Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XXVIII. Насколько помогает история?




42. Следовательно, что бы ни указывало на порядок проходя-
щих времен (а это называется историей), все это весьма пригодно
нам для понимания Священных книг2, хотя безотносительно к
церкви ее можно изучать для детского образования. Ибо часто
мы многое отыскиваем и по Олимпиадам, и по именам консулов;
и неведение, во время какого консульского правления родился
Господь и при ком Он пострадал, побудило некоторых так оши-
биться, что они полагали, будто Господь пострадал на сорок шестом

1 Имеется в виду письмо нотариев (скорописцев, стенографов, писцов), ис-
пользующих своеобразные знаки сокращения, образующие целые системы та-
ких знаков. Об одной из таких систем, получившей название тиронской, напи-
шет впоследствии Исидор Севильский. «Первым в Риме изобрел эти знаки,
но только, однако, для предлогов, Туллий Тирон, Цицеронов вольноотпущен-
ник. После него к ним прибавили по нескольку новых Випсаний, Филагрий
и Аквила, вольноотпущенник Мецената. Наконец, Сенека, собрав и сопоста-
вив все и увеличив число знаков, довел его до пяти тысяч. Они называются
знаками (notae), потому что обозначают (notant) слова или слоги установлен-
ными комбинациями 2 черт и восстанавливают их для познания (ad notitiam)
читающего. Те же, кто их изучил, называются нотариями, по преимущест-
ву» (Цит. по: Добиаш-Рождественская О. А. История письма в Средние века.
СПб., 1987. С. 185).

2 Имеется в виду Библия, или Священное Писание.


 

 

 


 


году своей жизни, так как через столько лет был построен, как
говорили иудеи, храм, в котором хранился образ тела Господа.
Мы же держимся евангельского авторитетного мнения, что Он
около тридцати лет был крещен (Лк. 3, 23)', но как долго после
этого Он пребывал в этой жизни, можно узнать из самого текста
(textus) о Его деяниях2. Однако, чтобы не возникло никакого ту-
мана сомнения, более ясно и определенно это может быть исчис-
лено из истории язычников при сравнении ее с Евангелием. Ведь
тогда окажется, что не напрасно было упомянуто о сорокашести-
летнем строительстве храма, потому что такое число нельзя бы-
ло соотнести с возрастом Господа; оно относится к более сокро-
венному устроению человеческого тела, которое ради нас не по-
гнушался принять на себя единственный Сын Бога, Которым все
создано.

43. Какой же вопрос о пользе истории разрешил наш Амвро-
сий3 (поскольку я опускаю греков) для читателей и любителей
Платона, для клеветников, которые утверждали, будто все учение
(sententiae) Господа нашего Иисуса Христа, которое признается
ими достойным удивления и прославления, он заимствовал из
книг Платона, ибо нельзя отрицать, что Платон жил задолго до
пришествия Господа в качестве человека! Разве упомянутый епис-
коп, обозрев историю язычников и отыскав, что Платон был в Еги-
пете во времена Иеремии, когда этот пророк тоже там был, не об-
наружил, что, вероятнее всего, скорее Платон заразился нашим
Писанием от Иеремии, так что он мог учить или писать то, чем по
праву восхищался4? Ибо до Писания у еврейского народа, в кото-
ром искрился культ единого Бога и из которого пришел во плоти
Господь наш, не было и самого Пифагора, у последователей кото-
рого Платон, как признают те [его почитатели], учился теологии. 1
Таким образом, по обозрении времен, гораздо более правдоподоб-
ным оказывается то, что скорее они заимствовали из нашего Писа-
ния все то, что они называли благим и истинным, чем то, что Гос-
подь наш Иисус Христос [заимствовал] у Платона, чему верить —
чистое сумасшествие.

' В синодальном тексте: «Иисус, начиная свое служение, бьи лет тридцати...»

2 Ср.: гл. 12, где речь идет о контексте (contextum).

3 Амвросий Медиоланский (ок. 340-397) — один из отцов и учителей
Церкви, епископ Медиолана (Милана), оказавший огромное влияние на Ав-
густина. Амвросий энергично противодействовал распространению ересей,
боролся с язычеством, не допускал вмешательства светской власти в церков-
ные дела. В трактате «Обязанности священнослужителей» активно проводил
идею «внутреннего человека», что обычно прочно связывают с именем Авгу-
стина, в разнообразных комментариях к Библии отрицал идею культуры как
идею светскую, опирающуюся на традицию, в пользу идеи спасения с ее опо-
рой на новизну.

4 См. об этом также: Августин. О Граде Божием. Т. 2. С. 21-23.


44. Хотя в историческом повествовании говорится о прошлых
человеческих установлениях1, саму историю не нужно считать в
числе человеческих установлений, так как то, что [в этих повество-
ваниях] передано и не может стать несвершенным, то должно нахо-
диться в том порядке времен, Создателем и Правителем которых
является Бог. Ведь одно дело — повествовать о содеянном, а дру-
гое — учить тому, что нужно делать. История повествует о содеян-
ном верно и ради пользы; книги же гаруспиков и тому подобные
писания нацелены учить, что нужно делать или наблюдать, с дер-
зостью надзирателя, а не с уверенностью свидетеля.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.