Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сколько возлюбят; столько возлюбят, сколько познают




Боже мой и Господи мой, упование мое и радость сердца мое-
го, скажи душе моей, есть ли это радость, о которой Ты глаголешь
нам через Сына Твоего: «Просите и получите, чтобы радость ваша
была совершенна» (Ин. 16, 24)? Ибо нашел я некую радость со-
вершенную, и более нежели совершенную. Если все сердце, и весь
дух, и вся душа, и весь человек во всем своем составе исполнится ра-
достью этой, и тогда перельется через край радость. Итак, не радость
эта всецело войдет в радующихся, но радующиеся всецело войдут
в радость. Скажи, Господи, скажи рабу Твоему в глубине сердца его,
та ли эта радость, в которую войдут рабы твои, что войдут в радость
Господина своего (Мф. 25, 21)? Но радость эту, которою возрадуют-
ся избранные Твои, воистину «не видел глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку» (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Еще не



сказал я, Господи, и не помыслил, сколько возрадуются эти блажен-
ные Твои. Верно, столько возрадуются, сколько возлюбят; столько
возлюбят, сколько познают. О, сколь много познают они Тебя, Гос-
поди, в оное время и сколь крепко возлюбят Тебя! Воистину, не ви-
дел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце челове-
ку — сколько познают они и возлюбят Тебя в жизни той!

Молю Тебя, Господи! даруй мне познать Тебя, даруй мне возлю-
бить Тебя, дабы возрадоваться о Тебе. И если не смогу в жизни сей
познать и возлюбить, и возрадоваться в меру совершенства, пусть
буду я хотя бы преуспевать в этом делании, пока радость не станет
совершенной. Пусть мое познание Тебя здесь преуспевает, а там бу-
дет совершенно; пусть любовь моя к Тебе здесь возрастает, а там бу-
дет совершенна; пусть радость моя будет здесь велика упованием,
а там совершенна исполнением. Господи! через Сына Твоего Ты нам
повелеваешь, вернее же, советуешь просить и обещаешь, что мы по-
лучим просимое, чтобы радость наша была совершенна. Вот я про-
шу, Господи, как советуешь Ты нам через дивного Подателя сове-
тов; так да получу я то, что обещал Ты через Истину Твою, чтобы
радость моя была совершенна. Праведный Боже, я прошу! так да по-
лучу я, чтобы радость моя была совершенна. Меж тем пусть размы-
шляет о ней ум мой; пусть говорит о ней язык мой; пусть любит ее
сердце мое; пусть проповедуют ее уста мои. Да взалкает ее душа
моя, да возжаждет плоть моя, да возгорится все существо мое, доко-
ле не войду в радость Господина моего, который есть Ты, Боже Тро-
ичный и Единый, благословенный вовеки. Аминь.


Об истине'

Предисловие

Три трактата, относящиеся к изучению Св. Писания, некогда
создал я в разное время, подобные друг другу в том, что имеют
форму вопроса и ответа; и лицо спрашивающего обозначается
именем ученика, отвечающего же — именем учителя. Четвертый,
который, правда, таким же способом издал я, небесполезен, как
представляется, для введения в диалектику и имеет заглавие
«О грамотном», — его не хочу к ним причислить, потому что он
относится к другой науке, чем эти три.

Один из этих трех — «Об истине», т. е. о том, что есть истина
и о каких вещах она обычно сказывается, а также о том, что есть
справедливость (iustitia). Другой же — «О свободе воли», что она
такое и всегда ли человек ее имеет; и сколько есть ее разновиднос-
тей (diversitates) в обладании или необладании правильностью во-
ли (rectitudinem voluntatis), для сохранения которой она была дана
разумной твари; и в этом трактате я показал только природную
крепость воли, потребную для сохранения полученной правильно-
сти, а не то, как для этого необходимо, чтобы ей споспешествовала
благодать (at gratia subsequatur). И третий — о том вопросе, кото-
рым спрашивается, в чем согрешил дьявол, не устояв в истине, ког-
да Бог не дал ему твердости, которой он не мог иметь иначе, как по-
лучивши от Бога; ибо если бы Бог дал, он ее имел бы, как имели
добрые ангелы, потому что им Бог дал. Каковой трактат, хотя я
и говорил там о стойкости (confirmatione) добрых ангелов, я оза-
главил «О падении Диавола», ибо то, что я говорил о добрых анге-
лах, было вспомогательно; то же, что написал о злых, было (прямо)
ответом на предложенный вопрос.


© И. Купреева, перевод, примечания, 1995

1 Печатается по изданию: Ансельм. Сочинения. С. 166-197. Перевод цитат
в примечаниях И. В. Купреевой.


 

 

 


 


Хотя названные трактаты не связаны никакой непрерывностью
стиля (dictaminis)', все же предмет их и общая для всех форма изло-
жения требуют, чтобы они переписывались все вместе и в том по-
рядке, в каком я их сейчас упомянул. Несмотря, значит, на то, что
некоторыми нетерпеливыми они были переписаны в другом поряд-
ке раньше, чем были завершены, я все-таки хочу расположить их
так, как здесь перечислил.

<...>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.