Возникновение гуманистического мировоззрения в ХIV в. происходило параллельно с развитием поздней схоластики. Главным центром гуманизма становится Флоренция. Здесь родился великий поэт и мыслитель Данте Алигьери.
Данте
Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.) — автор бессмертной " Божественной комедии " и философского сочинения " Пир ", а также политического трактата " О монархии ".
" Божественная комедия " — энциклопедия христианского мировоззрения средневековья. Она отражала также кризис этого мировоззрения.
Данте чуждо прославление аскетических идеалов христианства. Он изображает нового человека, с его новой, напряженной психологией.
Большое место в " Комедии " занимают античные поэты и философы, начиная с "учителя" Данте Вергилия, олицетворявшего земной разум, и кончая всеми крупнейшими античными философами, включая такого, как "философ знаменитый Демокрит".
Главное в "Комедии" — интерес к человеку. У Данте, "из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо". Данте отмечает, что судьба человека должна складываться на основе неустанного стремления "к доблести и знанию".
Петрарка
Франческо Петрарка (1304 — 1374 гг.) — родоначальник гуманистического движения в Италии, поэт и философ. Он пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Поэзия Петрарки раскрывала сложность чувств и мыслей нового ренессансного человека.
Будучи верующим человеком, Петрарка отвергал схоластическую ученость как "болтовню диалектиков". Он автор памфлета " О невежестве собственном и многих других ". Петрарка не отрицал логики, которую схоластики хорошо знали. Петрарка был одним из первых, кто вражду к схоластике перенес на Аристотеля, как ее главного вдохновителя.
В своем раннем философском диалоге " Моя тайна " Петрарка демонстрирует самопознание как важнейшую цель гуманистической философии. Он оправдывает земные стремления человека. Истинной мудростью считал знание пути (метода) достижения мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным. Он писал, что ему "не причиняют беспокойство преграда из книг и восхищение земными вещами, поскольку у языческих философов (он) научился тому, что ничто не достойно восхищения, за исключением только души, против которой все кажется незначительным".
Петрарка отмечал, что "диалектика" ведет к безбожию, а не к знанию. Смысл жизни открывается не тому, кто нагромождает силлогизмы, но тому, кто овладел искусством быть свободным. Диалектика же, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духовного образования.
Джаноццо Манетти
Джаноццо Манетти (1396 — 1459 гг.) — в молодости торговец и банкир, затем государственный деятель. Автор трактата " О достоинстве и превосходстве человека ". Пытался соединить свой оптимизм с вероучением христианства.
Манетти выступал против телесности человеческой души. Считал, что роль души превосходит роль тела, что душа заведует делом "выработки интеллектуальных и моральных добродетелей", поднимающих человека высоко над любым животным. Специфика человека как духовного существа определяется тем, что бог наделил его способностью "действовать и познавать", которая и "составляет собственный долг человека". Здесь молитвенное созерцание бога сменяется утверждением активности человека. Человек характеризуется как "разумное, предусмотрительное и очень проницательное живое существо".
Манетти развивает свое учение о свободной воле (" свободной власти воли "). Свободная воля, во взаимодействии с умом, делает человека господином по сути всего земного. Если бог — творец всего сущего, то человек — творец цивилизации и культуры.
Преодолевая созерцательность средневековой религиозной мысли, Манетти энергично выдвигает понятие о человеческой деятельности.
Манетти отрицал астрологический детерминизм, предопределенность жизни человека расположением небесных светил и звезд. Правда, в число астрологов он заносил Фалеса и Архимеда.
Лоренцо Валла
Лоренцо Валла (1407 — 1457 гг.) — выдающийся философ раннего Возрождения. Он известен, прежде всего, как автор трактата " О наслаждении ", в переработке — " Об истинном и ложном благе ". Он также автор сочинений: " Диалектические диспутации, или Пересмотр всей диалектики вместе с основаниями всеобщей философии ", " О свободе воли ", " О красотах латинского языка ", др.
Валла доказывал бессмысленность аскетизма и анахроничность монашества как его главного официального носителя. Не признавал никаких авторитетов, заявляя даже, что он дерзает "выступить против верховного первосвященника".
В духе доктрины двух истин Валла, как и другие гуманисты, фактически игнорировал теологию. Он рассматривал религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакой рационализации, никакому логическому, "диалектическому" осмыслению. Схоластическую метафизику понимал как праздное занятие, тщетно пытающееся сделать понятным то, что не может, да и не должно быть понято.
Валла критиковал схоластический реализм. Вскрыл некорректность многочисленных словообразований, выступивших затем важнейшими универсалиями, которые играют большую логико-философскую роль.
Валла не выносил схоластической формализации, правда, не будучи логиком, он вскрывал преимущественно лингвистические некорректности, а не логические.
Валла считал, что полноценная жизнь человека, ее духовное содержание, невозможны без всесторонней деятельности чувств. Он даже выражал сожаление, что у человека только пять чувств, а не пятьдесят, или даже пятьсот. Сравнивая человека с животными, Валла наделял последних памятью, умом и даже волей. Близость животной и человеческой душ он рассматривал как прямой результат создания их богом. Но человеческая душа — это как бы двойник бога. Она вечна, а сам человек предназначен к постижению вечности. Здесь проходит абсолютная разделительная грань, отделяющая человека от всего остального живого.
Валла был последовательным сенсуалистом, критиковал Аристотеля за его превознесение интеллектуального созерцания. Интеллектуализму и теоцентризму схоластики противопоставлял сенсуалистический активизм, говоря, что "созерцание — не что иное, как процесс познания, то, что мы называем то обдумыванием, то изобретением и что является свойством людей, а не Богов". И это решающее свойство есть, прежде всего, деятельность человеческих чувств. Деятельность чувств нужна человеку для того чтобы "сохранять себя, свою жизнь и тело и уклоняться от того, что может принести вред". А это и есть высший закон природы.
В своем представлении о райской жизни Валла говорит о целостном человеке, чувства которого облагорожены, а тело утончено. Он утверждает, что в раю такой человек будет неутомимым и безошибочным в знании и искусстве.
Фичино
Марсилио Фичино (1433 — 1499 гг.) — глава флорентийской Академии. Автор многочисленных переводов, а также собственных трудов: " О христианской религии ", " Платоновская теология о бессмертии души ".
Фичино сближал религию и философию, считал их равноправными — " ученой религией " и " благочестивой философией ". В связи с этим даже предлагал некую " всеобщую религию ", которую называл также "естественной". Конкретные вероучения Фичино понимал как различные проявления единой религиозной истины. Это было одним из первых в истории выражений веротерпимости.
В онтологии Фичино переносил акцент с бога на мировую душу. Человек у него оказывается центральным звеном космоса, уже хотя бы потому, что мировая душа — это, в сущности, абсолютизированная душа человека.
Мирандола
Пико делла Мирандола (146З — 1494 гг.) — крупнейший представитель флорентийского платонизма. Известен тем, что открыто послал в Рим свои 900 тезисов («Философские, кабалистические и теологические выводы...»), как он писал — "обо всем, что познаваемо". Папа объявил тезисы еретическими и диспут не состоялся. Мирандола — автор многих других сочинений: " О сущем и едином ", " Рассуждение против астрологии ", " Согласие Платона и Аристотеля ", " Речь о достоинстве человека ".
Свою позицию Пико делла Мирандолла характеризовал так: "никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться всех доктрин... ".
Борясь с астрологией, Пико противопоставлял ей углубление в природу реальных вещей и выявление их действительных причин. Он одним из первых стал анализировать то, что с античности именовалось " магией ". Он понимал "магию" как постижение действительных причин, а не мнимых тайн природы. Магию, постигающую природные тайны, стал именовать " естественной магией ". Такое понимание " магии " противопоставлялось им суевериям " астрологического детерминизма ".
О человеке Пико говорил как об особом, четвертом, мире, наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами. Человек — это " посредник между всеми созданиями ". Пико утверждал: "чудеса человеческого духа превосходят (чудеса) небес... На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа... ".
Развивая свое учение о свободе воли, Пико считал, что свободный человек может признать истиной только то, в чем искренне убежден.
Кузанский
Николай Кузанский (1401 — 1464 гг.) — пример трансформации средневекового, схоластического философствования в ренессансное. Он один из самых глубоких философов Возрождения. Был кардиналом, и даже вторым, фактически, лицом в римской церковной иерархии, когда папой стал друг его юности.
Кузанский автор ряда философских произведений — трактатов, размышлений, диалогов, а также научных работ. Так, в диалоге " Об опыте с весами " он говорит о необходимости введения количественных методов для более точного познания природы. Глубоко интересовался вопросами математики и естествознания. Без учета этого, можно не понять многого в его философии.
В богословском произведении " Согласие веры " Кузанский говорит о некоей синкретической религии, в которой можно соединить все исповедания под эгидой "божественного Логоса".
Самая известная и значительная работа Н. Казанского — трактат " Об ученом незнании " (или: " Об умудренном неведении ", " О знающем незнании "). В развитие этого сочинения Кузанец написал также " Апологию ученого незнания ", в которой смягчал некоторые моменты первого по отношению к ортодоксальному вероучению.
Кузанский автор также многих других работ: диалогов " О мудрости " и " Об уме ", " Об искании Бога ", " О видении Бога ", " О неином ", " Об охоте за мудростью ", " О вершине созерцания " и др.
В своем учении о боге (" абсолютном максимуме ") Н. Кузанский настаивает на его принципиальной непознаваемости, что говорит о мистических элементах в учении Кузанца. Он писал: "Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге". Согласно первой части высказывания, вещи и явления — только символы бога, согласно второй, они представляют интерес сами по себе.
Как представитель отрицательной (апофатической) теологии Кузанский не развивал никаких доказательств бытия бога. Но он часто цитирует "Ветхий завет": Бог при творении мира "все расположил мерою, числом и весом". (Правда, это слова из книги "Премудрость Соломона", которая позднее была признана неканонической). Развивая данное положение, Николай заявлял, что "первый образ вещей в уме Творца есть число", без которого ничего нельзя ни понять, ни создать. Кузанец предвосхищал математическое естествознание.
Н.Кузанский настаивал на единстве природы и искусства. Такое единство он выводил из невозможности достичь точной и окончательной истины. Поэтому все есть и природа, и искусство.
Говоря о бесконечности бога, Кузанский отмечает непознаваемость актуальной бесконечности. В то же время признание потенциальной бесконечности можно понимать как признание пути расширения и углубления познания природы. Важнейшим результатом такого пути познания в свете математики стало представление о мире как об огромной космической машине. Некоторые положения Кузанца о мире как машине можно считать попыткой преодолеть аристотелевско-птолемеевскую геоцентрическую картину мира.
Исходной идеей Кузанского в понимании природы человека была идея человека как микрокосма, который в своем существе воспроизводит (" стягивает ") окружающий его мир природы.
Н. Кузанский рассматривал человеческий ум как сложную систему способностей. Главные способности ума — чувство (вместе с воображением), рассудок и интеллект (разумение). Рассудок выступает посредником между чувством и разумением (интеллектом). В отличие от предшественников (Платон, Аристотель, схоластики), Николай рассматривает способности ума в их связи, взаимодействии.
Большое внимание Кузанец уделяет чувственному познанию. Ощущениям принадлежит инициативная роль. Сила ума не может быть приведена в действие без чувственного представления, как зрительная сила души без объекта зрения. Но само по себе чувственное познание узко. Его роль реализуется лишь во взаимодействии с рассудком. Кузанец согласен с тем, что «в разумении нет ничего, чего раньше не было в ощущении».
Что касается реализма Кузанского, то он признает полностью объективной, совершенно самостоятельной только одну универсалию — Бога как абсолют, несказанное имя, превышающее всякое понимание. Другие универсалии не существуют самостоятельно даже в уме Бога. Позиция Кузанского — умеренный реализм: родовое понятие проявляется через видовое, видовое — через единичное. Присутствуют у Кузанца и элементы умеренного номинализма. Он утверждает, что "наименования даются в результате движения рассудка" и оказываются итогом анализирующей и обобщающей деятельности рассудка. Без такой деятельности было бы невозможно научное знание, прежде всего математическое. Число возникает как "развертывание рассудка".
Выделяя математическое знание, Кузанец считает его в принципе рассудочным. Однако он связывает его также со всей сферой ума.
Логику Кузанский понимает "как искусство, в котором развертывается сила рассудка" (соч. " О предположениях ").
Но и рассудок, взаимодействующий с ощущениями, далеко не исчерпывает всей познавательной деятельности человека. Некоторый рассудок Кузанец признает даже за животными. Человеческий рассудок действует в связи с разумением, которое у животных полностью отсутствует. В отличие от рассудка разум (интеллект) не связан со сферой чувственно-телесного. Разум "не принадлежит ни времени, ни миру, будучи свободным от них". Разум человека Кузанский иногда рассматривает как образ божественного ума. В отличие от чувства и рассудка, разум "постигает только всеобщее, нетленное и постоянное", приближаясь к сфере бесконечного, абсолютного, божественного.
Н. Кузанский рассматривает интуицию как вершину человеческого интеллекта. Интуиция составляет основу самого божественного абсолюта. Но у него есть и другая линия истолкования интуиции, приближенная к сфере рассудка. Интуиция Кузанца близка к т. н. интеллектуальной интуиции.
Веру Кузанский ставит выше знания, правда, понимая под нею не только и не столько веру богословов, сколько философско-гносеологическую веру. Он был согласен с теми, кто считал, что " с веры начинается всякое понимание ". Здесь нет и следа т. н. слепой веры. Он говорит: "Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом". Исходя из такого понимания соотношения разума и веры, Кузанский считал, что "непознаваемый Бог познаваемо являет себя миру".
Подходу Кузанца к знанию, познанию присуща диалектичность. Это связано с его учением о противоположностях. По Кузанскому, человек представляет собой живую противоположность, поскольку он, будучи конечным в качестве телесного существа, бесконечен в стремлении своего духа к постижению божественного абсолюта, в свою очередь понимаемого Кузанцем как абсолютный максимум, с одной стороны, и как абсолютный минимум — с другой.
Рассудок не способен улавливать противоположности в их единстве, тем более преодолевать противоречия. "Непостижимость совпадения противоположностей для рассудка и есть корень всех его утверждений". В связи с этим Кузанец позволил себе даже сомневаться в незыблемости закона противоречия. На помощь рассудку приходит разумение (разум, интеллект) с его способностью интуитивно улавливать актуально бесконечное. Сдеятельностью разума как высшей теоретической способности Николай связывает свое учение о совпадении противоположностей.
Учение Кузанского о совпадении противоположностей перерастает в диалектику истины. Суть этой диалектики в том, что истина (человеческая) неотделима от своей противоположности — заблуждения. Для истины заблуждение — это то, чем является тень для света.
Кузанский высказывает утверждение, что подлинные сущности вещей непостижимы. Но это утверждение он подчиняет своему учению о знающем (ученом)незнании. Человек в своем познании с необходимостью ограничен необходимостью иметь только более или менее точные предположения. Таковыми у Кузанского являются даже математические истины. Относительная познаваемость мира человеком у Кузанца реализуется на фоне непознаваемости Бога. При этом Н. Кузанский подчеркивал необходимость обширной учености, сколь бы велика ни была скрывающаяся за ней область незнания. В сфере науки, по крайней мере, знание всегда важнее незнания. Иное дело в философии.
Догматически рассуждающий рассудок, лишенный понимания совпадения противоположностей, мнит себя только знающим и не признает за собой никакого незнания. Но "знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание". Разум, руководствующийся концепцией ученого незнания, лишен ограниченности рассудка, ибо, как говорил Кузанский, "разум относится к рассудку, как сам Бог к разуму". Разум так же "относится к истине, как многоугольник к кругу": чем многочисленнее углы, тем точнее получаемая истина, но она никогда не может быть окончательной.
Кузанский вплотную подошел к пониманию истинности как процесса все большего углубления познания на пути к недостижимому абсолюту. Углубление познания Кузанец понимал как уяснение все более обширной целостности. Каждое суждение заключает в себе какую-то частную истину. Но полный смысл этой истины суждения становится ясным из более обширного целого, "так как целое определяет меру части".
Можно утверждать, что диалектика познания у Кузанского полностью соответствует диалектике бытия, Бога, как вечно исчезающей и постоянно проявляющейся целостности сущего. Бог — "автор и созерцатель своих произведений".