Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава V. Об истине природного и неприродного действия




Учитель. Однако нужно верить и в то, что истинное в действии
(in actione) в не меньшей степени есть истина, как сказал Господь.
Ибо «делающий зло ненавидит свет» и «поступающий по правде
приходит к свету»2.

' Ср. с логическим разбором этой евангельской сентенции у Августина
(О Книге Бытия. Кн. 11, гл. 16; О Граде Божием. Кн. 11, гл. 13). (Примеч. ред.)

- В Вульгате (In. 3, 19-21): qui mala agit, odit lucem; qui facit veritatem, ven-
it ad lucem.


Ученик. Понимаю, о чем ты говоришь.

Учитель. Разбери тогда, если можешь, что здесь есть истина.

Ученик. Если не ошибаюсь, истина и в действии должна быть
усмотрена с помощью того же правила, с которым выше мы по-
знали истину и прочих [вещах].

Учитель. Это так. Ведь если дурно действовать (male agere)
и творить истину (veritatem facere) суть противоположное, как сви-
детельствует Господь, говоря: «Кто дурно действует, ненавидит
свет» и «Кто творит истину, приходит к свету», то «истину творить»
и «доброе творить» — одно и то же. Ведь «творить доброе» противо-
положно «творить дурное». Поэтому, если «истину творить» и «до-
брое творить» суть одно и то же в этом противопоставлении, они не
различны по значению: общее суждение (sententia) о тех, кто делает
то, что должно, — «творит доброе» и «творит правильное». Откуда
следует, что творить правильное — значит творить истину. Ведь ус-
тановлено, что творить истину — значит творить доброе, а творить
доброе — значит творить правильное. Поэтому ничто с большей
очевидностью не есть истина действия, как правильность.

Ученик. Не вижу нигде погрешности в твоем рассуждении.

Учитель. Посмотри-ка получше, всякое ли действие, которое
творит то, что должно, сообразно называть «творить истину»?
Бывает ведь действие разумное, каково: «подавать милостыню»,
и бывает неразумное, каково действие огня, которое греет. Итак,
посмотри, подобает ли нам говорить, что огонь творит истинное?

Ученик. Если огонь от источника своего бытия получает свойст-
во греть1, то когда он греет, он делает то, что должно. Потому не ви-
жу, какая несообразность в том, что огонь творит истинное и пра-
вильное, когда он делает то, что должно.

Учитель. И мне не иначе представляется. Отсюда можно заме-
тить, что правильность или истина действия бывает необходимой
и не необходимой. А именно, в силу необходимости огонь творит ис-
тинное и правильное, когда греет; и не в силу необходимости творит
истинное и правильное человек, творя добро. Притом под «творить»
(facere) Господь имел в виду не только в собственном смысле дейст-
вие, но и всякий глагол, сказав: «Кто творит истину, приходит к све-
ту». Ибо он не отлучает от этой истины, или света, того, кто терпит
преследование за правильность, или того, кто есть там и тогда, где
и когда он должен быть; или же того, кто стоит или сидит, когда
должно, и подобное. Никто ведь не говорит, что такие не делают до-
бро. И когда Апостол говорит, что «получит каждый, сколько при-
нес» (2 Кор. 5, 10.), понимать здесь следует все то, о чем мы обычно
говорим «творить благо» и «дурно действовать».

Ученик. Также и в обычном словоупотреблении называют дей-
ствием (facere) и страдание, и многое другое, что не является дей-

1 Дословно: «откуда имеет „быть", оттуда же имеет и „греть"».


 

 

 


 


ствием. Поэтому и правильную волю, об истине которой мы раз-
мышляли выше, перед истиной действия, мы можем, если не оши-
баюсь, причислить к правильным действиям.

Учитель. Ты не ошибаешься. Ведь о том, кто желает должного,
говорится, что он правильно и хорошо делает, и он не исключает-
ся из числа тех, кто творит истинное. Но поскольку, разыскивая
истину, мы о ней говорим, и Господь, относительно той истины,
которая есть в воле, кажется, особо говорит о дьяволе, что тот «не
устоял в истине», хотел бы и я отдельно рассмотреть, что являет-
ся истиной в воле.

Ученик. Это мне по душе.

Учитель. Итак, если установлено, что истина действия бывает
природная и неприродная, к природной нужно отнести ту истину
речи, которую, как мы видели выше, нельзя отделить от самой ре-
чи. Ведь как огонь, когда греет, творит истину, поскольку получа-
ет свойство греть от источника своего бытия, так и высказывание
«есть день» (dies est) творит истину, когда обозначает день как су-
ществующий, есть ли день в данный момент или нет, потому что
это свойство получает от природы (naturaliter).

Ученик. Теперь только понимаю, что такое истина в ложной речи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.