Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 30 страница




Общечеловеч. характер Г. п. отнюдь не придаёт им надклассового и внеидеологич. содержания, как полагают бурж. учёные, рассматривая их с позиций абстрактного гуманизма и либерально-реформистской филантропии. Глобальность этих проблем не отменяет классового подхода к их исследованию и принципиаль­ных различий в методах и способах их решения в раз­личных социальных системах. Марксисты отвергают распространённые на Западе пессимистич. и псевдооп-тимистич. концепции Г. п., согласно к-рым они либо во­обще не могут быть разрешены и неминуемо ввергнут

ГЛОБАЛЬНЫЕ 117

человечество в экология, катастрофу (Р. Хейлбронер), либо могут быть решены лишь ценой т. и. нулевого роста экономики и населения земного шара (Д. Meдоус и др.), либо для их решения достаточно одного лишь науч.-технич. прогресса (Г. Кан). Марксистский под­ход к Г. п. отличается от немарксистского также и в том, что касается их иерархии (приоритета в их ре­шении): в противоположность бурж, идеологам, вы­двигающим на первое место либо экологич. проблемы, либо «демографич. взрыв», либо контраст между «бедны­ми и богатыми нациями» (передовым Севером и отста­лым Югом), марксисты считают самой настоят. пробле­мой предотвращение мировой термоядерной войны, пре­кращение гонки вооружений и обеспечение междунар. безопасности, полагая, что это создаст не только бла­гоприятные мирные условия для социально-экономич. прогресса всех народов, но также высвободит огромные материальные ресурсы для решения остальных Г. п. Последоват. разрешение возникающих Г. и. возможно лишь после ликвидации социальных антагонизмов и установления гармония, отношений между обществом и природой в масштабе всего земного шара, т. е. в ком-мунистич. обществе. Однако уже в совр. условиях мн. Г. п. могут успешно решаться не только в социалистич. обществе, но и n остальном мире в ходе общедемокра-тич. борьбы за мирное сосуществование и разрядку напряжённости, против эгоистич. политики гос.-моно-полистич. капитала, путём развёртывания взаимовы­годного междунар. сотрудничества, установления но­вого мирового экономич. порядка во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами.

Взаимная обусловленность и комплексный характер Г. п. предполагают, что их науч. исследование может успешно осуществляться лишь благодаря сотрудни­честву учёных разных специальностей, представителей обществ., естеств. и технич. наук, на основе диалек-тич. метода и использования таких методов науч. познания социальной действительности, как систем­ный анализ и глобальное моделирование.

* Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Бреж­нев Л. И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977; Коммонер Б., Замыкающийся круг, пер. с англ., Л., 1974; Биола Г., Марксизм и окружающая среда, пер. о франц., М., 1975; Бу д ы к о М. И., Глобальная экология, М., 1977; ШиманМ., К третьему тысячелетию, пер. с венг., М., 1977; Г в и ш и а н и Д. М., Методологич. проблемы моде­лирования глобального развития, «ВФ», 1978, Λ"» 2; Араб-Оглы 9. А., Демографич. и зкологич. прогнозы, М., 1978; Форрестер Д ж. В., Мировая динамика, пер. с англ., М., 1978; ЗагладинВ., Фролов И., Г. п. и будущее человечества, «Коммунист», 1979, № 7; их ж е, Г. п. совре­менности: научный и социальный аспекты, М., 1981; Фро­лов И. Т., Перспективы человека, М., 1979; Социологич. аспекты глобального моделирования, М., 1979; Будущее миро­вой экономики (Доклад группы экспертов ООН во главе с В. Леонтьевым), пер. с англ., М., 1979; Будущее. Реальные проблемы и бурж. спекуляции, София, 1979; Π е ч ч е и А., Че-ловеч. качества, пер. с англ., М., 1980; Г. п. современности, М., 1981; Л е и б и н В. М., «Модели мира» и «образ человека»: Критич. анализ идей Римского клуба, М., 1981; F a l k R., The study of future worlds, N. Y., [1975]; Kahn H., Brown W.,MartelL., The next 200 years, L., 1977.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsycholo­gie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенден­ции, к-рые противопоставляются процессам, происходя­щим на «поверхности» сознания. Границы Г. н. не под­даются чёткому определению; она охватывает разнооб·-разные течения и школы (учения Фрейда, Юнга, Ад­лера, эгопсихология, неофрейдизм и т. д.). В трактовке мотивов поведения человека активную динамич. роль Г. п. отводит бессознат. мотивациям (см. Бессознатель­ное), к-рые изучаются специфич. для Г. п. методами (приёмы психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы). Возникнув из потребностей психотерапии, Г. п. стимулировала раз-

ГЛУБИННАЯ

витие новой отрасли медицины, рассматривающей зна­чение психология, факторов в соматич. заболеваниях (т. н. психосоматика). Однако патология, состояния психики трактуются в Г. п. не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеч. трудностей и психич. конфликтов, принявших лишь резко выра­женную открытую форму. Так, Фрейд, исходя из кли-нич. практики, выдвинул представление о. бессознат. психич. механизмах, лежащих в основе неврозов, сно­видений, ошибочных действий и т. д. Эти феномены он объяснял как «компромиссное образование», отражаю­щее конфликт между бессознат. влечениями и установ­ками сознат. «Я» (или как результат столкновения двух принципов психич. деятельности — «принципа удо­вольствия» и «принципа реальности»). Фрейд сформу­лировал осн. систему понятий Г. п. (вытеснение, сим­волизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер выделил в качестве гл. мотива стремление индивида к самоут­верждению («воля к власти»). Система Адлера стала одним из источников позднейших «культурно-социоло-гич.» течений Г. и. (гл. обр. в США — К. Хорни, Фромм, X. Салливан и др.). С др. стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознатель­ного, к-рое у него включает также коллективное бес­сознательное. Учения Фрейда и Юнга получили до­вольно широкое распространение и за пределами соб­ственно психологии, в истории культуры, в частности юнговское истолкование мифов, символов, религ.-ма-гич. обрядов как образов коллективного бессознатель­ного (архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х гг. прежде всего в США — X. Хартман, П. Федерн и др.), выдвинувшей на первый план значение сознат. «Я» (Эго). В сер. 20 в. развились новые направления Г. п., находящиеся под прямым воз­действием филос. концепций феноменологии и экзис­тенциализма (гл. обр. в Швейцарии и ФРГ, напр. «эк­зистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и др.). На­ряду с тенденцией к интеграции Г. п. с филос. антро­пологией (напр., в мед. антропологии нем. физиолога В. Вайцзеккера) характерны истолкования Г. п. в ду­хе неотомизма («новая венская школа») и др. Течения Г. п. в США в значит. степени находятся под влиянием неопозитивизма и бихевиоризма; попытки синтеза раз­личных течений Г. п. (Р. Манро и др.) не увенчались ус­пехом. При оценке Г. п. как неоднородного и сложно­го комплекса следует отличать выдвинутые ею методы терапии, нек-рые установленные новые факты из об­ласти психологии бессознательного от их философско-теоретич. истолкований, к-рые часто имеют иррациона-листич. или механистич. характер.

* Какабадзе В. Л., Понятие бессознательного в Г. п., в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; M u n r о е R., Schools of psychoanalytic thought, N. Υ., 1956; W y s s D., Die tiefenpsy­chologischen Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart, Gott., 19703.

ГНОСЕОЛОГИЯ, см. Теория позншшя.

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. γνωστικός — познающий, зна­ющий, γνώσις — познание, знание, гносис), первый этап широкого религ.-филос. течения поздней антич­ности и средневековья, т. н. «гностич. религий», вклю­чающих Г., манихейство, дуалистич. ср.-век. ереси (павликиане, богомилы, катары и т. д.). Возник в 1 в. н. э. в районе Бл. Востока (Сирии или Самарии) или в Александрии. Во 2 в. стал гл. соперником христианства. Стремился дать обобщающий синтез различных вост. верований (иудаизма, зороастризма, вавилонских и егип. религий), христианства, греч. философии и мисте-риальных культов. Находка подлинных гностич. сочи­нений в Наг-Хаммади в 1945 вызвала повышенный ин­терес к проблеме Г.

Внутри Г. можно выделить три осн. течения: «христ. Г.» 1—3 вв., известный по соч. представителей ранне-христ. ересей и произв. из Наг-Хаммади; «языч. Г.» той же эпохи·; мандеизм (от арамейского манда — гносис), оформившийся, по-видимому, во 2—3 вв. и представ-

ляющий самостоят. развитие Г. на семитско-вавилон-ской почве; это единственная из гностич. сект, сохра­нившаяся до наст. времени (в Ираке).

В целом для Г. характерна концепция единого нача­ла, развёртывающегося в серии эманации, и иерархии, строения умопостигаемого мира; наряду с этим иногда предполагается существование мрака-материи, или хаоса (офиты, гностики у Плотина),— элементы дуализма при преобладании монистич. тенденции. Специфичным для Г. является антикосмич. дуализм: мир предельно уда­лён от бога и есть его антипод. В противоположность иудейско-христ. традиции, гностики помещают между богом π миром серию ипостасей (у Василида, напр., число их доходит до 365), функция к-рых заключается не в том, чтобы соединить идеальное и материальное (как и неоплатонизме), а, наоборот, разделить их.

Центр. место в учении Г. занимает человек как сре­доточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью тёмных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божеств. субстанция часто принимает фор­му первочеловека, или антропоса. Душа иноприродна и по сущности своей принадлежит надкосмич. сфере (Василид). Наряду с дуализмом души и тела в Г. су­ществует и трихотомич. разделение человека на «ду­ховное», «душевное» и «телесное».

Концепция знания, гносиса,— ядро Г. В известной формуле гностика Феодота суть гносиса заключается в ответе на след, вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаем­ся? Что такое рождение и что возрождение?». Познание человеком своего внутр. «Я» делает возможным и поз­нание мира, того, «что есть, что было и что будет». Такое всеобъемлющее знание доступно немногим и дарует че­ловеку спасение. В гносисе человек преодолевает свою двойственность и разорванность, через человека про­исходит преодоление бытием своей расщеплённости и восстановление распавшейся гармонии.

Социальные умонастроения Г. характеризуются, с одной стороны, тенденцией к своеобразному духовно­му аристократизму (согласно Василиду и др., гносисом обладают немногие люди), а с другой — Г. выступает как своеобразная метафизич. утопия, провозглашающая братство, равенство и единство людей (соч. Епифания «О справедливости» и др.).

В целом учение Г. предстаёт как одна из форм кризи­са рабовладельч. формации и как попытка найти новый мировоззренч. синтез. Оттеснённый на задний план офиц. христ. идеологией, он служил питательной поч­вой мн. ср.-век. ересей и сыграл значит. роль в генезисе и развитии ср.-век. культуры как на Западе, так и на Востоке.

• Фрагменты: Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967.

• Трофимова M. К., Историко-филос. вопросы Г., М., 1979; Quispel G., Gnosis als Weltrelig-ion, Z., 1951; J o-nas H., Gnosis und der spätantike Geist, Bd 1—2, Gott., 19522; Wilson R. M. L., The gnostic problem, L., 1958; Yamauchi E. M., Pre-Christian gnosticism, Grand Rapids, 1973; Gnosis und Gnostizismus, hrsg. v. K. Rudolph, Darm­stadt, 1975; Rudolph K., Die Gnosis. Wesen und Geschichte einer spätantiken Religion, Lpz., 1977.

ГОББС (Hobbes) Томас (5. 4. 1588, Малмсбери,— 4.12. 1679, Хардуик), англ. философ-материалист. Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил гувернёром в аристократич. семью У. Кавендиша (впоследствии герцог Девонширский), с к-рой был связан до конца жизни. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием англ. бурж. революции 17 в. Накануне революции и в период Долгого парламента Г. был сторонником монархии. С 1640 Г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 пос­ле упрочения диктатуры Кромвеля, политику к-рого Г. пытался идеологически обосновать. В годы Реставрации в целях реабилитация Г. написал памфлет на Долгий парламент, к-рый, однако, не был допущен к печати.

На формирование филос. системы Г. значит. воздей­ствие оказали беседы с Ф. Бэконом, а также соч. Га-

лилея, Гассенди и Декарта и общение с ними. Осн. соч. Г.: «Элементы законов, естественных и политических» («The elements oi law natural and politic», 1640); филос. трилогия «Основы философии»: «О теле» («üe corpore», 1655), «О человеке» («De homine», 1658), «О граждани­не» («De cive» 1642); «Левиафан» (1651, рус. пер. 1936).

Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал её практич. пользу, содействие «увеличению количества жизненных благ». Однако, в отличие от Бэкона, на пер­вый план Г. выдвигал науч. понимание общества как средства познания причин гражд. войн и их преодоле­ния. Г. создал первую в истории философии закончен­ную систему механистич. материализма. В философии Г. материализм принял форму, соответствующую ха­рактеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г.— идеальные образцы науч. мышления. Природа представляется Г. совокуп­ностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. По­следнее понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы дви­жения.

Отрицая объективную реальность качеств. многооб­разия природы, Г. рассматривал чувств. качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство — как образ, создаваемый разу­мом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время — как субъективный образ движения.

Метод познания у Г. представляет собой искусств, соединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувствит. восприятия к поня­тиям совершается у Г. на основе номиналистич. кон­цепции, согласно к-рой общие понятия — лишь «имена имён». Г. различал два метода познания: логич. дедук­цию механики и индукцию эмпирич. физики.

Социальное учение Г. оказало. значит. влияние на развитие европ. обществ. мысли. Г. определял гос-во как «искусств, тело», рассматривал его как человеч., а не божеств. установление. По мысли Г., гос-во воз­никло на основе обществ. договора из естеств. догос. существования, когда люди жили разобщённо и нахо­дились в состоянии «войны всех против всех». Гос-во было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате обществ. до­говора на государя (или гос. органы) были перенесены права отд. граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охра­ны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Г.,— высший закон гос-ва. Забота о мире — основа «ес­теств. права», созданного обществ. договором. Г. вся­чески превозносил роль гос-ва, признаваемого абс. су­вереном. Возвеличение им мощного гос-ва было одной из первых теорий бурж. диктатуры, осн. задачу к-рой Г. усматривал в прекращении гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии.

Связующим звеном между физич. и социально-поли-тич. учением Г. служит этика. Она исходит из неизмен­ной чувств. «природы человека». В основе нравственнос­ти, по Г., лежит естеств. закон — стремление к само­сохранению и удовлетворению потребностей. «Благо» есть предмет влечения и желания, «зло» — предмет отвращения и ненависти. Осн. этич. понятия определя­ются Г. как относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что способст­вует и что препятствует достижению блага. Гражд. обя­занности, вытекающие из обществ. договора, совпада­ют по своему содержанию с моральным долгом, разли­чаясь характером санкций. Поскольку гражд. мир рас­сматривается Г. как величайшее благо, естеств. законы нравственности совпадают с гражд. добродетелями.

ГОББС 119

Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчи­нения философии теологии, Г. «...уничтожил теисти­ческие предрассудки бэконовского материализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 144). Однако, понимая ложность религ. веры, он признавал её полезность как средства воздействия на нар. массы. В The English works, v. 1—11, L., 1839—45; в рус. пер.— Избр. произв., т. 1—2, М., 1964.

• Ч е с к и с А. А., Т. Г., М., 1929; H a p с к и и И. С., За-падноевроп. философия XVII в., М., 1974, гл. 3; М е е p о в-ский Б. В., Г., М., 1975; Т о n n i е s P., Th. Hohbes, Stuttg., 1925; Polin R., Politiqiie et Philosophie chez Th. Hob-bes, P., 1952; Hobbes studies, e<l. by К. С. Brown, Ox!., 1965; Peters R., Hobbes, Harmondsworth, 1967.

Б. Э. Быховский.

ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д'Авре,— 13.10.1882, Турин), франц. философ, писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтико-мифологич. философии ис­тории («Опыт о неравенстве человеч. рас» — «Essai sur l'inegalite des races humaines», t. 1—4, 1853—55) Г. вы­ступал против всех форм равенства, утверждал иерар-хич. характер деления на «белую» (ведущую), «жёлтую» и «чёрную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и культура детерминируются расами. Тра-гич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой — причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с культурным релятивизмом и критикой европо-центризма: европ. цивилизация, по Г., не выше осталь­ных и подобно всем другим обречена на гибель.

К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварст­ва» и отмечал, что «...для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать...» (M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).

• Trois ans en Asie, P., 1859; Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869; Nouvelles asiatiques, nouv. ed., P., 1913; Les religions et les philosophies dans 1'Asie centrale, P., 1957"; в руо. пер.— Век Возрождения, М., 1913; Кандагарские любовники, П., 1923; Великий чародей, М.—Л., 1926.

* Д а л и н В. М., У истоков расизма. Маркс о Г., в его кн.: Люди и идеи, М., 1970; Гофман А. Б., Элитизм и расизм. (Критика философско-историч. воззрений А. де Г.), в кн.: Расы и народы. Ежегодник, т. 7, М., 1977.

ГОЛБРЕЙТ, Галбрейт, Гэлбрейт (Galbraith) Джон Кеннет (р. 15.10.1908, Айона-Стейшен, шт. Он­тарио, Канада), амер. экономист и публицист. Подвер­гая критике неоклассич. школу, к-рая отводит ведущую роль в экономич. системе рынку и свободной конкурен­ции, стремился создать экономич. теорию, учитываю­щую воздействие на экономику политики и др. со­циальных, институтов. «Планирующий» (в противовес «рыночному») сектор экономики Г. первоначально рассматривал как осн. черту амер. х-ва на качественно новом этапе науч.-технич. прогресса. Социальная утопия этого периода строилась Г. на основе представ­ления, что изобилие дешёвых товаров потребления, к-рое отождествлялось с обществ. богатством («общество потребления»), должно решить все социальные пробле­мы.

В дальнейшем в результате изучения организации крупных пром. корпораций и механизмов их связи с гос. аппаратом Г. создал теорию «нового индустриаль­ного общества», в к-рой намечал пути усовершенствова­ния капитализма посредством образования «технострук-туры» — воплощения коллективной власти специалис­тов различных уровней квалификации и компетентнос­ти, приобщённых к процессу принятия решений внутри корпораций. В работах последних лет Г. настаивает на необходимости расширения и углубления сотрудни­чества гос-ва с пром. корпорациями, включения в это сотрудничество экономич. и социальной науки, к-рая выступала бы при этом носителем обществ. интересов.

ГОБИНО

Идеология, содержание социально-экономлч. про­грамм Г. со временем существенно менялось от анти-коммунистич. направленности к концепции конверген­ции — сближения двух политич. систем на единой инду­стриальной основе, и, наконец, к приписыванию амер. обществу 70-х гг. черт социализма. Эволюция взглядов Г. связана отчасти с его критич. позицией по отноше­нию к существующим экономич. теориям и к социальной действительности. Но неизменным у Г. остаётся оправ­дание совр. гос.-монополитич. организации капиталис-тич. общества и поиски внутр. резервов для преодоле­ния его социальных противоречий (см. также Техно­кратия).

• American capitalism, Boston, 1952; The affluent society, Har­mondsworth, 19682; Almost everyone's guide to economics, Boston, 1978 (cobm. с N. Salinger); The nature of mass poverty, Camb.— L., 1979; A life in our times, N. Y., 1981; в рус. пер,— Новое индустриальное общество, М., 1969; Экономич. теории и цели общества, М., 1979.

* Корягин А. Г., Фролов Б. И., Социальная утопия Д. Г., Критика концепции «нового индустриального общест­ва», М., 1978.

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Пфальц,— 21.6.1789, Париж), франц. философ, один из основателей школы франц. материализма и атеиз­ма 18 в., идеолог революц. буржуазии. Был сорат­ником Дидро и Гельвеция, принимал участие в соз­дании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». В фи-лос. салоне Г. обсуждались вопросы экономич., со-циально-политич. и духовного обновления Франции, преодоления сословного неравенства и деспотич. фор­мы правления.

Разносторонние естеств.-науч. знания Г. способство­вали обоснованию материалистич. философии и атеиз­ма, систематич. критике идеализма и религии. В осн. филос. соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (т. 1—2, 1770, рус. пер. 1924) Г. утверждает вечность и несотворённость материи, к-рая в процессе постепенного развития и из­менения порождает всё многообразие реального мира. Вселенная, по Г., представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако, говоря о единстве материи и дви­жения, Г. понимал движение механистически. Меха-нистич. ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случай­ности и необходимости и др.

Теория познания Г. опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания. Г. был противником агностицизма, отстаивая способность чело-веч. разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория отражения Г. несла на себе отпечаток созер­цательности, свойственной домарксовскому материа­лизму, поэтому Г. не раскрыл активной природы созна­ния и роли обществ. практики в познании.

Материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой обществ. раз­вития. В понимании обществ. явлений у Г. имелись отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формиро­вании личности, о значении материальных интересов в обществ. развитии и др.

Г. развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дез­ориентации нар. масс, защите интересов короля и дво­рянства, борьбе против науки и культуры, однако с позиций идеалистич. понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни религии, считая её порожде­нием невежества и сознат. обмана со стороны духо­венства. Г. уделил много внимания критич. оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики.

В «Естеств. политике...» («La politique naturelle...», v. 1—2, L., 1774) Г. показал реакц. сущность феод. политич. строя и обосновал неизбежность его падения.

Отвергая феод. форму собственности, он отрицал перс­пективу обществ. собственности, обосновывал утверж­дение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г. содействовали возникновению утопич. со­циализма 18 в.

• Systeme social..., v. i—3, L., 1773; Le bon sens, ou Idees na­turelles opposees aux idees surnaturelles, L., 1786; La morale universelle..., v. 1—3, P., 1820; Textes choisis, v. l, P., 1957; в рус. пер.— Священная зараза.—Разоблаченное христианство, М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956; Карман­ное богословие, М., 1959; Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; и χ ж е, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Людвиг Фейербах..., там же, т. 21; Л е н и н В. И., Три источника и три составных час­ти марксизма, ПСС, т. 23; е г о ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. -15; Кочарян М. Т., Поль Г., М., 1978; Акулов П. В., М а л ю к О. П., Поль Г.— кри­тик религ. догматов, М., 1975; N a v i 1 1 е Р., D'Holbach et la Philosophie scientifique au XVIII siede, nouv. ed., P., 1967; Skrzypek M., Holbach, Warsz., 1978.

ГОМЕОМЕРИЯ (греч. έμοιομέρεια, от όμοιος — по­добный и μέρος — часть), термин др.-греч. философии. «Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель называл качественно однородные вещества, у к-рых лю­бые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элемен­тами и «неподобочастными», каковыми являются орга­ны животных и растений. К «подобочастным» Арис­тотель относил органич. ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и одно­родные минералы (наиболее полный перечень «подобо-частных» содержится в 4-й кн. «Метеорологии» — 388а 13—20). Аристотель утверждал, что «подобочастные» служат материальными первоначалами в системе Анак­сагора, однако в дошедших до нас анаксагоровых текс­тах этот термин не встречается. Термин «Г.» в поздней­шей доксографич. лит-ре об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксаго­ра) всевозможных веществ, смеси к-рых образуют все вещи.

ГОМЕОСТАЗ, гомеостазис (от греч. όμοιος — подобный, одинаковый и στάσις — состояние), свойство организма поддерживать свои параметры и физиоло-гич. функции в определ. диапазоне, основанное на ус­тойчивости внутр. среды организма по отношению к возмущающим воздействиям внеш. среды. Идея Г. впервые была сформулирована франц. учёным К. Бер-наром (1878). В 1929 амер. биолог У. Кеннон предло­жил термин «Г.» в связи со своей концепцией «мудрости тела». В 1948 У. Р. Эшби (Великобритания) применил представления о Г. для обоснования моделирования широкого круга систем (биологич., технич., социаль­ных) с обратной связью. Гомеостатичность сложных систем достигается посредством целого комплекса ме­ханизмов (в организме — буферные системы крови, ос-морецепторы, железы внутр. и внеш. секреции, на ин­тегрирующем уровне — нервная регуляция). В ходе эволюц. развития различных типов систем их устой­чивость обычно возрастает, вырабатываются более сложные и многоуровневые комплексы обратных связей. В то же время абс. Г. недостижим, что применительно к живому организму подтверждается неизбежностью болезней и старения, а по отношению к технич. систе­мам — их изнашиванием, а также способностью адек­ватно реагировать только на строго определ. возмуще­ния. В понятии Г. отражается диалектика изменчиво­сти и устойчивости, присущая как природным, так и искусств. системам.

φ Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Адольф Э., Развитие физиологич. регуляций, пер. с англ., М., 1971; Г., М., 1Я76; Cannon W. В., Organization for physiological homeostasis, «Physiological Review», 1929, v.!).

ГОМОМОРФИЗМ, см. Изоморфизм и гомоморфизм. ГОРГИЙ (Γοργίας) из Леонтин в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н. э.), др.-греч. философ, один из стар­ших софистов. Согласно антич. биографич. традиции-, ученик Эмпедокла и основателей иск-ва красноречия

Корака и Тисия. В отличие от др. софистов, утверждал» что учит не добродетели или мудрости, а только ора­торскому иск-ву, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех добродетели вообще не существует (Платон, Менон 71е слл.; Аристотель, Политика 1260а 25 слл.). Отрицал возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично пережитого наталкивается на трудности. Поэтому люди должны довольствоваться во всём более или менее правдоподоб­ным мнением. Поверивший в происходящее на театраль­ной сцене или, как выразился Г., обманутый представ­лением, был, по его словам, мудрее, чем не поддавший­ся обману. Иронич. полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О несуществую­щем»: доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логически с понятиями наибольшей общности, Г. пы­тался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует ничего, а если бы даже и сущест­вовало что-нибудь, мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если бы узнали, не могли бы ничего пе­редать другим ([Аристотель], О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 979 a 11— 980a 21; Секст Эмпирик, Против уче­ных VII 65 слл.).

• Фрагменты: Маковельский А. О., Софисты в. 1, Баку, 1941, с. 21—47; DK II, 217—307.

• Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Меликова -Толстая С. В., Язык Г. Теория и практика зарождающейся художеств. прозы Греции, «Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та», 1941-, в. 63, с. 70—86; G o m p е r z H., Sophistik und Rhetorik, Stuttg., 1965; Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 236 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.