Основными методами хирургического лечения полипов являются: иссечение полипов, электрокоагуляция, резекция пораженных отделов кишки или всей толстой кишки. Как уже отмечено выше, наибольшей склонностью к малигнизации обладают ворсинчато-железистые полипы, аде-номатозные полипы и ворсинчатые опухоли, которые чаще дают рецидивы.
Так, по данным W. Wolf, H. Shinya (1975), проанализировавших 892 колоноскопические полипэктомии при указанных формах полипов толстой кишки, выявлен поверхностный рак в 6,6% случаев в сроки от 6 мес до 4 лет после операции. Henry и соавт. (1975) обследовали 154 больных в сроки до 20 лет после полипэктомии по поводу доброкачественных полипов толстой кишки. У 30% больных выявлен рецидив заболевания, при этом наибольшее число рецидивов отмечено в 1-й год после операции и значительно меньше через 4 года. Рецидивы отмечены чаще у больных, имеющих три и более полипов или ворсинчатую аденому. Из 52 больных с рецидивами полипов у 15 (29%) выявлен второй рецидив.
Takolander (1975) изучал отдаленные результаты лечения 213 больных с ворсинчатыми папилломами толстой кишки, из них через 5 лет после операции 48 больных (23%) умерли в связи с раковым перерождением первоначальных опухолей и метастазами рака. Из 162 оперированных больных у 63 произведена полипэктомия, у большинства остальных больных — резекция кишки в различных модификациях. Наиболее благоприятные результаты с пятилетним сроком выздоровления автором отмечены у больных после прокто- или колотомии в сочетании с полипэктомией. При переходе ворсинчатой папилломы в карциному выздоровление на протяжении 4 лет после операции отмечено только в 16% случаев.
В. Д. Федоров и соавт. (1977) изучили отдаленные результаты у 989 больных, оперированных по поводу доброкачественных новообразований толстой кишки. Различные виды резекций ободочной и прямой кишки выполнены у 33 больных (3,3%), у остальных произведена электрокоагуляция через ректоскоп или трансанальное иссечение полипов.
Обнаружены рецидивы полипов или их новая локализация у 29,1% больных, а у 1,4% на месте ранее удаленной доброкачественной опухоли обнаружен рак. Отмечено также, что частота рецидивов и развитие рака значительно увеличиваются у больных с множественными полипами. Например, при одиночных железистых полипах рецидив полипа возник у 8,2% больных, а при большом числе полипов — у 16,5%; рак соответственно — у 1,1 и 4,3% больных.
При железисто-ворсинчатых полипах указанные показатели рецидивов и рака увеличиваются в I'/z—2 раза. Большинство полипов и ворсинчатых опухолей рецидиви-руют в первые 2 года после операции, а в 20% — через 5 лет после удаления.
После сопоставления отдаленных результатов электрокоагуляции и иссечения железистых полипов преимуществ иссечения не отмечено, рецидивы обнаружены соответственно у 9,8 и 11,4% больных, а рак — у 1,7 и 2,9%.
Г. А. Покровский и соавт. (1976) отметили, что по-липэктомия через колоноскоп является сложным, но эффективным вмешательством, позволяющим удалять полипы из любого отдела толстой кишки.
По данным А. В. Григоряна и соавт. (1976), у 7,9% наблюдаемых ими больных (15 человек) с одиночными и множественными полипами толстой кишки были произведены сложные операции с лапаротомией, включая резекцию кишки с полипами. При этих операциях каких-либо осложнений и летальных исходов не наблюдалось.
Предметом постоянных дискуссий в хирургии толстой кишки является вопрос об одномоментных и многоэтапных операциях. Л. Н. Космынина (1976) на основании собственных наблюдений считала, что одномоментные операции при полипозе толстой кишки дают лучшие результаты, чем многоэтапные. Из 39 больных, которым
выполнены одномоментные радикальные вмешательства (субтотальная резекция толстой кишки с асцендоректаль-цым анастомозом, низведением слепой и восходящей ободочной кишки, колэктомия с брюшно-анальной резекцией прямой кишки и колопроктэктомия), умерли 3 человека (7,69%) в сроки более 4 лет после операции. В то же время из 78 больных, которым произведены многоэтапные операции, в сроки до 4 лет умерло 15 больных (19,23%), т.е. почти в 2'/^ раза больше, чем при одномоментных резекциях.
А. М. Дыхно (1956), Н. Г. Карташевский (1958), Potlie-Sperry (1962) и др. при диффузном полипозе с наличием малигнизации получили благоприятные результаты после одномоментного удаления всей толстой кишки с низведением и подшиванием подвздошной кишки к коже в заднепроходном канале.
В. Г. Сорока и А. К. Паламарчук (1966) аналогичные результаты получили после одномоментной тотальной колэктомии с наложением илеоректального анастомоза конец подвздошной кишки в бок надампулярной части прямой кишки по поводу диффузного полипоза.
О благоприятных результатах после двухэтапной колэктомии при диффузном полипозе ободочной и прямой кишки сообщили О. П. Амелина и М. Ф. Одереева (1966). При этом на первом этапе была произведена левосторонняя гемиколэктомия с оставлением прямой кишки и наложением трансверзостомы, а на втором (через 3 мес) — правосторонняя гемиколэктомия с ликвидацией трансверзостомы и наложением илеоректального анастомоза конец в бок. Электрокоагуляция полипов культи прямой кишки проводилась после первого этапа операции.
Е. В. Литвинова (1957) на основании изучения материалов Всесоюзного онкологического научного центра АМН СССР за период с 1926 по 1954 г. считала, что при выявлении у больных крупных ворсинчатых полипов показана тотальная или субтотальная колэктомия.
Г. С. Михайлянц и Д. К. Камаева (1976) при наблюдении за больными в отдаленные сроки до 10 лет после субтотальной колэктомии выявили, что у 14 больных (19,4%) из 72 развились раковые опухоли в оставленной прямой кишке, несмотря на систематическую санацию прямой кишки через ректоскоп каждые 6—7 мес. При этом рак в прямой кишке у 3 больных возник через год после наложения илеоректального анастомоза, а у одной больной — через 10 лет после операции. Следовательно, оставление всей прямой кишки, пораженной полипами при диффузном полипозе, в большом проценте дает неблагоприятные результаты. В то же время имеются сообщения о хороших отдаленных результатах после обширных резекций дистальных отделов толстой кишки по поводу первично-множественных опухолей или диффузного полипоза с илеоколо- и ректопластикой, выполненных при соответствующих показаниях [Карташев-ский Н. Г., 1958; Величенко В. М., 1963; Юхтин В. И., 1968; Maats, 1954, и др.]. В заключение следует отметить, что, по данным большинства авторов, на основании изучения отдаленных результатов при одиночных или небольшом числе неосложненных доброкачественных полипов ободочной кишки наиболее обоснованным и перспективным методом лечения является электрохирургическое удаление полипов через фиброколоноскоп. При множественных полипах с малигнизацией или диффузном полипозе показана радикальная операция — резекция пораженных отделов или всей толстой кишки в зависимости от распространенности полипов. Что касается вопроса выбора одномоментных или многоэтапных методов радикальной операции, то, отдавая предпочтение одномоментным способам при плановых операциях, этот вопрос должен решаться строго индивидуально, с учетом общего состояния больного, показателей гомеостаза и, разумеется, возможностей хирурга.
Глава 4
НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ
Термин «неспецифический» язвенный колит был введен А. С. Казаченко, который в докладе на XIII съезде Российских хирургов в 1913 г. впервые применил этот термин. Однако заболевание это было известно давно. В трудах Абу Али Ибн Сины (Авиценна) имеется описание кровавого поноса, который сопровождается образованием язв в толстой кишке.
Sydenham в 1669 г. описал язвенный колит под названием «кровавый понос» (или «истечение крови»).
Морфологические изменения в толстой кишке при язвенном колите описаны австрийским патологом К. Rokitansky в 1842 г. В дальнейшем об этом заболевании упоминается в руководстве по патологической анатомии, выпущенном Wilks и Мохап в 1875 г.
Тяжелые клинические формы колита наблюдали С. Majo и Robson (1883), a Alhchin (1885) и White (1888) считали язвенный колит самостоятельной нозологической формой, причем White называл это заболевание «простой язвенный колит». Boas в 1903 г. впервые отделил неспецифический язвенный колит от хронической дизентерии.
В отечественной литературе первое сообщение о хирургическом лечении язвенного колита принадлежит В. А. Оп-пелю, который в 1907 г. на заседании Общества русских врачей сделал доклад на тему: «К вопросу о хирургическом лечении хронических язвенных колитов».
Ректороманоскопическую картину неспецифического язвенного колита описали В. Crohn и J. Rosenberg (1925 г.). Кроме того, они обратили внимание на возможность поражения отдельных сегментов толстой кишки без поражения сигмовидной ободочной и прямой кишки.
Проблеме неспецифического язвенного колита уделяется много внимания как в отечественной литературе, так и за рубежом. На Международҽом конгрессе гастроэнте-рологов в Брюсселе в 1935 г. заболеванию дали название «геморрагический ректоколит». Кроме этого названия, в литературе встречаются следующие термины: «тяжелый язвенный колит», «идиопатический язвенный колит», «хронический тромбоязвенный колит», «универсальный (диффузный) язвенный колит», «криптогенный язвенныи ректоколит», «язвенный колит неизвестной этиологии». Большинство хирургов придерживаются названия «нс-специфический язвенный колит» в противоположность язвенным колитам специӄического происхождения (туберкулезный, дизентерийный, паразитарный и др.).