Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание как философский феномен




На протяжении всей истории философской мысли
феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глу-
бокой древности ставились вопросы о том, каким образом
из неживой природы возникли живые организмы, обла-
дающие сознанием; как осуществляется переход от ощу-
щений и восприятий к мышлению; в каком отношении
находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima -
дух) связывались с верованием людей в духов как в дви-
жущее начало. В более позднее время эти представления
получили своеобразную трактовку в религиозных учениях,
согласно которым сознание есть проявление некой нема-
териальной субстанции - "души", обладающей самостоя-
тельным существованием и не зависящей от материи, от
человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализи-
рованной форме была воспринята идеализмом, который
тесным образом примыкает к религиозным учениям.
Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоя-
тельным существованием, якобы творящим и порождаю-
щим окружающий мир, управляющим его движением и
развитием. Представители идеализма так или иначе на-
стаивают на первичности сознания по отношению к ма-
терии, считая его врожденным свойством человеческой
души. При этом сознание независимо от мозга развивает-
ся имманентно, самопроизвольно и может быть понятно
исключительно из самого себя. В античной философии
такой взгляд был свойствен Платону, который впервые
выделяет понятие идеального как некой противополож-
ности чувственно-предметному, материальному. Идеаль-


ное (бестелесный разум) - предводитель и источник гар-
монии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе
человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является
началом, регулирующим человеческое поведение. В сред-
ние века сознание трактуется как надмировое начало
(Бог), которое существует до природы и творит ее из
ничто.

Идеализм в понимании сознания присущ и дуализ-
му. Согласно воззрениям его приверженцев, психическое
и физиологическое независимы друг от друга. В частно-
сти, в дуалистической концепции Р. Декарта природа и
дух представляют собой два различных начала: основным
свойством материи является протяженность, а духа - спо-
собность мыслить. Подобно тому как идея не имеет про-
тяженности, рассуждал Декарт, так и тело не может мыс-
лить. При этом понятие сознания у него отождествляется
с мышлением, которое выражает все то, что происходит в
нас в процессе восприятия. Иными словами, Декарт ис-
толковывает сознание как замкнутый в себе внутренний
мир человека.

Взгляды Декарта оказали значительное влияние на
последующее решение проблемы сознания в истории фило-
софии: с одной стороны, они послужили отправной точкой
для дальнейшего развития механистической, натуралистиче-
ской линии анализа поведения человека и элементарных
психофизических процессов, с другой - развитию идеали-
стического представления о природе сознания.

Материалистическая линия понимания сознания
прослеживается со времен древней философии. Античные
мыслители (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) учили, что
сознание зависит как от тела человека, так и от воздейст-
вия окружающих его вещей. Такой подход к сознанию
был воспроизведен французскими материалистами
XVIII в. (Д. Дидро, К. Гельвеции и др.). Они понимали
сознание как функцию мозга и отражение действительно-
сти, отстаивали реальность сознания как активного фак-
тора жизнедеятельности человека.

Идеалистическое же направление получает даль-
нейшее обоснование у Г. Лейбница, а также у И. Канта и
Гегеля. В учении Лейбница сознание как замкнутое в себе
внутреннее образование предстает общим принципом бы-
тия. Согласно Канту, сознание абсолютно самостоятельно


по отношению к внешнему миру, в своих принципах и
априорных (доопытных) формах рассудка оно независимо
от действительности.

Для Гегеля сознание есть дух, который начинает в
стихии логики свое становление от "бездуховного" и доходит
до абсолютного знания. Он полагал, что сознание человека
определяется историческими формами общественной жиз-
ни, а рассмотрение духа является истинно философским
лишь тогда, когда он понимается как воплощение вечной
идеи.

Признание сознания как активной деятельной силы
(Лейбниц), постановка вопроса о социально-исторической
основе сознания, утверждение принципа диалектики и ис-
торизма в анализе его сущности (Гегель), акцентирование
зависимости психики человека от его телесной организа-
ции и выделение качественной специфики мышления
(Фейербах), фиксирование определяющей роли природы
по отношению к сознанию и деятельности человека, вы-
деление потребностей как побудительных мотивов взаи-
модействия человека с миром (русские революционные
демократы) - все эти аспекты феномена сознания и его
возникновения явились значительным прогрессом в ре-
шении данной проблемы.

Вместе с тем мыслители прошлого не смогли дойти
до понимания сознания как продукта социально-
исторического развития человека, как образа внешнего
мира, возникающего в результате активного преобразова-
ния людьми действительности. Эти принципиально важ-
ные аспекты проблемы сознания были успешно осмысле-
ны философией диалектического материализма, которая
исходит из органической взаимосвязи человека и природы,
рассматривая последнюю как определяющее и первичное
начало по отношению к сознанию. Сознание выступает
как особое свойство высокоорганизованной материи. Бу-
дучи специфическим свойством мозга, сознание дает иде-
альное отражение внешнего мира. Оно возникло и разви-
валось в тесной связи с развитием мозга. Наше сознание
является продуктом вещественного телесного органа -
мозга. Это не вещество мозга и не другая какая-нибудь
материя, а способность субъекта отражать вне нас сущест-
вующий мир в виде живого образа материального мира.
Отражение материи в сознании человека выступает как


его внутренний, духовный мир. Человек воспринимает
мир при помощи мозга, но сознание не просто функция
мозга, а функция специфического типа взаимоотношения
человека с миром. Суть его в том, что сознание возникает
на определенной ступени развития материи при появле-
нии соответствующих условий, необходимых для жизни.
Поэтому сознание представляет собой особую форму от-
ражения, способ регуляции взаимоотношений человека с
окружающей действительностью, возникающих на основе
его практической преобразовательной деятельности.

В современной немарксистской философии многие
мыслители придерживаются идеалистических воззрений
на проблему сознания. Так, приверженцы "философии
жизни" (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше и их по-
следователи) трактуют сознание как неотделимую от бы-
тия реальность в формах "воли", "воли к власти",
"жизненного порыва", "жизненного разума" и т.п. Созна-
ние здесь берется в своей непосредственной слитности с
"жизненной реальностью" как вид бытия, как некая спон-
танная самопроизвольная сила.

Иную модификацию идеализма предлагает филосо-
фия феноменологии (Э. Гуссерль). Для феноменологов
сознание - реальность, в формах которой нам дан мир.
Сознание есть та первичная основа, в которой "творятся"
и "рождаются" исходные смыслы всех форм человеческой
активности.

Особую известность получило учение 3. Фрейда. Он
рассматривает психику человека как сложно организован-
ную систему с. тремя сферами: "Оно" (глубинный слой
бессознательных влечений), "Я" (сфера социального, по-
средник между бессознательным и внешним миром),
"Сверх-Я" (социальность внутри сознания человека; ин-
станция, олицетворяющая собой установки общества,
своего рода моральная цензура). Фрейд, по существу, ре-
дуцирует сознание к бессознательному, считая, что "Я"
превращает обыкновенную волю инстинктов "Оно" в дей-
ствие, как будто бы это было его собственной волей.
Здесь при верном фиксировании важной роли в поведе-
нии человека неосознаваемых явлений психики все же
неправомерно принижается значение социальной состав-
ляющей сознания.


Вместе с тем сознание находится в сложном взаи-
модействии с различными формами неосознанных, бес-
сознательных актов, определяющих поведение личности.
Некоторые из этих актов совершаются автоматически, не
подконтрольны сознанию (концепция установки Узнад-
зе). В тех случаях, когда бессознательное вторгается в
сознание, и последнее не способно противостоять ему,
происходят различные психические расстройства (страх,
навязчивые и бредовые идеи, состояние тревоги и т.п.).

На формирование сознания решающее воздействие
оказывает культура в целом, в то же время и бессознатель-
ное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детер-
минирует сознательные действия и поступки. Бессозна-
тельное накапливается в виде информации, определяющей
вкусы, привычки и т.п., и остается в памяти человека, в том
числе и в виде социального опыта человечества (архетипы,
традиции), что оказывает так или иначе воздействие на соз-
нание. С другой стороны, накопленные знания, опыт, со-
циокультурные традиции в процессе становления личности
выступают решающим фактором формирования сознания,
они в целом и определяют то, что человек - это, в первую
очередь, сознательное существо.

Сознание существует как субъективный образ объ-
ективного мира, как способ социальной регуляции чело-
веческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле,
что образ - это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека.
Иное дело, что этот образ, если он верно отражает мате-
риальное, объективен по своему содержанию.

С уяснением природы подсознательного нередко свя-
зана и определенная область психологических исследова-
ний - так называемая парапсихология. Данное направление
ведет изучение форм чувствительности, обеспечивающих
способы приема и передачи информации, не объяснимые
известными органами чувств ("сверхчувственное воспри-
ятие"). Речь идет о таких явлениях, как телепатия, экстра-
сенсорика и т.п. Множество факторов, свидетельствую-
щих о наличии сверхчувствительного восприятия, не дает
основания отвергать существование неизвестных науке
форм чувствительности, а следовательно, и возможности
расширения границ познания. Вместе с тем для изучения
подобного рода явлений еще не разработан соответст-
вующий понятийный аппарат и методы познания. Тем


самым не следует переоценивать значимость имеющихся
необъяснимых современной наукой фактов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1863 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.