывалось на близком чув-
ственному восприятию порядке и красоте, то для средневекового
христианства более актуальным стало доказательство, исходящее
не из чувственности, а из умозрительного понимания. Акцент де-
лался на чистую мысль, причем так, чтобы ею подтверждался ста-
тус всего существующего; таким образом, высшая истина объединя-
ла и соотносила друг с другом характеристику интеллигибельного
и реального. Совмещение этих начал требовало тщательного ана-
лиза самого понятия Бога, с обращением к наследию Платона и Ав-
густина. В онтологической концепции платоновского Блага воедино
сливаются друг с другом понятия бытия, знания и неизменности.
Платон называет ουσία то, что всегда остается неизменным и по-
этому обладает подлинным бытием во всей полноте — это и есть
высшее Сущее. Понять же, что есть это Сущее, можно только
в умозрительном созерцании, т. е. только мысль способна открыть
то, что поистине, подлинно, в высшем смысле слова есть. Различие
между идеальным и реальным здесь снимается: истинная мысль яв-
ляется провозвестником реального бытия, которое доступно имен-
но соответствующей этому бытию мысли. Примерно ту же линию
продолжает Августин, признавая открытие очевидности Бога через
опыт самосознания. Совершенное подлинное бытие — это Бог, а под-
линная сущность каждого предмета обнаруживается именно в Бо-
ге. Ансельм еще в споре с Росцелином четко показал, что все пред-
меты имеют свой первообраз в Божественном мышлении и эти
первообразы — слова Бога, Божественный внутренний монолог.
Здесь речь об этом у Анселъма приобретает онтологическое значе-
ние, а в трактате «О грамотном» он уже непосредственно подхо-
дит к тому, чтобы установить прямую связь не только между име-
нем и бытием, но и между мыслью и бытием, признавая единство
имени, мысли и бытия в Божественном Слове. А так как Бог мыс-
лится тем, больше чего нельзя помыслить ничего и совершенней чего
нельзя ничего представить, то из понятия Бога следует Его реаль-
ность — ведь реальное существование больше и совершенней только
понятийного. Именно эта предпосылка являлась фундаментом он-
тологического доказательства, и ее критиковал уже современник
Анселъма монах Гаунилон в работе «В пользу невежды», затем Фо-
ма Аквинат, но более всех — Кант. Гегель правильно подметил, что
в то время, когда творил Ансельм, бытие становится предикатом,
а абсолютная идея становится субъектом мышления; с такой уста-
новкой основным является уже не вопрос «что такое Бог», а «суще-
ствует ли Бог», т. е. возможно ли дедуцировать из абсолютной идеи
ее реальность1.

' См.: Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1994. С. 199.


Возрастающая активность мысли как субъекта требовала при-
знания за ней высшей значимости — ее непосредственного единства
с реальным бытием. Это объединение предполагало единство веры
и разума — его уже заложил Августин, а Ансельм, которого совре-
менники называли вторым Августином, лишь четко развил в своем
знаменитом тезисе: «Я стремлюсь понять не для того, чтобы пове-
рить, но я верю, чтобы понимать. Ибо я знаю — пока я не поверю,
то и не пойму
>'. Ансельм создает теологический рационализм, счи-
тая, что его долг — понять как можно больше из того, во что он ве-
рит. Это возвышает познание, которое в раннем христианстве
в значительной степени потеряло свою ценность перед ценностью
выполнения непосредственных заветов христовой жизни. Это озна-
чает и признание единства между христианской верой и философ-
ским умозрением. Об этом, впрочем, говорил уже в IX в. Иоанн Скот
Эриугена, признаваемый непосредственным предшественником схо-
ластики: «Истинная философия представляет собой истинную ре-
лигию, а истинная религия представляет собой истинную филосо-
фию»1. Но Ансельм идет еще дальше, пытаясь объединить логику
и таинства. Если в «Монологионе» он позволяет себе оставить
в стороне авторитет Священного Писания, одной силой разума
отыскивая и уясняя себе, что есть Бог, если в «Прослогионе» он до-
казывает бытие Бога, дедуцируя Его существование из понятия
о Нем, то в работе «Почему Бог вочеловечился» (Cur Deus homo) он
уже доказывает логическую необходимость в воплощении Бога, счи-
тая, что спасти человека Бог мог только таким образом, а поэтому
у Бога даже как бы и выбора не было.

Ансельм стремился показать гармоничность разума и веры —
в определенной мере ему это удалось, и в дальнейшем средневеко-
вая схоластика постоянно возвращалась к анализу их соотнесе-
ния. Так, например, хотя Фома Аквинат не считал, что одна и та
же вещь может быть одновременно предметом знания и веры,
но саму проблему их взаимодействия подробно исследовал. Но, по-
жалуй, еще более важно то, что Анселъм смог заложить своим он-
тологическим доказательством некий рационалистический опти-
мизм, показать самоценность мышления, активность познающего
субъекта — в общем все то, без чего мы уже не можем предста-
вить себе историю европейской культуры.

Д. Ю. Дорофеев

' Прослогион, гл. 1.

1 О предопределении, гл. 9.


Прослогион1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.