Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектическая культура мышления и социального действия




Из альтернативных философских ориентации логи-
ки мысли только материалистическая диалектика может
быть подлинно творческим и плодотворным методом че-
ловеческой деятельности.

Методом называют сознательный способ осуществ-
ления социального действия (познавательного, производст-
венного, политического, управленческого, эстетического и
т.д.). Человек, обладающий определенным методом, соот-
ветственно организует свою деятельность. Он знает, ка-
ким образом и в какой последовательности действий мо-
гут решаться стоящие перед ним задачи. Французский
философ Р. Декарт писал, что "уж лучше совсем не по-
мышлять об изыскании каких бы то ни было истин, чем
делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно
то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрст-
вования помрачают естественный свет и ослепляют ум" (20.
С.89). Хотя метод. - форма организации мыслительной че-
ловеческой деятельности, его нельзя считать чисто субъек-
тивным явлением. Верны слова А.И. Герцена: "...Метода в
науке не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внеш-
него удобства,...она...есть самое развитие содержания, -
эмбриология истины..." (16. T.I. C.97). Поэтому определе-
ние нужного метода исследования - первостепенное дело в
науке. Совокупность знаний о методах, способствующих
отысканию плодотворных способов достижения желатель-
ных результатов, называется методологией.

Методологизация современной науки является од-
ной из ее самых характерных черт. Возрастание роли ме-
тодологии обусловливается ныне особенностями развития
науки: нарастанием в ней интеграционных процессов,
усложнением объектов исследования, широким примене-
нием вычислительной техники, повышением уровня абст-
рактности теоретического знания и пр. В чем существо
методологии! В отличии от метода как способа познава-
тельного действия под методологией, в широком смысле
слова, следует понимать мировоззренческую установку


ученого в исследовательских процедурах. Важно то, что
общественные потребности, преломляясь через методо-
логическое сознание исследователя, инженера, трансфор-
мируются в цели научного поиска. Именно на методоло-
гическом уровне осуществляется взаимодействие науки с
материальным производством и социальной практикой.

Методологическая база современной науки и со-
циальных действий представляет собой иерархическую
многоуровневую сложную систему. Ведь любой мировоз-
зренческий принцип и закон, более того - любой ком-
плекс теоретических знаний о законах объективного мира
может приобрести методологическую значимость. Это
происходит в тех случаях, когда теория используется для
объяснения данных эксперимента как средство интегра-
ции научного знания, для перехода от известного к неиз-
вестному, для прогнозирования будущих событий. Знание
(теория) выполняет методологическую функцию и тогда,
когда оно способствует процессам конструирования тех-
нических систем или служит ориентиром практических
социальных действий. Методологический подход, следо-
вательно, означает отыскание метода, обеспечивающего
эффективное решение научных и социальных проблем.
Диалектическая логика - универсальный метод и общая
методология научного познания и социального действия.
В качестве метода диалектика требует мыслить и действо-
вать в соответствии со всеобщими закономерностями ма-
териального и духовного бытия. Свою методологическую
функцию материалистическая диалектика выполняет
тем, что формирует мировоззренческую позицию людей.
Иногда утверждают, что будто бы диалектика не играет
никакой роли в процессе движения науки к новым ре-
зультатам. К тому же, как жизнь показывает, именем
"диалектики" может твориться зло. Выдвинутый Ста-
линым тезис об обострении классовой борьбы по мере
строительства социализма теоретически обосновывал мас-
совые репрессии. Т.Д. Лысенко и его приверженцы объя-
вили генетику "идеализмом" и "метафизикой". На долгие
годы в стране были прерваны научные исследования ме-
ханизма наследственности, чем нанесен существенный
вред развитию отечественной биологии. Лысенко вульга-
ризировал диалектику.


Дискредитация существа материалистической диалек-
тики происходит в случае, если применение ее метода ог-
раничивается простым подбором иллюстраций, примеров
некоторых известных всеобщих законов, когда диалектика
превращается в непосредственное орудие доказательства, в
универсальную отмычку для решения любых проблем науки.

Между тем надо избегать упрощенного подхода к
использованию диалектического метода. В методологиче-
ском анализе имеют место соответствующие познаватель-
ные процедуры, но нет никакой рецептуры, т.е. алгорит-
мически оформленной технологии движения к истине.
Такое движение невозможно без содержательного экспе-
риментального и теоретического исследования конкретных
объектов. В требованиях диалектики следует видеть по-
этому лишь общие методологические ориентиры ("орга-
нон") исследовательских действий, а не истолковывать их
как некую всеобщую абстрактную схему ("канон") позна-
ния абсолютной истины. Диалектический материализм ни
в коей мере не подменяет и не отменяет конкретных спе-
циальных исследований. Тем более для диалектики не
может быть никаких "запретных зон" науки. Ведь сама
философия без опоры на частные естественнонаучные и
социальные знания не может существовать как постоянно
развивающееся творческое учение.

Для стиля научного мышления ныне стало привыч-
ным и необходимым оперирование диалектическими про-
тивоположностями единого и множества, стохастического
и жестко детерминированного, формального и содержа-
тельного, прерывного и непрерывного, интеграции и де-
зинтеграции, относительного и абсолютного и т.д. В по-
знании природы теперь ярко и несомненно обнаруживает-
ся ее объективная диалектика. Соответственно обогащается
и методология исследовательского поиска.

Существенное общенаучное значение приобрели, в
частности, методы кибернетики и системного анализа. По-
рой эти методы даже противопоставляются в качестве но-
вой альтернативной методологии науки материалистиче-
ской диалектики. Но при всей важности они, однако, не
могут заменить диалектико-материалистические ориентиры
научного познания. В чем суть методологических выводов,
предлагаемых кибернетикой? Они сводятся к тому, чтобы в
анализе изучаемых ею систем: а) опираться на принцип
обратной связи с учетом информационных отношений;


б) выявлять адаптацию системы к внутренним и внешним
условиям ее функционирования; в) учитывать активность
самодвижения кибернетической системы; г) принимать во
внимание иерархичность (субординацию) управляющих и
исполнительных элементов (подсистем).

Метод же системного анализа предполагает: а) рас-
членение системы на составные элементы и изучение их
качественной специфики; б) выявление связей между эле-
ментами, т.е. рассмотрение структуры системы; в) раскры-
тие взаимодействия данной системы со средой, т.е. системой
большего порядка (иначе говоря, рассмотрение функцио-
нирования системы); г) определение генезиса изучаемой
системы.

Несомненна методологическая значимость отмечен-
ных эвристических ориентации в познании информацион-
ных отношений и системных объектов. Ими воспроизво-
дятся важные моменты научного осмысления действитель-
ности. Они конкретизируют требования диалектического
метода. Вместе с тем философские основы современных
познавательных действий и социальной практики выра-
жаются в существенно более полном и целостном спектре
универсальных методологических установок.

Эти общие ориентиры человеческой деятельности
формулируются, однако, не произвольно, а на основе
выявления объективно функционирующих универсаль-
ных законов структурной детерминации и развития. Ме-
тод познания составляют не сами законы и категории
диалектики, а разработанные с учетом их содержания
требования к мыслящему субъекту, принципы осуществ-
ления им социальных действий в науке и других сферах
жизни общества. Названные выше требования диалекти-
ческой логики - важнейшие философские регулятивы.
Вместе с тем они, разумеется, не исчерпывают всего ме-
тодологического арсенала диалектико-материалистичес-
кой философии. В совокупности ее фундаментальных
идей каждая из них и все они взятые в их целостной
системе выполняют существенную функцию духовной
оптимизации человеческих действий. Из содержания за-
конов диалектики вытекают, например, такие методоло-
гические нормы мысли и действия, как необходимость
обнаруживать в единичном явлении существенное и об-
щее; фиксировать возникновение системного нового ка-
чества при объединении разрозненных элементов в целое;
148


исходить в практических действиях не из возможного, а
из действительного; не допускать абсолютизации каких-
либо моментов развития (покоя, непрерывности, скачков,
деструкции, снятия, единства противоположностей, их
борьбы и т.д.). В числе философских регулятивов сущест-
венное общегносеологическое и практическое значение
имеют также выводы о необходимости каждое положение
рассматривать лишь исторически и в связи с другими, в
связи с конкретным опытом истории. Данный принцип
исторического подхода, взятый в синтезе со всей совокуп-
ностью других подобных философских идей, образует со-
держание диалектической культуры мышления и социаль-
ного действия в современных условиях. Диалектическая
культура
- это способность и стремление человека приме-
нять в познавательных и практических действиях гибкость
понятий объективно, т.е. в отражении всесторонности и
разнообразия природной и социальной действительности,
их единства и противоречивости развития.

Становление ныне новых форм общественной жиз-
ни, социальное обновление нуждаются в высоком уровне
диалектической культуры самых широких слоев населения
и, прежде всего, тех, кто действует в сферах производства,
науки и техники, политики и идеологии. Обладать разви-
той диалектической культурой ныне для инженера и гу-
манитария - значит в первую очередь уметь использовать
в своей творческой деятельности методологические ори-
ентиры мышления в их иерархической структуре (идеи
материалистической диалектики и особо в их социальном
аспекте; эвристики интегративно-научного знания - ма-
тематики, кибернетики, синергетики, системного подхода
и др.; ведущие идеи естествознания и социальной фило-
софии; общие принципы техникознания).

Далее требуется непременная ориентация гуманитар-
ной и инженерной деятельности на возвышение человека
как самоответственного субъекта современной диалектики
природы и общества, на приоритетность гуманистических
ценностей и интересов.

Все изложенное о материалистической диалектике
теперь можно резюмировать в виде следующего ее опре-
деления, дополняющего ранее известные формулировки:
диалектика есть учение о материальном единстве мира и
месте человека в функционировании всеобщих законов
его развития.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 695 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2171 - | 2061 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.