Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 32 страница




В «Г.» развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены этич., психологич. и педа-гогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва: глядя на идеальный образец гос-ва, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить самого себя (592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и несправедливости, Платон, однако, нарушает задан­ное им же требование мысленности эксперимента: он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осу­ществления идеального гос-ва, в силу чего с «Г.» ока­залась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался осуществить его в действи­тельности (поездка с этой целью в Сицилию), что отлича­ет также его учеников и последователей (ср. Аристоте­ля — воспитателя Александра Македонского, Цицеро­на-политика, Марка Аврелия — философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса, императора Юлиана Отступника, последних афинских неоплатони­ков, отправившихся во главе с Дамаскием к перс. царю Хосрову).

По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон Сципиона, комменти­руемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. ком­ментарий к «Г.» составил Прокл. На араб. яз. в 9 в. «Г.» перевёл Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан «Трактат о взглядах жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.

Рус. пер. М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971).

• Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii, ed. G. Kroll, t. 1—2, Lipsiae, 1899—1901; Murphy N. R., The interpretation of Plato's Republic, Oxf., 1951; Plato's Republic, the Greek text,ed. with notes and essays by B. Jowett and L. Camp­bell, v. 1—3, Oxf., 1953; Averroes' commentary on Plato's Re­public, ed., introd., transl. and notes by E. I. J. Rosenthal, Camb., 1956; The Republic of Plato, transl. with introd. and notes by P. M. Cornford, N.Y.—Oxf., 1958; Nettleship R. L., Lectures on the Republic of Plato, L.—Ν. Υ., 19612; The Republic of Plato, ed. with critical notes, comm., appendices by J. Adam, v. 1—2, Camb., 19632; Plato. The Republic, with an English transl. by P. Shorey, rev. red., L.—Camb. (Mass.), 1969; Plato. The Republic, transl. by A. D. Lindsay, new ed., L., 1976; Platon. Der Staat, übers., erläutert v. O. Apelt, Hamb., [1961F; A n-d e r s s o n T. J., Polis and Psyche.A motif in Plato's Repub­lic, Stockh., 1971. ΙΟ. А. Шичалик. «ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в рев о люд и и», произв. В.И. Ленина о гос-ве, о диктатуре пролетариата, о со-циалистич. революции, социализме и коммунизме. Кни­га создана в период подготовки Οκτ. революции 1917,

ГОСУДАРСТВО 125

когда вопрос о гос-ве приобрёл особенную важность и в теоретич. и в практически-политич. отношениях. Ха­рактеризуя цель работы, Ленин писал, что «... при неслыханной распространенности искажений марксиз­ма наша задача состоит прежде всего ввосстанов-л е н и и истинного учения Маркса о государстве» (ПСС, т. 33, с. 4—5). Соответственно в «Г. и р.» Ленин изложил и рассмотрел все осн. положения и выводы К. Маркса и Ф. Энгельса о гос-ве, отстоял марксистскую теорию гос-ва, в особенности пролет. гос-ва, против оппортунистов из 2-го Интернационала, развил даль­ше эту теорию, обобщив опыт междунар. рабочего дви­жения, опыт революц. борьбы росс. пролетариата. Книга написана в условиях подполья в авг.—сент. 1917 на основе материалов (выписки из соч. Маркса и Эн­гельса, а также работ К. Каутского, А. Паннекука, Э. Бернштейна с замечаниями и выводами Ленина), подготовленных в Швейцарии в янв.— февр. 1917 (см. там же, с. 121—307). Впервые издана в мае 1918, в Петрограде. По первонач. плану книга должна была состоять из семи глав, но 7-я гл. «Опыт русских рево­люций 1905 и 1917 годов» не была написана. Сохранил­ся лишь её план (см. там же, с. 323—24).

В 1-й гл. показывается, что осн. идея марксизма по вопросу об историч. роли и значении гос-ва состоит в том, что «государство есть продукт и проявление н е-примиримости классовых противоречий» (там же, с. 7), орган классового господства. Поэтому освобож­дение угнетённого класса невозможно без революции, без уничтожения эксплуататорского гос-ва (см. там же, с. 8), к-рое заменяется диктатурой пролетариата. Пролет. гос-во отомрёт постепенно (см. там же, с. 22). Ленин показал, что положение марксизма о необходи­мости диктатуры пролетариата и об отмирании социа-листич. гос-ва направлено не только против анархистов, но и против оппортунистов, сеющих иллюзии о возмож­ности постепенного преобразования капиталистич. об­щества в социалистическое без революции, без переход­ного периода диктатуры пролетариата.

Во 2-й гл. обосновывается вывод марксизма о необ­ходимости в ходе социалистич. революции слома гос. машины буржуазии. Выступая против оппортунистич. извращений марксизма по вопросу о диктатуре пролета­риата, Ленин подчёркивает, что «марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы клас­сов до признания диктатуры пролетариа-та» (там же, с. 34), и что «переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущ­ность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (там же, с. 35).

В 3-й и 4-й главах Ленин анализирует значение опыта Парижской Коммуны 1871 для решения вопроса о том, чем заменить военно-бюрократич. бурж. гос. машину. Указывая на то, что «коммуна — первая по­пытка пролетарской революции р а з б и т ь буржуаз­ную государственную машину и „открытая наконец" политическая форма, которою можно и должно з а-м е н и т ь разбитое» (там же, с. 56), Ленин далее рассматривает целый ряд конкретных характеристик пролет. гос-ва (формы осуществления пролетариатом своей власти, организацию управления пром-стью, со­циальное положение гос. служащих и т. п.), построен­ного на 'основе принципа демократич. централизма. Вместе с тем, характеризуя пролет. гос-во как необхо­димое условие построения социализма, Ленин рассмат­ривает и вопрос об отмирании социалистич. гос-ва, по­скольку в ходе перерастания социализма в коммунизм будет исчезать всякая надобность в насилии над людь­ми, «...люди привыкнут к соблюдению элемен­тарных условий общественности без насилия и без подчинения» (там же, с. 83).

ГОТАМА

В 5-й гл., анализируя экономич. основы отмирания гос-ва, Ленин развивает и конкретизирует учение Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистич. общест­ва. Он подчёркивает, что различия двух фаз определя­ются уровнем развития производит. сил, степенью эко­номич., политич. и культурной зрелости нового общест­ва. Роль пролет. гос-ва в течение всего периода до нас­тупления «высшей» фазы коммунизма Ленин видел в длительной организац.-хоз. и культурно-воспитат. дея­тельности. «До тех пор,— писал он,—пока наступит „высшая" фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления...» (там же, с. 97).

Процесс отмирания гос-ва Ленин связывал с построе­нием высшей фазы коммунизма, преодолением противо­положности между умств. и физич. трудом, между го­родом и деревней, с процессом слияния наций.

Хотя на протяжении всей работы Ленин неоднократ­но критиковал любые отступления от марксизма, иска­жения и опошления его, в 6-й гл. он ещё раз возвра­щается к этой критике, анализируя ошибочные взгля­ды на гос-во Плеханова и «...историю новейшей измены марксизму со стороны Каутского, системати­ческий уклон к оппортунизму именно по вопросу о го­сударстве» (там же, с. 105). При этом в ходе полемики Ленин на основе обобщения революц. опыта рус. про­летариата раскрывает классовую сущность Советов, к-рые в ходе социалистич. революции превращаются в органы гос. власти (см. там же, с. 114).

Выводы Ленина, сделанные им в работе «Г. и р.», развивающие марксистское учение о гос-ве и о путях строительства коммунизма, имеют огромное значение для всех народов, стремящихся к коммунизму, для борь­бы со всеми разновидностями оппортунизма и ревизио­низма. Они используются и ныне коммунистич. и рабо­чими партиями в борьбе за демократию и социализм.

• История философии, т. 5, М., 1961.

ГОТАМА, Г а у т а м а, др.-инд. мыслитель, основатель системы нъяя. Автор трактата «Ньяя-сутра». Время жизни неизвестно, возможно жил в нач. н. э. (Нагард-жуна, живший в сер. 2 в., был уже знаком с отд. поня­тиями системы ньяя). Иногда авторство «Ньяя-сутры» приписывается Акшападе или Г. и Акшападе вместе, но не исключено, что Акшапада — другое имя Г. «Ньяя-сутра» состоит из 5 книг, в к-рых рассматриваются средства и объекты правильного познания, спор, или дискуссия, части силлогизма, наконец, нек-рые ак­туальные для того времени филос. учения. В своём уче­нии, заложившем основы др.-инд. логики, Г. обобщил архаичную практику ведения споров и дискуссий, заострив внимание на таких темах, как доказательство, истина, ложные основания, софистика и т. п. Коммен­тарием к «Ньяя-сутре» Г. является «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны.

• The Nyäya-Suträs of Gotaraa, trangl. by S. G. Vidyäbhusana, Allahabad, 1913; Nyäya-Suträs of Gotama, ed. by M. Ganganaiha Jha and D. Shastri, Benares, 1925; Die Nyaya-SOtras, Lpz., 1928.

• см. к ет. Нъяя.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, организованная вооруж. борьба за гос. власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма клас­совой борьбы. В классово антагонистич. обществе Г. в. представляет «... естественное, при известных обстоя­тельствах неизбежное продолжение, развитие и обост­рение классовой борьбы» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 30, с. 133).

Г. в. возникают на почве социальных кризисов, ког­да гос. власть уже не в состоянии «умерять столкно­вения» враждебных классов, подавлять «законными» средствами классовых противников существующей по­литич. и обществ. системы (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 170 и В. И. Ле­нин, ПСС, т. 33, с. 6—7). Условия, порождающие Г. в., определяются расстановкой классовых сил внутри стра­ны и на междунар. арене, и поэтому Г. в. могут сочетать

ся с войнами между гос-вами, с борьбой против иностр. интервенции и нац.-освободит. борьбой. Для эпох со­циальной революции характерны Г. в., в к-рых воюю­щими сторонами являются прогрессивные и реакц. клас­сы, угнетённые и угнетатели. В антагонистич. обществ. формациях бывают, однако, и такие Г. в., в к-рых друг другу противостоят различные группировки господств. классов (напр., Г. в. периода падения Римской респуб­лики, война Алой и Белой розы в Англии).

Историч. типы и формы Г. в. многообразны: восста­ния рабов, крест. войны, партиз. войны, вооруж. борь­ба народа против пр-ва и т. п. Для эпохи пролет. ре­волюции характерно, как указывал В. И. Ленин, по­явление более высоких и сложных форм «...продолжи­тельной, охватывающей всю страну гражданской вой­ны, т. е. вооруженной борьбы менаду двумя частями народа» (там же, т. 14, с. 11). В таких войнах происхо­дит, как правило, разделение территории гос-ва меж­ду воюющими сторонами, каждая из к-рых имеет свой аппарат для ведения воен. действий, организации ар­мии, политич. управления.

Рабочий класс заинтересован в свержении господст­ва монополистич. капитала и подавлении сопротивления контрреволюц. сил, не доводя дела до Г. в. Марксизм-ленинизм отвергает требование Г. в. «при любых ус­ловиях», выдвигаемое доктринёрами и догматиками, бланкизмом, «левым» ревизионизмом. Возникновение Г. в. зависит от силы сопротивления реакц. классов, к-рые обыкновенно первыми прибегают к ней (см. В. И. Ленин, там же, т. 11, с. 123). В таких условиях завоевать власть, подавить контрреволюц. мятежи можно лить организованной вооруж. борьбой рабоче­го класса и его союзников. С усилением репрессивного военно-полицейского аппарата, ростом милитаризма в капиталистич. странах, развитием воен. техники успех в Г. в. в решающей степени зависит от организованности нар. масс и перехода войск на сторону революции.

В СССР и нек-рых др. странах власть пролетариата утвердилась в результате Г. в. Однако в ряде др. социалистич. стран рабочий класс установил свою власть без Г. в. В совр. условиях в ряде капиталистич. стран рабочий класс имеет возможность осуществить революц. преобразование общества без Г. в., иными средствами классовой борьбы, подавления сопротивле­ния монополистич. буржуазии. Это не исключает того, что с изменением конкретной ситуации в той или иной стране Г. в. может стать на определ. этапе гл. формой борьбы за социализм. См. лит. к статьям Вооружённое восстание, Буржуазная революция, Национально-осво­бодительная революция, Социалистическая революция. «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. В о з-звание Генерального Совета Меж­дународного Товарищества Pабо-чих», произв. К.Маркса, в к-ром на основе обобщения историч. опыта Парижской Коммуны 1871 была раз­вита марксистская теория классовой борьбы, револю­ции, гос-ва и диктатуры пролетариата. Написано в апр.— мае, опубликовано в июне 1871 в форме воззва­ния Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871—72 пе­реведено на ряд языков (в т. ч. на рус. яз.) и издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важ­ной является 3-я глава.

Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской Коммуны: «Ее настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваиваю­щего; она была открытой, наконец, политической фор­мой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в. во Ф.», Энгельс в своём введении, датированном днём двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также подчёркивал: «Это была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).

В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше по­ложение о необходимости слома бурж. гос. машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадца­тое брюмера Луи Бонапарта» (1851—52): 1) он конкре­тизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный процесс: «Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правитель­ственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам об­щества» (там же, т. 17, с. 344); различая правомерные и чисто угнетательские функции гос-ва, Маркс углуб­ляет понимание его классовой сущности; 2) в характер­ных чертах зарождающегося пролет. гос-ва он увидел теперь ту политич. форму, к-рая должна заменить раз­битую гос. машину буржуазии; это должно быть гос-во типа Парижской Коммуны.

Маркс развивает здесь высказанную ещё в «Немец­кой идеологии» мысль о революции как двуедином про­цессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В черновых набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не устраняет сразу классовой борьбы, но оно создаёт условия, при к-рых «...эта классовая борьба может про­ходить через свои различные фазы наиболее рациональ­ным и гуманным путем»; высказывает важную мысль о необходимости «...гармоничной национальной и ин­тернациональной координации общественных форм производства» (там же, с. 553).

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317—70; 497—616, т. 22, с. 189—201; Ленин В. П., Гос-во и револю­ция, ПСС, т. 33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М., 1973г, гл. 12; Марксистская фило­софия в 19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сар­диния,— 27.4.1937, Рим), основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марк­сист. В 1913 вступил в Итальянскую социалистиче­скую партию.

Идеи ленинизма и Οκτ. революции 1917 оказали ре­шающее влияние на теоретич. и практич. деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти и возглавленное ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппор-тунистич. большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г. был делега­том от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Сою­зе. 8 нояб. 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 го­дам тюремного заключения (затем в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую часть заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н. «Тюремных тет­радей». Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после формального освобождения Г. скончался.

Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии, истории, истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г. стремился дать изложение марк­сизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая марксизм как «философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходя­щую все предыдущие. Особое внимание он уделял проб­лемам историч. материализма, подчёркивая значение диалектич. метода для их разрешения.

Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. про­цесса, а прогресс в их жизни — критерием историч. прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «из­вечной пассивности масс». История идеологий, по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к со­знательности, она отражает практич. деятельность на­рода, его участие в классовой борьбе.

ГРАМШИ 127

Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при капитализме, Г. в установ­лении единства между рабочим классом и интеллиген­цией видел одно из гл. отличий марксизма от бурж. филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти «высокую культуру», отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и филос. учения Кроче Г. в первую оче­редь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти, к созданию «гос-ва нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего господства должен становиться всё более влия­тельным в идеологич., политич. и экономич. жизни страны. Разрабатывая учение о гегемонии пролетариа­та Г. обращал особое внимание на проблему духовного и нравств. руководства пролетариатом массами и об­ществом. Превращение пролетариата в господствующий класс создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной роли иск-ва, ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против вульгаризации этих принципов, навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.

В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи Возрождения, франц. материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокан­тианства. Труды Г. содействовали формированию в Ита­лии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для деятельности итал. рабоче­го класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; О лит-ре иск-ве, М., 1967.

• Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М., 1957; Францев Ю. П., Г. и проблема идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. ком­мунистич. партии, М., 1961; Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.

ГРЕХ, в религ. этике моральное зло, состоящее в нару­шении действием, словом или мыслью воли бога. По­нятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечисто­ты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология выделяет «первородный» Г. первых лю­дей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное учение о пределах и мере Г. в каж­дой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см. Казуистика).

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назиан-зин (Γρηγόριος о θεολόγος και Ναζιανζινός) (ок.330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии,— ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк. деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нис­ским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах филосо­фии. Активно участвовал в тринитарных спорах, под­готавливая стабилизацию ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологиз­мом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина.

* в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay,., 1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83.

• Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E., Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u χ J., S. Gregoire de Nazianze theologien, P., 1952.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Γρηγόριος ό Νΰσσης) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церк. писатель, один из виднейших представителей греч. патристики. Брат

Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церк. деятелей и

ГРЕХ

мыслителей. В молодости изучал философию и ритори­ку, затем ушёл в монастырь, с 371 епископ г. Ниса (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н. сложилось под определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуля­ции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной по­зиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и ко­нечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Г. Н. ши­роко пользовался вольным иносказательным толкова­нием Библии. Наибольшей оригинальностью отличает­ся антропология Г. Н.; она исходит не из идеи индиви­да, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-рой усмат­ривается в интеллекте (см. Плерома).

* Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64. Несмелое В. И., Догматич. система Г. Н., Казань, 1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V ö l k e r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Γρηγόριος Παλαμάς) (1296, Константинополь,— 14.11.1359, Салоники), визант. бо­гослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма, давший ему филос. оформле­ние. В полемике с представителями теологич. рациона­лизма (Варлаам Калабрийский, Акиндин) отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экста­за непосредственно воспринимает несотворённое и не­вещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, к-рый, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич. диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии про­низывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что «простота» и неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктри­ной визант. церкви. Антропология Г. П. включает слож­ные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.— такое «просветление» духа, к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал сильное влияние на традицию поздневизант. мистики.

• в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.— Три творения, Новго­род, 1895; в кн.: Памятники визант. лит-ры 9—14 вв., М., 1969, с. 366—74.

• Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99—154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.

ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йорк­шир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ. философ-идеалист, представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в Великобрита­нии позитивизма (Дж. Милль, Спенсер), призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к фило­софии абс. идеализма. Г. утверждал, что действитель­ность — это система отношений, продуцируемая «все­общим сознанием», богом, по отношению к к-рому ин­дивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, Г. выступал против утили­таризма, понимая мораль как самоопределение инди­видуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества Г. сво­дил к прогрессу самосознания личностей. Соч. Г. опуб­ликованы посмертно.

• Works, V. 1 — 3, L., 19063.

• Д е б о л ь с к и и Н. Г., Г., как метафизик, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974; L a m o n t W. D., Introduc­tion to Green's moral philosophy, L., [1934]; Richter M., The politics of conscience: T. H. Green and his age, Camb., 1964.

ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645, Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор междунар. права.

Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в., характеризовалось стрем­лением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. опре­деляет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответст­вии данного явления разуму, и опытного, который ис­ходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности гос-ва и права. Гос-во возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознат. деятельнос­ти людей, результат договора (см. «Общественный до­говор»).

Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требо­ваниям разума. Это качество человека определяется на­личием у него дара речи и способности действовать соот­ветственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было при разрозненном существовании людей. В ходе испол­нения принципов естеств. нрава (воздержание от пося­гательств на чужую собственность, соблюдение дого­воров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

Г. признавал существование коммунизма в первобыт­ном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в произ-ве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаружи­вается в присвоении вещей в случаях крайней необхо­димости и в праве общего пользования реками, дорога­ми, морем.

Теория Г. в конечной счёте служила ниспроверже­нию феодализма и имела явный антиклерикальный ха­рактер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.

• Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kölnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 — 18.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА, область социальной пси­хологии, исследующая совокупность психологич. про­цессов, происходящих в малых группах.

Первоначально термин употреблялся для обозначе­ния школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в Массачусетсском технология, ин-те). Исследования школы базировались на т. н. теории по­ля, согласно к-рой индивид в группе рассматривался как бы в определ. психологич. «поле», где действуют силы притяжения и отталкивания. Идея связи индиви­да с группой, с групповыми процессами является про­дуктивной, хотя сведение всех связей только к «психо­логич. полю» не позволяет выявить действит. социаль­ное содержание отношений людей в малых группах.

В школе Левина была разработана система методов, позволяющих изучать процессы в условиях лаборатор­ного эксперимента, получать важные факты об образо­вании малых групп, их сплочённости, выдвижении лидеров в группах, принятии групповых решений и т. п.

В сов. социальной психологии термин «Г. д.» упот­ребляется также как наименование всей совокупности групповых процессов. При этом малая группа изучает-

9 ФЭС

ся как единица в системе обществ. отношений, обществ. разделения труда, как субъект социальной деятельнос­ти. Групповая сплочённость, лидерство и др. процес­сы интерпретируются в контексте совместной деятель­ности людей в группах. Так, групповая сплочённость рассматривается не просто как результат действия «сил притяжения», но как единство ценностных ориен­тации членов группы относительно предмета и целей общей деятельности и развитие на этой основе чувства удовлетворённости не самим по себе «пребыванием» в данной группе, но активной деятельностью в ней. Та­кой подход позволил существенно дополнить характе­ристику динамич. процессов в группе изучением про­цесса её развития, превращения в коллектив.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 255 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.