Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 35 страница




Особняком от двух осн. линий развития антидарви­низма стоит теория номогенеза (выдвинутая сов. ихтио­логом и географом Л. С. Бергом, 1922), к-рая объеди­няла как автогенетич., так и эктогенетич. концепции, отводя особую роль целесообразности как свойству жи­вого и концентрируя внимание на направленности эволюц. процесса. С антидарвинистскими статьями вы­ступили в 20-х гг. палеонтолог Д. Н. Соболев, энто­молог А. А. Любищев.

Критика антидарвинистов позволила выявить нек-рые недостаточно разработанные аспекты Д. В трудах не­которых антидарвинистов содержатся ценные факты и частные теоретические положения. Так, например, важное значение для совр. эволюционизма имеют фактич. исследования таких антидарвинистов, как Э. Коп (работы по филогении млекопитающих) и Л. С. Берг (труды по зоогеографии и филогении рыб).

Исследования Н. И. Вавилова и его школы (закон гомологич. рядов наследств. изменчивости, теория лин-неевского вида), С. С. Четверикова и его учеников (экспериментальная генетика популяций), Р. А. Фи­шера, С. Райта, Дж. Холдейна, А. Н. Колмогорова (математич. теория популяций), И. И. Шмальгаузена, Б. Рента, Дж. Г. Симпсона (закономерности макро­эволюции), О. Клайншмидта, Э. Майра, Н. В. Тимо­феева-Ресовского (теория вида), Ф. Г. Добржанского (учение об изолирующих механизмах эволюции), Г. Ф. Гаузе и В. Вольтерра (математич. теория отбора) создали предпосылки для формирования в кон. 30-х гг. «синтетич. теории эволюции» (СТЭ), объединяющей достижения Д. и совр. генетики. Эта теория в 40-х гг.

была признана подавляющим большинством естество­испытателей. Классич. Д. вошёл в СТЭ в качестве её важнейшей составной части.

Новейшие открытия в области молекулярной биоло­гии, не отражённые СТЭ, значительно видоизменяют концепцию совр. Д. Б 60-х гг. возникает новая синте­тич. дисциплина — эволюц. биология, разделом к-рой является молекулярная эволюция.

• Некрасов А. Д., Борьба за Д., M., 19372; С к о в-р о н С., Развитие теории эволюции, пер. с польск., Варша­ва, 196й; История эволюц. учений в биологии, М.—Л., 1966; III м а л ь г а у з е н И. И., Проблемы Д., Л., 1969; Тимо­феев-Ресовский Н. В., Воронцов H.H., Я бло­ков А. В., Краткий очерк теории эволюции, M., 19772; В ο­ρ о н ц о в Η. Η., Синтетич. теория эволюции: ее источники, осн. постулаты и нерешенные проблемы, «Журн. Всес. химич. об-ва им. Менделеева», 1980, т. 25, № 3, с. 295—315.

Η. Η. Воронцов.

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ, см. Социальный дар­винизм.

ДАРЕНДОРФ (Dahrendorf) Ральф (р. 1.4.1929, Гам­бург), нем. социолог (ФРГ). Автор работ по теоретич. социологии, а также по актуальным проблемам разви­тия ФРГ. Д. претендует на создание теории классов и классового конфликта, к-рую он противопоставляет как марксизму, так и теориям классовой гармонии. По Д., главный классообразующий признак — не отно­шения собственности, а отношения господства и подчи­нения; экономич. господство не ведёт с необходимостью к политич. господству. Д. утверждает, что господствую­щие и подчинённые классы якобы существуют во всяком обществе и между ними неизбежен конфликт. Он выдви­гает идеал «либерального» и «современного» общества, в к-ром социальные конфликты признаются и регулируют­ся, существуют равенство исходных шансов для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность. С этих либерально-бурж. позиций Д. критикует зап.-герм. общество.

• Soziale Klassen und Klassenkonflikt, Stuttg., 1957; Gesell­schaft und Freiheit, Münch., 1961; Homo Sociologicus, Köln, 196l3; Gesellschaft und Demokratie in Deutschland, Münch., 1965; Industrie- und Betriebssoziologie, B., 1967*; Pfade aus Utopia, В., 1967; Für eine Erneuerung der Demokratie in der Bundesrepub­lik, Münch., 1968; Die angewandte Aufklärung. Gesellschaft und Soziologie in Amerika, Fr./M., 19682; Konflikt und Freiheit, Münch., 1972; The new liberty, L., 1975. ДАРШАНА (санскр., букв.— видение, взгляд, от дарш — видеть), в др.-инд, философии обозначение сис­тем умозрения, сопоставимое с понятием школы в ан-тич. или европ. философии. Понятие Д. связано с идеей видения, восприятия зрением (а потом и разумом, ин­туицией и т. д.), откуда такие значения Д., как «спо­собность видеть», «переживание», «опыт»; «понимание», «доктрина», «филос.-религ. система». С помощью Д. открывается истина в её целостности, полноте и непро­тиворечивости, что и является целью др.-инд. мысли. «Увиденная» (явленная) истина и «видение» как метод познания истины связаны друг с другом общим эле­ментом — «светом». Чаще всего понятие Д. приме­няется к ортодоксальным системам (астика) др.-инд. мысли (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта), но иногда как Д. рассматриваются и системы, принадлежащие к ластике.

* Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975.

«ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМО­КРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ», книга В.И.Ле­нина, посвящённая теоретич. обоснованию стратегии и тактики большевистской партии и критике оппорту-нистич. тактики меньшевиков в период Революции 1905—07 в России. Написана в июне— июле 1905 в Женеве в обстановке развития бурж.-демократич. ре­волюции в России; впервые опубликована в Женеве в июле 1905.

Уделяя гл. внимание марксистскому учению о рево­люции, Ленин мастерски применяет диалектико-мате-риалистич. метод для анализа сложнейших обществ.

ДВЕ 137

явлений новой эпохи. В ходе рассмотрения революц. процесса, вопросов о характере и особенностях бурж. демократич. революции в России, о руководящей роли пролетариата и его партии в демократич. рево­люции, о союзе рабочего класса с крестьянством, о пу­тях и средствах завоевания демократич. республики, о перерастании бурж. революции в революцию социа­листическую Ленин раскрывает диалектику общего и отдельного, абстрактного и конкретного, части и цело­го, формы и содержания в обществ. развитии.

Важное значение для историч. материализма имеет развитие и конкретизация Лениным марксистского учения о роли нар. масс в революции. Ленин подверг резкой критике меньшевиков, догматически, на основе опыта бурж. революций в Зап. Европе, утверждавших, что и в России буржуазия должна стать гегемоном ре­волюции. Исходя из положения о том, что всякий глу­бокий обществ. переворот связан с действием нар. масс, Ленин показал, что в новую эпоху в соответствии со сложившейся расстановкой классовых сил в России гегемоном революции может быть только рабочий класс, что буржуазия боится революции и стремится к сделке с царизмом. Одновременно он показал, что крестьянство является естеств. союзником пролетариа­та в демократич. революции и что союз рабочего клас­са с крестьянством выражает собой объективный закон действия нар. масс в условиях новой историч. эпохи. Центр. положением развитой в книге теории рево­люции стало положение о возможности сравнительно быстрого перехода от революции буржуазно-демокра­тической к революции социалистической. Меньшевики догматически отрицали такую возможность. Г. В. Пле­ханов, напр., писал: «Эти два момента по необходимос­ти будут отделены один от другого значительным про­межутком времени» (Соч., т. 13, 1926, с. 179). В противо­положность этому, развивая идеи К. Маркса и Ф. Эн­гельса о непрерывной революции, Ленин показывает, что «пролетариат должен провести до конца демократиче­ский переворот, присоединяя к себе массу крестьянст­ва, чтобы раздавить силой сопротивление самодержа­вия и парализовать неустойчивость буржуазии. Про­летариат должен совершить социалистический перево­рот, присоединяя к себе массу полупролетарских эле­ментов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (ПСС, т. 11, с. 90).

В книге дана развёрнутая критика меньшевиков, по­казана их политич. несостоятельность, абстрактный, формально-логич. метод их мышления. В результате этого ортодоксальность меньшевиков превращалась в теории в догматизм, а в политике — в оппортунизм. Ленин писал, что меньшевики «...принижают материа­листическое понимание истории своим игнорированием действенной, руководящей и направляющей роли, ко­торую могут и должны играть в истории партии, сознав­шие материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов» (там же, с. 31).

Развитая в книге и последующих работах ленинская теория революции объективно противостояла и «левац­кой» «теории перманентной революции» Троцкого и Парвуса, согласно к-рой, во-первых, допускалась воз­можность миновать бурж.-демократич. этап революции, а, во-вторых, на основании ложного положения о рево­люц. пассивности крестьянства и даже его враждеб­ности рабочему классу, утверждалось, что без прямой помощи пролетариата стран Зап. Европы пролетариат в России победить не может.

Правильность ленинской теории революции была полностью подтверждена историей. Книга Ленина име­ет огромное значение для революц. борьбы всех ком-мунистич. и рабочих партий и на совр. этапе. • История философии, т. 5, М., 1961, с. 67—6У.

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ, способ существования материи, её всеобщий атрибут; в самом общем виде Д.— «...это намерение вообще» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 563), вся­кое взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Др.-греч. философы (милетская школа, Гераклит, Демок­рит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей —во­ду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящие­ся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы» («Физика» lil l, 2UO в.). Понимание Д. как способа существования материи отчётливо фор­мулируется в 18 в. Толандом и затем Гольбахом, одна­ко садго Д. понималось ими лишь как механич. переме­щение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны Лейбницем, Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д. как о только механич. перемещении и формулирует общие законы Д.— переход количеств, изменений в качественные, борьба противоположностей и отрица­ние отрицания.

Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи связан с созданием К. Марк­сом и Ф. Энгельсом диалектического материализма; дальнейшее развитие это учение получило в 20 в. в тру­дах В. И. Ленина. Диалектич. материализм исходит из того, что «...материя без движения так же немысли­ма, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама мате­рия...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 59). Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся мате­рии получили особое значение в свете великих откры­тий естествознания 19—20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противо­поставил принцип единства материи и Д. Он подчёрки­вал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикла­дывается» Д., не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий но­ситель всех состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется» (ПСС, т. 18, с. 286).

Наряду с материальностью осн. характеристиками Д. диалектич. материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутр. содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключа­ется в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Д. и покоя. Понятие изменения имеет смысл лишь в связи с поня­тием относительно устойчивого, пребывающего в опре-дел. состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также оцредел. состояние, к-рое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчи­вости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчи­вость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом про­цессе.

Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Выделяют три осн. группы форм Д. материи: в неорганич. природе, в жи­вой природе и в обществе. К формам Д. материи в не­органич. природе относятся: пространств, перемеще­ние; Д. элементарных частиц и полей — электромагнит­ные, гравитационные, сильные и слабые взаимодейст­вия, процессы превращения элементарных частиц и др.; Д. и превращение атомов и молекул, включающее в се­бя химич. форму Д. материи; изменения в структуре макросколвч. тел ·<- тепловые ароцессы, изменение

i

агрегатных состояний, звуковые· колебания и др.; геологпч. формы Д. материи; изменение космич. систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений. Формы Д. материи в живой природе — сово­купность жизненных процессов в организмах и в над-ррганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроиз­водства, различные отношения в биоценозах и др. ико-логич. системах, взаимодействие всей биосферы с при­родными системами Земли и с обществом. Обществ. формы Д. материи включают многообразные проявле­ния деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие формы Д. материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Одна­ко высшие формы Д. материи качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотно­шения между формами Д. материи играет важную роль в понимании единства мира, в познании сущности сложных явлений природы и общества. См. также Материя, Развитие.

0 Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., ПСС, т. 29 (см. Предметный указатель); Ге­гель Г. В. Ф., Философии природы, Соч., т. 2, М.— Л., 1934; С в и д е p с к π и В. И., Противоречивость Д. и её проявления, Л., 1959; M е π ю χ и и С. Т., Материя в её единстве, бесконечно­сти и развитии, М., 1966; Овчинников Η. Φ., Принципы сохранения, М., 1966; Структура и формы материи. Сб. ст., М., 1967; С о л о п о в Е. Ф., Материя и Д., Л., 1972.

В. V. Ceuöepcijuu.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА, двойная и с т и-н а, термин, обозначающий учение о разделении фи-лос. и богословских истин, согласно к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии и наобо­рот. Учение о Д. и. возникло в ср. века, в эпоху рас­пространения философии Аристотеля, когда обнаружи­лось, что ряд филос. положений аристотелевской систе­мы противоречит догмам ислама и христианства. Наи­более влиятельным мыслителем, опиравшимся на уче­ние о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рушд. Из этого же учения исходили и франц. аверроизм 13 в. (Сигер Брабантский и др.), представи­тели англ. номинализма (Иоанн Дуне Скот, У. Оккам). Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.). Учение о Д. и. способствовало раз­витию рационализма.

ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП, принцип оценки суж­дений в соответствии с правилом: каждое суждение ис­тинно или ложно — одно из двух. Д. п. принят в клас-сич. логике и классич. математике для суждений о лю­бых объектах (конечных и бесконечных). Д. и. позво­ляет абстрагироваться от гносеологич. ограничений, вы­текающих из доказательства (А. Чёрч, 1936) алгорит-мич. неразрешимости этой дилеммы. В конструктивной логике и конструктивной математике Д. п. (в его общем виде) не используется.

Идея «двузначности» восходит к античности. Филон из Мегары (4 в. до н. э.) положил её в основу опреде­ления условных суждений (импликации), а Хрисипн из Солы (3 в. до н. э.) — в основу оценки всех аксиом. Эпикур отвергал Д. п., полагая, что принятие этого принципа равносильно принятию учения о «предопре­делении». Аристотель, принимая Д. п. для суждений о прошлом и настоящем, рассматривал, однако, и такие случаи, когда ответ на вопрос об истинностном значении суждения не может быть предопределённым (таковы, в частности, суждения о будущем). ДЕБОРИН (наст, фам.— Иоффе) Абрам Моисеевич (4(16).6.1881, м. Упино, ныне Шилальского р-на Литов. ССР,— 8.3.1963, Москва], сов. философ, акад. АН СССР (1929). С 1903 социал-демократ, в 1907—17 меньше­вик. С1928чл. КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского

ун-та (1908). Начиная с. 1905 вёл борьбу против махиз­ма. С 1920 занимался науч.-редакторской и преггодават. деятельностью. В 1920—30 ответств. редактор жури. «Под знаменем марксизма». С 1935 работал в АН СССР. В 20-х гг. выступал с критикой механицизма в за­щиту материалистич. диалектики. В кон. 20-х— нач. 30-х гг. Д. и его группа, руководившая журн. «Под знаменем марксизма», подверглась в ходе дискуссий критике за ошибки, выразившиеся в фактич. отрицании ленинского этапа в развитии марксистской философии, известном отрыве теории от практики, философии от политики, неправомерных попытках сблизить диа­лектику Маркса с идеалистич. диалектикой Гегеля. В 30—50-х гг. Д. написал ряд работ по истории соци-ально-нолитич. учений нового времени и истории фило­софии марксизма.

• Гегель и диалектич. материализм, u кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1,М.—Л., 1929; Диалектика и естествознание, М.—Л., 193U4; Ленин н кризис новейшей физики, Л., 19302; Философия и марксизм. СО. ст., М.— Л., 193U3; Введение в философию диалек­тич. материализма, М.— Л., 1931«; Карл Маркс и современность, М.— Л., 1933; Социально-нолитич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Философия и политика, М., 1961.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, см. Отклоняющееся поведение.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение), переход от общего к частному; в более спец. смысле термин «Д.» обозначает процесс логич. вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от нек-рых данных пред­ложений-посылок к их следствиям (заключениям). Термин «Д.» употребляется и для обозначения конкрет­ных выводов следствий из посылок (т.е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и как родовое наименование общей теории построений правильных выводов (умозаключении). Науки, предложения к-рых преим., получаются как следствия нек-рых общих принципов, постулатов, аксиом, принято наз. дедук­тивными (математика, теоретич. механика, нек-рые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством к-рого производятся выводы этих частных предложений, часто наз. аксиоматико-дедуктивным.

Изучение Д. составляет гл. задачу логики; иногда формальную логику даже определяют как теорию Д., хотя логика далеко не единств, наука, изучающая методы Д.: психология изучает реализацию Д. в про­цессе реального индивидуального мышления, а теория познания — как один из осн. (наряду с другими, в частности различными формами индукции) методов науч. познания.

Хотя термин «Д.» впервые употреблён, но-видимому, Боэцием, понятие Д.— как доказательство к.-л. пред­ложения посредством силлогизма — фигурирует уже у Аристотеля («Первая Аналитика»). В философии и ло­гике ср. веков и нового времени существовали различ­ные взгляды на роль Д. в ряду др. методов познания. Так, Декарт противопоставлял Д. интуиции, посредст­вом к-рой, но его мнению, человеч. разум «непосредст­венно усматривает» истину, в то время как Д. доставля­ет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание. Ф. Бэкон, а позднее и др. англ. логики-«индуктивисты» (У. Уэвелл, Дж. С. Милль, А. Бэн и др.) считали Д. «второстепенным» методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция. Лейбниц и Вольф, исходя из того, что Д. не даёт «новых фактов», именно на этом основании приходили к прямо противоположному выводу: полу­ченные путём Д. знания являются «истинными во всех возможных мирах».

Диалектич. взаимосвязь Д. и индукции была раскры­та Ф. Энгельсом, к-рый писал, что «индукция и дедук­ция связаны между собой столь же необходимым обра­зом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односто­ронне превозносить одну из них до небес за счет другой,

ДЕДУКЦИЯ 139

надо стараться применять каждую из них на своем мес­те, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать иа «иду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 542—43).

В формальной логике к системе логич. правил и к их применениям в любой области относится след, положе­ние: всё, что заключено в любой полученной посредст­вом дедуктивного умозаключения логич. истине, содер­жится уже в посылках, из к-рых она выведена. Каж­дое применение правила состоит в том, что общее по­ложение относится (применяется) к нек-рой конкрет­ной (частной) ситуации. Нек-рые правила логич. вывода подпадают под такую характеристику и совсем явным образом. Так, напр., различные модификации т. н. пра­вила подстановки гласят, что свойство доказуемости (или выводимости из данной системы посылок) сохра­няется при любой замене элементов произвольной фор­мулы данной формальной теории конкретными выраже­ниями того же вида. То же относится к распространён­ному способу задания аксиоматич. систем посредством т. н. схем аксиом, т, е. выражений, обращающихся в конкретные аксиомы после подстановки вместо входя­щих в них общих обозначений конкретных формул данной теории.

Под Д. часто понимают и сам процесс логич. сле­дования. Это обусловливает тесную связь понятия Д. с понятиями вывода и следствия, находящую своё отра­жение и в логич. терминологии. Так, «теоремой о Д.» принято называть одно из важных соотношений между логич. связкой импликации (формализующей словес­ный оборот «если..., то...») и отношением логич. следо­вания (выводимости): если из посылки А выводится следствие В, то импликация А В («если А..., то В...) доказуема (т. е. выводима уж«без всяких посы­лок, из одних только аксиом). Аналогичный характер носят и др. связанные с понятием Д. логич. термины. Так, дедуктивно эквивалентными наз. предложения, выводимые друг из друга; дедуктивная полпота систе­мы (относительно к.-л. свойства) состоит в том, что все выражения данной системы, обладающие этим свойст­вом (напр., истинностью при нек-рой интерпретации), доказуемы в ней.

Свойства Д. раскрывались преим. в ходе построения конкретных логич. формальных систем (исчислений) и общей теории таких систем (т. н. теории доказательст­ва). См. Логика.

* Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н-г е л ь сф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Т a p с к и й А., Введение в логику и методологию дедук­тивных наук, пер. с англ., М., 1948; Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, М., 1954.

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ, социально-филос. течение в зап. обществ. мысли, получившее распространение в сер. 20 в. и ставящее целью оправдание бурж. объек­тивизма и «беспартийности» в науке. Теоретически Д. ведёт происхождение от социологии знания Манхейма, противопоставлявшего науку как объективное и дос­товерное знание о фактах идеологии как более или менее произвольному суждению о социальных и мораль­ных ценностях, к-рое выражает партикулярные, субъ­ективные интересы различных классов, слоев и групп населения.

В 50—60-х гг. ряд бурж. философов и социологов — Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер, Э. Шиле придали Д. характер социологич. концепции, направ­ленной против марксизма и всех левых, радикальных течений обществ. мысли. Эта концепция была призва­на, с одной стороны, изобразить совр. бурж. идеоло­гию как беспартийную «чистую науку», претендующую на беспристрастное знание об обществе, а с другой — под предлогом «ненаучности всякой идеологии» дис­кредитировать подлинно науч. марксистскую идеоло-

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ

гию и другие левые, социально-критические по отно­шению к гос.-мононолистич. капитализму взгляды как якобы разновидность модернизированной «свет­ской религии» и воплощение идейного фанатизма. Одновременно концепция Д. провозглашала, что на капиталистич. Западе наступил «конец идеологии», под к-рым имелось в виду «истощение левых идей» в результате «затухания» классовой борьбы и социаль­ных конфликтов, на смену к-рым якобы пришёл «кон­сенсус» (согласие) общенац. интересов в рамках «зре­лого индустриального общества». Сторонники Д. заяв­ляют, что в условиях научно-технич. революции на смену идеологии якобы пришла наука. В 60-х гг. кон­цепция Д. стала органич. придатком теорий «индуст­риального общества» и конвергенции двух систем; она использовалась бурж. политич. деятелями с целью распространить принцип мирного сосуществования на область идеологии. В 50—60-х гг. мн. ревизионисты под флагом Д. пытались подорвать влияние марксизма-ленинизма среди интеллигенции, в т. ч. и в социалистич. странах; Л. Колаковский и 3. Бауман в ПНР, К. Ко­сик в ЧССР и др. объявляли марксизм совокупностью «устаревших догм» и пропагандистских лозунгов, от­рицали научность социалистич. идеологии и требова­ли «очистить» обществоведение от идеологии.

Философы и социологи-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и антидемократич. бурж.-апологе-тич. социальное содержание и назначение атой концеп­ции. Её также подвергли критике мн. радикально на­строенные и прогрессивные социологи на Западе (Ч. Р.Миллс, Дж. ла Паломбара, И. Хоровиц, Н. Бирн-баум, Г. Мюрдаль и др.). Движение социального про­теста молодёжи и обостренно социальных конфликтов на Западе в кон. 60-х гг. опровергли миф о «конце идеологии» и прекращении классовой борьбы в совр. капиталистич. обществе, так что в нач. 60-х гг. нек-рые поборники концепции Д. (Белл, Липсет и др.) были вынуждены под различными предлогами отречься от неё. Тем не менее сама тенденция к Д. продолжает сохранять влияние гл. обр. в академич. кругах на Западе.

• Чесноков Д. И., О «Д.» науки, в кв.: Социология и идеология, М., 1969; Москвичев Л. Н., Теория «Д.»: иллюзии и действительность, М., 1971; Я к о и л е в М. В., Идеология, М., 1979; Д a p к о ь с к и К. Д., «Край на идеоло-гията», или Идеология на края, София, 1972; A r o n R., L'opi-шп des intellectuels, P., 1955; Beil D., The end oi ideology, (ilencoe, 1960; The new sociology, ed. by I. L. HorowiU, N. Y., 1964; The end of ideology debate, Ν. Υ., 19Β8; B i rn I) » u m N., The crisis of industrial society, N. Y., 1970; Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y.— L., 1970; L i p s e t, S. M., Ideo­logy and no end, «Encounter», 1972, v. 39, M 6; S h i l s E., The end of ideology?, в его кн.: The intellectuals and the powers and other essays, Ohi.— L., f!>74; Ideologies and modern politics, Ν. Υ., 19752.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религ.-филос. воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно к-рому бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теиз­му, в основе к-рого лежит представление о божеств. провидении в постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, отрицающему существование бога. Д. выступил с идеей естеств. религии, или религии разума, к-рую он про­тивопоставил религии откровения. Естеств. религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных рели­гий, в т. ч. и христианства.

Родоначальником Д. считается лорд Чербери(17 в.), развивший идею религии разума («Трактат об истине» — «Tractatus de Veritate...», 1624). K Д. при­мыкали мыслители различных направлений — как идеалисты, так и материалисты, причём для последних, по словам К. Маркса, Д. «...есть не более, как удобный и лёгкий способ отделаться от религии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 144). Наивысшее раз-витие Д. получил в 1-й пол. 18 в. В Великобритании

деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравств. учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк; в Америке — Т. Джеф-ферсон, Б. Франклин, И. Аллен. Высказанный Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца («Диалоги о естественной религии» — «Dialogues concerning natural religion», 1779). Во Фран­ции идеи Д. проводил Вольтер, к Д. приближался Рус­со. С критикой Д. выстукали франц. материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся на почве филос. рационализма (Лейбниц, Лесгинг). Идеи Д. своеобраз­но преломились в соч. Канта «Религия в пределах только разума» (1793, рус. пер. 1908). Среди рус. прогрессивных мыслителей Д. получил распростране­ние в кон. 18 — нач. 19 вв. (И. И. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, нек-рые декабристы). В целом Д. сыграл положит. роль в развитии свободомыслия 17—18 вв.

В совр. бурж. философии Д. не имеет самостоят. значения, но его придерживаются мн. естествоиспы­татели, к-рые в закономерности и упорядоченности ми­ра видят доказательства бытия его создателя, * Ρ о г о в и н С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии», М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, [Рязань, 19303]; Stephen L., History of English thought in the eighteenth century, ν. 1—2, I,., 1962. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ, см. Социальное действие. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто-рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Ка­тегория Д. употреблялась уже в антич. философии: про­тивопоставление «мира по мнению» и «мира по истине» (т. е. Д.) у Демокрита, чувств. мира и Д. как мира идеальных сущностей у Платона. Начиная с Аристоте­ля Д. трактуется как реализация нек-рых возможнос­тей, отождествляется с действенностью, с актуализа­цией в действии нек-рых потенций и прежде всего по­тенций бога. В философии 16—18 вв. Д. истолковывает­ся как совокупность материальных тел, существую­щих объективно в пространстве и времени и наглядно данных в восприятии. В отличие от подобного натура-листич. понимания у Гоббса и Декарта Д. приобретает абстрактно-механич. и геометрич. характер, т. е. ста­новится важным компонентом познания и действия. Кант перевёл проблему Д. в план гносеологии и усмат­ривал в Д. материальное условие опыта, обеспечиваю­щего связь вещи с восприятием. Фихте, Шеллинг и Ге­гель считали Д. воплощением деятельности разума («все действительное разумно, все разумное действительно»), к-рое представляет собой единство сущности и сущест­вования, внутреннего и внешнего, потенций и актов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 235 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2254 - | 2180 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.