Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика социального отрицания




В обществе закон отрицания отрицания, как и иные
элементы объективной диалектики, приобретает весьма
существенное своеобразие. Оно обусловливается прежде
всего тем, что здесь отрицание непосредственно обнару-
живается в соответствующих действиях людей. Поэтому
речь должна идти о конкретных субъектах (кто отрицает)
и объектах (что отрицается) социального отрицания, его
направленности, характере, методах и средствах, результа-
тах и т.д. В истории отрицание наиболее резко проявляет-
ся в социальных революциях, в войнах, в физических
столкновениях людей.

В жизни людей отрицание - их социальное дейст-
вие. Тем самым применительно к обществу желательно
различать объективный процесс развертывания соци-
альных противоречий и сознательные практические
действия людей, направленные на отрицание конкрет-
ных явлений общественной жизни. Нередко может
наблюдаться рассогласованность действий людей и
объективного процесса самоотрицания. Поэтому в
обществе - в отличие от природы, где все отрицания
суть диалектические - возникает надобность в диффе-
ренциации соответствующих социальных действий. Не
всякое из них - диалектическое отрицание. Верно пи-
сал Г.В. Плеханов: "Если я отрицательно отношусь к
данному общественному строю, то мое отрицание
"разумно" только в том случае, когда оно совпадает с
тем объективным процессом отрицания, который про-
исходит в собственных недрах этого строя, т.е. когда
этот строй утрачивает свой исторический смысл, всту-
пает в противоречие с теми общественными нуждами,
которым он обязан своим возникновением" (39. Т.1.
С.455).

Называют диалектическим то отрицание, которое ве-
дет к социальному прогрессу. В противном случае дейст-
вие недиалектическое. Оно будет таковым, если непра-
вильно выбран объект отрицания, когда оно производится
произвольно и преждевременно, не учитывается специ-
фика отрицаемого объекта, игнорируются конкретные
условия и т.д.


При коренных преобразованиях, происходящих
ныне в нашим обществе, следует остерегаться крайно-
стей в трактовке социального отрицания - нигилизма и
эклектического плюрализма. Нигилизм - неправомер-
ная, абстрактная установка на безграничную деструк-
цию, на критику и отрицание всего и вся без анализа
конкретных ситуаций и фиксирования "положи-
тельного" в отрицаемом (в экономике, политике,
культуре, идеологии, истории). Но столь же односто-
ронне придерживаться позиции эклектического плю-
рализма, абсолютизирующего момент снятия в разви-
тии. Подобная философская установка означает, по
существу, отказ от социального отрицания, стремление
совместить принципиально чуждые друг другу явления
(тоталитаризм и демократия, гуманизм и национализм,
наука и религия, материалистическое мировоззрение и
идеализм, истина и фальсификация и т.п.).

При рассмотрении социальной специфики отри-
цания отрицания важно учитывать и то, что в обществе
появляются некоторые новые факторы возможного и
необходимого воспроизведения на высших этапах его
развития определенных черт низших ступеней. Неред-
кие в истории скачки назад, зигзаги в социальной эво-
люции, замедление темпов развития, реставрации ре-
акционных режимов и т.п. обусловливаются во многом
соотношением и борьбой общественных сил, времен-
ным поражением прогрессивных движений, незнанием
или игнорированием людьми объективных законов,
субъективизмом и волюнтаризмом в социальных дейст-
виях. В развитии антагонистических формаций со вре-
менем наблюдается усиление регрессивных тенденций,
нарастание цикличности социального процесса.

Но в истории человеческого общества отсутствует
какая-либо предопределенность, имеют место вариа-
тивность и нелинейность развития. В XX в. капитализм
ценой громадных общественных кризисов, катаклиз-
мов, с использованием достижений НТР вступил в но-
вый цикл динамичного процесса. Вместе с тем многие
кризисные явления с социальным "возвратом якобы к
старому" и повторением прошедших стадий обозначи-
лись в бывших социалистических странах. Реальный
ход событий оказался несравненно сложнее и неожи-
136


даннее, чем предполагалось многими теоретиками-
марксистами, видевшими в истории сквозь призму
догматически воспринятого отрицания только его
общую социальную схему: первобытный коммунизм -
классовое общество - социализм (коммунизм). Ны-
нешний "откат" социализма, переход к рыночным от-
ношениям и приватизация существенно изменяют каче-
ство и направленность общественных процессов и еще
раз показывают, следовательно, недопустимость интер-
претации исторического прогресса в духе простого
прямолинейного прогресса или абстрактной формулы
триады.

Итак, закон отрицания отрицания определяет в со-
вокупности своих элементов (деструкция, снятие, повтор-
ное и продолжающееся отрицание, взаимопереход проти-
воположностей, возврат якобы к прошлому и др.) общую
структуру развития как необходимость поступательного
процесса с моментами относительной повторяемости и
цикличности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.