Драма обозначает 1-н из жанров драматического рода. Драма предназначена для сцены. Средством создания образов являются сценические средства.
Основные особенности драмы:
1 Воспроизводит внешние по отношению к автору события (близость к эпосу).
2 диалогичность.
3 объективность.
4 осваивает действие
Драматическое действие – эмоционально волевые реакции человека. Драма подражает действию посредством действия, а не рассказа (Аристотель).
5 Драма характеризуется остро конфликтными ситуациями, в которых герои раскрывают свои характеры.
Драма сформировалась в древней Греции, в Афинах, в творчестве Софокла, Аристофана, Эсхила и др. Происходила ломка общественных отношений, общественного сознания. Потребовалась форма которая осваивала бы быстро общественные конфликты.
Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Драматург подчинен закону развивающегося действия. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Соответственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц (иногда сопровождаются краткой характеристикой), обозначение времени и места действия, ремарки. Все это – побочный текст драматического пр-я. Основной текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик, монологов. Отсюда некоторая ограниченность худ возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны созданию романа, ьэпопеи, повести, рассказа. => характер действующих лиц раскрывается в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. Но у автора пьесы есть существенные преимущества перед создателями повестей и романов. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к соседнему. Время воспроизводимых событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Жизнь здесь говорит как бы от собственного лица: между тем что изображается и читателем нет посредника-повествователя.
Драма ориентирована на требование сцены. А театр – это искусство массовое. Не удивительно, что драма тяготеет к внешней эффективной подаче изображаемого. Ее образность – гиперболическая, броская. И это свойство сценического искусства неизменно накладывают свою печать на поведение героев.
В 19 – 20 веках присущие драме условности стали менее явными. У истоков этого явления – «мещанская драма» 18 век (Дидро, Лессинг). Произведения крупнейших русских драматургов 19 – 20 веков (Островский, Чехов, Горький) отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. Но при установке драматургов на правдоподобие сюжетные, психологические и собственно речевые «гиперболы» сохранялись. ПР: финал «Трех сестер»
Наиболее ответственная роль в драм пр-ях принадлежит условиям речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых насыщенны афоризмами и сентенциями, оказываются более эффектными, чем те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условно реплики «в сторону», которые как бы не слышны тем, кто на сцене, но хорошо слышны зрителям, монологи, произносимые в одиночестве. То есть драматург показывает, как высказывался бы ч-к, если бы в произносимых словах он выражал свои умонастроения с максимальной полнотой.
Речь в драматических пр-ях часто сходна с речью худ, лирической либо ораторской речью. Драма имеет в искусстве 2 жизни: театральную и собственно-литературную. В 18-19 веках образцы драматургии (от античности до 17 века)не осознавались как литературные пр-я. => бытовали только в составе сценического искусства (Мольер, Шекспир не воспринимались как писатели). В 19 веке литературные достоинства начали ставится выше сценических. Получила распространение драма для чтения (установка на восприятии в чтении). Принципиальных различий между такой драмой и пьесой, которая ориентирована автором на сценическую постановку, не существует.
Первая давняя истина остается в силе: важнейшее, главное предназначение драмы – это сцена. Создание спектакля на основе драматического пр-я сопряжено с его творческим достраиванием. = > концепция пьесы несколько меняется. Сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. => для театра значим принцип прочтения лит-ры, верность которой имеет место там, где режиссер и актер глубоко постигли драматическое пр-е в его основных содержательных, жанровых, стилевых особенностях. В классической эстетике 18-19 веков (Гегель и Белинский) драма (трагедия(!)) – высшая форма лит-го тв-ва, «венец поэзии». До 18 века драма успешно соперничала с эпосом и часто становилась ведущей формой художественного воспроизведения жизни в пространстве и времени по ряду причин: 1. огромную роль играло театральное искусство, т к доступно большему количеству людей; 2. свойства драмы дореалистической эпохи вполне отвечало тенденциям общелитературным и общехудожественным.