Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Шестая — очищение сердца, седьмая ступень или цель — мудрость




9. Прежде всего, следовательно, нужно обернуться страхом Бо-
жиим для познания Его воли, [предписывающей], что мы должны
желать и от чего удаляться (Пс. 11, 2)1. Этот страх необходимо воз-
буждает мысль о нашей смертности и о будущей смерти и как бы
пригвождает к крестному древу всякое возбуждение гордыни, при-
колачивая [нашу] плоть. Затем нужно сделаться кроткими посред-
ством благочестия и не прекословить Божественному писанию,
[независимо от того], понятно оно, когда язвит некие наши пороки,
или не понятно, как будто мы можем лучше разуметь и лучше на-
ставлять. Скорее нужно думать и верить в то, что лучше и истин-
нее написанное в нем, даже если оно неясно, чем в то, что мы мо-
жем стать мудрыми лишь благодаря самим себе.

10. За этими двумя ступенями — страха и благочестия следует
третья ступень — [ступень] знания, о чем я сейчас решил вести речь.
Ибо на этой [ступени] испытывает себя тот, кто усердно стремится
к изучению Божественного писания. Ничего иного он в нем не найдет,

' Мысль о страхе Божьем как о начале познания — сквозная христианская
мысль. Ср.: «А где Бог, там и страх Божий, который есть начало премудрос-
ти»
(Пс. 110, 10; Притч. 1, 7). «Где страх Божий, там и добросовестная серь-
езность, ревностное прилежание, беспокойная забота, вдумчивое посвящение
в сан, обдуманное общение, продвижение по заслугам, благоговейное подчи-
нение, преданное служение, скромное появление, единая церковь и все — Бо-
жье» (Тертуллиан. О прескрипции против еретиков // Тертуллиан. Избран-
ные сочинения. М., 1994. С. 128; далее: Тертуллиан. Избранные сочинения).


кроме того, что нужно любить Бога ради Бога и ближнего ради Бога,
и любить Его всем сердцем, всею душою, всеми помыслами, ближне-
го же, как самого себя (Мф. 22,37-39), то есть чтобы всецелая любовь
к ближнему, равно как и к себе самим, была бы похожа [на любовь]
к Богу, Об этих двух заповедях мы толковали в предшествующей кни-
ге, когда вели речь о вещах. Значит необходимо, чтобы вначале каж-
дый обращался к Писанию, обладая любовью к этому миру, то есть
к временным вещам, и, будучи тесно с ним связан, оказывался надол-
го отлученным от такой любви к Богу и от такой любви к ближнему,
которой требует Писание. Тогда же тот страх, благодаря которому он
помышляет о Божием суде, и то благочестие, благодаря которому он
и может только верить и повиноваться авторитету священных книг,
побуждают его скорбеть о самом себе. Ибо этакое благонадежное зна-
ние созидает человека не превозносящего себя, но горько на себя се-
тующего. С помощью этого аффекта он усердными молитвами доби-
вается божественной помощи, чтобы не истощить себя отчаянием,
и ступает на четвертую ступень, то есть [на ступень] отваги (fortitudo),
где он алчет и жаждет праведности. При такой страсти он избавляет-
ся от всякой смертоносной вещной привлекательности и, вследствие
этого, отвратившись [от нее], нацеливается на любовь к вечному, то
есть на неизменяемое единство и равенство в Троице.

11. Как только он, насколько возможно, узрит Ее в сияющей да-
ли и глубоко прочувствует, что по слабости зрения он не может вы-
держать такой свет, то на пятой ступени, то есть в совете милосер-
дия, он постарается очистить некоторым образом бунтующую душу,
обеспокоенную охватившей ее нечистотой из-за страсти к низкому.
Здесь же он усердно упражняет себя в любви к ближнему и в этом
совершенствуется. И уже исполненный надежды и крепкий силами,
достигнув состояния любви к врагу, восходит на шестую степень,
где уже сам очищает око, которым может видеть Бога столько,
сколько могут видеть те, кто, по мере возможного, умирает для это-
го мира. Ибо видят они настолько, насколько умирают для этого ми-
ра, а поскольку живут в нем, не видят. И потому хотя уже истиннее
и не только терпеливее, но даже приятнее начинает казаться виде-
ние света того, однако до сих пор о нем говорят, что он видится «га-
дательно» и «сквозь [тусклое] стекло» (1 Кор. 13,12), ибо [человек]
ходит скорее «верою, чем видением (species)» (2 Кор. 5, 7), так как
мы пришельцы в сей жизни, «наше же жительство — на небесах»
(Флп. 3, 20). На этой же ступени он так очищает око сердца, что не
предпочитает истине самого себя, и не равняет [с нею] ближнего,
следовательно, и себя самого, так как [не равняет с нею] того, кого
любит как самого себя. Значит, он будет святым по сердечной про-
стоте и чистоте настолько, что не сможет отвратиться от истины ни из
человекоугодия, ни из желания избегать неких невыгод своих, кото-
рые противятся такой жизни. Такой сын достигает мудрости, кото-
рая есть последняя седьмая ступень, которою он наслаждается, уми-


 

 

 


 


ротворенный и успокоенный. Ибо «начало мудрости — страх Госпо-
день» (Пс. НО, 10). Ведь от страха к мудрости стремятся через эти
ступени и проходят их.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2457 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.