Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 34 страница




начала путём использования религ., этич., эс-тетич. и др. имиульсов человека в их совокупности. Суть этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г. старался переориентиро­вать традиц. религ. практику, обратив её интересы с по­тустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание уделял оккультной психологии, яв­лениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его уче­ния имеются в Индии, а также в Европе и Америке.

• The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s; Conversations of the dead, Pondicherry, 1951; The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga, Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry, 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.

• Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S. K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951; ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of Sri Aurobindo, Lacknow, I960.

 

Д

ДАВИД AHАXT Непобедимый (ок. 475, с. Нер-гин в Таронской обл. Зап. Армении, — 1-я пол. 6 в., Ахпатский монастырь в Сев. Армении), арм. философ л логик. Представитель александрийской школы нео­платонизма. Учился и преподавал в Александрии; уче­ник Олимпиодора Младшего. В 30-х гг. 6 в. вернулся в Армению и возглавил т. н. грекофильскую школу в древнеарм. философии. В осн. труде «Определения философии» содержится критика скептицизма школы Пиррона и др. представителей антич. релятивизма и агностицизма, выдвигаются шесть определений фило-

•Сбфии, заимствованных у Пифагора, Платона и Арис­тотеля. «Определения философии», а также «Анализ „Введения" Порфирия» и «Толкование „Категорий" Аристотеля» были написаны на греч. яз. в 1-й трети В в. в Александрии и переведены на арм. яз. после воз­вращения Д. А. в Армению. «Толкование „Аналитики" Аристотеля» сохранилось только на арм. яз. Труды Д. А. сыграли выдающуюся роль в формировании арм. философии и кристаллизации арм. филос. терминологии.

• Соч., пер. и вступ. ст. С. С. Аревшатпна, М., 1975. 0 Чалояв В. К., Философия Давида Непобедимого, Ер., 1946; Аревшатян С. С., Формирование филос. науки в древней Армении (V — VI вв.), Ер., 1973; его ж е, Д. А.— выдающийся философ древней Армении, М., 1980; К h o s t i-k i a n M., David, der Philosoph, Bern, 1907.

ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю-нин, пров. Аньхой,— 1.7.1777, Пекин), кит. философ-материалист периода Цин (1644—1911). Крупный учё­ный, занимался астрономией, математикой, историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из к-рых опубликованы u дошли до нас.

Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группи­ровок в течении, именуемом «Хань сюе» — букв, «уче­ние периода Хань» (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.), или «Цянь— Цзя сюепай» — «филос. школа периода правлений Цяньлуна и Цзя-цина» (1736—1820). Течение это воз­никло в 17 в. и приобрело популярность в 18 в. Оно про­возгласило возврат к изучению конфуцианских клас­сиков в редакция периода Хань (отсюда назв.), одна­ко с учётом не только текстологич., но и историч., аст-рономич., математич., географич. проблем, н было на­правлено против сунского неоконфуцианства с его от­влечёнными рассуждениями. Д. Ч., в частности, отвер­гал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами ли- за-кона как высшего начала, ниспосланного небом и пред­шествующего вещам: ли, по Д. Ч.,— это естественный и необходимый закон, порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах ци, познаваемый путём анализа их мельчайших дета­лей. Ли находится также в чувствах и желаниях, по­этому их нельзя отбрасывать, подавлять или считать чем-то негативным, как полагали неоконфуцианцы; источником зла в человеке является лишь извраще­ние чувств — эгоизм, пристрастие, обман. Космологич. построения Д. Ч. базировались на понятиях ци и дао — движения и изменения ци, приводящих к бес­прерывному возникновению жизни. Сущностью дао яв­ляются космич. силы инь и ян и пять движущих начал (у-син); дао это также ци, к-рое не обрело ещё формы

ДАЙ ЧЖЭНЬ 133

и материального содержания. Ци, обладающее данны­ми атрибутами,— это вещь.

Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание книг по всем четырем

разделам»).

• Юань шань. Мэн-цзы цзы- и шу-чжэн («Об изначальной доб­роте человеческой натуры. Пояснения с доказательствами зна­чений знаков в тексте «Мон-цзы»), Пекин, 1956.

• Б у p о в В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976; Fang Chao-ying, Tai Chen, в сб.:

•Eminent Chinese ot the Ch'ing period (1644—1912), ед. A. W. Hum­mel, v. 2, Wash., 1944, p. 695—700; Wing-tsit Chan, A Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, 1963, p. 709—22.

ДАМАСКИЙ (Ααμάσκιος) (p. между 458—462 — ум. после 538), греч. философ-неоплатоник, последний схоларх платоновской Академии. Учился в Александ­рии и Афинах. Автор многочисл. соч., из к-рых до нас дошли «Затруднения относительно первых начал и разрешения их», комментарии к «Пармениду», «Филе-бу», «Федону» Платона и часть комментариев к трак­тату «О небе» Аристотеля (дополнен и издан его учени­ком Симпликием). Сохранившиеся фрагменты «Жизни Исидора» — ценный источник но истории афинской школы неоплатонизма. Испытал влияние Ямвлиха. Полемизировал с Проклом в «Затруднениях и разре­шениях», стремясь ещё резче подчеркнуть невырази­мость и непознаваемость первоединого; согласно Д., после сверхбытийного первоединого идут сверхбы­тийные единое — многое и многое — единое, и только после этой ступени возможен переход к сфере бытия. И Damascii successoris dubitationes et solutiones de primis principiis, in Platonis Parmenidem..., ed. C. E. Ruelle, v. l—2, P., 1889; Lectures on Philcbus..., «1. L. G. Westerink, Amst., 1959; Vitae Isidori Reliquiae, ed. Cl. Zintzen, Hildesheim, 1967; Greek, The Commentaries on Plato's Phaedo, v. 2 — Damascius, ed. L. G. Westorink, Amst., 1977.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ.,— 7(19).11.1885, Тби­лиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. В кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу к-рых был в 1850 выслан из Петербурга.

Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота, сформировались под воздействи­ем виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее полно они изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д. лежала идея обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций), взаимоотношения к-рых описываются Д. при помощи биологизаторских по­строений: подобно живому организму, культурно-историч. типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внеш. средой; так же как и биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии воз­мужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч. самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономиче­ский. Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от этнографич. состояния к государственному и от не­го — к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчер­павших возможности своего развития. Качественно но­вым, перспективным с т. зр. истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния «мес­сианской» культуры России культурам Запада Д. вуль­гаризирует, облекая её в проповедь борьбы росс, госу­дарственности с др. народами. Тем самым Д. санкцио­нирует политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч. типов всему окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловь­ёв, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от

ДАМАСКИЙ

гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюцио­нистскую идею.

Идеи Д. оказали сильное воздействие на культуро­логию Леонтьева и в большой мере предвосхитили ана­логичные построения Шпенглера.

• Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. полнтич. и экономич. статей, СПБ, 1890.

• Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория культурно-историч. типов, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ, [19122]; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История фило­софии в СССР, т. 3,М., 1968; P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ле­нин о психологии реакц. экстремизма..., «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A Russian totalitarian philo­sopher, Camh. (Mass.), 1967.

ДАНЭМ (Dunham) Берроуз (р. 10.10.1905), амер. фи­лософ. За пропаганду марксистских взглядов отстранён от преподавательской работы. С материалистич. по­зиций Д. активно выступает против различных идеа-листич. направлений в совр. бурж. философии: экзис­тенциализма (см. «ВФ», 1960, № 9), «общей семантики», прагматизма. В кн. «Гигант в цепях» (1953, рус. пер. 1958) рассматривает проблему взаимоотношения фило­софии и практики, высоко оценивает роль гуманистич. идеалов в жизни людей. Д. занимается также вопроса­ми истории эстетики, гносеологии и политич. мысли. И A study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; в рус. пер.— Мыслители и казначеи, М., 1960; Человек против мифов, М., 1961; Герои и еретики. Политич. история зап. мысли, М., 1967; Филос. размышления, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и со­циологич. мысль в США, М., 1977.

* Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мыс­ли в США, М., 1977.

ДАО (букв.— путь, дорога), одно из важнейших поня­тий кит. философии, центр. понятие даосизма. В фило­софии Лао-цзы Д.— невидимый вездесущий естеств. закон природы, человеч. общества, поведения и мышле­ния отд. индивида, неотделимый от материального ми­ра и управляющий им (поэтому Д. иногда сравнивают с логосом Гераклита). Д. порождает тьму вещей; бездействует, тем самым делая всё; Д. вечно и безымян­но, пусто и неисчерпаемо; неследование Д. ведёт к гибели. У Чжуан-цзы Д. неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно постичь, но нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни от пространства, у него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать Д.— значит постигнуть закон природы и уме­ние соответствовать ему.

Для легиста Хань Фэйцзы Д.— первопричина возник­новения не только тьмы вещей, но и различий между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяю­щих вещи. Овладение Д. приводит к разным резуль­татам: одни становятся мудрыми, другие — безум­цами, одни процветают, другие гибнут. Однако прави­телю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри и агрессивным вне страны, ибо это ведёт к её гибели.

Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и обретает смысл мо­рального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от образованности: небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д. совершенствуется через обучение, а также через жэиь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея получила у Хань Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз. справед­ливостью; поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не только с жэнь, но также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением, их закон (принцип) — Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян явля­ется Д.— это то, из-за чего инь и ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесе­нии к небу оно наз. инь и ян, в отнесении к земле — силой и слабостью, в отнесении к человеку — гуман-

ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др. философов.

• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.— Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. н коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 196—203; The four books, transl. by.Г. Legge, Shanghai, 1033; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963.

«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Л а о - ц з ы» («Книга учителя Лао»), основопо­лагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был полулегендарный мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э., ранее Конфуция, почитаемый как основатель даосизма. Учёные предполагают, что трактат был сос­тавлен в 4—3 вв. до н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего — учение о дао и дэ — проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя Чжуа-на», нек-рые учёные считают «Чжуан-цзы» предшест­венником «Лао-цзы»). Трактат сыграл огромную роль в истории- кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч. на русский.

• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950; Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38; Конрад Н. И., Избр. труды. Синология, М., 1977, с. 433—42. См. также лит. к ст. Даосизм.

ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с кон­фуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проник­новения в Китай буддизма вместе с ним Д. и конфу­цианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — филос.-религ. триаду сосуществовавших и соперничав­ших течений, определявших идеологич. жизнь Китая вплоть до 20 в. Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего уче­ния в борьбе с конфуцианством, сторонники Д. объяви­ли первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697—2598 до н. э.), благодаря чему Д. получил наи­менование Хуан-Лао чжи сюе — учение Хуан-ди и Лао-цзы.

Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение наивно-материалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако содержащиеся в нём элементы мистики посте­пенно привели к разделению Д. во 2—3 вв. на философ­ский (дао цзя), высшим выразителем к-рого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо), образовавший своего рода «церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34—156). Религ. Д. вклю­чал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не имеющие ничего общего ни с фило­софией, ни с доктриной классич. Д., в результате че­го границы понятия «Д.» стали весьма расплывчаты.

Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618—907), стал неотъемлемой частью «нац. культа» — верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в составе упомянутой выше триа­ды явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао» — «Путь великого равенства», «Удоумидао» — «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»— «Учение белого лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» — «Жёлтые повязки»); оказал значит. влияние на кит. художников, писателей, поэ­тов. На протяжении веков Д. то подвергался гонениям, то пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246—210 до н. э.), Цзин-ди (156— 141 до н. э.), Гао-цзуна (650—683), Сюань-цзуна (712— 756) и др. В КНР в 1951—53 проводилась борьба про­тив тайных даосских сект.

Исходной идеей филос. Д. является учение о дао — пути, извечном, естеств. и всеобщем законе спонтанно­го возникновения, развития и исчезновения всей Все­ленной. Отсюда вытекает принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе — с дао Все-

ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние, одна из осн. идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успе­ху и процветанию. Всякое же действие, противореча­щее дао, означает пустую трату сил и приводит к неуда­че и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать сво­боду её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управ­лять страной, и тогда она процветает, пребывая в спо­койствии и гармонии. Дао затемняется человеч. одно­сторонностью, само же не имеет никаких разграниче­нии: стебель и столб, урод и красавица, великодушие и вероломство — всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселен­ной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Идеи Д. оказали боль­шое влияние на развитие кит. культуры и философии.

• Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226—93; Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114— 138, 212—24, 248—94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Πоρш­нева Е. Б., Учение «Белого Лотоса» — идеология нар. вос­стания 1796—1804 гг., М., 1972, с. 8—29; Малявин В. В., Мир как метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в кн.: Обще­ство н гос-во к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91—99; Welch H., Taoism. The parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ., Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The re­ligion of China. Confucianism and Taoism, N. Y.—!_,., 1968'; McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the rite of cosmic renewal, Wash., 1972.

С. Кучера.

«ДАО ЦЗАН» («Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений даосизма. Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более вероятной является дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022), сторонника даосизма. Канон был опубли­кован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его комп­лектование продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573—1619 появи­лись два его издания. В 1626 был составлен комменти­рованный каталог «Д. ц.». В «Д. ц.» вошли как клас­сич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние; мн. трактаты анонимны и не дати­рованы.

• Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Иабр. труды, М., 1978, с. 34—35; Welch H., Taoism. The parting of the way, Boston, j966; S trie km an n M., Longest Taoist scripture, «History Of Religions», 1978, v. 17, p. 331—54.

ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрус­бери,— 19.4.1882, Даун, близ Лондона), англ. естест­воиспытатель, основатель эволюц. учения о происхож­дении видов путем естеств. отбора (см. Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дар­вина. На формирование взглядов Д. большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования, проведённые во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способст­вовали выявлению Д. движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принци­па дивергенции, т. е. расхождения признаков у потом­ков общего предка. Став к 1837 убеждённым эволюцио­нистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он вёл огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии, па­леонтологии. В 1842 Д. сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный труд по анатомии, систематике и палеонтологии сидя­чих ракообразных — усоногих раков. Анализ этой группы позволил Д. проверить на конкретном материа­ле осн. положения'эволюц. теории. К этому времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его

ДАРВИН 135

науч. авторитет во многом способствовал последующе­му признанию созданной им эволюц. концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхожде­нии видов, обобщая весь известный материал по измен­чивости, наследственности и эволюции диких видов жи­вотных и растений, а также по методам селекции домаш­них животных и культурных растений. В нач. 1856 Д. приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа не была завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею «борьбы за существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внут­ри- и межвидовую. По Д., именно внутривидовая конку­ренция наиболее близких по своим потребностям осо­бей ведёт к вымиранию промежуточных форм и обеспе­чивает процесс дивергенции. Вымирание неприспособ­ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа естеств. отбора.

В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой он независимо от Д. сфор­мулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел пред­ставить статью Уоллеса в печать, умолчав о том, что им уже были написаны разделы задуманного трёх­томника. По настоянию геолога Ч. Лайеля и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании Линнеевского зоологич. об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.

Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в 1858). В 1868 Д. опубликовал боль­шой труд по теории искусств. отбора «Изменения жи­вотных и растений под влиянием одомашнивания», раз­вивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 — ра­боту «Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Проис­хождение человека от животных доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение Д. разрушило креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о божеств. происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д. стоял несколь­ко в стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание дарвинизма в качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники уче­ния Д. в разных странах.

• в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума и характера. (Автобиография). Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л. Соболя, М., 1957.

• Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дар­вин, М., 1957.

ДАРВИНИЗМ, материалистич. теория эволюции орга­нич. мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ко­валевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Ти­мирязев и др.). Д. выделяет материальные факторы эво­люции — наследственность и изменчивость — и дви­жущие факторы эволюции — естеств. отбор для орга­низмов, живущих в природе, и искусств. отбор для раз­водимых человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от предшествую­щих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции.

Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого человеком искусств. отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно Дарвину, естеств. отбор — это «пе­реживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого на основе неопределённой (т. е.

ДАРВИНИЗМ

неадекватной воздействиям внеш. среды) наследств. изменчивости (материала для эволюции) в ряду по­колений происходит эволюция. В борьбе за существова­ние, в к-рой выражается взаимодействие организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее при­способленные к данным условиям среды. Важнейшее положение Д.— относительность органич. целесообраз­ности: приспособленность организмов к условиям внеш. среды, целесообразность их строения и функций несовершенны. Это заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора.

Источники Д.— ряд естеств.-науч. концепций, раз­работанных в 18 и 1-й пол. 19 вв. К. Линней выдвинул принцип иерархичности систематич. категорий (близ­кий к дарвиновскому принципу дивергенции при­знаков в процессе эволюции) и поместил человека сре­ди отряда приматов, нанеся первый удар по представ­лениям об исключительности человека как явления природы. Идеи трансформизма (возможности преобра­зования одних форм в другие) без выявления движу­щих факторов эволюции высказывались и пропаган­дировались швейц. натурфилософом Ш. Бонне и франц. просветителями П. Л. Мопертюи и Ж. Л. Бюффоном. Ламарк вплотную подошёл к принципу актуализма и создал первую эволюц. концепцию, однако он не вскрыл движущих факторов эволюции. Большую роль в подготовке Д. сыграли конкретные исследования и ряд теоретич. обобщений убеждённых антиэволюционис­тов. Так, Ж. Кювье создал палеонтологию, теорию корреляций частей организма, разработал ряд прин­ципов сравнит. анатомии. Идеалистич. морфология (И. В. Гёте, Г. Брони, К. Э. фон Бэр) разработала принципы сравнения органич. структур, к-рые в пере­работанном виде вошли в состав важнейших для Д. дисциплин — сравнит. анатомии и сравнит. эмбрио­логии. Важнейший источник Д.— основанная на принципе актуализма в геологии теория эволюции лика Земли, разработанная Ч. Лайелем в 1829—33. Признание концепции геологич. эволюции подготовило формирование Д. В 1859—62 эволюционизм был принят практически всеми.

Первые критики Дарвина (амер. зоолог Ж. Л. Р. Агас-сис, англ. анатом Р. Оуэн) выступали с креационистских позиций. Атеистич. смысл теории Дарвина вызвал резкие нападки клерикалов на Д., в особенности по вопросу о происхождении человека (математик и окс­фордский епископ Уилберфорс, нем. анатом Р. Вир-хов, англ. геолог А. Седжвик и др.). В центр полемики выдвинулся вопрос о том, является ли естеств. отбор формирующим, творч. фактором эволюции. Осн. вни­мание противники Д. (Г. Спенсер, H. H. Страхов, Н. Я. Данилевский) сосредоточили на след, вопросах. Может ли естеств. отбор, играющий «роль сита», отсеи­вающего неприспособленных, играть творч. роль, обеспечивать поступат. ход эволюции? Каким образом благоприятные признаки выживших особей могут со­храняться в потомстве, не растворяясь при скрещива­нии носителей этих признаков с особями, несущими иные признаки?

Критика Д. шла с двух сторон — с позиций эктоге­неза и автогенеза. Общим во взглядах этих двух осн. направлений антидарвинизма является неприятие или резкое ограничение роли естеств. отбора в эволюции. Согласно сторонникам эктогенеза, причины развития лежат вне организмов, организм как «тесто» меняет форму и строение под влиянием действующих извне факторов среды. Все эктогенетики признают ламар-ковский принцип «наследования приобретённых при-знаков», отсюда возникает представление о возможнос­ти эволюции отд. особи (согласно совр. Д., наименьшей эволюционирующей единицей является группа особей— популяция). К эктогенетич. разновидностям антидар­винизма относятся неоламаркизм (ведущий своё на­чало от Спенсера), психоламаркизм, механоламаркизм и их отд. варианты, а также т. н. творч. дарвинизм

(Т. Д. Лысенко и др.), по существу отрицавший осн. положения теории естеств. отбора.

Антидарвинисты-автогенетики видят причины эво-люц. развития лишь внутри организма, отрицая роль среды как формообразующего фактора, действующего в пределах нормы реакции генотипа. Автогенетич. кон­цепции неодарвинизма, развитые в кон. 19 в. А. Вейс-маном, сводят эволюцию к независимой от внеш. усло­вий комбинации наследств. признаков. Развитием авто­генетич. концепций стали работы мутационистов — рус. ботаника С. И. Коржинского, выступившего с теорией «гетерогенезиса» (1899), и голл. ботаника Г. де Фриза (1903—11). Мутационисты противопоставляли резкие наследств. изменения (мутации) нерезким, считая, что каждый новый признак возникает на основе новой му­тации, независимо от комбинации и взаимовлияния признаков и генов. Переоткрытие законов Г. Менделя (1900) привело к столь бурному развитию генетики в нач. 20 в., что ранние менделисты стали рассматривать менделизм как общую естеств.-науч. концепцию, способ­ную заменить «устаревший» Д. Переоценка роли ком-бинативной изменчивости в эволюции при недооценке роли естеств. отбора, контролирующего ценность воз­никающих мутаций и их комбинаций, привела нек-рых ранних дарвинистов к автогенетич. концепциям (Я. Лот-си) и попытке заменить Д. менделизмом. Эти тенденции вызвали резкую критику со стороны «ортодоксальных дарвинистов» (К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др.), к-рые не увидели в фактах, накопленных ранними мен­делистами, подкрепления наиболее уязвимого для критиков места в Д.—учения о наследственности и причинах изменчивости.

В качестве ответной реакции на автогенетич. ан­тидарвинизм ранних менделистов-мутационистов в 10—20-х гг. 20 в. вновь возникает интерес к эктогене-тич. трактовкам теории эволюции. Идею об адекватнос­ти наследств. изменений внеш. воздействиям пыта­лась экспериментально подтвердить школа механо-ламаркистов (П. Каммерер, Ф. Самнер, Г. Прибрам, П. П. Сахаров и др.), получившая поддержку со сторо­ны нек-рых биологов (E. M. Вермель, B.C. Кузин, Е. С. Смирнов). Эксперименты механоламаркистов ме­тодически оказались несовершенными и при многочисл. проверках были опровергнуты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 216 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.