В искусстве последних столетий, особенно 19-20 век авторская эмоциональность очень индивидуальна. Но в ней неизменно присутствует некие закономерно повторяющиеся начала, т.е. существенно обладающие устойчивостью сплавы обобщений и эмоций, определённые типы освещения жизни. Это героика, трагизм, ирония, сентиментальности и ряд смежных им феноменов. Эти явления в древне-индийской эстетике обозначалось термином раса. Современные учёные называют геолическое, трагическое, романтику либо эстетическими категориями либо категориями метафизическими, либо видами пафоса, либо модусами художественными, воплощающие авторскую концепцию личности. Эти феномены человеческого сознания и бытия можно назвать мировоззренческими эмоциями, которые присутствуют в искусстве в качестве достояния либо авторов, либо персонажей.
Героика составляет преобладающее эмоциально –смысловое начало исторически ранних высоких жанров, прежде всего эпопей. Здес поэтизируются поступки людей, свидетельствующие о бесстрашии, о способности к величественным свершениям. Героическая настроенность связана с волевой собранностью, духом неприкорнности. Героическое деяние это верный путь человека к посмертной славе. Героев воспевают (поступки Геракла – демонстрирование энергии и силы). В составе человеческой жизни значима героика другого рода: одухотворённая сверхличной целью. Её корни в античности (добыча огня Промитеем). Героика истинна в тех случаях, когда она знаменует защиту человеком собственного достоинства, свободы. В 19 веке литература ознаменовалась присутствием героики радикального преобразования жизни, которая в начале 20 века поднималась на щит, как предварение большевизма. Героическая в серьезном смысле – доминанта культура и искусства. Круг умонастроений во многом определил эмоциональную тональность высоких жанров искусства, упрочившихся в русско-христианских традиций.
Наряду с героикой, истоки которой в эпосе древности и эмоциональности, восходящие к христианскому средневековью в искусстве присутствуют такие формв жизнеутверждения как идиллической, а в новое время – сентиментальное -> и романтика. Идиллическим в искусстве и литературе называют радостную растроганность гармонической жизней, где есть семейное счастье, единения с природой, творческий труд. Идиллический мир далёк от бурных страстей, но не защищён от враждебных сил. Сентиментальность это чувствительность, порождаемая симпатией и состраданием, к разного рода униженным и оскорблённым. Здесь поэтизируются открытые человеческие чувства. Время – вторая половина 18 века. Романтика – умонастроение, связанное с подъёмом чувства личности, полнотой душевного бытия, верой человека в собственные возможности, с радостным предчувствием осуществления сокровенных желаний. Романтическое умонастроение активизируется в период ожиданий и надежд (рубеж эпох). Романтика может иметь религиозную окраску, мистический характер, социально-гражданский (сближение с героикой). Романтические умонастроения неустойчивы, т.к. за ними тянется шлейф разочарований.
Трагическое – в основе лежат конфликты в жизни человека или людей, которые не могут быть разрешены и с которыми нельзя примириться. Классической понимание у Аристотеля, а теоретическая разработка у Гегеля. Трагический герой рассматривается как сильная личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью, неспособный согнуться и отступить -> обречёние на страдание и гибель. Во второй половине 19 века трагическое стал пониматься как всё, что способно вызвать горестные чувства, сострадание, страх. Наряду с трагическим жизненные противоречия освещают драматизм и элегическое.
Комическое – значимость для искусства и литературы смеха велико. Смех –
- Выражение жизнерадостности, энергии, неотъемлемое звено доброжелательного общения.
- Это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем-то. Этой стороной смех связан с комическим. О комическом как источнике смеха писал Аристотель, Кант, Чернышевский, разумея под ним отклонение от нормы, нелепость, уродство, внутреннюю пустоту, косность. На ранних этапах истории человечества смех наиболее ярко бытовал в составе праздничных ритуалов. Это карнавальный смех – существенная грань культуры разных стран и эпох. Бахтин охарактеризовал этот смех как всенародный (атмосфера единения), универсальный (направленный на материально телесную и праздничную сторону мира) амбивалентный (утверждающий единство неисчерпаемых сил народа и отрицание всего официального). С течением времени, культурно-художкственная значимость смеха возросла и вышла за рамки массового и ритуального праздника и смех стал индивидуально-инициативный связанный с живой беседой и тесным общением. Смех может иметь и отчуждающее-насмешливый характер – ирония. Способность к иронии возвышает человека над противоречиями бытия и над прозой повседневности. Но ирония без берегов может ввести в тупик нигилизма, бесчеловечности. Наряду с универсальной иронией, направленной на мир и человеческую жизнь, существует ирония, порождаемая восприятием конкретных, глубоко-значимых противоречий жизни людей. Такая ирония присутствует в юмористических и сатирических произведениях.