Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 37 страница




В теории и политике идеологи «Д. с.» определяют свою позицию как промежуточную — между «диктату­рой», с к-рой они отождествляют реальный социализм, и капитализмом. Однако их утверждения о неприятии капитализма в история, перспективе не согласуются теоретически с осн. идейно-политич. постулатом «Д. с.»— приверженностью к бурж. демократии. По своему клас­совому содержанию «Д. с.» выступает как прокапита-листич. теория, противостоящая науч. социализму. • Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капита­лизма, ПСС, т. 27; е г о ж е, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание ком-мунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Ш а р к и Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения коммунистов на «Д. с.», [пер. с англ.], М., 1958; Критика совр. бурж., реформистских и ревизионистских экономич. теорий, М., 1960; Идеология совр. реформизма, М., 1970; Что такое «Д. с.»?, M., 19792; Thomas N., Democratic socialism, N. Υ., 1953; ' S t г а с h е у J., Contemporary capitalism, L., 1956; Crosland С. A. R., The future of socialism, L., 1957; Sozialde­mokratie in Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966; Eich­ler W, Zur Einführung in den demokratischen Sozialismus, Bonn — Bad Godeäberg. 1972.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организац. строения и деятельности комму-нистич. и рабочих партий, а в социалистич. гос-вах — также принцип гос. устройства, строения и деятельности органов гос. власти, обществ. орг-ций трудящихся, системы управления нар. х-вом. Суть Д. ц состоит в сочетании демократизма, т. е. полновластия, само­деятельности и инициативы трудящихся, выборности руководящих органов снизу доверху, их подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дис­циплиной, обязательностью решений высших органов для низших, подчинением частных интересов интере­сам общим. Принцип Д. ц. вытекает из демократич. сущности пролет. движения и социалистич. преобразо­вания общества; является составной частью марксистско-ленинского учения о партии рабочего класса и об уст­ройстве социалистич. гос-ва. Если в классово-антаго-нистич. обществах демократия и централизм взаимно противоположны и конкретно-исторически их борьба разрешается путём большего или меньшего преоблада­ния в обществ. и гос. устройстве того или иного нача­ла, превращаясь в бюрократич. централизм или анар­хистское своеволие, то в условиях социализма центра­лизм и демократизм составляют диалектич. единство.

Д. ц. как основополагающий принцип организации и деятельности революц. партий впервые был выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом и практически вопло­щён в основанном в 1847 Союзе коммунистов (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 4, с. 524—29). На основе Д. ц. протекала деятельность и 1-го Интернационала: входив­шим в него партиям была предоставлена широкая авто­номия, но в то же время предъявлялись требования при­знания одной программы и устава, подчинения низших орг-ций высшим, соблюдения парт. дисциплины. Прин­цип Д. ц. основоположники науч. коммунизма предпо­лагали использовать также и при строительстве пролет. гос-ва.

Дальнейшую разработку принцип Д.ц.получил в ряде работ В. И. Ленина. Уже в принятом 2-м съездом РСДРП (1903) Уставе партии были закреплены ленинские нормы парт. жизни, а в Уставе, принятом 4-м съездом партии (1906), было непосредственно записано: «Все организа­ции партии строятся на началах демократического централизма...» («КПСС в резолюциях...», т. l, 19708, е. 182). Против Д. ц. в первые годы Сов. власти высту­пали различные антипарт. группировки, пытаясь под видом развития демократизма узаконить в партии фрак­ционность. Эти попытки встретили решит, отпор. 10-й съезд РКП (б) (1921) принял предложенную Лениным резолюцию «О единстве партии», подтвердил незыбле­мость принципов Д. ц.

Согласно Уставу КПСС, Д. ц. означает: «... а) выбор­ность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и перед вышестоя­щими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших» (1976, с. 22).

После Οκτ. революции 1917 по инициативе Ленина Д. ц. стал основой гос. строительства. Выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подот­чётность депутатов избирателям и право последних отозвать депутата; формирование органов гос. управле­ния представит. (избираемыми) органами; образование единой системы органов гос. власти и гос. управления, в к-рой нижестоящие органы подчинены руководст­ву и контролю вышестоящих органов, и ряд др. положе­ний стали конкретным воплощением Д. ц. в организа­ции и деятельности первого социалистич. гос-ва. На

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ 145

основе Д.ц. путем создания единой Сов. федерации был

решен и нац. вопрос. Именно Д.ц. позвволил, с одной

стороны, отказаться от сепаратизма, а с другой - сохранить

необходимую автономию. «... Демократический

централизм, — писал Ленин, — нисколько не исклю­чает автономию, а напротив — предполагает ее необ­ходимость» (ПСС, т. 36, с. 151).

Важным этапом развития Д. ц, была разработка Ле­ниным вопросов хоз. руководства и управления. «Наша задача теперь, — подчёркивал Ленин, — провести именно демократический централизм в области хозяй­ства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприя­тий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время цент­рализм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей создан­ную возможность полного и беспрепятственного раз­вития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели» (там же, с. 152).

Д. ц. противостоит как бюрократич. централизму, так и анархо-синдикализму. Первый ведёт к сковыванию инициативы и хоз. самостоятельности, к игнорирова­нию местных условий, потребностей и возможностей хозяйствования, второй подрывает единое плановое начало, влечёт за собой диспропорции в хоз. деятель­ности. «Мы стоим за демократический централизм, — указывал Ленин. — И надо ясно понять, как далеко от­личается демократический централизм, с одной стороны, от централизма бюрократического, с другой стороны — от анархизма» (там же, с. 151).

Качественно новый этап развития и конкретизации Д. ц. определяется совр. тенденциями развития всей политич. системы социализма, такими, как повышение роли представит. органов власти; расширение возмож­ностей и рост активности обществ. орг-ций; углубление производств. демократии при обязат. сохранении цент-рализов. планирования и руководства нар. х-вом; ук­репление законности и усиление нар. контроля. Соот­ветственно решения 24, 26-го съездов КПСС, ряд поло­жений Конституции СССР открыли новые возможности для дальнейшего совершенствования форм реализа­ции принципа Д. ц., повышения уровня централизов. планирования, развития инициативы и творч. актив­ности трудящихся в управлении хозяйством.

φ Μ а р к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, Устав Союза коммунистов, там же; Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; е г о же, Письмо к товарищу о наших организац. задачах, там же, т. 7; е г о же, Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е г о же, Свобода критики и единство действий, там же, т. 13; е г о же, Очередные задачи Сов. вла­сти, там же, т, 36; е г о ж е, Первонач. вариант ст. «Очередные задачи Сов. власти», там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981.

ДЕМОКРАТИЯ (греч. δημοκρατία — народовластие, от δήμος — народ и κράτος — власть), форма гос.-поли­тич. устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах ра­венства и свободы. Термин «Д.» употребляется также применительно к организации и деятельности отд. политич. и социальных институтов, напр. партийная Д., производств. Д.

Д. как форма гос.-политич. устройства возникла вместе с возникновением гос-ва, заменившего первобыт­нообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм гос. устройства, при Д. офици­ально признаётся власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, осуществляется выбор­ность осн. органов гос-ва и т. п. Различают непосредств.

ДЕМОКРАТИЯ

и представит. Д. В первом случае осн. решения принимаются

непосредственно избирателями (напр., на нар.

собраниях, посредством референдумов), во втором -

выборными учреждениями (напр., парламентами). Но

в условиях эксплуататорского общества демократич.

формы и институты неизбежно остаются ограниченными и формальными, а посредством Д. как формы гос-ва осуществляется господство того класса, в руках к-рого находятся средства произ-ва и политич. власть. Наи­более развитый историч, тип Д. в эксплуататорском обществе — бурж. Д. — является формой диктатуры буржуазии.

Подлинно науч. понимание Д. впервые было разра­ботано классиками марксизма-ленинизма. Анализируя суть бурж. Д., марксизм-ленинизм прежде всего выяв­ляет её классовое содержание, подчёркивая, что какое бы развитие ни получили демократич. институты и гражд. права, до тех пор, пока существует частная соб­ственность на средства произ-ва и эксплуатация труда, пока политич. власть находится в руках буржуазии, Д. неизбежно ограниченна и лицемерна. Ограниченна по-. тому, что не распространяется на самое главное — на ус­ловия материальной жизни людей, где продолжает су­ществовать вопиющее неравенство и эксплуатация од­них социальных классов и групп другими; лицемерна потому, что при ней сохраняются все противоречия между провозглашаемыми лозунгами и действитель­ностью.

Раскрыв суть бурж. Д. как формы классового гос­подства капиталистов, марксизм-ленинизм выделяет гл. особенность, отличающую её от др. форм эксплуата­торских гос-в: в бурж.-демократич. республике власть капитала осуществляется не прямо, а косвенно. Нали­чие всеобщего избират. права, парламента и ответствен­ного перед ним пр-ва, суда присяжных, системы органов местного самоуправления, официально провозглашае­мая неприкосновенность личности и жилища, свобода печати и собраний — всё это создаёт видимость «само­державия народа». На деле же за демократич. оболоч­кой скрывается власть крупного капитала.

Но ограниченный классовый характер бурж. Д. не означает, что её институты не могут быть использованы рабочим классом. Демократич. принципы, права, ин­ституты — результат борьбы нар. масс. Как бы огра­ниченны и формальны в условиях капитализма они ни были, рабочий класс использует их для защиты своих экономич. и политич. интересов, для самоорганизации и воспитания трудящихся масс. Хотя при демократич. республике гос-во остаётся машиной для угнетения од­ного класса другим, орудием диктатуры буржуазии, это не значит. что форма угнетения безразлична рабо­чему классу. Чем больше прав и свобод завоёвывает пролетариат, тем лучше условия для его организации в революц. партию, для пропаганды идей науч. комму­низма и включения широких нар. масс в борьбу про­тив власти капитала, тем шире возможности использо­вать демократич. институты капиталистич. гос-ва, иметь свою прессу, добиваться избрания своих предста­вителей в органы местного самоуправления, посылать депутатов в парламент. Поэтому рабочий класс борется за сохранение и развитие Д. В условиях совр. революц. эпохи перехода от капитализма к социализму борьба за Д. становится составной частью борьбы за социализм.

Бурж. Д. —огромный прогресс по сравнению с гос.-политич. организацией ср.-век. общества. Но она была и остаётся формой классового господства буржуазии, чего не понимали в полной мере К. Каутский и др. ли­деры 2-го Интернационала, отстаивавшие идею т. н. чистой Д. и полагавшие, что на основе такой, безот­носительной к её классовому содержанию, Д. пролета­риат способен решить стоящие перед ним революц. задачи. Но история опровергла эти концепции. Если использование трудящимися демократич. прав и инсти­тутов действительно грозит затронуть осн. экономич. интересы и политич. власть буржуазии, последняя от-

казывается от ею же созданной законности, грубо по­пирает Д. и прибегает к прямому насилию.

С возникновением Сов. гос-ва появился новый исто-рич. тип Д. — социалистическая Д. Социа­лизм впервые возвращает понятию Д. его истинный смысл, наполняет демократия, принципы реальным со-держанием. Но это происходит но в результате одного лишь революц. перехода власти к рабочему классу и его союзникам. Становление и развитие социалистич. Д. достаточно длит. процесс. Осн. принципы социалистич. демократизма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом и вошли в теорию науч. коммунизма как часть учения о социалистич. гос-ве. В. И. Ленин не только всесторонне развил это учение, но и непо­средственно руководил строительством социалистич. Д. Принципы Д. нового типа стали реальностью во мн. странах. Социалистич. Д. превратилась в сложившееся явление. Развитие социалистич. Д. нашло развёрнутое воплощение в Конституции СССР.

Для социалистич. Д. характерны след. особенности. Будучи качественно новым по своему классовому со­держанию политич. явлением, она наследует всё луч­шее из демократич. завоеваний трудящихся, приспосаб­ливает их к новым условиям, существенно обновляет и обогащает.

Наряду с творч. использованием наследия прошлого социализм создаёт совершенно новые, неизвестные ра­нее принципы и формы Д. Возможности для этого зало­жены в самой природе социалистич. строя. Так, господ­ство обществ. собственности на средства произ-ва оз­начает, что объектом демократич. управления и конт­роля становятся экономика и культура, к-рые в усло­виях совр. гос.-монополистич. капитализма лишь час­тично регулируются бурж. гос-вом.

Коренная особенность социалистич. Д. состоит так­же в том, что она постоянно развивается и совершенст­вуется. С построением развитого социалистич. общества и по мере дальнейшего продвижения к коммунизму рождаются новые средства и методы участия трудящих­ся в делах общества. Неуклонный рост обществ. богат­ства расширяет социальные права трудящихся, а раз­витие культуры, идейного и нравств. сознания народа создаёт предпосылки для всё более широкого исполь­зования политич. свобод.

Народовластие в политич. системе социализма обеспе­чивается сочетанием методов представит. и непосредств. Д. В СССР принцип нар. представительства воплощён в Советах нар. депутатов, к-рые составляют снизу до­верху единую систему органов власти, управляющую делами гос-ва. Методы непосредств. Д. используются при социализме в масштабах, к-рые в прошлом были немыслимы. Это — всенар. обсуждение проектов важ­нейших законов, деятельность парт., профсоюзных, комсомольских и др. обществ. орг-ций, система нар. контроля, хозяйств. кооперативов, творч. союзов, раз­личных об-в (по профессиям, по интересам, по месту жительства, по ведомств. принадлежности и т. п.), через к-рые граждане широко участвуют в решении по­литич., производств. и бытовых вопросов.

Руководящей силой этих орг-ций социалистич. об­щества является коммунистич. партия. Руководство обществом со стороны коммунистич. партии обеспе­чивает гл. условие подлинного демократизма гос. влас­ти — соответствие её политики интересам всего народа. В условиях развитого социалистич. общества в СССР сложилось социально-политич. и идейное единство все­го народа. Тождество коренных интересов сов. людей не отрицает, однако, многообразия специфич. интере­сов различных социальных, нац., возрастных, проф. и иных групп населения. Выступая в роли выразителя общих интересов всего сов. народа, партия в то же время учитывает и согласовывает специфич. интересы различ­ных групп населения, обеспечивает их удовлетворение в русле единой политики. Руководство со стороны пар­тии гарантирует и др. принципиально важное условие

 

демократизма гос. власти — соответствие её политики интересам прогрессивного развития общества. Строя свою деятельность иа основе марксистско-ленинской теории, КПСС добивается не только макс. удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей трудя­щихся, но и постоянного движения к целям, указан­ным науч. коммунизмом.

Один из коренных принципов Д. — равноправие. При капитализме реализация этого принципа ограни­чивалась лишь формальным равенством граждан перед законо.м. Передача средств произ-ва в обществ. собст­венность вызвала коренной переворот во всей системе обществ. отношений. Были ликвидированы условия для эксплуатации человека человеком и тем самым создан единственно надёжный и реальный фундамент для равноправия. Политич. равноправие граждан со­циалистич. общества наглядно проявляется в том, что участвовать в делах гос-ва могут все граждане, незави­симо от расовой и нац. принадлежности, пола, вероис­поведания, образования, оседлости, социального про­исхождения, имуществ. положения и прошлой деятель­ности. Гигантский прогресс достигнут и в преодолении различных видов социального неравенства, утвержде­нии равенства наций, равноправия мужчин и женщин.

Социалистич. Д. создаёт условия для свободы лич­ности. Конституциями социалистич. стран, др. закона­ми наряду с широкими социально-экономич. правами провозглашена свобода слова, печати, собраний, сво­бода совести, неприкосновенность жилища, тайна пе­реписки и др. гражд. свободы. Причём эти неотъем­лемые элементы Д. не просто декларируются, а реаль­но гарантируются переходом в руки народа средств произ-ва, всех обществ. богатств, самим укладом жиз­ни при социализме. В социалистич. странах права и сво­боды граждан неотделимы от их обязанностей.

Социалистич. Д. при коммунизме перерастёт в си­стему общественного самоуправления коммунистиче­ского, что, однако, не означает упразднения демокра­тич. принципов и институтов. Наоборот, в коммунистич. обществе они должны получить дальнейшее развитие, а отомрёт лишь гос-во как инструмент политич. власти и та форма Д., к-рая с ним связана.

* M a p к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Гражд. война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина «Государст­венность и анархия», там же, т. 18; Э н г е л ь с Ф., Происхож­дение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; его ж е, Об авторитете, там же, т. 18; Л е н и н В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его же, Марксизм о гос-ве, там же, т. 33; его же, Тезисы и доклад о бурж. Д. и диктатуре проле­тариата, там же, т. 37; его же. Пролетарская революция и ре­негат Каутский, там же; его ж е, О социалистич. Д., Сб., М., 1977; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Проблемы Д. в совр. мире, М., 1967; Марксистско-ленинская общая теория гос-ва и права. Осн. институты и понятия, М., 1970; Г и н д е в П., Д. и обществ. прогресс, пер. с болг., М., 1972; Шахназаров Г. X., Со­циалистич. Д. Нек-рые вопросы теории, Μ., 19742; Γули-ев В. Е., Кузьмин Э. Л., Гос-во и Д. Критика антимарк­систских теорий, М., 1975; Денисов А. И., Общая система социалистич. Д., М., 1975; Социализм и Д., М., 1976; Д. и право в развитом социалистич. обществе, М., 1979; Советская Д. в пе­риод развитого социализма, M., 19792; Революция и Д. Между-иар. дискуссия марксистов, Прага, 1980; Социалистич. Д.: кон­ституционные основы, М., 1980; К е p и м о в Д. А., Д. разви­того социализма, М., 1980. Г. X. Шахназаров.

ДЕМОКРИТ (Δημόκριτοξ) из А б д е ρ (ок. 460 до н. э.— г. смерти неизв.; по век-рым сообщениям, про­жил св. ста лет), др.-греч. философ-атомист и учёный-энциклопедист. Согласно сведениям, сообщаемым доксо-графами, учился у Левкиппа, а также, возможно, у пи­фагорейцев, совершил ряд поездок по странам Востока; позднее находился в дружеских отношениях с Гип­пократом. Д. был многосторонним учёным и плодови­тым автором: каталог его соч. у Диогена Лаэртия со­держит до 70 назв., обнимающих все области знания того времени. Большинство соч. Д. было утеряно в

ДЕМОКРИТ 147

первых веках н. э.; до нас дошли лишь короткие цита­ты (ок. 300), взятые гл. обр. из его этич. трактатов.

Философия Д. является прототипом последовательно материалистич. учения, оказавшим в дальнейшем ог­ромное влияние на развитие европ. филос. и естеств.-науч. мысли. Важнейшие положения своей атомистич. доктрины Д. заимствовал у Левкиппа, развив их и по­строив на их основе универсальную филос. систему. У Д. впервые в истории философии появляется развёр­нутая теория познания, основанная на различении чувств. и рассудочного знания. Чувств. опыт — исход­ный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь «тёмное», т. е. неполное и недостоверное знание, т. к. истинная «природа» вещей (атомы) недо­ступна чувству и постигается лишь с помощью мышле­ния. Чувств, восприятия объяснялись Д., как и Эм-педоклом, истечениями, попадающими в органы чувств (у Д.— потоки атомов, отделяющихся от воспринимае­мого тела). Имеются указания на то, что Д. распростра­нил атомистич. представления на пространство и время, построив своеобразную атомистич. геометрию.

Развивая представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего совершающегося, Д. прибли­зился к механистич. миропониманию, рассматривая необходимость как движение, сопротивление и со­ударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им отвергалась: случайными кажутся те события, при­чин к-рых мы не знаем. Всякое познание сводится к установлению причин происходящего; известно выска­зывание Д., что он предпочитает найти одно причин­ное объяснение, чем получить царскую власть над пер­сами.

Д. принял концепцию Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры, изменив в ней лишь нек-рые детали. Миры, по Д., различны по величине и структуре: в нек-рых мирах нет ни Солнца, ни Лу­ны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число аналогичных светил. Расстоя­ния между мирами неравны, причём одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи по­гибают, сталкиваясь друг с другом. Нек-рые миры лишены жизни и не имеют влаги. Различные типы жи­вых существ — птицы, наземные животные, рыбы — различаются характером атомов, из к-рых они построе­ны. Всё живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферич. подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию между устройством человеч. организма и космосом, Д. впервые употребил термин «микрокосм». Душу Д. считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги, по Д.,— это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются, но всё же не вечны. Они способны благотворно или зло­вредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки.

Большое место в учении Д. занимали этич. и социаль­ные проблемы. Наилучшей формой гос. устройства Д. считал демократич. полис. Необходимым условием со­хранения демократии являются нравств. качества граж­дан, создающиеся воспитанием и обучением. Целью жизни Д. считал хорошее расположение духа — эвтю-мию, к-рая не тождественна с чувств. наслаждением и означает безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Наивысшая добродетель, по Д.,— безмятежная муд­рость.

• Фрагменты: DK II, S. 81—229; Лурье С. Я., Д. Тексты, пер., иссл., Л., 1970.

• Маковельский А. О., Др.-греч. атомисты, Баку, 1946; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.- Л., 1947; Bailey С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928;

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Mau J., Zum Problem des Infinitesimalen hei den antiken Atomisten, B., 19572; Fur ley D. J., Two studies in the Greek atomists, Princeton, 1967; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camh., 1971. И. Д. Рожанский.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio — показы­вание) в логике, форма рассуждения в доказа­тельстве (состав умозаключении и их связь друг с дру­гом), посредством к-рой доказываемое положение — тезис выводится из его оснований. См. Доказательство. ДЕМПФ (Dempf) Алоиз (2.1.1891, Альтомюнстер, ок. Мюнхена), нем. католич. философ. Разрабатывал проб­лемы философии культуры, философии истории и социо­логии знания. Сочетая общие принципы католич. уни­версализма с влияниями Гегеля, Шпенглера и М. Ве-бера, Д. стремился выйти к общей «критике историч. разума», к филос. антропологии и к «философии фи­лософии», в к-рой все частные т. зр. и стоящие за ними жизненные потенции (напр., принципы «гос-ва», «ду­ха» и т. д.) оказались бы осмыслены, сбалансированы и сняты во имя «целого». Автор многочисл. работ по исто­рии культуры.

• Selbstkritik der Philosophie und vergleichende Philosophie­geschichte im Umriß, W., 1947; Christliche Philosophie, Bonn, 19522; Kritik der historischen Vernunft, W., 1957; Sacrum Imperi­um. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance, Münch.— В., 19623; Die Geistesgeschihte der altchristlichen Kultur, Stuttg., 1964.

ДЕНОТАТ (от лат. denoto — обозначаю), д е с и г­на т, предметное значение (в логике и семан­тике), предмет, обозначаемый собств. именем нек-рого языка (в формализованном языке — константой, пос­тоянным термом), или класс предметов, обозначае­мых общим (нарицательным) именем (в формализован­ном языке — предметной переменной). В обоих этих смыслах Д. есть объём (экстенсионал) нек-рого понятия. Если имя есть предложение, высказывание (т. е. запись нек-рого суждения), то его Д. служит истинностное значение этого предложения (выска­зывания, суждения), т. е. «истина» или «ложь». См. Имя.

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, род. падеж δέοντος — нужное, должное и λόγος — слово, понятие, учение), раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен англ. философом-утилита­ристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом («Д., или Наука о мора­ли», «Deontology or The science of morality», v. 1-2, 1834).

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 15.7.1930, Эль-Биар, Алжир), франц. философ. Испытал влияние идей Гуссерля и Хайдеггера. Приобрёл известность своей критикой метафизичности всех форм европ. сознания и культуры, связанной, согласно Д., с господством принципа «бытия как присутствия», абсолютизирующе­го настоящее время. Такие явления европ. культуры, как религ. философия, социально-моралистич. учения и т. п., определяются, по Д., «логоцентристскими» установками, т. е. опорой на звучащее слово («голос-логос»), а также на фонетич. письмо с характерной для него расчленённостью знаковой формы и содержа­ния (запредельного означаемого). Условие преодоле­ния европ. метафизики Д. видит в отыскании её ис­торич. истоков посредством аналитич. расчленения («деконструкции») самых различных текстов гумани­тарной культуры, выявления в них опорных понятий (прежде всего — понятия бытия), а также слоя мета­фор, в к-рых запечатлены следы предшествовавших культурных эпох. Т. о., место метафизики бытия в концепции Д. занимает работа с языком, с текстами; её конечная цель — обнаружение за тем, что кажется непосредственно данным, «письма», «письменности». Суть «письма» (науку о письме Д. называет «грамма-тологией») не может быть выражена в строгих понятиях, поскольку, по Д., «письмо» не подчиняется принципу «бытия как присутствия», но воплощает принцип раз­личия, «рассеивания», неданности, инаковости (пони­мание «письма» у Д. во многом обусловлено практикой

совр. литературного авангарда). В ряде пунктов своей концепции Д. близок к структурализму, хотя он и кри­тикует последний как одно из проявлений «логоцент-ризма». Подобная непоследовательность наряду с от­сутствием позитивной программы существенно обедняет критич. пафос Д. и не позволяет ему выйти за рамки метафизич. традиции.

• La voix et le phenomene, P., 1967; De la grammatologie, P., 1967; L'icriture et la difierence, P., 1967; Marges de la Philosophie, P., 1972; La verite" en peinture, P., 1978; Eperons: Les styles de Nietzsche, P., 1978.

* Автономова Н. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; Филиппов Л., Грамматология Ж. Д., «ВФ», 1978, JV5 1; Ecarts. Quatre essais ä propos de Jacques Derrida, P., 1973; «L'Arc», 1973, 54; Politi-ques de la Philosophie. Chätelet, Derrida, Foucault, Lyotard, Ser-res, ed. D. Grisoni, P., 1976.

ДЕ РУА (De Roy), Л e p у a (Le Roy) Хендрик [лати-низиров. Региус (Regius)] (29.6.1598, Утрехт,— 17.2. 1679, там же), голл. философ-материалист, физиолог и педагог; врач. С 1634 проф. Утрехтского ун-та. По словам Маркса, Де Р. был основателем того материалис-тич. направления в картезианстве, к-рое отправлялось в своём учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 140). Будучи сто­ронником физики и физиологии Декарта, Де Р. отверг его дуалистич. метафизику. В соч. «Основания физики» («Fundamente physicae», 1646) и «Разъяснение о чело-веч. уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) Де P. признал единств. субстанцией материю и объявил душу модусом (свойством) тела. Выступал против учения о врождённых идеях и рационалистич. теории познания, противопоставив им сенсуалистич. учение о чувственном (опытном) происхождении знания. Отверг декартовское доказательство существования бога, а также подчинение философии религ. догме и обоснование религ. веры с помощью философии. В систематич. курсе «Естеств. философии» («Philosophia naturalis», 1654) Де Р. выдви­нул на первый план физику, к-рая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и теории по­знания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 292 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.