Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Арабская философия Х — ХII веков о познании




 

 

Арабская философия развивалась параллельно ранней схо­ластике. Особый упор она делала на метафизику и формальную логику.

 

Авицена

Авицена ( араб. Ибн Сина, 980 — 1037 гг.) был энциклопедистом своего времени. Главный его труд — " Книга исцеления ". Он комментировал Аристотеля, написал много других сочинений, в частности, общепризнанный " Канон медицины ".

Мир Авицена понимал как произведение божественного разума, но не божьей воли.

Авицена считал, что об универсалиях можно говорить трояким способом:
1) универсалии существуют до единичных вещей в божествен­ном разуме, 2) универсалии существуют в реальных вещах как вопло­щение их сущности, 3) универсалии существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия.

Авицена имел естественнонаучную ориентацию. Является основателем арабского перипатетизма. Соединял философию Аристотеля с религией ислама.

Аверроэс

Аверроэс ( араб. Ибн Рушд, 1126 — 1196 гг.) — в отличие от "восточника" Авицены, представлял арабский Запад. Известен как философ, теолог, юрист, врач, математик. Автор известных комментариев к Арис­тотелю, которого считал подлинным философом.

Аверроэс отрицал бессмертие индивидуальной души. Он считал, что с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку.

Аверроэс различал пассивный и активный разум. Пассивный разум связывал с индивидуальными чувственными представлениями. Активный — со всеобщим единичным интеллектом, который вечен. Только общий разум всего человеческого рода в его истории является бессмертным. Единичные души, разум индивидов участвует в общем разуме человечес­кого рода, содержат его. Общий разум является надличностным и подобен божественному разуму в своей сущности. Аверроэс онтологизировал человеческий разум.

Религиозное представление о бессмертии индивидуальной души Аверроэс считал бессмысленным. Он утверждал, что высшая чистая правда познается философией. Религия же выступает в чувственных образах, что является полезным для интеллекта простых, необразованных людей. Религиозные представления в истолковании философов простые люди по­нимают иначе. Это является исходной идеей учения о т. н. двойствен­ной истине Аверроэса.

Полная истина по Аверроэсу — одна, и это истина философская.

Философия Аверроэса была осуждена исламской ортодоксией, его сочинения предписывалось сжечь.

Аль-Газали

Аль-Газали ( лат. Альгазель, 1059 — 1111 гг.) — арабский скептичес­кий мистик. Противопоставлял веру конкретному знанию и философии. Автор трактата " Опровержение философов ".

Аль-Газали считал отрицательным для веры влияние аристотелевских воззрений на конкретное знание и философию. Утверждал, что филосо­фия должна способствовать религии.

Алъ-Газали говорил о позитивности откровенияи мистического слияния с богом. Самыми худшими заблуждениями философов объявлял отрицание сотворения мира богом, его всемогущества и справедливости, а также божественного провидения.

Маймонид

Мозес Маймонид ( евр. Моисей бен Маймун, 1135 — 1204 гг.) — наибо­лее известный еврейский аристотелик, главное произведение кото­рого (" Путеводитель заблудших ") первоначально было написано по-араб­ски, а затем переведено на еврейский и латынь.

Говорил, что никто, кроме пророков, не подошел к истине так близко, как Аристотель. Но даже Аристотеля он считал неограниченным автори­тетом только в области подлунного мира.

Маймонид утверждал, что результаты веры и науки (конкретного позна­ния и философии) должны быть согласны. Там, где возникает проти­воречие между разумом и словом Писания, там преимущество имеет разум, который стремится путем аллегорической интерпретации соеди­нить Писание и разум.

Считал, что истина не множественна, а едина, сама себя создает, движет и сохраняет





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2450 - | 2265 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.