Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений




Качество и количество

Обыденное и философское сознание еще тысячеле-
тия назад зафиксировало феномен возникновения в ре-
зультате накопления постепенных незначительных коли-
чественных изменений нового качества (достаточно хотя
бы напомнить древние софизмы "лысый", "куча"). Но
долгие времена правильного объяснения процесса порож-
дения нового не было, поскольку категории количества и
качества нередко чрезмерно противопоставлялись друг
другу.

В период господства механистических воззрений на
мир игнорировались качественные различия между явле-
ниями. В истолковании действительности преобладал чисто
количественный подход. Так, преформисты (А. Левенгук и
др.) в XVII в. полагали, что никаких новообразований в
индивидуальном бытии организма нет. В зародыше его уже
даны сформировавшиеся части (органы, ткани, структу-
ры) взрослого организма. Многие философы метафизиче-
ски пренебрегали спецификой высших и низших форм
материи. Французский философ Р. Декарт утверждал, что
растение - такой же механизм, как и часы. Законами ме-
ханики он объяснял и все отправления организма живот-
ных. Спустя век после Декарта материалист Ламетри
обосновывал уже тезис "человек-машина".

Наряду с отрицанием качественных различий между
вещами и разными уровнями организации материи из-
вестны и концепции, в которых эти различия крайне аб-
солютизировались. Качество в них трактовалось как нечто
существующее в предмете независимо от его количест-
венных параметров. В средневековой философии каждая
вещь представлялась как нечто двойственное: чувственно


воспринимаемый предмет и внутреннее "скрытое качест-
во". Последнее выступает в виде особых сущностей, кото-
рые в принципе могут переходить от одного объекта к
другому. Так, огонь потому горяч, что обладает "скрытым
качеством" иметь температуру. Переход в другое состоя-
ние означает потерю телами такого качества и принятия
другого.

Из идеи скрытых качеств исходили алхимики. Для
них "начала" вещей образуют самостоятельно существую-
щие свойства горючести, огнестойкости, летучести и др.
Сочетая носителей соответствующих скрытых качеств
("серу", "ртуть", "соль" и т.д.), алхимики стремились с по-
мощью философского камня осуществить трансмутацию
вещества: свинца в золото. Ожидалось, что подобное пре-
вращение качеств достигается такими операциями над
веществом, как кальцинация, сепарация, сублимация,
ферментация и др.

Известны и иные проявления метафизической абсо-
лютизации качественных различий: флогистонное учение
в химии, учение о теплороде в физике и т.д.; жесткое
противопоставление растительного и животного "царств",
природы и человека, психического и физического. В тех
редких случаях, когда при подобной трактовке качества
становился вопрос о развитии, оно изображалось как ряд
обусловленных внешней силой (в конечном счете Богом)
случайных переворотов или катастроф, актов божествен-
ного творения.

Современный вариант рассматриваемой метафизи-
ческой односторонности образует, в частности, концеп-
ция "эмерджентного реализма" английского философа
К. Поппера. Он полагает, что направление космической
эволюции носит случайный характер и непредсказуемо
для человеческого сознания. Появление жизни на Земле,
человека, культуры можно понимать лишь как своего ро-
да внезапные "мутации". Конечно, в становлении жизни
элемент случайности сыграл, несомненно, существенную
роль. Но игнорировать объективную возможность и зако-
номерность порождения живого из неживого и восхожде-
ния от природы к человеку неправомерно. Поппер, по его
собственному признанию, - противник детерминизма.
Тем самым для него не существует и необходимой связи
между качеством и количеством.


Что же такое качество и количество? Данными фи-
лософскими понятиями выражаются многообразие дви-
жущейся материи, пространственно-временные отноше-
ния предметов и явлений, их различия и общность. Если
категорией противоречия фиксируется, как отмечалось,
отношение (противоположностей), то понятия качества
и количества касаются прежде всего свойств вещи и лишь
через них характеризуют саму данную вещь. Свойство -
присущая предмету способность взаимодействовать с
другими вещами, порождать в них какие-либо изменения
и самому претерпевать их. Человеку, например, свойст-
венны ум, знания, рост, вес, физическая сила, труд, соци-
альные чувства и действия и многое иное.

Как различные свойства вещи качество и количество
соотносятся друг с другом? Категория качества выражает в
первую очередь целостность предмета, интегративную со-
вокупность его признаков. Понятием же количества фик-
сируется их дифференцированность. Качество определяет
специфику вещи, количество - ее сходство и соизмери-
мость по однородным признакам с другими предметами.
Качество есть нечто устойчивое во взаимодействии вещей,
отграничивает их друг от друга. Количество же подвижно и
изменчиво. Оно относительно безразлично к бытию пред-
мета. Качество же, напротив, образует такую определен-
ность вещи, которая неотделима от нее.

Итак, качество - это неразрывно связанная с суще-
ствованием предмета целостная внутренняя совокупность
его отличительных свойств. Колшество же - характери-
стика вещи по внешним для нее и тождественным с дру-
гими предметами параметрам.

Иногда спрашивают: одно или много качеств у пред-
мета? В такой постановке вопрос абстрактен. Конечно, в
конкретном взаимодействии вещей они всегда проявляются
как одно и то же качество. Но в других отношениях, с
другими вещами могут обнаруживаться иные качества. Тем
самым любая вещь характеризуется многокачественностью,
а также количественным многообразием. Одно и то же
свойство предмета и их целостная совокупность в различ-
ных отношениях к другим вещам предстают то как каче-
ственная его определенность, то как количественная.

Возьмем, например, алмаз. По твердости он превос-
ходит все остальные вещества. Твердость и образует его


качество, если алмаз применяется как абразивный матери-
ал. В каменоломнях добывают мрамор с помощью алмаз-
ных пил. Качество твердости используется при обработке
стекла. Если бы алмаз не обладал названным качеством, он
не мог бы применяться в виде инструмента. Но, помимо
твердости, у алмаза много иных свойств. Различен его
цвет: в природе алмаз встречается в виде отдельных кри-
сталлов, бесцветных или окрашенных примесями. Алмаз
могут получать синтетически из соединений углерода при
высоких температурах и давлениях. Алмаз имеет форму и
т.д. С практической точки зрения все подобные свойства
являются несущественными (количественными) характе-
ристиками абразивного материала.

Если же алмаз берется в качестве драгоценного
камня (бриллианта), то здесь имеет значение уже не
столько его свойство твердости, сколько способность под-
даваться огранке, иметь различный цвет и т.д. Когда же,
наконец, алмаз рассматривается в аспекте его химиче-
ского строения, то и твердость, и цвет, и способность к
огранке и т.п. свойства оказываются несущественными,
ибо в данном случае главное, что алмаз - особое видоиз-
менение, аллотропическая модификация углерода. В хи-
мическом взаимодействии поэтому алмаз, графит, карбид
и уголь суть одно и то же качество, проявляющееся в со-
ответствующих свойствах углерода в специфического типа
химических реакциях.

В каждом из своих качеств алмаз имеет и опреде-
ленные количественные свойства: в функции абразивного
материала - сравнительную с другими веществами степень
твердости; как драгоценный камень - размер, интенсив-
ность блеска; в качестве аллотропической модификации
углерода - силу химической связи. Так, по шкале Мооса
твердость алмаза равна 10. Масса бриллиантов измеряется
в каратах (0,2 г). Сила химической связи определяется
особенностями кристаллической структуры алмаза.

Для выражения количественной определенности в
математике используются понятия величины и числа.
Если исторически понятие величины связано с процеду-
рой измерения тел определенным масштабом, то число -
с фиксированием ее результата, а также с операцией
счета. Различают величины скалярные, векторные, тен-
зоры, бесконечно малые и др. Числа дифференцируются


на натуральные, рациональные, вещественные, ком-
плексные, гиперкомплексные, кватернионы и т.д. Пол-
ностью отождествлять, однако, категорию количества с
математическими понятиями величины и числа было бы
неверно. Количественные отношения могут также уста-
навливаться использованием сравнительной степени
прилагательных, наречий ("талантливее", "прогрессив-
нее", "резче", "выше", "интенсивнее", "ответственнее",
"инициативнее" и др.).

В свою очередь качества могут различаться по ос-
новным формам движения материи (физические, химиче-
ские, биологические, социальные), по степени общности
(всеобщие, общие, частные), по отношению к восприни-
мающему их человеку ("вторичные" и "первичные") и т.д.
Среди социальных качеств выделяются материальные и
духовные; общеисторические и формационные; они могут
быть экономическими, политическими, нравственными,
эстетическими и др. Есть качества предметно-структурные
(дерево, железо) и функциональные (стул, нож). Каждое
из подобных многообразных качеств имеет свою количе-
ственную определенность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 537 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.