Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители поздней европейской схоластики о познании




 

 

Это схоластика ХIV — ХV веков, периода разложения больших фило­софских и теологических систем. На нее оказало влияние усиление интереса в обществе к научным (конкретным) исследованиям, включая гуманитарную область (экономические науки). Давало себя знать усиление светских начал в духовной и культурной жизни Европы. Изменения в схоластике связаны также с появлением, наряду со старыми, новых университетов (в Праге, Кракове, Вене, Гейдельберге, Кельне, Эрфурте, Лейпциге, др.).

Внутри схоластики появляется критика схоластики. Усиливается борьба школ выступающих за модернизацию, либо за сохра­нение традиционной схоластики.

Иоанн Дунс Скот

Иоанн Дунс Скот (1266 — 1308 гг.) — мыслитель, философ, основной противник Ф. Аквинского этого периода. В 23 года стал профессором теологии, сначала в Оксфорде, потом в Париже. Был прозван "тончай­шим доктором".

Главный труд Дунса Скота — комментарии к " Книгам сентенций " Петра Ломбардского. Он написал также " Комментарии к Аристотелю ".

Дунс Скот пришел к выводу о несовместимости аристотелевской философии и теологии. Он критиковал тех, кто слишком тесно связы­вал теологию и философию.

Дунс принимал понятийный реализм Ф. Аквинского, но более высоко ценил индивидуальное. Говорил, что именно индивидуальное явля­ется совершенной и истинной целью природы, ее последней реальностью.

Скот считал, что воля следует за разумом. Разум определяет, что воля должна делать как наилучшее. Воля находится в распоряже­нии разума. Мышление активно.

Дунс Скот не опровергает то, что хотели доказать другие схолас­ты. Он согласен с основными принципами веры. Но Дунс критиковал способ рассуждений и метод многих схоластов. Например, он считал, что задачей философии являются не размышления о мире, а исследова­ние воззрений представителей других наук, исследование способов рассуждений (рефлексии) о мире. Т. е. предметом философии в его по­нимании должны быть формы, методы и возможности мышления сами по себе. Перенос акцента на метод философии готовил изменения и в самом видении мира.

Экхарт

Иоганн Экхарт, или Мастер (Мейстер) Экхарт (ок. 1260 — 1327 гг.) —представитель позднесхоластической мистики. Занимал высокие цер­ковные должности. В конце жизни был обвинен в заблуждениях: 28 его тезисов были осуждены. Позднее все его труды были осуждены как еретические.

Произведения Экхарта имели вид проповедей, в которых выража­лось интенсивное религиозное переживание Экхарта. Экхарт обращается не к миру или природе, а к богу и душе. Его учение о боге — негативная теология. Бога, как полностью трансцендентного, Экхарт именовал божеством. Божество порождает троичного, триединого бога. Таким образом, божество вступает в отношение " субъект-объект ". Субъ­ект — это бог-отец. Объект — сын божий.

Экхарт исходит из мистического понимания единства бога и чело­веческой души. Душа человека тоже триедина. Она распо­лагает тремя низшими душевными силами (эмпирическое познание, воз­будимость, желание) и тремя высшими — памятью, разумом, волей, которым соответствуют вера, любовь, надежда. Над всеми этими душевны­ми силами стоит "высший разум", "свет духа" в виде божественной " искорки ".

Спасение и блаженство человека Экхарт видит в созер­цающем познании бога. Такое мистическое познание достижимо уже в этой жизни. Подобный мистицизм отвечал на возрастание требований чувствен­ной жизни, которые не удовлетворялись интеллектуальным схоластичес­ким объяснением жизни человека.

Уильям Оккам

Уильям Оккам (ок. 1290 — 1349/50 гг.) — наиболее последовательный представитель номинализма в поздней схоластике. Его считают послед­ним представителем схоластики. Был прозван "непобедимым доктором". Приютившему его королю Людовику Баварскому Оккам сказал: "… защищай меня мечом, а я тебя пером". Папа отлучил Оккама от церкви. Воззрения Оккама было запрещено преподавать и даже цитировать.

Трактаты Оккама посвящены в основном логике. Он также много комментировал, в частности " Физику " Аристотеля.

Подход Оккама характеризовался антисистематичностью, антидогматичностью, антирационалистичностью, антиреалистичностью. Оккам был последовательным сторонником номинализма. Он фактически привел номинализм к победе над реализмом. Для него единичное как таковое, и только оно, является реальным. А общее — это то, что должно быть объяснено, что и было основным предметом исследований Оккама.

Логику Оккам определял как науку о знаках. Общие понятия — тоже знаки, они суть копии единичных реальных вещей. Идеи в боге — это лишь знание бога о единичных вещах. По Оккаму, существует не "мно­жество", а много вещей. Познание основывается на подобии предметов и знаков, которые их обозначают.

Всю теологию, а не только мистерии, необходимо исключить из об­ласти объяснения на основе разума. Догматы, по Оккаму, стоят вне разума. Более того, они стоят против разума. Оккам допус­кает доказательства бытия бога на основе опыта. Но такие доказа­тельства у него не имеют статуса необходимости, лишены убедительно­сти. Разум может обосновать только вероятное существование бога.

Основа человеческого знанияединичный опыт, который ничего не говорит о существовании бога. Естественное знание о боге невоз­можно. Теология как наука, поэтому, невозможна, в ней не может быть точных доказательств. Оккам соглашался с Дунсом Скотом в том, что, то, что истинно для теолога, для философа может быть ложным.

Оккам разрывает связь теологии и философии, веры и науки. Эти области у него становятся самостоятельными. Их связывает только принцип двух истин (двойственная истина). Но он защищает веру, что противоречит его собственному подходу.

Николай из Отрекура

Николай из Отрекура — номиналист, учение которого в 1346 г. было осуждено папским судом. Он считал абсолютно ясным принципом лишь закон противоположностей.

Николай отвергал принцип причинности, говорил, что из опыта можно знать лишь о последовательности фактов и вещей. Про­возглашал агностицизм в вопросе существования внешнего мира.

Он сомневался в существовании сущности, т. к. опыт говорит только о существовании различных явлений. Подходил к радикальному феноменологизму.

 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2254 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.