Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 9. Закон отрицания отрицания




Диалектика отрицания

Законы диалектики функционируют не изолирован-
но, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе проти-
воположностей и переходе количественных изменений в
различия качественные, развитие тем самым содержит в
себе как свой существенный и необходимый момент отри-
цание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция
в осуществляющихся качественных преобразованиях и
связь между различными ступенями развития определяется
законом отрицания отрицания.

Исходным в анализе его содержания является,
конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания
философская мысль сталкивается, собственно говоря,
при самом ее зарождении. Это обнаруживается в инте-
ресе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и
небытия, существования и уничтожения. Уже в древне-
индийской философии, например, такие вопросы об-
суждались весьма оживленно. По учению материали-
стов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные
виды небытия или отрицания: предшествующее небы-
тие, небытие вещи в результате ее разрушения, несу-
ществование одной вещи как другой и т.д.

С различных философских позиций трактовалась
проблема бытия и небытия античными мыслителями
(Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.).
И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания
и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими
философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С
тем или иным толкованием отрицания связывалось в ко-
нечном счете представление о характере происходящих в
действительности изменений, о развитии мира. Очень
точно диалектическое измерение отрицания выразил
Н.Г. Чернышевский: "Только сила отрицания от всего
прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее"
(62. T.I. С.413).

Далеко не все философы были согласны с подобной
трактовкой отрицания. Многие из них отождествляли его с
актом простого разрушения вещей. Отсюда делались выво-
ды, что в природе и обществе нет, по существу, никакого


развития к новому. Весьма распространенным в древности
был взгляд, что "золотой век" человека - в прошлом, а по-
следующая история - это постоянное движение общества
по нисходящей линии, по пути регресса. Так, древнегрече-
ский поэт Гесиод учил: век человеческого счастья, золотой
век, остался позади. Зло в жизни неотвратимо, его "избег-
нуть никак невозможно".

Наряду с подобными сугубо пессимистическими
представлениями о движении общества вспять существо-
вали в прошлом концепции вечного круговорота явлений
в мире. Таково учение древнеиндийского идеализма о пе-
ревоплощении душ, об обреченности человека на вечное
пребывание в круговороте эмпирического существования
и постоянное возрождение в нем в соответствии с харак-
тером деяний в предыдущих рождениях. В Новое время
идею исторического движения как вечного круговорота
выдвинул итальянский ученый Дж. Вико. В его представ-
лении общество совершает будто бы непрерывно повто-
ряющиеся круговороты: период детства, когда господствует
религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает
период юности с господством аристократии и рыцарства;
период зрелости, когда процветают наука и демократия и
когда общество вместе с тем идет вспять, к упадку. Пери-
од упадка сменяется вновь периодом детства, последний -
периодом юности и т.д.

Трактовка действительности в концепциях регресса
и круговорота носит односторонний характер. В них иг-
норируется сложность процесса отрицания и многообра-
зие его форм. Не менее ошибочно, однако, принижать
"силу отрицания", не видеть его функции разрушения
старого. Подобные метафизические установки свойствен-
ны различным теориям прямолинейного прогресса. По
учению французского социолога М. Кондорсе, история -
путь прямого подъема на основе безграничного совер-
шенствования знания и способностей людей. Буржуазный
строй здесь провозглашался как вершина "разумности" и
"естественности". К тому же капитализму приписывалась
способность к безграничному прогрессу.

В современной философии и социологии обнаружи-
ваются различные трактовки развития. Многие их пред-
ставители придерживаются, по сути дела, концепции
прямолинейного прогресса. Она образует философскую
126


базу учений о "постиндустриальном, технотронном,
"компьютерном", "информационном" и т.п. обществе. В
них исключается проблема социального отрицания, по-
скольку все обусловленные современным научно-техни-
ческим прогрессом изменения происходят, по утверждению
западных теоретиков, в рамках существующих капитали-
стических отношений.

Вместе с тем ныне в общественном сознании пропа-
гандируются и иные идеи: о крахе цивилизации, кризисе
культуры, о наступлении времени нигилизма, о прекраще-
нии всякого прогресса. Усиливают подобные настроения
социального пессимизма (пророками которого выступа-
ли, в частности, немецкие мыслители Ф. Ницше и
О. Шпенглер) зловещая тень возможной ядерной ката-
строфы, нарастание экологических и других глобальных
проблем. В социальном мышлении все больше преобла-
дает соотнесение слова "отрицание" с разрушением
(общественного порядка, морали, религии, семьи и т.д.).
Отрицание - это терроризм, аморализм, авангардизм, на-
силие и пр. Идеологи кризисного сознания возводят от-
рицание в определяющую черту современного человека. К
известным определениям человека как "разумного",
"умелого", "надеющегося", "прекрасного" ныне добавлено:
гомо неганс - человек отрицающий. Отрицание часто к
тому же трактуется исключительно в духе упомянутой ра-
нее "негативной диалектики" с ее "великим Отказом",
безграничным разрушением.

Между тем и огульное отрицание, и фактический
отказ от него в концепциях круговорота и прямолиней-
ного прогресса - равно метафизически-односторонни.
Ими абсолютизируется какая-то грань, черта, момент
сложнейшего действительного процесса развития. Раз-
витие надо понимать во всей его противоречивости.
"Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступе-
ни, - писал В.И. Ленин, раскрывая одну из существен-
ных черт диалектико-материалистического мировоззре-
ния, - но повторяющее их иначе, на более высокой базе
("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спи-
рали, а не по прямой линии..."(25. Т.26. С.55). Ключ к
пониманию данной закономерности развития содержит-
ся в правильном истолковании существа категории от-
рицания.


Что же фиксируется ею? Для многих философов от-
рицание - чисто логическая процедура. В материалисти-
ческой диалектике оно - один из важнейших ее элемен-
тов. В самом деле, в ходе развертывания противоречий
объективной действительности имеет место их разреше-
ние, происходит качественное изменение явлений, а зна-
чит, уничтожение одних и возникновение других матери-
альных структур. Материя не уничтожима, но преходяще
любое ее состояние. Тем самым все существующее содер-
жит в себе и бытие, и небытие; есть единство бытия и
небытия. Небытие - всегда небытие нечто, небытие чего-
то конкретного. Другими словами, небытие данной вещи
суть ее "инобытие", а не пустое ничто. В философии ка-
тегория отрицания
означает действие, в результате кото-
рого осуществляется процесс превращения вещи в нечто
существенное иное вследствие свойственных ей внутрен-
них и (или) внешних противоречий. Здесь наблюдается
взаимопереход бытия и небытия. Роль отрицания в диа-
лектике состоит в том, что оно завершает изменение в
пределах старого качества и означает становление новой
вещи. Без отрицания (и предполагаемого им скачка) ма-
терия вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без
отрицания не было бы развития, не было бы перехода от
низшего к высшему. Ни в одной области не может проис-
ходить развитие, не отрицающее своих прежних форм
существования.

Поскольку противоречия имеют объективный и все-
общий характер, постольку отрицание следует рассматри-
вать необходимым и универсальным моментом развития.
В неорганической природе, например, отрицание обна-
руживается в космогонической активности ядер галактик;
взрывах, распаде и образовании звезд и звездных ассо-
циаций; во взаимопревращениях и аннигиляции элемен-
тарных частиц; в разрушении горных пород под воздейст-
вием различного рода внешних факторов (воды, ветра,
температуры и т.д.); в разложении и соединении молекул
при химических реакциях и т.д. Отрицание является не-
обходимым моментом и в сфере живой природы. В про-
цессе эволюции исчезали многие органические формы,
уступая место новым, более приспособленным к изме-
нившимся условиям жизни. И в развитии отдельных ор-


ганизмов жизнь невозможна без своей противоположно-
сти, без своего отрицания - смерти.

Отрицание осуществляется на основе развертываю-
щихся противоречий. Поэтому оно суть самоотрицание
вещи, особая стадия ее собственного развития. Последо-
вательная смена поколений ЭВМ составляет содержание
прогресса компьютерной техники. Часто спрашивают: "А
если вещь просто уничтожить - зерно размолоть, насеко-
мое раздавить и т.п., то здесь нет "самоотрицания" и, по-
лучается, нет никакой диалектики?" Однако так называе-
мое "внешнее" отрицание, процесс "размалывания" или
"растаптывания", если его брать не как отдельный изоли-
рованный акт, а в системе объективных взаимосвязей ве-
щей, не находится за пределами диалектики. Так, гибель
живого организма означает прекращение его индивиду-
ального развития·, но отдельные особи существуют только
как элементы видовой или родовой целостности. Слож-
ные внутривидовые и межвидовые связи приводят к тому,
что отношения разных жизненных форм, особенно пищи
и ее потребителей, сопровождаются развитием взаимных
приспособлений. В этих случаях, даже при сохранении
агрессивности отношений, враг-истребитель может стано-
виться необходимым условием существования преследуе-
мого вида. Существование степных дерновинных злаков
невозможно без подстригания их животными, по пре-
имуществу копытными. С жизнью грызунов связано су-
ществование многих видов степного и лугового разнотра-
вья. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях
хищников и их жертв. Хищники выполняют так называе-
мую санитарную роль, выборочно истребляя слабых и
больных особей, что способствует оздоровлению вида
жертвы и уменьшает опасность распространения- губитель-
ных инфекций. Во всех случаях результатом борьбы за су-
ществование, как отмечал академик И.И. Шмальгаузен,
явится избирательный характер смертности, т.е. преоб-
ладающая гибель особей, менее защищенных, менее воо-
руженных в этой борьбе, а тем самым переживание и ос-
тавление потомства более "приспособленными" особями
данного вида организмов.

Значит, "самоотрицание" и "внешнее отрицание"
различаются вовсе не тем, что одно из них является диа-
лектическим, а второе - "недиалектическим". Просто надо

ПО

5 Зак. 83 J


признать, что в объективном мире и в живой природе, в
частности, проявления отрицания разнообразны. Их можно
свести к трем видам.

Те отрицания, о которых только что шла речь, ло-
гично называть деструкцией. При деструкции происходят
явления, которые в языке обыденной речи фиксируется
терминами: разрушение, распад, гибель, исчезновение, от-
мирание и т.п. Конкретно деструктивное отрицание может
выражаться в смене более высокого типа целостности низ-
шим, в ликвидации всякой целостности, в разрушении
структуры системных объектов, в их дезинтеграции. Дест-
рукция биосистем, например, характеризуется такими чер-
тами, как разрыв связей внутри структуры, обособление и
дифференциация действий ее компонентов, рассеивание
энергии и вещества, ограничение возможностей накопле-
ния и реализации информации и др.

Наряду с деструкцией в объективной диалектике
природы и общества существенное значение имеют про-
цессы так называемого снятия. Снятие - особый вид от-
рицания. Это такое действие, когда при упразднении ве-
щи в целом сохраняются отдельные ее элементы и звенья
структуры. Старое состояние преодолевается, таким обра-
зом, с "удержанием положительного". Отрицание здесь
непосредственно выступает как момент связи и развития
от низшего к высшему. Возникшая в результате такого
"удержания положительного" из отрицаемого новая форма
(система, явление и т.д.) необходимо предстает как более
высокая и богатая ступень поступательного движения.
Так, последовательно обнаруживается снятие в соотноше-
нии социальной, биологической, химической и физиче-
ской форм движения материи. На уровне же отдельных
сфер объективной действительности снятие, например,
предстает как сохранение ранее образовавшихся элек-
тронных слоев при дальнейшем усложнении внутриатом-
ной структуры в ряду химических элементов. Развитие
общества обеспечивается выступающей в виде снятия
преемственностью поколений людей, производительных
сил, социальным наследованием.

Третьим видом отрицания можно считать такие ка-
чественные изменения, при которых имеет место переход
от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой
при сохранении самой ее основы. Из зерна овса всегда вы-
130


растает овес, а не ячмень. Но в пределах одной и той же
"основы" (генотип овса) вычленяются отрицающие друг
друга ступени развития растительного организма: зерно,
прорастание, колошение. Такое отрицание называется
трансформацией. Ребенок, подросток, юноша, молодой
человек, зрелый и пожилой возраст, старость - таковы
ступени трансформации человека как личности. Каждая
последующая из этих стадий индивидуальной жизни есть
отрицание предыдущей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.