Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Представители расцвета европейской схоластики о познании




 

 

Сигер Брабантский

Сигер Брабантский (ок. 1240 — 1281 гг.) — мыслитель расцвета схо­ластики, глава латинского аверроизма, магистр факультета искусств Парижского университета. Преследовался церковью. По некоторым данным, был убит собственным секретарем.

Сигер стремился к тому, чтобы философия была независимой от теологии, признавал только философские авторитеты, прежде всего Аристотеля.

Сигер автор трудов: " О вечности мира ", " О необходимости и взаим­ной зависимости причин ", " О разумности души ", др.

Сигер исходил из принципа Аристотеля о том, что душа является формой тела. Он соединял деятельность каждой единичной души с чувственным познанием, неотделимым от телесности. Но каждая душа имеет и выс­ший уровень, где сосредоточивается интеллектуальная деятельность. Сигер утверждает, что интеллектуальная деятельность присуща всему человеческому роду, а тем самым и каждому его представителю.

Индивидуальная душа погибает одновременно с телесной смертью человека.

Александр из Гэльса

Александр из Гэльса (1170 — 1245 гг.) одним из первых стал соединять августинизм и аристотелизм. Был профессором Парижского уни­верситета. Автор " Суммы ".

Александр утверждал, вслед за Августином, что познание первых сущностей нуждается в божественном опосредствовании — бог освящает человеческий разум. В то же время он исходил из аристотелевского понимания, что познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции.

Александр ввел понятие " духовная материя ".

Бонавентура

Джовани Фиданца (Бонавентура) (1221 — 1274 гг.) — ученик Александра из Гэльса. Был профессором Парижского университета, епископом, кардиналом. Аристотелевскую философию не считал полностью соответ­ствующей христианству.

В учении о познании соединял аристотелизм с августинизмом: теорию абстракции с теорией " освещения души ", рационализм с мисти­цизмом, при ведущей роли последнего.

Источником познания естественных вещей является сверхъестест­венный фактор. Еще более сверхъестественным объявляется путь поз­нания бога. Полное познание бога возможно лишь при помощи экстаза.

Бонавентура придерживался платоновской метафизики света и теории " зародышевых доказательств ". Свет является нематериальным, но обла­дает силой, действующей в материи. В каждой вещи с самого начала скрыт "зародыш", который определяет ее развитие, управляет вещью. Эти "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме.

 

Окончательное приспособление Аристотеля к католическому учению осуществили схоластики доминиканского ордена Альберт Великий и Фома Аквинский.

Альберт Великий

Альберт Великий (1193 — 1280 гг.) изучал свободные искусства, есте­ственные науки, медицину, философию Аристотеля, которая еще не была тогда принята церковью. Учительствовал, часто выступал на площади, т. к. желающие его послушать не помещались в зале. Епископ с 1260 г. Отка­зался от епископства. В монастыре занимался научной и писательской деятельностью.

Альберт понимал, что проникновение античного мышления в культуру Западной Европы нельзя остановить. Он отводил философии более самостоятельную роль, чем это делали старшие (ранние) схоласты. Различал проблемы религиозных догматов и мистерий (таинств), как содержание теологического исследования, и естественнонаучные проблемы, которые изучаются философией.

Альберт занимался зоологией, химией (алхимией), астрономией. Понекоторым сообщениям, создал говорящее устройство.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (ок. 1225 — 1274 гг.) — ученик Альберта Великого. Он автор многочисленных трудов: комментариев на Аристотелевы "Ана­литики", "Метафизику", "О душе" и др.; трактата " О единстве разума против аверроистов ", незаконченной " Суммы теологии ", " Суммы против язычников ", " Против ошибок греков ", многих др.

"Сумма теологии" Фомы стала основным произведением всей схолас­тической теологии.

Фома четко определил область науки и область веры. По его мнению, задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Он приз­нает возможность объективного, верного знания. Отвергает представ­ления о том, что действительным является только деятельность чело­веческого разума. Познание, по Фоме, должно быть направлено, прежде всего, на объект, но не внутрь, не на субъективные формы мышления.

Познание объективно и истинно. Но оно не может охватить всего. Над царством философского, метафизического познания нахо­дится царство богословия. В последнее невозможно проникнуть естест­венной силой мышления. Область наиболее важных таинств христианской веры остается вне философского разума и познания (триединство, воскресение и т. п.). Это область сверхъестественных истин, истин божественного откровения, которые могут содержаться только в вере.

Между философией, наукой и верой у Фомы нет противоречий. Христианская истина стоит выше разума, но не противоречит разуму.

Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются против христианства с позиций обычного челове­ческого разума, противоречат высшему, божественному разуму. Средств, которыми обладает человеческий разум, недостаточно, чтобы противо­стоять божественному разуму.

Философия должна, по Аквинату,служить вере, теологии тем, что религиозные истины она представляет и толкует в категориях разума. Этим она опровергает аргументы против веры как ложные. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину. Но философия может ослабить выставленные против такой истины аргументы.

В учении о бытии Аквинский использовал наибольшее число элементов Аристотеля. В то же время он абстрагировался от естественнонаучных взглядов Аристотеля.

Мир людей у Фомы является переходом от мира неживого, мира растений и животных к сверхъестественной и духовной сфере. Высшим миром является бог.

Соединяя Платона и Аристотеля, Фома Аквинский вводит понятия эссенции (сущности) и экзистенции (существования). Любое сущее сос­тоит из сущности и существования. При этом сущностью вещи является то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. В боге сущность и существование тождественны. Бог, поэтому, является простым бытием, сущим. Сотворенная вещь является сложным бытием.

Аквинский считает, что сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистентном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией тела), входят в пассивную материю. В отличие от Аристотеля, для которого форма всегда оказывается в единстве с материей. У Фомы форма всех форм — бог — является нетелесной. Различие между материальным и духовным миром заключается в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то время как духовное имеет лишь форму.

В трактовке универсалий Фома Аквинский — уме­ренный реалист. Для него, во-первых, общее понятие (универсалия) существует в единичных вещах как их сущностная форма; во-вторых, универсалии образуются в человеческом разуме при абстраги­ровании от единичного; в-третьих, они существуют до вещей как иде­альный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.

Согласно Аквинату, бытие бога может быть доказано разумом. Он считал, что положение " бог существует " не является для разума очевидным и врожденным. Поэтому оно должно быть доказано. "Сумма теологии" содержит пять доказательств, взаимосвязанных друг с дру­гом: 1) от движения — должен существовать первый двигатель (бог); 2) от действующих причин — должна быть первая действующая
причина (бог); 3) от случайного и необходимого — должна быть первая необ­ходимость (бог); 4) от степени качеств — должна быть наивысшая сте­пень совершенства (бог);
5) телеологическое — должно быть разум­ное существо, которое направляет все вещи к цели (бог).

Аквинский понимает бога, выбирая средний путь между личным бо­гом и неоплатоновским трансцендентным и непознаваемым богом. Понять бога можно, причем в трояком смысле: 1) через божест­венное влияние в природе; 2) через подобие творца и сотворенного (понятия напоминают божественные творения); 3) через понимание любой вещи как частицы бесконечного совершенного существа бога. Челове­ческое познание несовершенно, но оно учит видеть бога как совершенное в самом себе бытие, как абсолютное существование в себе и для себя.

Откровение учит также видеть бога как творца вселенной. Сотворение относится к реальностям, которые можно понять лишь через откровение.

Аквинат нередко рассуждает о чувствах, памяти, отдельных душев­ных способностях, об их связях, о познании как таковом. Душа человека является бестелесной, независимой от материи суб­станцией. Здесь Аквинат сам возвращается к онтологической тради­ции доказательства бытия бога: таким доказательством он считает человеческую жажду бессмертия.

Фома Аквинский различает вегетативную душу растений и сенситив­ную душу животных. У человека к сенситивной душе животных прибавля­ется интеллектуальная способность — разум. Разумная душа человека выполняет также функции двух видов низших душ — вегетативной и сенси­тивной.

Фома отдает разуму предпочтение перед волей. Интеллект возвы­шается над волей. Разум возвышается над волей и может ею управлять.

Из того, что человек познает вещи на основе их внешней реаль­ности, а не их внутренней сущности, Фома делал вывод о том, что собственную душу человек познает опосредованно, а не непосредствен­но, через интуицию.

Аквинат недооценивает активности познания. В познании он усмат­ривает преимущественно образное восприятие реальности. Если образ совпадает с действительностью, то это значит, что познание правильно

Источник познания Аквинский видит не в причастности к божест­венным идеям (например, через припоминание), а в опыте, чувственном восприятии. Весь материал познания, согласно Фоме, происходит из чувств. Этот чувственный материал затем обрабатывается деятельным интеллектом. Чувственный опыт дает представление лишь об индивидуаль­ной, единичной вещи. Объектом разума является сущность вещей, которая заключена в отдельных вещах. Познание этой сущности возмож­но благодаря применению абстракции.

Из учения о душе и познании Аквинат выводит этику, свое понятие свободы воли. К греческим добродетелям (мудрость, отвага, умеренность, справедливость) Фома добавляет веру, надежду и любовь. Человеческая добродетель основана на разуме как ес­тестве человека. Тот, кто против разума, тот и про­тив человека.

Счастье человека Аквинат видел в познании и созерцании бога.

Познание оказывается у него наивысшей функцией человека. А бог — неисчерпаемым предметом познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к богу. Для достижения этой цели разум должен помочь человеку отыскать соответствующий нравственный порядок, основанный на божественном законе. Разум должен показать человеку, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью.

Фома Аквинский в отличие от Альберта Великого, который ценил природу и ее познание, больше интересовался нравственными вопросами, обществом. Так, он трактовал монар­ха как то, что подобно душе в отношении к телу и богу в мире. Власть настоящего короля — отражение власти бога в мире. Фома провозглашал необходимость безусловного подчинения светской власти духовной.

Фома Аквинский разработал классификаци­онный метод различения, упорядочения и размещения отдельных све­дений и знаний.

В 1567 г. Фома Аквинский был признан одним из учителей церкви (пятым). Постепенно его учение — томизм — становится официальной доктриной католической церкви, что было окончательно закреплено в энциклике папы Льва XIII в 1879г.

Роберт Гроссетест

Роберт Гроссетест (ок. 1168 — 1253 гг.) — францисканец, главный вдохновитель расширения научной деятельности в Оксфорде. Он пере­водил естественнонаучные труды Аристотеля непосредственно с гре­ческого, писал комментарии кним. В его собственных трактатах вопросы изучения природы преобладали над философскими. Он считается видным представителем т. н. природной философии. Гроссетест проводил опыты и эксперименты.

В своем учении о свете Гроссетест, в отличие от мистика Бонавентуры, не считал свет средством дематериализации знания. Он считал, что без знания о линиях, углах и фигурах нельзя познать природу: без математики, в частности геометрии, нельзя достичь истинного познания. Фактически, Гроссетест заложил фундамент эксперимен­тального естествознания, по-своему расшатывая господство христианс­кой теологии.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон (1210 — 1294 гг.) — главный представитель оксфордс­кого кружка. Он выступил не только против учения Фомы Аквинского, но и против схоластики вообще. Был знаком с основами всех наук, которые тогда были.

Свои главные труды Р. Бэкон написал в течение 1266-68 годов. Однако его труды были осуждены, а сам он почти до самой смерти провел в монастырской тюрьме.

Р. Бэкон не признавал авторитетов, был скорее индивидуалистом, который критически относился ко всему и вся. Он был склонен к эмпи­рическому исследованию (его учителем был Роберт Гроссетест). Знал много языков. Современники называли его "удивительным доктором".

Главный труд Р. Бэкона — " Большой труд ". Этот трактат содержит теорию человеческого мышления, его понимание отношения науки и тео­рии, грамматики и языкознания, перспектив экспериментальных наук и самой философии. Кроме того, он написал " Меньший труд " и " Третий труд ", который был переработкой предыдущих. Он автор ряда небольших трактатов и некоторых незаконченных работ.

Р. Бэкон выдвинул свои три основные возражения против схоластики (Альберта Великого и Фомы Аквинского): 1) Схоластам не хватает знания языков (греческого, арабского) для верного понимания соответствую­щей философии (Аквинский писал толстые книги об Аристотеле, не пони­мая греческого языка). 2) Схоласты недостаточно знали математику, основу всех наук. 3) Метод схоластов "решает" все проблемы ссылкой на авторитеты (Библию, Аристотеля, "отцов церкви"), из которых дедук­тивно выводятся заключения.

По Р. Бэкону, в решении любых проблем нужно исходить из непосредственного опыта, из результатов экспериментов и наблюдений. Имен­но опыт, наблюдение и эксперимент являются подлинным источником знаний о мире. Экспериментальная наука — наисовершен­нейшая, она "всем служит и удивительным образом дает уверенность". Эта наука "не опирается на логические аргументы, какими бы силь­ными они ни были, потому что они не доказывают истину, если одновре­менно с ними не присутствует опыт, касающийся вывода". Эта наука "побуждает опытом проверять возвышенные заключения всех наук".

Р. Бэкон потратил все свое состояние на опыты и эксперименты. В работе " О полезности наук " он развивал основы логики, граммати­ки, математики, практической физики. Он открыл закон отражения и преломления света, высказал ряд научных и технических идей. Предвос­хитил самодвижущиеся машины, угадал принцип магнетизма, высказал идею пороха.

Роджэру Бэкону было запрещено описывать свои изобретения, пере­давать их другим лицам. На 10 лет он изгонялся во Францию.

В то же время Р. Бэкон утверждал, что его философия может служить вере и теологии.

Опыт Р. Бэкон понимал в самом широком смысле. Такой опыт необхо­дим как для познания естественных явлений, так и сверхъестествен­ных. Опыт дает истину о самом боге. При этом он различал внешний и внутренний опыт. Внутренний — интуитивный, мистический, предполагает сверхъестественное, божественное озарение.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2187 - | 2109 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.