Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика и логические противоречия




Противоречивость бытия (природы и общества)
не может не находить выражения в познавательных
действиях людей. Противоречия познания многообраз-
ны и разнородны. Среди них можно, например, выде-
лить противоречия между результатами теоретического
познания с его абстракциями, идеализациями, упро-
щениями и результатами непосредственного опыта;
противоречия между накопленными наукой знаниями
и исторически ограниченными возможностями их
практической реализации в технике и технологии;
противоречия между неполнотой знаний, достигаемых
на каждой ступени исторического развития, и беспре-
дельными возможностями познания, определяемыми
практической неисчерпаемостью исследуемого объекта,
и т.д.


От подобного рода противоречий, называемых гно-
сеологическими, следует отличать логические противо-
речия. Мышление ученого, конструктора, инженера,
всякая творческая деятельность состоят в выявлении и
разрешении таких противоречий. Многие из них возни-
кают потому, что познающее мышление имеет дело с
противоречиями, не свойственными самому объекту. В
экспериментальных науках, например, могут возникнуть
логические противоречия при употреблении в целях
описания и объяснения некоторых фактов и положений
неадекватных им научных терминов и понятий. Такие
противоречия преодолеваются путем уточнения смысла
используемого термина или замены его более точным.
Неточное понятие "теплота" (в субстанциональных
теориях тепловых процессов), в частности, было за-
менено более точным понятием "количество тепла" и
"температура".

Часто противоречия в мыслительном процессе
возникают из-за нарушений законов формальной логи-
ки: законов тождества, противоречия и др. Логические
противоречия в этом случае выступают в виде парало-
гизмов
(непреднамеренная ошибка в умозаключении) и
софизмов (ошибка, сделанная с намерением ввести ко-
го-либо в заблуждение). Подобные противоречия по
природе своей субъективны и не отражают противоре-
чий сущности и движения самого объекта. Закон про-
тиворечия в формальной логике требует, чтобы в одном
умозаключении не содержалось о предмете противоре-
чащих друг другу суждений. Два противоположных ут-
верждения о чем-то в одном и том же отношении не
могут быть равно истинными. Значит, если в чьих-то
рассуждениях или в какой-либо научной теории появи-
лись или существуют формально-логические противо-
речия, то это свидетельствует об их несовершенстве и
необходимости дальнейшего уточнения или даже во-
обще отказа от них.

Но было бы неправильным считать все противо-
речия аномалией мыслительной деятельности. Ведь
мышление - это живой процесс познания человеком
объективной реальности, которая противоречива и
многообразна. Диалектика развития мысли реализуется
в логических структурах взаимоисключения и единства


противоположностей. Путь познания объективного
противоречия может выражен предложенной советским
философом Б.М. Кедровым схемой:

Так именно происходило, например, в истории фи-
зики и химии раскрытие единства прерывности и непре-
рывности, волнообразности и корпускулярности структуры
вещества и света.

При воспроизведении в мышлении противоречий
объекта осуществляется предварительное их расчленение
на противоположные стороны с последующим восста-
новлением взаимосвязи этих сторон как единства проти-
воположностей. Стремление выразить в понятиях сущ-
ность предмета приводит к появлению особого рода
логических противоречий - апорий, антиномий, парадок-
сов.
Они фиксируют ситуации, возникшие в ходе науч-
ного исследования, когда приходится прибегать к вы-
ражениям типа: "да и нет", "есть и не есть". Формаль-
ная логика истолковывает подобные утверждения как
заведомо ложные и нарушающие ее законы. Но такие
ситуации возникают, однако, не из-за ошибок в рассу-
ждениях. Они характеризуют особый этап отражения
мышлением действительности. В данном случае проти-
воречивые суждения вызывают объективные противоре-
чия. Эти взаимоисключающие суждения совместимы в
одной теории, поскольку фиксируемые в них свойства,
противоположности совместимы и в самом объекте. Ус-
тановление такого единства противоположностей в тео-
рии движет наше познание вперед, но не путем устране-
ния противоречий, а посредством их развития.

К диалектико-логическим противоречиям относит-
ся, например, парадоксальное утверждение: "Движущееся
тело находится и не находится в один и тот же момент в
одной и той же точке", "Электрон есть и волна, и корпус-


ческой теории (математической логики, модальной логики,
конструктивной логики, логики высказываний и т.п.). Ме-
жду тем абсолютизация положений и законов формальной
логики служила в прошлом основой метафизического ме-
тода мышления. Узко трактуемая логика являлась теорети-
ческим обоснованием недиалектических воззрений на мир.

Первую попытку по-иному подойти к вопросу о со-
отношении онтологии, гносеологии и логики, преодолеть
существовавший ранее разрыв между ними, предпринял
Гегель. Но он исходил из идеалистически понимаемого
принципа тождества мышления и бытия. Законы мышле-
ния у Гегеля являются одновременно и законами действи-
тельности. По его учению, в основе всего лежит некая
идея, мышление как таковое. Весь процесс развития бытия
поэтому предстает у немецкого диалектика-идеалиста как
познание мышлением самого себя. По сути дела, у Гегеля в
логику превращается вся философия, в логике он растворя-
ет и онтологию, и гносеологию.

В отличие от формальной логики с ее устойчиво-
стью предметов мысли, логика диалектическая - мышле-
ние в единстве противоположных категорий. Она есть
учение о том, как в человеческих мыслях и понятиях от-
ражается вечно изменяющийся и развивающийся мир.
Главное в диалектической логике - вопрос об адекватно-
сти отражения в сознании людей реального содержания
объективных процессов. Естественно, что диалектическая
логика, в отличие от формальной, имеет дело не с гото-
выми понятиями, а с развивающимися структурами мыш-
ления. Она исследует понятия в их возникновении и
движении, в многоаспектных взаимосвязях.

Диалектическая логика предъявляет,к мышлению
ряд серьезных требований. Наиболее важные из них
В.И. Ленин выразил так: "Чтобы -действительно знать
предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все свя-
зи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого
полностью, но требование всесторонности предостережет
нас от ошибок и омертвления. Это, во-первых. Во-
вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать
предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит
иногда Гегель), изменении... В-третьих, вся человеческая
практика должна войти в полное "определение" предмета
и как критерий истины, и как практический определитель


связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых,
диалектическая логика учит, что "абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна". (25. Т.42. С.290).

Альтернативу диалектической логике составляют
софистика, эклектика, догматизм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.