Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия познания средних веков




 

Элементы философии познания в Византии

 

 

Византийская философия — часть средневековой философии. Восточная Римская империя, в отличие от Западной, отразила на­шествие варваров и просуществовала еще целое тысячелетие. Однако в VII в. Византию сильно потеснили арабы.

Философия Византии, как и вообще средневековая философия, была теологичной. В ней имеется системность, но чисто схоластическая, опирающаяся не на реальный опыт, а на " священные тексты ", на сверхъес­тественные откровения, на символы веры, на авторитеты. Рационализм, который в ней имеется, догматичен. Византийская философская «доказательностъ» опирается не на опыт, а на сверхъестественные авторитеты и на формальную логику. При этом посылки рассуждений, как правило, ложны.

Философия и логика в средние века — служанки теологии. Мыслители этой эпохи занимаются не научными проблемами, не реальными задача­ми, а псевдопроблемами, например: как сочетаются в Христе две его ипостаси — божественная и человеческая. Споры этой поры касались соотношения частей Троицы и т.д. Проигравшие в этом споре высылались, ка­лечились, убивались.

 

Иоанн Филопон

Иоанн Филопон (конец V — начало VI вв.) первый византийский фи­лософ. Выступил против Прокла с книгой " Против Прокла по вопросу о вечности мира ". Грубо извращал Платона. Утверждал, что Платон был знаком с "Ветхим заветом".

"Ареопагитики"

Это фактически анонимные тексты. Первое известие о них приходится на 533 г. Вопрос о подлинном авторе "Ареопагитик" и сегодня дискуссионен.

"Ареопагитики" включают в себя трактаты: " О божественных именах ", " О таинственном богословии ", " О небесной иерархии ", а также 10 по­сланий.

Тема "Ареопагитик" — неопределимость и неописуемость бога (апофатическое богословие). О боге можно судить только отрицательно, указывая на его непохожесть на все земное, т.е. на то, что из бога же проистекает.

В "Ареопагиках" основным путем восхождения человека к божест­ву объявляется экстаз.

Максим Исповедник

Максим Исповедник (ок. 580 — 662 гг.) — толкователь "Ареопагик". Был арестован, ему отсекли язык и правую руку. Умер в ссылке. Историю человечества делил на два периода: 1) период подготовки вочеловечивания бога (до рождения Христа) и 2) период подготовки обожествления человека, когда человек воссоединится с богом.

Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753 гг.) — идеолог иконопочитания. С поста премьер-министра при халифе, наследованного от отца, ушел в монахи. Некоторые считают именно Иоанна Дамаскина родоначальником средневековой схоластики.

Он автор большого трактата " Источник знания ", предвосхитившего католические богословские "суммы". В первом разделе — " Диалектика " — Дамаскин излагает метафизику и логику Аристотеля. Во втором — описывает более ста ересей. В третьей части — " Точное изложение православной веры " — излагаются догматы церкви. Здесь и дается определение: философия — служанка теологии (богословия).

Фотий

Фотий (820 — 891 гг.) был выдающийся собирателем рукописей, энциклопедистом своего времени. Автор сочинения " Мириобиблион " (" Тысячекнижие "), состоящего из около 300 очерков. Цитировал древних авторов и комментировал их. Руководил кружком, на котором читались и обсуждались сочинения древних греков.

Михаил Пселл

Михаил Пселл (1018 — ок. 1096 гг.) — философ, ученый, государственный деятель, воспитатель будущего императора Византии. Боролся против чрезмерного монашеского аскетизма.

Он считал, что из античной философии надо отобрать все, что согласуется с христианскими догмами. Пселл разделял философию на " низшую " и " высшую ". "Высшая" — это теология, которая занимается вопросами вечности, потустороннего мира, который постигается духом и озарением. "Низшая философия" занимается изменчивой и непостоян­ной природой.

Между "высшей" и "низшей философией" Пселл помещает " науку о бестелесном " — математику. Математика, как считал Пселл, по своему значению уступает лишь богословию.

Михаил Пселл различал конечную и ближайшую причины. Первая, выс­шая причина всего — бог. Ближайшая причина — природа, постигаемая чувствами и разумом.

В сочинении " Хронография " Пселл высказывал догадку о том, что историю творит не бог, а сами люди, руководствуясь земными интере­сами.

 

Николай Манефонский

Как и на Западе, в Византии происходил спор реалистов и номиналистов. Византийских номиналистов возглавлял Сотирих, а реалис­тов — Николай Манефонский. Между лагерями происходили дискуссии, как, например, в 1156 и 1157 гг.

Этот спор был связан с "проблемой" Троицы, в рациональном же смысле — с проблемой существования, поставленной еще в античности. Реалисты считали, что существует только общее. Номиналисты (от nomina – имя) полагали, что по-настоящему существует лишь отдель­ные вещи, а общее существует лишь в понятиях об этих вещах, в языке, в терминах языка.

 

Григорий Палама

В условиях общего кризиса Византии господствующим мировоззрением становится исихазммолчальничество. Исихазм — упадничес­кий мистицизм. Его главный представитель — византийский богослов Григорий Палама (1296 — 1359 гг.). Исихасты боролись с теологическим рационализмом. Главное содержание человеческой жизни они видели в богопознании, которое полностью достижимо, но только в потусторон­ней жизни.

Варлаам Калабрийский

Варлаам Калабрийский (1290 — 1357 гг.) — главный оппозиционер исихастов. Он автор " Логики ", " Этики стоиков ", др. сочинений. Был ма­тематиком. Варлаам первый предложил применять в математике буквенные обозначения для величин. Варлаам и его последователи были убеждены в том, что человеческому разуму свойственно постигать сущность вещей.

Варлаам Калабрийский был учителем Петрарки и Бокаччо — первых итальянских гуманистов ХIV в.

Плифон

Георг Гемист Плифон (ок. 1355 — 1452 гг.) — последний выдающийся византийский философ. Стремился к возрождению античной культуры, включая античную мифологию и религию.

Главное сочинение Плифона — " О различиях платоновской и аристотелевской философии ".

Плифон стал инициатором воскрешения платоновской Академии, что и было сделано во Флоренции.

 

Кирилл и Мефодий

Братья-византийцы, во многом усилиями которых в IХ веке славянские народы были введены в число культурных народов Европы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2447 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.