Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 41 страница




обобщённым выражением соответствующей ступени развития знания о мире. В основу исторически разви­вающейся системы материалистич. диалектики должна быть положена такая категория, к-рая не нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку к развёртыванию всех остальных кате­горий. Таковой является категория материи; с ней не­разрывно связаны осн. формы существования материи: движение, пространство и время.

Исследование бесконечного многообразия форм ма­терии начинается с вычленения объекта, констатации его бытия, т. е. существования, и имеет целью раскрыть свойства и отношения объекта. Каждый объект предста­ёт перед практически действующим человеком своей качеств. стороной. Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие, отличие от др. предметов. Осознание качества служит предпосылкой познания количества. Любой объект представляет собой единство количества и качества, т. е. количественно определ. ка­чество, или меру. Раскрывая качеств. и количеств. опре­делённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

Все объекты обладают внеш. сторонами, непосредст­венно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внут­ренними, знания о к-рых достигаются опосредствован­но, путём отвлечённого мышления. Это различие ступе­ней познания выражается в категориях внешнего и

внутреннего. Формирование этих категорий в сознании человека предваряет осмысление причинности или от­ношений причины и следствия. Отношение причины и следствия может быть рассмотрено как взаимодействие, т. е. как универс. связь вещей и процессов, выражаю­щаяся в их взаимном изменении. Взаимодействие пред­метов между собой и различных сторон, моментов внут­ри предмета, выражающееся в борьбе противоположно­стей, представляет собой коренящуюся в природе вещей универс. причину их изменения и развития, к-рые со­вершаются не вследствие внеш. толчка как односторон­него действия, а в силу взаимодействия и противоре­чия. Внутр. противоречивость любого объекта состоит в том, что в одном предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение про­тивоположностей. Развитие есть одновременно и непре­рывный и прерывный процесс, и эволюционный, и ре­волюционный (скачкообразный).

Всякое возникающее звено в цепи явлений включает в себя собств. отрицание, т. е. возможность перехода в новую форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие ве­щей не ограничивается их наличным бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или «буду­щее бытие», т. е. возможность, к-рая до своего превра­щения в наличное бытие существует в природе вещей в качестве тенденции их развития. При этом оказыва­ется, что в действительности заключены различные воз­можности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации к-рых имеются необходимые условия.

Углублённое осознание связи внешнего и внутренне­го раскрывается в категориях содержания и формы. Практич. взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей послужило основой для выработки категорий единичного, особенного и общего. Постоян­ное наблюдение предметов и явлений в природе и произ-. водств. деятельности подводило людей к уяснению того, что одни связи носят устойчивый, постоянно пов­торяющийся характер, а другие выступают нерегуляр­но. Это послужило основой формирования категорий необходимости и случайности. Постижение сущности, а на более высокой ступени развития — раскрытие по­рядка сущностей означает раскрытие заключённого в объекте внутр. основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с др. объектами. Позна­ние явлений означает раскрытие того, как обнаружи-

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ 161

вается сущность. Сущность и явление обнаруживаются как моменты действительности, к-рая представляет собой результат возникновения наличного бытия из реальной возможности. Действительность богаче, кон­кретнее возможности, т. е. последняя составляет только один из моментов действительности, к-рая является един­ством осуществлённой возможности и источником новых возможностей. Реальная возможность имеет условия своего возникновения в действительности и сама есть часть действительности.

С т. зр. Д. м. формы мышления, категории являются отражением в сознании всеобщих форм предметной дея­тельности обществ. человека, преобразующего действи­тельность. Д. м. исходит из утверждения единства за­конов бытия и мышления. «... Наше субъективное мыш­ление и объективный мир подчинены одним и тем же законам...» (Энгельс Ф., Диалектика природы, см. Маркс К. и Энгельс Ф., т. 20, с. 581). Всякий уни-верс. закон развития материального и духовного мира в определ. смысле является вместе с тем и законом по­знания: любой закон, отражая то, что есть в действи­тельности, указывает также на то, как следует правиль­но мыслить о соответствующей области действитель­ности.

Последовательность развития логич. категорий в со­ставе Д. м. диктуется прежде всего объективной после­довательностью развития знания. Каждая категория — обобщённое отражение объективной реальности, ре­зультат вековой общественно-историч. практики. Ло­гич. категории «... суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети (природных яв­лений, природы. — Ред.), помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 85). Любая из логич. категорий определяется лишь путём систематич. прослеживания её связи со всеми другими, лишь внутри системы категорий и посредством неё. Разъясняя это положение, Ленин намечает общую пос­ледовательность развития логич. категории: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется н е ч-т о, — потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к по­знанию тождества — различия — основы — сущности versus (по отношению к... — Ред.) явления, — при­чинности etc. Все эти моменты (таги, ступени, процес­сы) познания направляются от субъекта к объекту, про­веряясь практикой и приходя через эту проверку к ис­тине...» (там же, с. 301).

Категории диалектики находятся в неразрывной свя-зи с её законами. Каждая область природы, общества и мышления имеет свои законы развития. Но вследствие материального единства мира в нём существуют нек-рые общие законы развития. Их действие распространяется на все области бытия и мышления, по-разному развива­ясь в каждой из них. Диалектика как раз и изучает законы всякого развития. Наиболее общими законами материалистич. диалектики являются: переход коли­чественных изменений в качественные, единство и борь­ба противоположностей, отрицанния отрицания закон. Эти законы выражают универс. формы движения и развития материального мира и его познания и состав­ляют основу всеобщего метода диалектич. мышления. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осу­ществляется путём раздвоения единого на взаимоисклю­чающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противо­речий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой — составляет внутр. импульс её изменения, развития, превращения в новое качество. Закон вза­имного перехода количеств. изменений в качественные

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ

вскрывает наиболее общий механизм развития: измене­ние качества объекта происходит тогда, когда накопле­ние количеств. изменений достигает определ. предела, происходит скачок, т. е. смена одного качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направле­ние развития. Его осн. содержание выражается в един­стве поступательности, прогрессивности и преемствен­ности в развитии, возникновении нового и относит. пов­торяемости в итоге нек-рых элементов, существовавших прежде.

Знание всеобщих законов служит руководящей ос­новой изучения специфич. законов. В свою очередь, все­общие законы развития мира и познания и конкретные формы их проявления можно изучать лишь на основе и в тесной связи с изучением и обобщением частных за­конов. Это взаимоотношение общих и специфич. зако­нов составляет объективное основание взаимной связи Д. м. и конкретных наук. Будучи самостоят. филос. наукой, Д. м. даёт единственно науч. метод познания, адекватный закономерностям объективного мира. Та­ким методом является материалистич. диалектика, «... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе про­цессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 367).

Д. м. и конкретные науки. Историч. миссия Д. м. состоит в творч. развитии науч. мировоззрения и обще-методологич. принципов исследования в области ес-теств. и обществ. наук, в правильной теоретич. ориен­тации практич. борьбы прогрессивных обществ. сил. Он опирается на прочный фундамент всей науки и обществ. практики. Д. м., как отмечал Энгельс, есть «... мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой нау­ке наук, а в реальных науках» (там же, с. 142). Каждая наука исследует качественно определ. систему законо­мерностей в мире. Однако ни одна спец. наука не изу­чает закономерности, общие для бытия и мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом фи­лос. познания. Д. м. преодолел искусств. разрыв меж­ду учением о бытии (онтологией), теорией познания (гносеологией) и логикой. Д. м. отличается от спец. наук качеств. своеобразием своего предмета, его уни­версальным, всеобъемлющим характером. В пределах каждой спец. науки имеются различные уровни обоб­щения. В Д. м. обобщению подвергаются сами обобще­ния спец. наук. Филос. обобщения поднимаются, т. о., на самые верхние «этажи» интегрирующей работы чет ловеч. разума. Д.м. сводит в единое целое результаты исследований во всех областях науки, создавая тем самым синтез знания универс. законов бытия и мыш­ления. Предмет науч. познания определяет и характер применяемых в подходе к нему методов. Осн. орудием филос. познания является теоретич. мышление, опи­рающееся на совокупный опыт человечества, на дости­жения всех наук и культуры в целом.

В различных областях науч. познания постоянно в чем дальше, тем всё больше возникает внутр. потреб­ность в рассмотрении логич. аппарата познават. дея­тельности, характера теории и способов её построения, анализа эмпирич. и теоретич. уровней познания, ис­ходных понятий науки и методов постижения истины. Всё это является задачей филос. исследования. Реше­ние этих проблем предполагает объединение усилий представителен спец. наук и философии.

В совр. мире революция в науке превратилась в на­уч.-технич. революцию. В этих условиях особенно ак­туальны слова Энгельса, воспроизведённые Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», что «... „с каж­дым, составляющим эпоху, открытием даже в естест-венноисторической области... материализм неизбежно должен изменять свою форму"...» (ПСС, т. 18, с. 265). Преобразования в совр. науке столь глубоки, что они

касаются самих её теоретико-познават. основ. По­требности развития науки вызывали к жизни существ. изменения в трактовке большинства категорий Д. и. — материи, пространства и времени, сознания, причин­ности, части и целого и др. Усложнение предмета на­уч. познания резко усложнило и саму процедуру, приё­мы познават. деятельности. Прогресс науки не только ставит перед Д. м. новые вопросы, но и обращает вни­мание филос. мысли на нек-рые стороны старых проб­лем. Одной из важнейших тенденций совр. науч. позна­ния является превращение ряда спец. понятий в обще-науч. и филос. категории. К их числу относятся веро­ятность, структура, система. Принципы, законы и ка­тегории Д. м. активно участвуют в синтезе новых науч. представления, находясь в тесной связи с эмпирич. и теоретич. представлениями соответствующей науки. Многообразнее проявляется эвристич. роль Д. м. в синтезе совр. науч. картины мира.

Разработка материалистич. диалектики как всесто­роннего учения о развитии невозможна без исследова­ния актуальных проблем совр. обществ. развития. Фи­лос. обобщение многообразной социальной практики, постижение общих законов социальной сферы обогаща­ет и углубляет разработку проблем методологии науч. познания. Исследования в области Д. м. касаются фундаментальных основ марксистско-ленинского миро­воззрения. Реализация диалектико-материалистич. фи­лософией своей мировоззренч. функции связана с ос­мыслением таких коренных проблем, как смысл и цель жизни человека, роль и место человека в природном и социальном мире, социально-нравств. идеал человека и человечества. Образцом решения этих сложнейших проблем служат классич. произведения Маркса, Эн­гельса и Ленина, представляющие собой филос., диа-лектич. синтез разнообразных явлений развития при­роды, общества и мышления.

Д. м. развивается в борьбе против различных направ­лений совр. бурж. философии. Бурж. идеологи, ус­матривая в Д. м. осн. преграду для распространения своих взглядов, всё чаще выступают с критикой Д. м., искагкая при этом его существо. Нек-рые бурж. идео­логи стремятся лишить материалистич. диалектику ре-волюц. содержания и в таком виде приспособить её к своим нуждам. Большинство совр. бурж. критиков Д. м. пытается истолковать его как разновидность религ. веры, отрицать его науч. характер, найти общие черты между Д. м. и католич. философией — неотомизмом. Эти и др. «аргументы» бурж. критиков используются и различными представителями совр. ревизионизма в их попытках пересмотреть и «исправить» отд. положе­ния Д. м.

В своей борьбе как против бурж. философии, так и против совр. ревизионизма и догматизма марксизм-ленинизм последовательно проводит принцип партий­ности, рассматривая философию диалектич. и историч. материализма как науч. оружие в руках рабочего клас­са и трудящихся масс, борющихся за своё освобожде­ние от капитализма, за победу коммунизма.

См. также Марксизм-ленинизм, Исторический ма­териализм. Научный коммунизм, Философия, Мате­риализм, Мировоззрение, Диалектика, Методология, Теория познания.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же; его ж е, Нищета философии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; К е д ρ о в Б. М., Единство диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Совр. проблемы теории познания Д. м., т. 1—2, М.. 1970; К о п-нин П. В., Диалектика, логика, наука, М., 1973; О и в е р-ман Т. И., Формирование философии марксизма, Μ., 19742; его ж е, Д. м. и история философии, М., 1979; Д. м., М., 1975; Критика совр. бурж. философии в курсе Д. м., Μ., 1975; Марк-

•систско-ленинская философия, ч. 1— Д. м., М., 1976«; Ильи­чёв Л. Ф., Философия и науч. прогресс, М., 1977; Федо­сеев П, Н., Марксизм в 2Q в., М., 19772; его ш е, Диалекти-

 

ка совр. эпохи, М., 19788; Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики, М., 1978; Марксистская философия в 19 в., кн. 1—2, М., 1979; Основы марксистско-ленинской философии,

Μ., 19805; Матерналистич. диалектика. Краткий очерк теории' М., 1980; Материалистич. диалектика, т. 1, М., 1981; т. 2, М., 1982—; Материалистич. диалектика как общая теория разви­тия т. 1-2, М., 1982-. А. Г. Спиркин. ДИАЛОГ, см. Философский диалог.

ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. δια — через и χρόνος — время; σύγχρονος — одновременный), по­нятия, характеризующие историч. последовательность развития явлений в нек-рой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих явле­ний в определ. момент времени (синхрония). Понятия Д. и с. были введены применительно к языку Ф. де Сос-сюром, резко разграничившим диахронич. и синхронич. лингвистику. Первая из них изучает отношения, к-рые связывают элементы, следующие друг за другом во вре­мени, не воспринимаемые одним и тем же коллектив­ным сознанием и не образующие систему. Вторая зани­мается отношениями, которые связывают сосуществу­ющие элементы и образуют систему; эти отношения воспринимаются одним и тем же коллективным со­знанием.

С развитием структурализма и распространением его методов на др. области гуманитарного и естеств.-науч. знания сфера применения понятий Д. и с. су­щественно расширилась. Дихотомию Д. и с. (наряду с такими, как развитие и функционирование, эволю­ция и организация, история и структура) используют в исследовании сложноорганизованных развивающихся объектов, когда сам процесс развития выступает как формирование и преобразование структуры объекта. Нек-рые представители структурализма неправомерно резко противопоставляли Д. и с., считая, что только синхрония может изучаться объективными науч. ме­тодами, однако впоследствии это противопоставление стало проводиться более умеренно.

Существуют познават. задачи, для решения к-рых до­статочны методы диахронич. либо синхронич. исследо­вания. Вместе с тем при построении теории, претендую­щей на сколько-нибудь полное описание и объяснение развивающейся системы, любой из этих подходов сам по себе оказывается недостаточным. Законы Д. и с. не являются абсолютно независимыми друг от друга, т. к. состояние системы в нек-рый данный момент вре­мени и свойственная ей структура накладывают существ.

ограничения на диапазон возможных преобра­зований системы.

В области познания социальных явлений идею орга-нич. сочетания диахронич. (историч.) и синхронич. (структурного) методов впервые выдвинул К. Маркс, «Капитал» к-рого — образец как историч., так и струк­турного анализа капиталистич. формации. • Грецкий М. Н., Франц. структурализм, М., 1971; Принцип историзма в познании социальных явлений, Μ., 1972; Б л а у б е ρ г И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973; Фуко М., Слава и вещи, пер. с франц., М., 1977; Соссюр Ф. д е, Труды по языкозна­нию, пер. с франц., М., 1977; Levi-Strauss С., Anthropo­logie structurale, P., [19731.

ДИГНАГА (480—540 или неск. позднее), инд. фило­соф-буддист, представитель школы йогачара, основатель буддийской логики. Обобщил учение «Праджнапара-мита-сутр», автор комм. к соч. Васубандху. Гл. труд по логике — «Праманасамуччага» («Составление средств правильного познания»). Д. отделил теорию познания и логику от философии и совершенно переработал уче­ние о восприятии и силлогизме. Учение Д. подверглось критике со стороны сторонников брахманистской ло­гики; его защищал Дхармакирти — ученик Д. * см. к ст. Йогачара.

ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), франц. философ-материалист, представи­тель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва,

ДИДРО 163

организатор и редактор франц. «Энциклопедии» 18 в. Д. был убеждённым врагом феод. строя, абсолютизма, церкви, феод.-клерикального мировоззрения. В пер­вых соч. «Филос. мысли», «Аллеи, или Прогулка скеп-тика» (1747) с позиций деизма выступил с разоблаче­нием христ. религии и церкви, в «Письме о слепых в на­зидание зрячим» (1749) твёрдо стал на позиции материа­лизма и атеизма. В 1749 за распространение «опасных мыслей» Д. был арестован и заточён в Венсенский за­мок; после освобождения продолжал борьбу против реакц. порядков и идей.

В соч. «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон Д'Аламбера», «Филос. прин­ципы материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак фаталист и его хозяин» и др. отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несот­ворённой материи как объективной реальности, су­ществующей вне и независимо от человеч. сознания, рассматривал все явления как конкретные формы её существования. Отвергая дуализм, он считал материю единств. субстанцией, а причину её существования счи­тал заключённой в ней самой. Д. утверждал единство материи и движения, отвергал существование абс. по­коя, старался преодолеть механицизм, возражая против сведения движения к пространств. перемещению тел и утверждая, что и неподвижное тело находится в дви­жении, т. е. развивается, изменяется. Вся природа, согласно Д., находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Ближе других домарксовских материалистов Д. по­дошёл к идее самодвижения материи, считая её самым убедит. доводом против существования бога. Д. вы­сказал ряд глубоких диалектич. догадок: активность материи, её самодвижение он пытался объяснить её внутр. противоречивостью, а также её гетерогенностью (разнородностью). По Д., материя состоит из бесчисл. количества элементов, причём каждому из них присуще особое качество. Движение и изменение форм материи обусловлено столкновением разнокачеств. элементов. Пытаясь распространить принцип непрерывности разви­тия и изменения на природу, Д. предвосхитил нек-рые положения эволюц. учения: он писал, что человек как биологич. вид подобно всем другим живым существам имеет свою историю становления. Выступая против ут­верждения о божеств. происхождении сознания, Д. отстаивал т. зр. единства материи и сознания. Он вы­сказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же как свойство высокооргани­зованной материи возникает по мере усложнения орга-нич. материи.

В своих теоретико-познават. взглядах Д. следовал за Локком и исходил из сенсуализма, критиковал агно­стицизм и утверждал познаваемость мира. Он считал материю причиной ощущений и решительно отвергал философию Беркли, сделавшего из сенсуализма Локка субъективно-идеалистич. выводы. Отвергал Д. и объек­тивный идеализм, в частности учение Платона, согла­сно к-рому мир вещей есть отражение мира идей. Из ма-териалистич. решения осн. вопроса философии Д. сде­лал последоват. атеистич. выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души, загробное воздаяние, сверхъес-теств. явления и т. п.

Опираясь на теорию «общественного договора», Д. разоблачал вымыслы о божеств. происхождении королев, власти и феод. сословного неравенства. Бу­дучи решит, противником деспотич. формы правления, он высказывался за конституц. монархию и надеялся на появление «просвещённого государя». Д. склонялся к идее респ. формы правления, сомневаясь, однако, в её пригодности для больших гос-в. Он не шёл дальше требования смягчения чрезмерного неравенства в рас­пределении материальных благ.

ДИЗЪЮНКЦИЯ

Феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитарист­скую этику. Он считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельве­ция свести все чувства к эгоистич. началу. Представ­ления людей о прекрасном Д. считал выражением их специфич. отношения к реальной действительности, отстаивая иск-во, способное правдиво отразить существ. проблемы жизни.

Д. развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём франц. материализма и атеизма 18 в.

• Oeuvres completes, t. l—20, P.,1875—77; Oeuvres philosophi-ques, P., 1956; Oeuvres, ed. par A. Billy, P., 1957; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—2, М.— Л., 1926; Собр. соч., т. 1 — 10, М.— Л., 1935—47; Избр. филос. произв., М., 1941; Избр. произв., М.— Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956.

• Маркс К., [Письмо) Ф. Энгельсу 15 апр. 1869 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 240—43; Маркс К. иЭнгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, с. 28—32, 39—43, 113—27; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализ­ма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958; М о p л е й Дж., Д. и энциклопедисты, пер. с англ., М., 1882; Л у π π о л И. К., Де-ни Д., Μ., 19342; Г а ч е в Д., Эстетич. взгляды Д., Μ., 19612; Момджян X. Н., Диалектика в мировоззрении Д., в кн.: Век Просвещения, М. — Париж, 1970; Длугач Т. Б., Де-ни Д., M., 1975;W i l so n A. M., Diderot. The testing yeares. 1713—1759, N. Y., 1957 (лит.); Proust J., Diderot et PEncyc-lopedie, P., 1962; Morn et D., Diderot, nouv. ed ., P., 1966; G o r n у L. Α., Diderot; un grand Europeen, P., 1971.

X. H. Момджян.

ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio — разобщение, обособление), в широком смысле — сложное выска­зывание, образованное из двух или более предложений с помощью союза «или», выражающего альтернатив­ность, или выбор. В символич. логике Д. наз. логич. связку (операцию, функцию), образующую из предло­жений А и В сложное высказывание, обозначаемое обычно как А V В, к-рое является истинным при ис­тинности по крайней мере одного из двух дизъюнктив­ных членов: А или В. В классич. логике Д. вместе с отрицанием образует функционально-полную систему пропозициональных связок, что позволяет опреде­лить через них др. пропозициональные связки. Тради­ционно принято отличать рассмотренную (нестрогую) Д. от строгой (разделительной) Д., для к-рой харак­терно то, что соответствующее высказывание истинно при условии, когда истинен один и только один дизъюнк­тивный член.

• см. к ст. Логика высказываний.

ДИКЕ (греч. δίκη), правосудие, судебный процесс, су­дебное наказание (компенсация), а также богиня Прав­да, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зев­су о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как гос-во). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из к-рых они возникли. Классич. выражение идеи кос-мич. правосудия — фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эриннии, союзни­цы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставля­ет концепцию Д.-распри (фр. В 80 — вероятно, обыг­рывая значение Д.-тяжба) и всеобщей войны противо­положностей как естеств. и справедливого состояния вещей. Филос. поэма Парменида построена как откро­вение, получаемое им из уст богини Д. — хранитель­ницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич. справедливости типологически сопо­ставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонифи­кация правды, дочь солнечного бога Ра, супруга То-та) и ведич. (см. Веды) понятием космич. зако­на — «рта».

Анализу образованного от δίκη термина δικαιοσύνη — справедливость, имеющему уже более этич., нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.

• Hirzel В., Themis, Dike und Verwandtes, Ьрг., 1907; G u ё r i n P., L'iüie de Justice dans la conception de l'Ünivers chez les premiers philosophes grecs, Strasbourg, 1934; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt, B., 1964: V l a s t o s G., Equality and Justice in Early Greek cosmologies, в кн.: Studies in presocratic philosophy, ed. D. J, Furley and R. E. Alien, v. 1, b.—N. Y., 1970, p. 56—91.

ДИКЕАРХ (Δικαίαρχος) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.), др.-греч, философ, представитель перипа­тетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристок-сена. Соч. Д. (гл. обр. историч., историко-культурного, биография., историко-лит., географич. и этико-антропо-логич. характера), оказавшие влияние н-а мн. поздней­ших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верли (F. Wehrli, Die Schule des Aristoteles, Heft I: Dikaiarchos, 19672). Сво­ей «Жизнью Эллады» (фр. 47—66) Д. дал одну из пер­вых историй культуры: смена трёх ступеней х-ва — собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золо­тому веку Гесиода); происхождение социально-по-литич. институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Д. связан с перенесением ценностного при­мата на практич. (активную) жизнь (βίος πρακτικός, vita activa) — в сознат. противопоставлении идеалу теоре-тич. (созерцательной) жизни (βίος θεωρητικός, vita contemplativa) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге «О душе» (в 6 кн.) доказывалась смертность души (псю-хе), понимаемой как «гармония» 4 элементов (фр. 9— 12), что не мешало Д. признавать профетич. способно­сти души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости («О гадании»). «Жизнеописания» Д. важ­ны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33—37).

• W е h r l i F.], Dikaiarchos, в кн.: RE, SuppJ. XI, 1968, col. 526 sq.

ДИКТАТУРА (лат. dictatura — неограниченная власть), 1) система политич. господства к.-л. класса, составляющая содержание любой формы иолитич. власти в обществе с антагонистич. классами; 2) способ осуществления гос. власти путём непосредств. примене­ния вооруж. силы в чрезвычайных условиях, при обост­рении классовой борьбы. Социально-экономич. основой Д. в эксплуататорском обществе является частная соб­ственность и эксплуатация, существование противопо­ложных обществ. классов, их борьба за свои классовые интересы и цели.

Как система политич. господства определ. класса Д. — закономерное явление классово­го общества, имеющее место независимо от формы прав-ления'(монархия или республика), от способов осущест­вления власти (диктаторских, формально-демократи­ческих или демократических). В обществе с классовы­ми антагонизмами историч. развитие осуществляется при подчинении с помощью Д. деятельности всего насе­ления интересам господствующего класса, являющегося носителем и защитником данного историч. типа произ­водства. Последовательное осуществление Д. того клас­са, к-рый на данном историч. этапе служит выразите­лем нового, представляет собой одно из важнейших ус­ловий обществ. прогресса. При определ. стечении об­стоятельств, напр. при переходе от одной формации к другой, временно может существовать Д. неск. вы­ступающих в союзе классов. Д. как политич. господ­ство в обществе одной его части может быть Д. мень­шинства над большинством или Д. гигантского большин­ства народа над кучкой угнетателей. Такой Д. является диктатура пролетариата, т. е. власть рабочего клас­са, руководимого марксистско-ленинской партией, ус­танавливаемая в результате социалистич. революции и имеющая целью построение социализма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 239 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.