Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Anitius Manlius Torquatus Sevennus Boethius 5 страница





 

 

 


 


противоположностей] характерно также и для количеств, мы об-
ратим наше повествование к следующей особенности субстанции.

«Как кажется, субстанция не допускает, [чтобы о ней говори-
лось] „больше" или „меньше". Я говорю не о том, что одна субстан-
ция не может быть больше или меньше другой субстанции (как уже
было сказано, это возможно), но о том, что о каждой субстанции
как таковой не говорится „больше" или „меньше". Так, например,
если эта субстанция — человек, то он не более и не менее человек
ни по отношению к себе самому, ни по отношению к другому. Ведь
ни один человек не является большим человеком по отношению
к другому человеку, как одно белое в большей или меньшей степе-
ни белое, чем другое, или одно благо в большей степени благо, не-
жели другое. Ведь можно сказать, что оно большее или меньшее по
отношению к самому себе: так, например, тело, будучи белым, те-
перь называется более белым, нежели ранее, а будучи теплым — бо-
лее или менее теплым. О субстанции же нельзя сказать, что она —
субстанция в большей или меньшей степени, ведь о человеке не го-
ворится, что он является ныне большим человеком, нежели преж-
де, равно и ни о чем другом, что суть субстанции. Поэтому субстан-
ция не допускает, [чтобы о ней говорилось] „больше" или
„меньше"»1.

[Аристотель] не просто говорит об этом свойстве [субстанции],
но [проводит] некое различие: он указывает, что субстанция не до-
пускает, [чтобы о ней говорилось] «больше» или «меньше», но не
потому, что одна субстанция не может быть больше или меньше
другой субстанции. Действительно, некий человек, хотя и являет-
ся субстанцией, является большей субстанцией, чем «человек»,
то есть вид, и «человек» — нежели «животное», то есть род. Следо-
вательно, Аристотель не говорит: потому, что нельзя отыскать суб-
станции, которые были бы большими среди субстанций. Их, как
сказано, возможно отыскать: указывает же он выше, что первые,
то есть индивидуальные субстанции являются субстанциями в
высшей степени, а из вторых субстанций большими субстанциями
являются виды, нежели роды. Итак, он не говорит: потому, что ни-
какая субстанция не является большей или меньшей по отноше-
нию к другой субстанции, но потому, что о каждой субстанции, как
таковой, не говорится как о большей или меньшей субстанции. На-
пример, если субстанция — человек, [Аристотель] не говорит: пото-
му что человек не может быть большей или меньшей субстанцией,
ведь индивидуальный человек есть в большей [степени] субстан-
ция, а вид [«человек»] — в меньшей [степени], если его сравнить
с первой, то есть индивидуальной субстанцией. Но [Аристотель]
говорит: «как таковые», то есть человек [как таковой] не будет
большим или меньшим человеком. Он, таким образом, не утверж-

' Аристотель. Категории ЗЬ 34.


дает: потому, что человек не может быть большей или меньшей
субстанцией, но потому, что человек, как таковой, не более и не ме-
нее человек, ведь некий человек не есть более или менее человек.
Равным образом это можно наблюдать и при сравнении тех же [ин-
дивидуальных людей]: сам человек по отношению к самому себе не
есть в булыией [степени] человек, но то же и в случае, если сравни-
вать его с другим, при условии, что они находятся в равных отно-
шениях (sub eadem conjunctione sunt). Так, какой-либо индивиду-
альный человек, будучи сравниваемым с другим индивидуальным
человеком, не будет «больше» или «меньше» человек, и самый вид
[«человек»] в отношении самого себя не будет большим или мень-
шим человеком.

Это, однако, очевидно только для субстанций, качествам же воз-
можно быть больше или меньше: белое может быть более или менее
белым по отношению к самому себе и принимать большую или мень-
шую [степень], так, например, есть менее белое и более белое. Одно бе-
лое может быть белее, чем другое, как, например, цвет лилии по срав-
нению с цветом хлопка и наоборот, одно белое может быть менее
белым, как, например, цвет хлопка по сравнению с цветом лилии,
или цвет лебединого пуха по сравнению с цветом снега. Это же касает-
ся и других качеств, таких как благо или тепло, ибо [качества] могут
изменяться со временем и переходить в большую или меньшую [сте-
пень]. Ибо благо не раз становится большим или меньшим, так же
и тепло — более или менее горячим. Человек же, так как он — субстан-
ция, ни теперь не будет более субстанция, чем был раньше, ни позже
не будет более или менее человеком, чем он является теперь.

Хотя субстанция и не допускает, [чтобы о ней говорилось]
«больше» или «меньше», это [свойство] не будет ее собственным
признаком. Но почему это [свойство субстанции] не является ее
собственным признаком, сам Аристотель замалчивает как нечто
очевидное; мы же добавим, что не одни только субстанции не допу-
скают, [чтобы о них говорилось] «больше» или «меньше», но и мно-
гое другое. Например, одна окружность не будет более или менее
окружность, чем другая, одно двойное не менее и не более двойное,
чем другое, равным образом четыре в два раза больше двух [не
в меньшей и не в большей степени], чем десять больше пяти. А по-
тому так как то же самое присуще и другому, то, надо полагать, оно
не есть собственный признак субстанции.

Все это, пусть и свойственное субстанциям, но не являющееся
ее собственными признаками, так как присуще и другому, называ-
ется сопутствующими признаками (consequentia) субстанции.
Ведь все они сопутствуют субстанции, так что при любых обсто-
ятельствах для субстанции будет обнаруживаться указанное,
а именно, [субстанции свойственно] не находиться в субъекте;
сказуемые, [образованные] от субстанций, сказываются униво-
кально; [субстанция] обозначает определенное «это»; [субстан-


 

 

 


 


ции] ничто не противоположно; [субстанция] не допускает, [что-
бы о ней говорилось] «больше» или «меньше». То же, что прису-
ще не всем субстанциям, суть акциденции субстанций, а потому
не суть собственные признаки. Поэтому, не являясь собственны-
ми признаками, они еще не показывают, какова субстанция. Сле-
довательно, для того чтобы мы смогли познать качество субстан-
ции в собственном смысле слова, нам надлежит найти такое
свойство, которое характерно для всех субстанций и только для
них. Именно его и указывает сам [Аристотель]: «Представляется,
что подлинным собственным признаком субстанции является то, что
она, будучи одной и той же по числу, способна принимать противо-
положности; о прочем же, что не суть субстанции, никто не сможет
сказать, что оно, будучи одним и тем же по числу, способно прини-
мать противоположности. Так, один и тот же по числу цвет не может
быть белым и черным; так же и действие одно и то же по числу не бу-
дет нерадивым и усердным (prava et studiosa). То же относится и ко
всему другому, что не суть субстанции. Субстанция же, будучи од-
ной и той же по числу, способна принимать противоположности. На-
пример, некий человек, будучи одним и тем же по числу, иногда ста-
новится бледным, иногда смуглым, теплым и холодным, нерадивым
и старательным. Всему другому это, по-видимому, не свойственно,
разве что кто-нибудь возразит, что речь и мнение способны прини-
мать противоположности. Ведь кажется, что одна и та же речь — ис-
тинна и ложна. Например, если истинна речь „некто сидит", то, ког-
да он встанет, эта же речь будет ложной. То же и в отношении
мнения: если кто-либо правильно полагает, что некто сидит, то, ког-
да он встанет, тот, если останется при этом же мнении о нем, будет
заблуждаться. Однако если кто и согласится с этим, то все же [обна-
ружит] различия в способе, [каким в том и в этом случае принимают-
ся противоположности]. Ведь то, что относится к субстанциям, при-
нимает противоположности, изменяясь само. Действительно, став
холодной из теплой, [субстанция] претерпела изменения, ибо стала
иной, и так же — став из бледной смуглой и из нерадивой старатель-
ной. Точно так же и во всем остальном, [субстанция] принимает про-
тивоположности, подвергаясь изменению. Речь же и мнение сами
остаются неподвижными во всех отношениях, а движется вещь, от-
носительно которой имеет место противоположность. В самом деле,
речь „он сидит" остается той же, но поскольку меняются обстоятель-
ства, становится то истинной, то ложной. То же можно сказать и о
мнении. Вот почему, даже если кто-нибудь и согласится с тем, что
речь способна принимать противоположности, способность прини-
мать противоположности в силу собственной перемены есть собст-
венный признак субстанции, по крайней мере, по способу, [которым
она их принимает]»1.

1 Аристотель. Категории 4а 10.


[Аристотель] указывает, что подлинный собственный признак
субстанции — то, что субстанция, будучи одной и той же по числу,
способна принимать противоположности, но не те противополож-
ности, о которых говорилось выше. Там он имел в виду, что одни
субстанции не противоположны другим субстанциям, и здесь гово-
рит не о том, что субстанции противоположны субстанциям, а о том,
что они могут принимать противоположные вещи. Так, например,
один и тот же человек в настоящее время здоров, а в другое время
болен, а болезнь и здоровье суть противоположности. Итак, по-
скольку очевидно, что субстанция может принимать противопо-
ложности, надлежит показать, каким образом это присуще только
субстанциям. Ибо это [свойство] невозможно отыскать ни в чем
другом: ведь в отношении качества [можно сказать], что качество,
приняв противоположности, не будет одним и тем же по числу.
В самом деле, черное и белое не будет одним и тем же по числу. Ес-
ли же оно было белым и стало черным, полностью изменился вид
качества, и то, что противоположно, будет не одним и тем же по чис-
лу, но различным. С другой стороны, и действие одно и то же по
числу не будет благим и дурным, но, пожалуй, одно — благим, а дру-
гое — дурным. Так что они различаются [между собой], и они — не
одни и те же по числу; то же обнаруживается и в остальном. Сама
же субстанция, будучи одной-единственной по числу, принимает
противоположности. Например, один и тот же человек, который
был бледным и белым, под воздействием солнца становится смуг-
лым и из белого превращается в смуглого, и обращается в противо-
положное, принимая в себя обе эти противоположные качества.

То, что это не присуще ничему иному, кроме одних только суб-
станций, было достаточно показано выше. Если же кто-нибудь
возразит, что одна и та же речь и одно и то же мнение принимают
противоположности (потому что, если я говорю «Цицерон сидит»
или полагаю, что он сидит, то, когда он действительно сидит, речь
и мнение об этом истинны; если же он встанет, речь высказываю-
щая или мнение полагающее, что Цицерон сидит, останутся теми
же, но будут ложными, так как он не будет сидеть), то может по-
казаться, что речь, а также мнение, будучи одними и теми же по
числу, в одно время истинны, а в другое — ложны и сами прини-
мают противоположности. Однако это ложно, так как речь и мне-
ние не принимают противоположности. Действительно, если кто
и допустит, что речь и мнение могут принимать противоположно-
сти, то, по крайней мере, [ему придется согласиться с тем, что они
принимают противоположности] иначе, нежели субстанция. Ибо
субстанция, принимая противоположности, меняется сама: в са-
мом деле, Цицерон, принимая в себя болезнь, сам стал из здоро-
вого больным и, изменяясь сам, принимает противоположности.
Напротив, речь или мнение сами остаются неизменными, но, ког-
да изменяются вещи, о которых они высказываются, относительно


 

 

 


 


их обнаруживается, что они истинны или ложны. А субстанция са-
ма изменяется вместе с теми противоположностями, которые она
принимает; речь же и мнение кажутся истинными или ложными
благодаря тому, что изменяются вещи, о которых они высказыва-
ются и полагаются. Ибо когда я говорю, что Цицерон сидит, то, ес-
ли он встал, речь при этом ничего не претерпела, но изменилась та
вещь, о которой была данная речь: ведь тот, кто сидел, встал, по-
этому речь стала из истинной ложной.

Ввиду этого, как было сказано, субстанция, принимая проти-
воположности, меняется сама, речь же и мнение не меняются,
но истинны или ложны сообразно изменению обстоятельств, к
ним относящимся. Поэтому считается, что собственный признак
субстанции — это [способность] принимать противоположности
так, что она принимает противоположности, изменяясь сама, а не
так, что она [принимает противоположности] при изменении об-
стоятельств, сама оставаясь совершенно неподверженной измене-
ниям.

Итак, это [может быть] сказано, если кто-либо считает, что
речь и мнение способны принимать противоположности, ведь
речь и мнение не способны к этому. Опять же и сам [Аристотель]
прибавляет: «Это, однако, неверно; ведь о речи и мнении говорит-
ся как о способных принимать противоположности не в [том смыс-
ле], что они сами принимают нечто, но в [том смысле], что имело
место некое претерпевание чего-то другого. Действительно, речь
называется истинной или ложной в связи с тем, есть некая вещь
или нет, а не потому, что она сама способна принимать противопо-
ложности. Ведь непосредственно ни речь, ни мнение ничем не при-
водятся в движение. Поэтому они не будут способны принимать
противоположности, ведь никакого претерпевания противополож-
ностей с ними не произошло. О субстанции же говорится как о спо-
собной принимать противоположности в связи с тем, что она сама
принимает их. Ведь она принимает недуг и здоровье, белизну и чер-
ноту, и поскольку она сама принимает каждую из таких [противо-
положностей], о ней говорится как о способной принимать проти-
воположности. А потому собственный признак субстанции — это
то, что будучи одной и той же по числу, она способна принимать
противоположности посредством собственной перемены. Итак,
о субстанции пусть будет достаточно сказано»'.

[Аристотель] говорит, что речь и мнение, безусловно, сами не
принимают противоположности, и что истина или ложь не нахо-
дятся в речи или во мнении. Они, однако, потому кажутся прини-
мающими противоположности, что (как он указывал выше) они
имеют место в связи с каким-то другим претерпеванием, о кото-
ром речь или мнение [высказываются]: в самом деле, относитель-

1 Аристотель. Категории 4Ь 5.


но «сидеть» и «не сидеть», которые суть противоположности, вы-
сказывается мнение или речь о сидении и несидении; и потому
[речь и мнение кажутся принимающими противоположности], что
они [высказываются] относительно других вещей, которые суть
друг другу противоположности. Когда же те изменяются, кажется,
что и эти — противоположности; не потому, что сами принимают
противоположности, но потому, что [высказываются] о проти-
воположных состояниях вещей. Поистине ни речь, ни мнение не
изменяются; [изменяется] только то, о чем есть речь и мнение,
то есть «сидеть» и «не сидеть». А потому ни сама речь, ни само
мнение ничего не претерпевают, в них ничто не происходит, и хо-
тя противоположность имеет место, представляется, что [речь и
мнение] не способны принимать противоположности. О субстан-
ции же в связи с тем, что она сама принимает противоположное,
говорится как о способной принимать противоположности. Дей-
ствительно, Цицерон, приняв здоровье, становится здоровым, а
приняв болезнь — больным. Речь же и мнение (как было сказано)
противоположности не принимают. Поэтому [способность] при-
нимать противоположности будет собственным признаком суб-
станции.

Однако, может быть, кто-нибудь скажет: почему [в таком слу-
чае] огонь, являясь теплым, никогда не принимает холода, и по-
чему вода, будучи влажной, никогда не принимает сухость? По
выдвижении этих возражений может показаться, что не любая
субстанция способна принимать противоположности, и это нена-
дежный собственный признак субстанции, поскольку он присущ
не всем субстанциям. Однако надо сказать, что так как, по всей
видимости, субстанция принимает те противоположности, ко-
торые не присущи ее природе, то она, с другой стороны, не при-
нимает ничего из [противоположного тому], что присуще ей
субстанциально. Таким образом, мы говорим, что [субстанция]
принимает что-либо из вещей, расположенных и конституирован-
ных вне [самой] субстанции. Поэтому в связи с тем, что огню суб-
станциально присуще быть горячим, огонь не принимает тепла;
так что огонь не способен принимать ни тепло, ни холод. Тепло он
не принимает потому, что оно неизменно близко его природе
и субстанции. Холод же не принимает, поскольку природа тепла
сама по себе отталкивает противоположность самого огня. Таким
образом, если есть то, что принимает огонь, то есть нечто располо-
женное вне [субстанции огня], он необходимо принимает также и
его противоположность; при этом сам огонь остается одним и един-
ственным [по числу]. То же следует сказать и о воде: она не прини-
мает влажность, как и огонь — тепло, ведь влажность некоторым
образом присуща ей по природе. Кроме того, как тепло для огня,
так и влажность для воды именуются не просто качествами, но суб-
станциальными качествами воды и огня. О воде же, поскольку ни



тепло, ни холод ей субстанциально не присущи, говорится, что
она способна принимать тепло и холод.

Поэтому [здесь] говорится не о тех противоположностях, кото-
рые присущи субстанциально, но о тех, которые может принимать
любая субстанция, то есть, о том, что может быть привлечено из-
вне. Очевидно, что эта [особенность] присуща всем субстанциям.
Ведь поскольку Цицерон здоров или болен, то и «человек» здоров
или болен; если «человек» здоров или болен, то и «животное» здо-
рово или больно. Однако «животного» и «человека» можно рас-
сматривать двумя способами: одно дело, что они сказываются
о многом, другое — что они являются субстанциями. В первом слу-
чае, как сказывающиеся о многом, они не принимают противопо-
ложности. Так, например, «животное», сказываясь о видах, не яв-
ляется ни разумным, ни неразумным, и «человек», сказываясь об
индивидах, не есть ни здоровый, ни больной; напротив, в связи
с тем, что они — субстанции и главенствуют над индивидуальны-
ми субстанциями, [роды и виды] способны принимать противопо-
ложности. Поэтому [способность]·принимать противоположности
будет единственным собственным признаком субстанции.

Итак, пусть о субстанции будет достаточно сказано. Во второй
книге мы приступим к описанию количества.







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 910 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.