Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формы исторического развития литературы(литературные направления. Течения, школы)




Лит процесс – это1. лит жизнь определенной страны, эпохи; 2. многовековое развитие лит-ры в глобальном масштабе. Лит процесс во втором значении составляет предмет сравнительно-исторического литведения.то, что тв-во подвластно изменятся с изменением истории очевидно. Литературная эволюция совершается на некой устойчивой основе. В составе культуры есть с одной стороны динамичные, индивидуализирующие явления, с другой – статичные, называющиеся топикой (др. греч. место пространства). Топика разнородна. Неизменно присутствует в литературном творчестве типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, комическое), нравственно-философские проблемы (добро, зло, красота, истина), вечные темы, арсенал художественных форм. Все эти константы всемирной литературы, т.е. топосы (общие места) составляют фонд приемственности, без которого невозможен литературный процесс.

В лит.-ведении укоренено ещё представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, о едином её поступательном движении, большом историческом времени. Стадии литературного процесса мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества которые с наибольшей отчётливостью и полнотой явили себя в странах западно-европейскийх. => Выделяется литературы древние, средневековые и литературы нового времени с их этапами (возрождение, барокко, классицизм, просвещение с сентиментализмом, романтизм, реализм, модернизм). Аверенцев выдвинул концепцию о стадиях литературного развития:

  1. Первая стадия – это архаический период, где влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и отсутствует рефлексия над словесным искусством. => Нет литературных картин, художественно-творческих программ.
  2. Вторая стадия (начало положила литературная жизнь древней Греции середины 1-го тысячелетия и до 18 века). Это период преобладает традиционным художественным сознанием и поэтикой стиля и жанра. В рамках этой стадии выделяют два этапа, рубежом между которыми являлось возрождение. На втором из этих этапов, пришедшему на смену средневековью литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному, литература становится светской.
  3. Третья стадия началась с эпохи просвещения и романтизма. На первый план выдвигается индивидуально-творческое сознание, доминирует поэтика автора. Литература сближается с конкретным бытием человека.

Глубинные, сущностные различия между культурами, литературами стран запада и востока очевидны. Культура человечества не унитарна. Она имеет символический характер: каждой национальной культуре с её самобытными чертами принадлежит роль какого-либо определённого инструмента, необходимого для полноценного звучания оркестра. Для понимания культуры человеческого и всемирного литературного процесса необходимо понятие немеханического целого, составляющие которого неиндивидуальны, уникальны. Всё это обусловливает специфичность эволюции литератур разных стран и народов. Симфоническое единство обеспечивается всемирной литературе прежде всего фондом преемственности, общностью стадий развития. Начала сущностной близости между литературами разных стран и эпох называют типологическими схождениями, или конвергенциями. Кроме этого объединяющая роль в литературном процессе принадлежит международной литературной связи. => Влияние – воздействие на литературное творчество предшествующих мировоззрений, идей, художественных принципов. Заимствования - использование писателем единичных сюжетов, мотивов, фрагментов, речевых оборотов…

Самое масштабное явление в области международных литературных связей нового времени – интенсивное воздействие с западно-европейского опыта на иные регионы (европеизация или вестернизация). У этого есть + и -.

Международные связи составляют важнейший фактор становления и упрочения симфонического единства региональных и национальных литератур.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 559 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.