Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XL. Если у язычников что-то сказано правильно, это надо обратить в нашу пользу




60. Если так называемые философы, особенно платоники, как-
нибудь случайно сказали что-либо истинное и подобающее нашей
вере, то этого не только не нужно бояться, но это должно быть ис-

' Теренций. Девушка с Андроса Акт 1, сцена 1.

2 См.: Евсевий Памфил [Кесарийский]. Церковная история. М., 1993.


 

 

 


 


требовано от них как от незаконных владетелей в нашу пользу.
Ибо, как египтяне имели не только идолов и тяжкие поборы, кото-
рые ненавидел и от которых бежал израильский народ, но и сереб-
ряные и золотые сосуды и украшения, одежду, которую израильтя-
не, выходя из Египта, тайком истребовали себе как бы для лучшего
употребления не собственной властью, но по велению Бога, тогда
как и сами египтяне, не ведая этого, одолжили то, чем они пользо-
вались не во благо (Исх. 3, 22; 12, 35-36). Так и все учения языч-
ников заключают в себе не одни только пустые и суеверные вы-
мыслы и тяжкое бремя бесполезного труда, чем должен гнушаться
и чего должен избегать каждый из нас, отвергая под водительством
Христа общество язычников. Но свободные искусства (disciplina)',
более подходят для нужд истины; в них содержатся также и неко-
торые моральные, весьма полезные заповеди, и обнаруживаются
некие истины, относящиеся к почитанию единого Бога. Это у них
как бы золото и серебро, которые они не сами создали, но извлек-
ли как бы из рудников Божественного провидения, которые рас-
пространяются повсюду, и которыми они пользуются превратно
и неправедно из-за попущения бесам, тогда как [христианин] ду-
хом отделился от негодного сообщества их и должен обобрать их2
для правильного использования в проповеди Евангелия. Христиа-
нину позволительно принимать, обращая в свою пользу, одежду
этих [язычников], то есть то, что создано человеком, но, однако,
способствующее человеческому общежитию, чего мы не можем ли-
шиться в этой жизни.

61. Ведь разве что иное делали многие наши добрые верую-
щие? Разве не восторгаемся, что Киприан, сладчайший учитель и
блаженнейший мученик, вышел из Египта, нагруженный большим
количеством золота, серебра и одежды? А сколько [вынес] Лактан-

1 Термин disciplina употребляется у Августина в значениях «наука», «на-
учение», «дисциплина», «свободные искусства» (здесь: liberales disciplinae;
ср.: liberales artes) наравне с терминами ars и scientia.

1 «Господь же дал милость народу своему в глазах египтян; и они давали
ему, и обобрал он египтян» (Исх. 12, 36). Речь о золоте и серебре переклика-
ется с началом трактата Аристотеля «О софистических опровержениях», где
говорится об истинных и ложных умозаключениях («Что одни опровержения
суть умозаключения, а другие, не будучи ими, только кажутся таковыми, —
это очевидно. В самом деле, так же как это бывает в других областях в силу
некоторого сходства, так и при приведении доводов. Ведь поведение одних
людей действительно безукоризненное, у других это только кажется... Точно
так же обстоит дело и с неодушевленными предметами. А именно, одни из
них действительно серебро или золото, а другие нет, но кажутся таковыми
чувственному восприятию» (Аристотель. Сочинения. Т. 2. С. 535). Речь у Ав-
густина идет о своеобразной экспроприации экспроприаторов, обнаруживаю-
щей не влияние античной мысли на христианскую, а о полном разрыве христи-
ан с этой мыслью, поскольку даже «заимствованное» истолковывается иначе,
чем в первоисточнике.


ций, Викторин, Оптат, Иларий1 — как тут умолчать о живых?
Сколько бесчисленный [сонм] греков, [отцов Церкви]? Первым же
это сделал вернейший слуга Божий Моисей, о котором написано,
что он «был научен всей мудрости египетской» (Деян. 8, 22). Обы-
чай язычников, покоящийся на суевериях, никогда, особенно в те
времена, когда христиан преследовало потрясение, возникшее от
рабских уз Христа, никогда не мог бы приспособить те науки, ко-
торые он считал полезными, если бы подозревал, что таковые на-
уки обратятся в обычай почитания единого Бога, а с его помощью
уничтожится призрачный культ идолов. Но те дали и серебро, и зо-
лото, и одежду свою исходящему из Египта народу Божию; не ве-
дая, каким образом то, что они давали, превратится в будущем в по-
слушание Христу. Ведь этот факт из Исхода (Исх. 3, 22; 12,35-36),
без сомнения, фигурален, так что это он заранее предзнаменовал,
поэтому я сказал об этом без предубеждения к какому-либо друго-
му, равному или лучшему, пониманию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2266 - | 2039 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.