Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 31 страница




ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. в ст. Мак-Ду-галл.

ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КА­ПИТАЛИЗМ, см. в ст. Капитализм. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, система от­ношений между гос-вом и частнокапиталистич. собст­венностью, сущность к-рых состоит в гос. вмешательст­ве в экономику, осуществляющемся в интересах гос­подствующего в данном обществе класса и определяе­мом конкретной история, обстановкой и спецификой социально-экономич. условий в той или иной стране. «...Государственный капитализм есть налицо — в той или иной форме, в той или иной степени — всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще» (Ленин В. И., ПСС, т. 43, с. 222).

В соответствии с классовой природой гос-ва разли­чаются Г. к. домонополистич. эпохи, Г. к. в развиваю­щихся странах после завоевания ими политич. незави­симости и Г. к. в переходный период от капитализма к социализму.

Суть Г. к. в домонополистич. эпоху состоит в ускоренном развитии капиталистич. х-ва и укреплении на этой базе военно-экономич. мощи гос-ва, усилении его внеш. экспансии. Гос. власть активно сти­мулировала первонач. накопление капитала, участвуя в экспроприации мелких производителей и создании армии наёмного труда, передавала гос., церк. и общин­ные земли в частную собственность, поощряла обра­зование капиталов в руках буржуазии путём торг. войн и колон. грабежа. В странах, отстававших в капитали­стич. развитии, где имела место нехватка капиталов или замедление его накопления, гос-во активно участвовало в предприиимат. деятельности путём создания горноруд­ной, металлургич. и воен. пром-сти, стр-ва воен. заводов и мануфактур (суконные, шёлковые, фарфоровые в Рос­сии, Франции и нек-рых др. странах). Позднее гос-во осуществляло стр-во жел. дорог и средств связи, неред­ко с участием частного капитала. Гос. доходы форми­ровались за счёт налогов и поступлений от монопольной торговли солью, водкой, табаком и нек-рыми др. това­рами. Важной функцией гос-ва была и остаётся защита отечеств. буржуазии от иностр. конкуренции посредст­вом протекционизма — поощрит. премий за экспорт и

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 121

повышенных тарифов на импортные товары, что стиму­лирует ускоренное развитие национальной промыш­ленности.

С кон. 19 в. окрепшая буржуазия, ранее активно ис­пользовавшая гос-во в борьбе с феодализмом, стремит­ся к освобождению от его опеки, отстаивая неогра-нич. свободу капиталистич. эксплуатации, выступая за равные условия конкуренции всех предприятий, против поддержки отд. компаний. Обострение классовой борьбы против эксплуатации, а также необходимость защиты бурж. строя в целом привели к вмешательству гос-ва в трудовые отношения, подчас в ущерб интересам отд. капиталистов. Ограничивается применение женско­го и детского труда, продолжительность рабочего дня, вводится социальное страхование, регламентируются условия труда. К кон. 19 в. относятся первые антикри­зисные мероприятия гос. власти, выражающиеся в скуп­ке и субсидировании (особенно в Германии) обанкро­тившихся предприятий, организации обществ. работ для безработных. К нач. 20 в. Г. к. перерастает в гос.-монополистический капитализм (см. в ст. Капита­лизм).

Г. к. в развивающихся странах со­стоит в ускоренном развитии экономики в целом, пре­одолении хоз. отсталости, создании экономич. основы хоз. и политич. независимости, стимулировании соци­ального развития. При этом существ, влияние на роль Г. к. оказывает капиталистич. или социалистич. ориен­тация страны.

В большинстве развивающихся стран капиталистич. отношения были привнесены извне в результате колон. захватов. Поэтому в ряде стран (Индия, Индонезия) Г. к. складывался как гос. вмешательство метропо­лии в сложившиеся хозяйственные отношения колонии первоначально через посредство гос.-частных монопо­лий, (напр., Ост-Индские компании). Г. к. длит, время являлся (и во мн. развивающихся странах частично остаётся и сейчас) хоз.-политич. надстройкой над сово­купностью традиционных экономич., в т. ч. и патри­архальных, отношений.

Первоначальные гос.-капиталистич. мероприятия были направлены на огосударствление или ограничение иностр. собственности, гл. обр. монополистич. капита­ла. Важнейшая функция Г. к. состоит в преобразова­нии односторонней сырьевой и монокультурной струк­туры экономики и на этой основе — в изменении поло­жения страны в междунар. разделении труда.

Соотношение форм гос. вмешательства в хоз. жизнь зависит от характера власти и её социально-экономич. ориентации. Так, ограничение иностр. капитала может происходить в форме полной национализации, прину­дит, отчуждения части акций, отчисления доли дохо­дов, ограничения нормы вывоза прибыли и т. п. По отношению к национальной буржуазии гос. власть в различных странах проводит политику в диапазоне от полного огосударствления крупного капитала до су­ществ. стимулирования частнопредпринимат. деятель­ности. Повсеместно гос-во берёт на себя всю или боль­шую часть бремени финансирования крупных капитало­ёмких отраслей и предприятий, прежде всего в области энергетики, добычи и переработки сырья, а также раз­вития инфраструктуры. Особенностью Г. к. является также стремление к регулированию с. х-ва, выражаю­щееся в вовлечении крестьянства в общеэкономич. про­цесс путём стимулирования произ-ва сырья для пром-сти, экспортных культур, а в нек-рых странах — поощрения интенсивных форм произ-ва (кооперация, «зелёная революция» и т. п.). Гос-во оказывает также воздействие на формирование социальной структуры посредством законодательства в области социальных и трудовых отношений. Важное значение имеет конт­роль над внеш. торговлей, к-рый способствует сосредо-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

точению доходов страны в руках гос-ва и тем самым ускоряет накопление капитала.

Г. к. в переходный период от капи-тализма к социализму — один из обществ.-экономич. укладов, вводимый в интересах рабочего класса и строительства социализма по инициативе гос. власти, объём и функционирование к-рого относитель­но жёстко регламентируется ею. Этот уклад сосущест­вует с другими укладами и постепенно ликвидируется в результате конкуренции с гос. сектором, а также в ходе поэтапного его ограничения со стороны гос-ва. Его осн. формами являются концессии иностр. капита­ла, аренда гос. предприятий, смешанные об-ва, частная торговля, кооперация и др.

Теоретич. обоснование сущности Г. к. дано В. И. Ле­ниным, отмечавшим, что природа Г. к. в переходный период предопределяется пролет. характером власти и условиями, в к-рых он действует, когда капитализм пе­рестаёт быть, а социализм ещё не стал господствующим способом произ-ва (см. там же, т. 45, с. 84—85). Г. к. связан с социалистич. гос. сектором, находится под контролем рабочего класса, в т. ч. и трудящихся гос.-капиталистич. предприятий, используется для разви­тия крупного пром. произ-ва и впоследствии преобра­зуется в гос. собственность. Г. к.— более прогрессив­ная форма х-ва по сравнению с частным капитализмом, мелкотоварным и натуральным произ-вом. Он способ­ствует привлечению частных и иностр. капиталов для строительства и функционирования важных для нар. х-ва предприятий, созданию нового произ-ва, новой техники и технологии, позволяет использовать опыт и организационные навыки буржуазии и подготовить своих специалистов.

• Маркс К., Капитал, Маркс К. η Энгельс Φ Соч., т. 23, 24, 25, ч. 1; Энгельс Ф., [Письмо] Шмндту от 27 окт. 1890 г., там же, т. 37; Ленин В. И., Экономич. содер­жание народничества..., ПСС, т. 1; Экономич. теория Маркса — Ленина и совр. капитализм, М., 1960; Мирзоян С. М., Орехов Л. Н., Гос. сектор в экономике освободившихся стран, М., 1965; Юферева Е. В., Ленинское учение о гос­капитализме в переходный период к социализму, М., 1969; см. также лит. к ст. Капитализм. Г. Б. Ардаев.

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ», бурж.-рефор­мистская концепция, в к-рой сущность и источник со­циализма сводятся к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения. В понятии Г. с., по характе­ристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинно социалистич. смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 35, с. 140); оно возникло как результат бурж. фальси­фикации, называвшей «социализмом» любые попытки гос-ва ограничить свободную конкуренцию, и, с др. стороны,— как плод мелко6урж. иллюзий утопич. со­циалистов, ожидавших от пр-ва и господств, классов «введения» социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Энгельс указывал на систему гос. колон. эксплуатации, соз­данную на основе общинного строя голл. пр-вом на о. Ява (см. там же, т. 36, с. 78—79, 96—97).

В истории социальной мысли концепции «Г. с.» выдвигались Л. Бланом (Франция), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а бурж. гос-во. Взгляды, согласно к-рым всякое огосударствле­ние средств произ-ва, усиление экономич. роли бурж. гос-ва уже есть отрицание капитализма, его «социалис­тич. трансформация», были затем систематизированы апологетами прусского бурж.-юнкерского гос-ва в катедер-социализме. «Г. с.» прусского пр-ва явился «...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег — с другой, а его косвенная цель — превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чинов­ников и пенсионеров и организовать наряду с дисцип­линированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих» (Энгельс Ф., там же. т. 35. с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли бурж.-реформистскую сущность идей «Г. с.», охарактеризовали имевшие мес-

то в герм, социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как «...одну из детских болез­ней пролетарского социализма...» (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепции «Г. с.» в империалистич. эпоху как орудия апологетики монОполистич. и гос.-монополистич. капи­тализма (см. IICC, т. 33, с. 68). Понятие «Г. с.» исполь­зуется теоретиками «демократического социализма» для подкрашивания социалистич. фразеологией гос.-монопо­листич. регулирования совр. капиталистич. произ-ва. «Левой» разновидностью «Г. с.» выступает «военно-казарменный» социализм, в основе к-рого лежит мелко-бурж. иллюзия, будто единств, источник социалистич. организации труда — власть, исполнение команд «свер­ху». Противники науч. социализма, особенно анархис­ты, не..оставляют попыток изобразить его как одну из систем «Г. с.», предполагающего бюрократич. органи­зацию произ-ва по полувоен. образцу. Подобные по­пытки лишены всякого основания. Ленин подчеркнул, что «социализм не создается по указам сверху. Его ду­ху чужд казенно-бюрократический автоматизм; социа­лизм живой, творческий, есть создание самих народ­ных масс» (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социа­листич. общества показал, что социализм предполагает демократич. организацию гос-ва, он невозможен без широкого участия трудящихся масс в управлении произ-вом, гос-вом и обществом.

* Μ а р к с К., Критика Готсной программы, Маркс К. иЭягельс Ф., Соч.,т. 19;Энгельс Ф., Социализм г-на Бисмарка, там же, с. 176—84; е г о ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288—95; его же, [Письмо] Э. Бернштеину, 12 марта 1881, там же, т. 35; е г о ж е, [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же; е г о ж е, [Письмо] Э. Бернштеину, 22 авг. 1884, там же, т. 36; е г о ж е, [Письмо] А.Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38; Ленин В. И., Луиблановщина, ПСС, т. 31; е г о же, Гос-во и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Экономич. тео­рия Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.— П., 1923; Б л а н Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926; Л а с-с а л ь Ф., Гласный ответ Центр. Комитету, учрежденному для созыва общегерм. Рабочего конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М., 1925; Friedrich Engels, Mitbegründer des wissenschaftlichen Sozialismus, B., 1971.

ГОСУДАРСТВО, осн. институт политич. системы клас­сового общества, осуществляющий управление общест­вом, охрану его экономич. и социальной структуры; в классово антагонистич. обществах находится в руках экономически господств, класса (классов) и исполь­зуется им прежде всего для подавления своих социаль­ных противников. Выделяя эту гл. функцию эксплуа­таторского Г., В. И. Ленин писал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (ПСС, т. 39, с. 75).

Г. обладает монополией на принуждение всего насе­ления в рамках определ. территории, правом на осу­ществление от имени всего общества внутр. и внеш. политики, исключит. правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Вскрыв социально-классовую природу Г., К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы подлинной науки о Г. Энгельс подчёркивал, что Г. «...по общему правилу является государством самого могущественного, эконо­мически господствующего класса, который при помо­щи государства становится также политически господ­ствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 171). Но указывая на классовый характер Г., Маркс и Энгельс отмечали, что оно представляет собой и форму организации всего общества в целом. Маркс писал, что деятельность Г. «...охватывает два момента: и выполне­ние общих дел, вытекающих из природы всякого об­щества, и специфические функции, вытекающие из про­тивоположности между правительством и народными массами» (там же, т. 25, ч. 1, с. 422).

В отличие от бурж. социологии, классики марксизма-ленинизма подчёркивали, что Г. не вечно, а представ-

ляет собой социальное явление, ограниченное определ. историч. рамками. Первобытнообщинный строи не знал Г. Оно возникло в результате обществ. разделения тру­да, появления частной собственности и раскола общест­ва на классы. Осн. признаками Г. являются: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляю­щих функции гос. власти; 2) наличие права, закрепляю­щего определ. систему норм, санкционированных Г.; 3) наличие определ. территории, на к-рую распростра­няется юрисдикция данного Г.

Г. обусловлено в конечном счёте характером произ-

водств. отношений и способом произ-ва в целом, оно является надстройкой над экономич. базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты генезис Г., пере­ход от одного историч. типа Г. к другому. В ходе ис­тории Г. приобретает по отношению к базису значит., хотя и относит, самостоятельность. Его самостоят. воздействие на осн. сферы жизни общества (в т. ч. на экономику) весьма существенно и может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тор­мозить его. По мере усложнения государственно ор­ганизованного общества роль этого воздействия возра­стает.

Типология Г., как существовавших в прошлом, так и современных, опирается на марксистское учение об об-щественно-экономич. формациях. Тип Г. определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит.

в конечном счёте — экономич. базисом данного общества. Истории известны след. осн. социально-клас­совые типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуаз­ное, социалистическое. В то же время на этапах перехо­да от одной формации к другой существовали и сущест­вуют Г. исторически переходного типа. Наряду с осн. типами Г. существуют неосновные типы. В совр. мире существуют два осн. типа Г.: капиталистические и со­циалистические, а также большая группа Г. неоснов­ных типов в развивающихся странах, к-рые придержи­ваются либо капиталистич., либо социаллстич. ориен­тации.

Г. различаются по формам правления и устройства осн. институтов политич. власти. Под формой правле­ния понимается организация власти, характеризуемая её формальным источником. При монархич. форме прав­ления формальным источником гос. власти является одно лицо — монарх. При респ. форме по закону ис­точником власти является нар. большинство.

Ст. зр. гос. устройства Г. подразделяются на унитар­ные (единое гос. образование); федерации (союз юри­дически относительно самостоят. гос. образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (гос.-правовые объединения).

Подчёркивая, что главным является различение типов Г., Ленин писал: «...И самодержавие, и конституцион­ная монархия, и республика суть лишь разные формы классовой борьбы, причем диалектика истории такова, что, с одной стороны, каждая из этих форм проходит через различные этапы ее классового содержания, а с другой стороны, переход от одной формы к другой нисколько не устраняет (сам по себе) господства преж­них эксплуататорских классов при иной оболочке» (ПСС, т. 17, с. 346).

Важное значение имеет различение Г. с т. зр. сущест­вующего в них политич. режима, под к-рым понимают систему методов осуществления гос. власти, степень реализации демократич. прав и свобод личности, отно­шение гос. власти к правовым основам собств. деятель­ности, соотношение официальных конституц. и право­вых форм с реальной политич. жизнью. Для совр. бурж. Г. характерны парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, полуфашистский и нек-рые др. политич. режимы. С т. зр. политич. динамики (об­щего направления политики) можно различать агрессив-

ГОСУДАРСТВО 123

вые, миролюбивые, нейтралистские Г., а также консер­вативные, либеральные и т. и.

Осн. функции совр. Г. принято разделять на внутрен­ние и внешние. К внутр. функциям относятся: защита существующего способа произ-ва, экономич. и социаль­ной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделённых на классы с противоположны­ми интересами); управление экономикой (в странах со­циализма) либо регулирование хозяйств, деятельности (в калиталистич. странах); охрана обществ. порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитат., идеологич. деятель­ность и т. п. Внешние функции составляют: защита интересов данного Г. в его взаимоотношениях с др. Г. на междунар. арене, обеспечение обороны страны ли­бо воен. и политич. экспансии в отношении др. Г. (аг­рессивные Г.); развитие нормальных отношений с др. Г., развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования Г. с различным социальным строем. Для Г. социалистнч. типа к внеш. функциям добавляется развитие социалистич. интегра­ции и участие в междунар. социалистич. разделении труда, всестороннее сотрудничество на основе принци­пов интернационализма.

Осн. тенденции эволюции совр. империалистич. Г. сво­дятся к расширению их экономич. функций и функций принуждения, а также к росту идеологич. активности внутри и вне страны. Одновременно происходит всё более полное сращивание монополий с верхушкой гос. аппарата, возникает единый механизм, деятель­ность к-рого направлена на спасение капиталистич. строя, обогащение монополий, подавление рабочего дви­жения и нац.-освободит. борьбы. Это сопровождается дальнейшим сужением бурж. демократии, стремлением к ограничению демократич. прав и свобод граждан и орг-ций.

В результате социалистич. революций сложились и развиваются социалистич. Г. рабочего класса, в союзе с к-рым выступают др. трудящиеся классы и слои. Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролета­риата и определили наиболее существ, задачи Г. на первонач. этапе социалистич. революции, когда проис­ходит экспроприация буржуазии и закладываются ос­новы нового строя. Развивая их учение, Ленин открыл сов. власть как форму диктатуры пролетариата, выдви­нул идею федерации сов. социалистич. республик, обос­новал принципы взаимоотношений СССР с бурж. Г.

Страны мировой социалистич. системы находятся на разных этапах своего развития, во многом различны и формы Г. в них. Но все они представляют собой Г. нового, социалистич. типа. Ленин отметил осн. отли­чие власти рабочего класса от всех прежде существо­вавших Г., к-рое состоит в том, что насилие по отноше­нию к классовым противникам не является в ней глав­ным. Опираясь на своё Г., рабочий класс руководит хоз.-организаторской, культурно-воспитат. и идеоло­гич. работой по созданию нового социалистич. общества. Он организует и ведёт за собой массы крестьянства, вовлекает в строительство новой жизни интеллиген­цию, отд. группы к-рой находятся в начальный период под определ. влиянием буржуазии. В ходе социалистич. преобразований в результате глубокого воздействия передового мировоззрения рабочего класса все трудя­щиеся слои населения постепенно переходят на пози­ции рабочего класса, убеждаются, что социализм отве­чает их коренным интересам. В этом самая глубокая основа подлинного демократизма новой власти как власти большинства трудящихся.

Формы Г., призванного служить орудием строитель­ства социализма, разнообразны. Они отражают специ-фич. особенности каждой страны и историч. обстоя­тельства её перехода к социализму. Ленин писал: «Все

ГОСУДАРСТВО

нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобра­зие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123).

Истории известны три осн. формы политич. власти рабочего класса: Парижская Коммуна 1871, Сов. власть, нар. демократия. На Парижскую Коммуну как на первое конкретное воплощение диктатуры пролета­риата указали Маркс и Энгельс. Сов. форма диктатуры пролетариата возникла в СССР и была всесторонне проанализирована в работах Ленина. Нар. демократия возникла после 2-й мировой войны, её значение и осо­бенности были теоретически освещены в документах коммунистич. и рабочих партий.

После построения основ социализма европ. социа-листич. страны приступили к завершению строительст­ва социалистич. общества и строительству развитого со­циализма. В СССР построено развитое социалистич. об­щество, что привело к преобразованию политич. систе­мы— к перерастанию Г. диктатуры пролетариата в обще-нар. Г. Между общенар. Г. и Г. диктатуры пролетариа­та существует глубокая преемственность. Социалистич. Г. с момента своего возникновения несёт в себе черты общенар. Г., поскольку выражает волю и интересы не только рабочего класса, но и трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции. Общенар. Г. продолжает борь­бу за осуществление целей диктатуры пролетариата — построение коммунистич. общества. На междунар. аре­не оно осуществляет принципы, к-рые были присущи и диктатуре пролетариата — борьба за мир, поддерж­ка и солидарность со всеми революц. силами современ­ной эпохи.

Вместе с тем существует ряд особенностей, прису­щих общенар. Г. Во-первых, в результате утверждения общенар. Г. ещё более расширяется социальная база социалистич. Г., оно выражает интересы и волю рабоче­го класса, крестьянства, интеллигенции, всех наций и народностей страны. Во-вторых, если Г. диктатуры пролетариата решало задачи строительства социализма и развитого социалистич. общества, то общенар. Г. имеет своей непосредств. задачей укрепление развитого социализма и строительство коммунизма. В-третьих, общенар. Г. знаменует новый этап развития социалис­тич. демократии и политич. системы, к-рые обеспечи­вают эффективное управление всеми обществ. делами, всё более активное участие трудящихся в гос. жизни, расширение реальных прав и свобод человека в сочета­нии с ответственностью перед обществом. Условием ус­пешного функционирования общенар. Г. является соб­людение принципов демократич. централизма и социа­листич. законности. В-четвёртых, общенар. Г. знаменует собой более высокий уровень в области науч. орга­низации и управления на основе качеств. повышения политич. сознания и политич. культуры должностных лиц и самых широких масс и использования дости­жений научно-технич. революции.

Руководящей и направляющей силой сов. Г., ядром его политич. системы, всех гос. и обществ. орг-ций яв­ляется КПСС. На основе марксистско-ленинского уче­ния КПСС определяет ген. перспективу развития общест­ва, линию внутр. и внеш. политики СССР, руководит созидат. деятельностью сов. народа, придаёт планомер­ный и научно обоснованный характер борьбе за победу коммунизма. Осн. направления развития Г. и всей поаитич. системы сов. общества состоят в дальней­шем развитии социалистич. демократии. Это означает: 1) расширение участия трудящихся в управлении дела­ми общества и Г.; 2) дальнейшую демократизацию гос. аппарата; 3) повышение активности обществ. орг-ций; 4) усиление нар. контроля; 5) укрепление правовой ос­новы гос. и обществ. жизни; 6) расширение гласности, постоянный учёт обществ. мнения. В процессе коммуни­стич. строительства на основе развитого социалистич.

общества осуществляется постепенный переход к об­щественному самоуправлению коммунистическому.

С т. зр. внутр. условий экономия, предпосылки от­мирания Г. заключаются в высоком развитии производит.

сил, осуществлении принципа коммунизма «от каждого по способностям, каждому — по потребностям». Процесс отмирания Г. зависит также и от внеш. условий. Пока остаётся опасность агрессии со стороны империа­лизма, полностью сохраняется функция обороны стра­ны, к-рая может отмереть лишь тогда, когда социализм окончательно победит в мировом масштабе.

* Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; е г о ж е, О гос-ве, там же, т. 39; его ж е, О «де­мократии» и диктатуре, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Мате­риалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Общая теория Г. и права, т. 1—2, Л., 1968—74; Бурлацкий Ф. М., Ленин, Г., по­литика, М., 1970. См. также Демократия. Ф. М. Бурлацкий.

«ГОСУДАРСТВО», или «О справедливости», диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введения-рамки), по-видимому, представляет собой диалог раннего периода, называе­мый иногда «Фрасимах». Кн. 2—10 относятся к зрело­му периоду (написаны после «Федона», но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога — Сократ, Кефал, Главков, Адимант и Полемарх. Диа­лог последовательно развивает единую тему — «о спра­ведливости»; с этой т. зр. его можно разделить на шесть частей.

В 1-й ч. (кн. 1) — постановка вопроса о справедли­вости и невозможность его разрешить методами традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а—367е) собеседники приходят к необходи­мости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент. Провоцируя Сократа, Главкон предпри­нимает такое рассуждение: справедливость — услов­ность, с к-рой мирится тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по возможности не испытывать зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и несправедливому, они будут вести себя одинаково — несправедливо, при этом за несправедливым — в качестве величайшей неспра­ведливости — следует закрепить славу человека вели­чайшей справедливости, поскольку он пойдёт на всё, чтобы этой славы добиться; другой, к-рому мысленно оставлена только справедливость, должен быть лишён всего, в т. ч. и славы справедливости. Мысленный опыт Главкона продолжает его брат Адимант: быть спра­ведливым — тяжело и обременительно, а несправедли­вым — легко и приятно; даже признающие справедли­вость делают это ввиду пользы, приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных воздаяниях); к тому же, соблюдая поддель­ные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и богов; поэтому нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и — не­зависимо от того, как это оценят люди и боги,— пока­зать, что она — величайшее благо, а несправедли­вость — величайшее зло.

3-я ч. (кн. 2, 368а — кн. 4, 445е): поскольку справед­ливость и несправедливость явственней всего проявля­ются не в отд. человеке, а в гос-ве, и поскольку гос-во и человеч. душа имеют аналогичное строение, Сократ предлагает очерк идеального гос-ва: побудит. причина создания гос-ва — многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в одиноч­ку; необходимо защищать гос-во, а для защиты — воспитать особое сословие стражей; средство их вос­питания — гимнастика и музыка (поэзия); три сосло­вия граждан — правители, стражи, земледельцы и ре­месленники — соответствуют трём частям души — ра-зумной, аффективной и вожделеющей, причём им соот­ветствуют три добродетели — мудрость, мужество и

сдержанность; 4-я добродетель — справедливость — есть выполнение каждым соответствующей ему в гос-ве функции.

4-я ч. (кн. 5—7) — попытка указать средства, поз­воляющие воплотить идеальное гос-во в жизнь; необ­ходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать в них воинскую доблесть; во главе гос-ва должны стоять фи­лософы, от природы способные познавать бытие и исти­ну, достигнуть идеи блага, к-рая, будучи за пределами бытия, так же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом — солнце; путём сравнения здешнего мира с пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей прекрасного, справед­ливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, и направить их к этому могут искусство счёта, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.

5-я ч. (кн. 8—9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству (тимократия, олигархия, демокра­тия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b — кн. 10) показы­вает, что справедливые счастливее несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удоволь­ствие и в этой и в загробной жизни (миф о загробном воздаянии — видение Эра).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.