Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Элементы философии познания у представителей религиозных движений ХVI — ХVII веков




 

 

Лютер

Мартин Лютер (1483 — 1546 гг.) — автор знаменитых богословских " тезисов ". Резко отрицал претензии католического духовенства на руководящую роль в духовной жизни мирян. Лютер автор трактатов: " К христианскому дворянству немецкой нации ", " О свободе христианина ".

Лютеране, следуя за своим идеологом, значительно упростили догма­тику, из семи таинств, сохранили только два (крещение и причащение), упростили богослужение, устранили иконы.

Взгляды Лютера тесно примыкали к позднесредневековому мистициз­му, отрицали концепцию " двух истин ". Он сторонник полной иррацио­нальности религии, считал невозможным для рационально-философского мышления поколебать положения веры. В отличие от Оккама, Лютер неявно использовал идею "двух истин" не для защиты науки от религии, а, наоборот, для защиты религии от успехов рационалистического мышления. Он утверждал, что человеческий разум — это блудница дьявола и величайшее препятствие для веры. Лютер настаивал на неспособности человека достичь спасения силами собственного ума и воли. В трактате " О рабстве воли " Лютер настаивает на абсолютности божественного руководства человеком.

 

 

Кальвин

Жан Кальвин (1509 — 1564 гг.) автор другой богословской доктрины Реформациикальвинизма. Его основное сочинение — " Наставление в христианской вере ". Кальвин иего сторонники еще больше упрощают культ по сравнению с лютеранством.

В своей богословской доктрине Кальвин утверждал, что невежест­во верующего ценнее, чем дерзость мудрствующего. Он был воинствую­щим иррационалистом, может быть, даже большим, чем Лютер. Довел до предела фаталистические представления о сверхприродном Боге.

Суарес

Франсиско Суарес (1548 — 1617 гг.) — видный представитель католи­ческой Контрреформации, философ-иезуит. Его главное произведение — " Метафизические диспутации ". Считал себя последователем Фомы Аквинского. Однако Суарес отказался от томистского различия сущности и существова­ния. В отношении познания это привело его к утверждению о том, что разум человека направлен, прежде всего, на единичное. Тексты Суареса содержат индекс понятий метафизики Аристотеля, а также сводку проблематики предшествующей схоластической философии, которые активно использовали Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Мюнцер

Томас Мюнцер (ок. 1490 — 1525 гг.) — вождь немецкой народной Реформации, выразитель мистико-пантеистических принципов анабаптистов (" перекрещенцев "). Был зверски убит слугами немецких князей после пора­жения Крестьянской войны. Автор " Пражского воззвания ", излагавшего программу " подлинной Реформации ".

Мюнцер обосновывал приоритет коллективного над индивидуальным, примирял мистицизм с элементами разумности, для него святой дух и был воплощением разума, а вера — пробуждением разума в человеке. Мистический пантеизм Мюнцера признает способно­сть человеческой души к постижению бесконечного Бога.

Гжегож Павел

Гжегож Павел из Бжезин (1525 — 1591 гг.) — один из ранних антитринитариев (противников Троицы), автор сочинения " Об истинной смерти, воскресении из мертвых и вечной жизни...". Пришел к выводу о том, что бестелесное, посмертное существование души невозможно. Но гибель души неокончательна. В судный день она предстанет перед Богом, но это произойдет как по воле Бога, так и по законам самой природы.

 

Представители естественнонаучной мысли Возрождения о познании

 

Наука эпохи Возрождения сосредотачивалась в университетах, с одной стороны, и в мастерских живописцев, архитекторов, скульпто­ров — с другой. Последнее следует особенно подчеркнуть, т.к. самалогика мастерства требовала его соединения с наукой, прежде всего с математикой.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 — 1519 гг.) — внебрачный сын нотариуса и крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы. Себя называл "человекам без книжного образования". Художник, скульп­тор, Леонардо стал особенно известен как инженер-изобретатель. По праву считается пионером современного естествознания. Он автор идей танка, ткацкого производства (автоматической самопрялки), воздухоплавания (парашюта), гидротехники (шлюзов)
и др.

Леонардо не писал специальных теоретических и тем более философ­ских трактатов, но вел многочисленные записные книжки, часть его литературного наследия стала известна под названием " Трактат о жи­вописи ".

Леонардо конфликтовал не только со схоластической, но и некото­рыми сторонами гуманистической учености, оперировавшей книжной муд­ростью. Некоторых он называл не иначе, как "трубачи и пересказчики чужих произведений". Сам он стремился цитировать другого "автора""опыт наставника… наставников". По Леонардо, "мудрость есть дочь опыта". Подчеркивал безошибочность опыта, а ошибки относил за счет процесса неправильного рассуждения.

Леонардо стремился к максимально конкретному опыту и по возможности точному уяснению его роли в деле пости­жения истины. Утверждал, что полны заблуждений те науки, которые «не порождаются опытом, отцом всякой достоверности, и не за­вершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти органов чувств». Такой опыт, однако, дает только минимальные условия истинности. Истина «имеет одно-единственное решение», достижение которого кладет конец спорам об истинности. Такая однозначность истины не может быть достигнута в опыте, как чисто пассивном наблюдении и восприя­тии событий и фактов, сколь бы ни были они многочисленными. Предельно конкретная истина достижима только посредством активного и целенаправленного опыта, или эксперимента.

Ориентируясь в целом на стихийное экспериментирование, Леонар­до видел его недостаточность в достижении достоверной истины. Он отмечал, что «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Нужна теория, ибо: "Наука — полководец, а прак­тика — солдаты". И эта наука — математика. Только мате­матика придает результатам экспериментирования подлинную достоверность, однозначность. Она делает возможным точное практичес­кое применение найденной истины. Механику Леонардо называл раем математических наук. Механика мыслилась Леонардо не как теоретическая наука, а как чисто прикладное искусство конструиро­вания машин и инструментов.

Леонардо высказывал идею сочетания аналитичес­когоисинтетического методов исследования, идею объектив­ности достоверной истины. В онтологическом, точнее, онтолого-гносеологическом плане интересно леонардово понятие вечного правила, непререкаемого закона природы, аналога естественной необходимости, которую должны понимать исследователь и инженер, чтобы не стремить­ся к невозможному.

Сопоставляя творческое начало природы и человека, Леонардо пи­сал: "там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой при­роды бесчисленные виды новых вещей". Он утверждал: "мы можем в отношении искусства называться внуками Бога".

Леонардо исходил из убеждения, что искусство, как и наука, служит делу познания мира. Главное дело науки — раскрытие количественных сторон внешнего мира. Познание же качест­венности доступно главным образом искусству. Качественность озна­чает конкретность, индивидуальность, неповторимость. Познавательная роль искусства выявляется в его способности воспроизвести максимальную конкретность и индивидуальность. Первое место в искусстве принадлежит живописи: "глаз, называемый оком души, — это глав­ный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и вели­колепии рассматривать бесконечные творения природы". Живопись у Леонардо стоит выше науки, т.к. она способна изобразить явление целиком с предельной истинностью самой природы, тогда как наука на это не способна.

Подлинный художник, руководствуясь чувствам, не должен делать это бессмысленно. Сила художника прямо пропорциональ­на его способности индивидуализации.

Леонардо — редкий пример гармоничного соединения гениального живописца и великого ученого.

Коперник

Николай Коперник (1478 — 1543 гг.) — великий польский астроном и философ, числясь на церковной службе, посвящал себя многообраз­ным научным занятиям, хотя и занимался административной деятельностью. Главным научным увлечением Коперника была астрономия. Он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля-Птолемея. Это убеждение было высказано уже в первом его сочинении " Очерк нового механизма мира " (или " Малый комментарий "). Главный труд Коперника — " Об обра­щении небесных сфер " — был издан лишь перед самой его смертью.

Главная идея Коперника — то, что Земля вращается вокруг своей оси, и что при этом она обращается вокруг Солнца, которое находится в центре мира. Осевым вращением он объяснял смену дня и ночи, обращением вокруг Солнца — перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразные движения планет. Он первым установил, что Луна является спутником Земли.

Коперник оценивал свою астрономическую концепцию как философс­кую и считал ее способной "с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим".

Защищая свою теорию от возможных нападок, Коперник обра­щал внимание на важную практическую сторону, связанную с уточнением и исправлением календаря. Был убежден в истинности своей гелио­центрической картины мира. Это не он, а некий богослов Осиандер в анонимном предисловии к его главному труду написал, что данная концепция является гипотетической, позволяющей лишь составлять более простые астроно­мические таблицы. Из-за болезни Коперник не смог опроте­стовать это предисловие, которое долго считалось его собственным.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2348 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.