В лирике на первом плане стоят единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенное размышление, волевые импульсы, впечатлении. Если в лирическом пр-ии и обозначался к-л событийный ряд, то очень скупо и без детализации. Лирические переживания представляют как принадлежащие говорящему (носителю речи.). Оно не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражаются. Только в лирике система худ средств всеобщего подчиняются раскрытию движения человеческой души.
Лирически запечатленное переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций, где имеет место часто невнятность, хаотичность. Лежащее в основе лирич пр-ий переживание – это своего рода душевное озарение. Оно являет собой результат творческого достраивания и худ преобразования того, что испытано ч-ком в реальной жизни. Но лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии. Ее привлекает душевное состояние, которое говорит о сосредоточенности ч-ка на внешней реальности. => лирическая поэзия оказывае6тся худ-ым освоением состояний не только сознания, но и бытия. (философские, гражданские стихотворения) т е диапазон лирически воплощаемых идей, эмоций очень широк. Лирика обретает себя главным образом в малой форме, хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их многоплановости («про это» Маяковский, «Поэма без героя» Ахматова). Принцип лирического ряда лит-ры – «как можно короче и как можно полнее» (Сильман)
Состояние человеч сознания воплощается в лирике по-разному: прямо, открыто, в исповедальных монологах или косвенно, опосредованно в форме внешней реальности (описание пейзажа), или компактного рассказа о к-л событии (повествовательная лирика). Но почти в любом лирич пр-ии присутствует медитативное начало(медитация – взволнованное и психологически напряженное раздумье о ч-л). Речь лирического пр-я исполнена экспрессии, которая становиться доминирующим началом. Лирическая экспрессия проявляется и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях.
На первый план в лирике возвышается «семантико-фонетические эффекты» в их связи с ритмикой. При этом лирич пр-е чаще имеют стихотворные формы, а эпос, драма – прозаическую.
В экспрессии лирич речи иногда логическая упорядоченность высказывания оттесняется на периферию, а иногда и вовсе устраняются (особенно в 20 веке). Лирич беспорядок - «это выражение худ интереса к потаенным глубинам человеч сознания, души». Экспрессивность речи роднит лирическое тв-во с музыкой. На ранних этапах развития искусства лирич пр-я пелись. Но есть принципиальное различие между лирикой и музыкой (как и танец), постигаются сферы человеч сознания, недоступные др видам искусства, ограничиваются тем, что передает общий характер переживания. Носитель переживания, выраженного в лирике, называется лирич героем (термин Тынянова) («лирическое я лирический субъект»). О лирич герое как «я – сотворенном»(Пришвин) говорят, имея в виду не только отдельное стихотворения, но и их циклы, а также тв-во поэта в целом. Это специальный образ человека, отличный от образов повествователей, рассказчиков, о внутренней лирике которых мы не знаем, и персонажей эпических и драматических пр-ий, которые неизменно дистанцированны от писателя.
Лирич герой не просто сводит тесными узами с автором, но оказывается от него не отличным. Но: лирич переживания не равны тому, что было испытано автором как биографической личностью. При этом автор в процессе тв-ва нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было.
Лирически выраженные переживания могли принадлежать как самому поэту, так и не похожим на него лицам. Лирику, в которой выражается переживания мира, отличающуюся от автора, называют ролевой (ПР: «Одиссее – Телемаку» Бродский). Иногда бывает, что лирическое высказывание разоблачается автором. Но мангистраль лирического тв-ва – не ролевая поэзия, а автопсихологическая: стихотворения являющие собой акт прямого самовыражения поэта.
Соотношение между лирич героем и авторм осознается литведами по-разному. От традиции представления о слитности носителя лирич речи и автора (это мнение Аристотеля) отличается суждение ученых 20 века (Пр: Бахтин, который усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, «я» и «другими» + говорил о неизменном присутствии в ней хорового начала). Все эти теории не колеблют привычного представления об открытости авторского присутствия в лирическом пр-ии как его важнейшее свойство, которое обозначается как «субъективность».
Именно полнотой выражения авторской субъективности определяется своеобразие восприятия лирики читателе, который оказывается активно вовлечен в эмоциональную атмосферу пр-я. Лирическое тв-во обладает максимальной внушающей силой. Полно воспринимать лирич пр-е – это проникнуться умонастроениями поэта. В этом обаяние лирики