Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава VI. Подчиненность иудеев полезным знамениям




10. Это рабство, присущее иудейскому народу, сильно отлича-
лось от обычая прочих народов, поскольку они были покорены
временными вещами таким, однако, образом, что через них во всем
восхвалялся единый Бог. И хотя знамения относительно духовных
вещей они принимали за самые вещи, не зная, с чем их соотносить,
но были убеждены, что одним таким всеобщим рабством они угод-
ны Богу, Которого они не видели. Апостол пишет, что был как бы
надзор со стороны воспитателя детей (Гал. 3, 24).', и потому те, кто
накрепко утвердился в таких знамениях, пренебрегая самим Гос-
подом, когда уже пришло для них время откровения, не могли это-
го вынести (Мф. 12, 2). И оттого начальники их воздвигли клеве-
ты, будто Он исцелял в субботу (Лк. 6, 7). И народ, скованный эти-
ми знамениями, как вещами, не верил, что Бог есть или что от Бога
пришел Тот, Кто не желал заботиться о сих [знамениях], как это
соблюдалось у иудеев. Но тот, кто верил, из кого была создана пер-
вая Иерусалимская церковь, обнаружил довольно, сколь полезно
было находиться под надзором такого педагога, так как знамения,
которые были даны услужающим во времени, привязали взгляд
внимающих к культу единого Бога, Который создал небо и землю.
На самом деле и те [иудеи], так как они были духовно близки (ибо
все же учились почитать единого вечного Бога, даже исходя из вре-
менных, телесных желаний и знамений, хотя и не ведали, каким об-
разом их нужно было понимать в духовном смысле), обнаружили та-
кую восприимчивость к Святому Духу, что все свое продали и «цену
проданного», распределяя [его] между нуждающимися, сперва «по-
лагали к ногам апостолов» (Деян. 4, 34) и посвящали Богу себя пол-
ностью, как храм новый, коего земному образу, то есть храму старо-
му, они служили.

11. Ведь не написано, что это происходило с какими-либо язы-
ческими церквами, так как не столь близкими [по духу] оказались
те, кто имел в качестве богов рукотворных идолов.

Глава VII. Подчиненность язычников бесполезным знамениям

И если когда-то кто-либо из них пытался как-то истолковы-
вать те знамения, то они все сводили к заботе и почитанию тва-
ри. Что же мне, к примеру, за польза от изображения Нептуна,
которого не нужно считать богом, но им обозначается вселен-
ское море или даже все прочие воды, которые прорываются на-


ружу родниками? Как описывается каким-то их поэтом, если я
хорошо помню:

Отче Нептун, с тобой, грозно в море открытом шумящим,
Время седое рядом звучно проходит, в вечном движенье великий
Стремится к тебе океан, и длинноволосые реки блуждают...

Сладкоречие взметывает эти сладкие рожки меж нежно звуча-
щих каменьев; но это пища свиней, а не людей. Кто знает евангелие,
знает, о чем я говорю1. Что мне, следовательно, за польза, что изоб-
ражение Нептуна соотносится с таким обозначением, если я, к при-
меру, не почитаю ни того, ни другого2. Ведь для меня как какая-то
статуя, так и вселенское море не есть Бог. Я согласен, однако, что
более обречены те, кто почитает за богов человеческие произведе-
ния, чем те, кто почитает произведения Бога, но нам заповедано лю-
бить и почитать единого Бога (Втор. 6, 5), который сотворил все то,
изображения чего почитают те [язычники], или за как бы самих бо-
гов, или за как бы знаки и образы богов. Итак, если следование с
пользой установленному знаку вместо самой вещи, для обозначе-
ния которой он и установлен, есть плотское рабство, то не гораздо
ли большее — принимать знаки бесполезных вещей за самые вещи?
Если ты соотнесешь эти [знаки] с тем, что ими обозначается, и ду-
шу отдашь за почитание их, ты тем не менее не был бы лишен раб-
ского телесного бремени и одеяния.

Глава VIII. Одно дело — иудеи,

свободные от подчиненности знамениям,

Другое — язычники

12. Вот почему христианская свобода освободила как тех, кто
раболепствовал перед полезными знамениями, так и близких им
[людей], вдохновленных этими знамениями, возвысившихся до
тех вещей, знаками которых они являются (из них составились
церкви святых израильтян). У тех же, кого она нашла под [гнетом]
бесполезных знамений, она не только разрушила и устранила раб-
ское услужение таким знамениям, но даже и сами знаки, чтобы от
развращенности множеством ложных богов, что в Писании часто
называется в собственном смысле блудодеянием, они обратились
к культу единого Бога и служили бы не знакам, хотя бы и полез-
ным, но скорее упражняли бы душу в их духовном разумении.


1 Ср.: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправ-
даться верою».


' См. в Евангелии от Луки (15, 16): «И он рад был наполнить чрево свое
рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».
2 То есть ни знака, ни означаемого.


 

 

 


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.