Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ранняя западноевропейская схоластика о познании




Западноевропейская схоластика начинается и заканчивается позд­нее, чем восточноевропейская. Её начало связано с возникновением Священной Римской империи, у истоков которой стоял Карл Великий, коронованный в 800 г. римским папой как "император римлян". Этот император поощрял организацию все новых и новых школ. Центрами грамотности тогда были церкви и монастыри. В этих центрах, помимо обязательного обучения богословию, в той или иной степени изучались " семь свободных искусств " — тривиум и квадривиум (граммати­ка, риторика и диалектика (логика); арифметика, геомет­рия, астрономия и музыка).

При дворе Карла Великого было даже учреждено некое ученое сооб­щество — Академия. Членам этой академии, правда, часто не хватало простой грамотности.

 

Алкуин

Алкуин (730 — 804 гг.) — главная фигура Академии Карла Великого. Он подлинный родоначальник западноевропейской схоластики. При дворе Карла он появился уже в 52 года.

Алкуин рассматривал диалектику (логику) как способ системати­зации религиозной веры, приложение человеческого ума, при более вы­соком положении, конечно же, веры. Позднее Алкуин создает образцо­вую монастырскую школу.

Преемником Алкуина но Академии был Фредегиз, прославившийся тем, что пытался доказать реальность " ничто ". Он отталкивался от языка, слова, считая, что всякое слово обозначает нечто, поэтому и слово "ничто" означает нечто: "ничто" есть "нечто", значит оно реально. Это один из многих примеров схоластической игры словами, которой потом стало более чем достаточно.

Эриугена

Иоанн Скот Эриугена (или Эригена) (ок. 810 — после 877 гг.) — круп­нейший схоласт времени формирования западноевропейской схоластики. Служил при дворе внука Карла Великого — Карла Лысого. Эриугена пере­вел на латинский язык "Ареопагитики". Он преподавал философию в одной из парижских школ.

Эриугена — схоластик-еретик. Его сочинение " О божественном предопределении " дважды осуждалось церковью еще при его жизни. Говорят, что его закололи монахи острыми орудиями для письма.

Эриугена слишком сближал бога и природу, творца и творение. Христианский креационизм (творение) Эриугена понимал как онтологическое движение от абстрактного к конкретному. Иногда он называл бога при­родой. Как творящее начало Эриугена называл бога "творящей и несот­воренной природой". Как конец творения бог у него был "природой не творящей и не сотворенной".

Физическую природу Эриугена, в духе платонизма и неоплатонизма, низводит к простой видимости. Физическая природа противоположна бо­гу, как тому, о чем ничего нельзя сказать. Такое возвышение бога, однако, оборачивается против бога. Чувственная природа оказывается ближе к человеку, чем сам бог.

В проблеме соотношения общего и отдельного Эриугена отдавал предпочтение общему, но он внес ряд интересных дополнений в вопрос об отно­шении общего и единичного своим учением о различных природах.

Рассматривая вопрос о соотношении веры и разума, Эриугена видел в разумном познании природы достоинство, соизмеримое с изучением Святого Писания. В познании физической природы он видел путь к по­знанию бога, который присутствует во всех "природах". Говорят даже, что Эриугена отдавал приоритет разуму перед авторитетом.

Оригинален Эриугена и в своей трактовке познания как такового. В развитии познания он различал три ступени: 1) до явления Христа человеческий ум опутан языческими заблуждениями. Тогда он мог познавать только физическую природу. 2) С явлением Христа и благода­ря евангельскому откровению начинается более высокий этап познания. Но поскольку в евангелиях есть противоречия, то и этот этап не является высшим. Само Священное Писание нуждается в разумной обработ­ке и критике. Здесь Эриугена выступает зачинателем аллегорического (иносказательного) истолкования Священного Писания. Такие попытки христианской герменевтики, конечно, не могли тогда приветствоваться. Попытка относительно разумного, критического истолкования Священ­ного Писания составляет содержание третьей ступени познания.

 

Бернгар Турский

Бернгар Турский (ок. 1000 — 1088 гг.) — французский схоласт, философ и богослов. Его главное произведение — " О святой трапезе ".

Бернгар отвергал реальность общих понятий (универсалий). Утверж­дал, что реальны только чувственные сущности, чувственные субстан­ции, " вещи ". Нет ничего реального помимо чувственных субстанций. Реально то, "что доступно ощущению внешних чувств... ".

Росцелин

Росцелин из Компьени (1050 — 1110 гг.) — последователь Бернгара. Преподавал логику. Сохранилось одно письмо Росцелина к Абеляру.

Росцелин учил, что существуют лишь единичные вещи, общие поня­тия — только наименования. Универсалии — это только множества ин­дивидов, обозначенные одним общим именем, словом. Существует толь­ко то, что можно воспринять и затем представить. Человека, или живот­ного вообще, представить нельзя.

Применительно к проблеме Троицы учения Бернгара и Росцелина означали более высокое положение ипостасей бога по отношению к его единству. Это были ереси тринитаризма и тритеизма. Сущность бога — единство — оказывалась всего лишь названием, словом.

Взгляды Бернгара и Росцелина были преданы анафеме.

Гильом из Шампо

Гильом из Шампо (ок. 1068 — 1121 гг.) — оппонент Росцелина, критик номинализма с позиций реализма. Был епископом. Основал Сен-Викторскую школу.

Гильом считал, что чувственные " вещи ", индивиды суть не более, чем призраки и тени, хотя и имеющие свои названия. Реально только общее, видовое. Все индивиды одного вида в своей сущности тождествен­ны и отличаются только несущественными свойствами (акциденциями), случайными видоизменениями единой видовой сущности.

Позднее Гильом стал говорить, что "вещи" одного рода или вида все-таки не тождественны в своей сущности друг другу, а лишь подобны друг другу.

Ансельм Кентерберийский

Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109 гг.) — итальянец, проведший большую часть жизни в Англии. Он был архиепископом.

Как и Августин, Ансельм отстаивал тезис о примате веры над разу­мом. Он говорил: "верую, чтобы понимать". По его мнению, чтобы ве­рить, не обязательно понимать, но для того, чтобы понимать, необхо­димо верить. Ансельм, однако, считал, что вера не противоречит ра­зуму и поэтому все "истины откровения" доступны рациональному дока­зательству, начиная с тезиса о существовании бога. Ансельм выдвинул два варианта доказательства бытия бога: из опыта (апостериорное) и из разума (априорное). Первое он изложил в своём сочинении " Монологиум ". Он говорил, что единичное, чувствен­но данное случайно. Поэтому необходимо допустить за случайным нечто вечное и абсолютно неизменное — бога. Второе — априорное обоснование бытия бога — Ансельм дает в сочинении " Прибавление к рассуждению " (" Прослогион "). Он говорит здесь: "вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и в реальности такой объект, выше которого нельзя помыслить". А значит, мысля бога как то, выше чего нельзя ничего помыслить, мы должны с необходимостью мыслить его существую­щим. Это доказательство бытия бога вошло в историю философии под названием онтологического доказательства. Но оно было отвергнуто самими христианами.

Ансельм — реалист. У него универсалии предшествовали "вещам", как мысли бога до творения мира. Но он — крайний реалист. Пока бог мыслил мир, мир еще не существовал. Необходим еще волевой акт творения.

Абеляр

Пьер Абеляр (1079 — 1142 гг.) — продолжатель традиции номинализма. Получил всеевропейскую известность как мастер диспута.

Абеляр — автор " Введения в теологию ", " Христианской теологии ", " Диалектики ", сочинений " Познай самого себя ", " Да и нет ", др.

Ф. Энгельс писал об Абеляре: его учение — "вечно возобновляющаяся борьба против слепой веры".

Абеляр — сторонник принципа: " понимать, чтобы верить ". По Абеляру, можно верить только в то, что познано интеллектом, понято разумом. Вера — функция знания, а не знание — функция веры.

Цель познания по Абеляру — достижение истины. Он придает решаю­щее значение в познании диалектике как искусству отличения истины от лжи. В центре внимания Абеляра — доказательство христианских догм — то, во что и так следовало верить. Он считал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом.

В сочинении "Да и нет" Абеляр собрал противоречащие друг другу высказывания церковных авторитетов, "отцов церкви", которые пытал­ся примирить путем логической обработки. Абсолютную противоположность он пытался представить как относительную противоположность. Абеляр был не понят в своем занятии и был осужден.

Абеляр был сначала крайним номиналистом (общее — в слове), затем перешел на позиции концептуализма, и даже еще дальше — почти к реализму. Он утверждал, что для того, чтобы применять слова, нужно знать "вещи", их свойства, особенности, отличия. Он считал, что универсалии (общее) существуют как бы в самих предметах, имеющих общие черты.

В трактате "Познай самого себя" Абеляр изложил свое учение о нравственности. Абеляр считал, что сами по себе поступки ни плохи, ни хороши. Человек может творить зло, не ведая об этом. Т. о., учение Абеляра о нравственности подчеркивало субъективную ответственность человека, делало упор на сознательности его поведения, в частности оно прощало нехристиан, которые не знают, что они творят зло.

Совесть Абеляр трактовал как переживание соответствия или не­соответствия своего поступка или бездеятельности тому, что надо или не надо делать (или говорить). Но голос совести может нас обма­нывать.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 509 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.