Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Способы выражения авторского сознания в эпосе. Типы повествователей




В эпич роде лит-ры (др греч – слово, речь) началом пр-я явл-ся повествование о персонажах, их судьбах, поступках, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это цепь словесных сообщений, рассказ о присшедшем ранее. Повествователю присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесного обозначения. Повествование чаще всего ведется со стороны и имеет форму прошедшего времени. Это существенная черта эпич формы.

Повествование (в узком смысле) – развернутое обозначение того, что произошло однажды и имело временную протяженность4 (в широком смысле) – повествование, включающее в себя описание, т е воссоздание посредством слов чего-то устойчивого или неподвижного (пейзаж, бытовая обстановка) + авторские рассуждения. В эпич пр-ии повествование как бы обволакивает высказывания действующих лиц., дополняя их и корректируя. => худ текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Пр-я эпич рода сполна исп-ют арсенал худ средств.

Эпос как род лит-ры включает в себя как короткие рассказы, так и большие романы-эпопеи. Эпич пр-е способно вобрать такое кол-во характеров, обстоятельств, событий, которое недоступно другим родам лит-ры + повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутр мир ч-ка.

В эпич пр-ях значимо присутствие повествователя. Это специфическая форма художественного воспроизведения ч-ка. Повествователь – посредник между изображенным и читателем, выступает иногда в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Текст обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, о его мыслях, чувствах, о взаимоотношениях с действующими лицами. Но иногда речь повествователя характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпич пр-ии запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует. В этом случае мы можем говорить об образе повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в действиях, прямых излияний души, а в своеобразном повествовательном монологе.

Литературе доступны разные способы повествователя. Наиболее глубоко представлен тип повествователя, при котором между персонажем и тем, кто сообщает о них, есть абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. И его образ – образ существа, вознесшегося над миром, придает произведению колорит максимальной объективности. Эта форма повествователя восходит к Гомеру. Шеллинг: «рассказчик должен быть чужд действующим лицам, он должен направлять внимание читателя на чистый результат». Дистанция между повествователем и действующим лицом актуализируется не всегда. Пример: в античной прозе «Метаморфозы» Апулея персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В лит-ре последних 2-3 столетий возобладало субъективное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями. ПР: бородинская битва глазами Пьера Безухова.

При сближении повествователя с одним из героев широко исследуется несобственно-прямая речь, следовательно, голоса повествующего лица и действующего сливается.

Наиболее распространенная форма эпического повествования – рассказ от 3-го лица, но повествующий может выступать в пр-ии как некое «я». Таких пресонифицирующих повествователей, высказывающихся о собственного, первого лица, называют рассказчиками. Рассказчик нередко явл-ся одновременно и персонажем (Максим Максимович в повести «Белла»). Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков –персонажей близки писателям (=> автобиографические пр-я «Лето Господне») но чаще жизненные позиции рассказчика отталкиваются от того, что присуще автору (Робинзон Крузо).

38.Большие, средние и малые эпические формы.В эпич роде лит-ры (др греч – слово, речь) началом пр-я явл-ся повествование о персонажах, их судьбах, поступках, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это цепь словесных сообщений, рассказ о присшедшем ранее. Повествователю присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесного обозначения. Повествование чаще всего ведется со стороны и имеет форму прошедшего времени. Это существенная черта эпич формы.

Повествование (в узком смысле) – развернутое обозначение того, что произошло однажды и имело временную протяженность4 (в широком смысле) – повествование, включающее в себя описание, т е воссоздание посредством слов чего-то устойчивого или неподвижного (пейзаж, бытовая обстановка) + авторские рассуждения. В эпич пр-ии повествование как бы обволакивает высказывания действующих лиц., дополняя их и корректируя. => худ текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Пр-я эпич рода сполна исп-ют арсенал худ средств.

Эпос как род лит-ры включает в себя как короткие рассказы, так и большие романы-эпопеи. Эпич пр-е способно вобрать такое кол-во характеров, обстоятельств, событий, которое недоступно другим родам лит-ры + повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутр мир ч-ка.

В эпич пр-ях значимо присутствие повествователя. Это специфическая форма художественного воспроизведения ч-ка. Повествователь – посредник между изображенным и читателем, выступает иногда в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Текст обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, о его мыслях, чувствах, о взаимоотношениях с действующими лицами. Но иногда речь повествователя характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего. В любом эпич пр-ии запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует. В этом случае мы можем говорить об образе повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в действиях, прямых излияний души, а в своеобразном повествовательном монологе.

Литературе доступны разные способы повествователя. Наиболее глубоко представлен тип повествователя, при котором между персонажем и тем, кто сообщает о них, есть абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. И его образ – образ существа, вознесшегося над миром, придает произведению колорит максимальной объективности. Эта форма повествователя восходит к Гомеру. Шеллинг: «рассказчик должен быть чужд действующим лицам, он должен направлять внимание читателя на чистый результат». Дистанция между повествователем и действующим лицом актуализируется не всегда. Пример: в античной прозе «Метаморфозы» Апулея персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В лит-ре последних 2-3 столетий возобладало субъективное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями. ПР: бородинская битва глазами Пьера Безухова.

При сближении повествователя с одним из героев широко исследуется несобственно-прямая речь, следовательно, голоса повествующего лица и действующего сливается.

Наиболее распространенная форма эпического повествования – рассказ от 3-го лица, но повествующий может выступать в пр-ии как некое «я». Таких пресонифицирующих повествователей, высказывающихся о собственного, первого лица, называют рассказчиками. Рассказчик нередко явл-ся одновременно и персонажем (Максим Максимович в повести «Белла»). Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков –персонажей близки писателям (=> автобиографические пр-я «Лето Господне») но чаще жизненные позиции рассказчика отталкиваются от того, что присуще автору (Робинзон Крузо).

39 «Твердые» и свободные варинты эпической формы.Большая форма: эпопея и роман.

Эпопея - эпич пр-е, изображающее события, в которых решаются судьбы нации, народа. Она возникает в условиях, когда общество было гармоничным, и ч-к не противопоставлял себя коллективу. Материалом для повествования большого эпического плана служат героические страницы национальной истории, часто окутанные дымкой мифа.

Особенности:

1. для эпопеи характерен широкий, универсальный охват действительности (Вся жизнь античности Греции, ее нравы, верования… - Гомер. Древний грек находил в нем ответы на интересующие его вопросы).

2. эпические поэмы древнего мира основаны, как правило, на военном конфликте (Троянская война «Иллиада» «Одиссея»). Только в военных столкновения по-настоящему раскрывается нравственный облик народа и могли получить отражение существенные особенности его жизненного уклада. Но: Белинский считал, что военный конфликт обязателен для эпопеи античного мира. В новое время есть и другие темы.

3. главным для эпического поэта – отразить существенные черты общества и национального характера => эпические произведения могли меняться в своем содержании в зависимости от тех перемен, которые происходят в общественной жизни. Белинский считал, что в период, когда жизнь утрачивала свою гармонию, эпическая поэма не обязательно должна воспевать великие исторические события; она может быть пронизана отрицанием безобразных явлений действительности и возвеличивать борцов за освобеждение народа от социального гнета.

С обострением соц противоречий и успехами цивилизации все меньше оказалось объективных предпосылок для создания пр-ий в духе Гомера. Почвой возникновения эпопей в условиях феодального и бурж общества служили: 1) национально-освободительные войны («Война и мир»). Эпичность здесь определяется не широтой охвата действительности, а изображением всенародной борьбы против наполеоновского нашествия.; 2) выступление народных масс за соц свободу.

Качественно новый этап – эпопея, возникшая на почве пролетарского освободительного движения («железный поток» Серафимовича, «Хождение по мукам»)

Могучим источником советской эпохи стлала Вов. Самый существенный признак эпопеи: в ней изображаются события, решающие судьбу родины, народа, нации. Эпический герой, проявляя свободную волю, подчиняет себя целиком выполнению ысокого паториотеческого и революционного долга. Следовательно, образ становится емким и в нем концентрируется типические черты народа.

Роман – большая форма, изображающая частную жизнь человека в широких связях с обществом. Начало берет в эпохе позднего эллинизма. Древнегреческие романы носят авантюрно-приключенческий характер, строятся по примерно одной схеме. Уже в античности сложность предпосылок романического мышления, суть которого в оценке и художественном воспроизведении действительности с точи зрения отдельного человека (ср. в эпопеях Гомера личность выступала выразителем общественных целей, настроений). Тип романного мышления закрепляется в структуре романного жанра, определяются его черты: человек раскрывается в личной/частной жизни, которая изображается в тесном переплетении с общественно-историческими обстоятельствами. Он проходит ряд испытаний, утрачивая иллюзии и невсегда выходит не дорогу спасения. Критика общества – важное место в романе. Социальная действительность – главный предмет изображения романиста.

Романный жанр – материализовавшийся тип эстетического мышления, которое в зависимости от эпохи, общественно-политич и эстетич позиций писателя, его худож метода, наполняется определенным содержанием, не утрачивая своих типологических черт. Расцвет романа нового времени в Европе в эпоху Возрождения (14-16 вв), когда

ч-к освободился от власти церкви. Он начал изображаться как существо земное, социальное. Изживается мысль о фаталистической обреченности личности, в лит-ре Возрождения вся жизнь рассматривается через призму человеческих интересов. В романном повествовании уменьшается элемент авантюрности.

Роман с его критикой социальных обстоятельств – порождение реализма, особенно критического в 19 веке. В центре внимания писателей драматической, трагической судьбы ч-ка, задавленного обстоятельствами жизни. => острый драматизм и психологизм повествования. В 19 в началось теоретическое исследование романической формы. Первыми начали романтики, которых роман привлек широкими выражениями универсальности изображения жизни. Шеллинг: «романисту подвластны все сферы действительности, все проявления человеческих страстей». Гегель, наоборот, связывал роман с изображением конкретной общественной жизни. По его мнению, роман возник в антипоэтическое время, когда жизнь, покинутая абсолютной идеей, лишилась субстанциальных начал. => его герой находится в разладе с обществом. Белинский в противоположность Гегелю, помещал в роман не на нисходящей, а на восходящей линии мирового художественного процесса. Романический жанр, наиболее полно отвечающий требованиям века, стремлению передовых писателей раскрыть истоки социального зла в России. Многие исследователи наблюдали «эпизацию» романа (приближение эпопеи), т к в романе всегда в к –л мере раскрывается жизнь народа

Интересно, что в классическом романе 19 века (Бальзак, Достоевский, Золя) изображается чаще процесс крушения надежд и иллюзий героя, который был жертвой соц обстоятельств, то в эпосе советского времени показан духовный рост ч-ка, который совершенствуется.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1848 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.