Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Непредвиденный, аномальный и стратегический исходный факт 2 страница




13 Наверное, нет необходимости добавлять, что эти процедуры, инструменты и аппарат, в свою очередь, зависят от прежней теории. Но это не изменяет их стимули­рующего воздействия на дальнейшее развитие теории. — Примеч. автора.


го интервью» возродили интерес к теории межличностных отноше­ний. Именно подобные методики сначала вызвали теоретический ин­терес к неформальным социальным структурам как промежуточному звену между индивидом и большими формальными организациями, а в итоге привели к тому, что можно было бы назвать «повторным открытием первичной группы». Этот интерес нашел отражение во всей литературе о роли и структуре неформальной группы, например, в заводских социальных системах, бюрократических и политических организациях. Сходным образом можно ожидать, что недавнее вве­дение панельного опроса—повторного интервью с той же самой груп­пой респондентов — с течением времени в большей степени сосредо­точит внимание социальных психологов на теории формирования ус­тановки, выборе одной из альтернатив, факторах политического уча­стия и детерминантов поведения в случае противоречивых ролевых требований, и это лишь несколько видов проблем, которым этот ме­тод особенно подходит.

Вероятно, самое прямое воздействие методик исследования на теорию имело место в результате создания социологической статис­тики, упорядоченной с помощью теоретически уместных категорий. Толкотт Парсонс заметил, что числовые данные представляют на­учную важность только тогда, когда их можно привести в соответ­ствие с аналитическими категориями, и что «огромное число совре­менных исследований представляют факты в таком виде, в каком их не может применить ни одна современная обобщенная аналитичес­кая система»'4.. Эти совершенно заслуженные критические замечания, высказанные не так уж давно, постепенно теряют свою актуальность. В прошлом социологу в основном приходилось иметь дело с собран­ными заранее статистическими данными, обычно упорядоченными бе­зотносительно к социологическим целям и поэтому не выраженны­ми в категориях, непосредственно подходящих для какой-то тео­ретической системы. В результате, по крайней мере что касается ко­личественных фактов, теоретик был вынужден работать с данными, заимствованными из других исследований и имеющими лишь отда­ленное отношение к его проблемам. Это не только приводило к ошиб­кам — посмотреть хотя бы на весьма приблизительные индексы со­циальной сплоченности, на которые пришлось полагаться Дюркгей-му, — но также означало, что теории приходилось дожидаться случайно-

l4Talcott Parsons, «The role of theory in social research», American Sociological Review, 111 (1938), 19; cf. его The Structure of Social Action (New York, 1937), 328-329n. «...в социальной области большинство имеющейся статистической информации находится на том уровне, который никак не подходит категориям аналитической теории». — Примеч. автора.


го появления нужных данных и она не могла быстро продвигаться. Те­перь эта картина стала меняться.

Теоретик уже не зависит почти исключительно от того, согласит­ся ли административный совет или агентство по выплате пособий предоставить нужные ему количественные данные. Программный очерк Тарда15, написанный полвека назад и посвященный потребно­сти социальной психологии (особенно тех ее разделов, которые свя­заны с изучением позиций, мнений и настроений) в статистике, уже наполовину воплощен в жизнь. Исследователи, изучающие органи­зацию общества, тоже создают статистику по классовой структуре, поведению в ассоциациях, формированию клик, и это наложило свой отпечаток на теоретические интересы. Этнические исследования на­чинают предоставлять количественные данные, которые переориен­тируют теоретика. Вполне можно предположить, что огромный, на­копленный во время войны социологический материал — особенно исследовательским филиалом отдела информации и образования во­енного министерства, — материал, появившийся отчасти благодаря новым методам исследования, увеличит интерес к теории морально­го состояния группы, теории пропаганды и лидерства153. Но навер­ное, и этих примеров достаточно.

Сказанное не означает, что большое количество статистических материалов само по себе развивает теорию, а также что теоретичес­кий интерес обычно перемещается в те области, где в избытке есть подходящие статистические данные156. Более того, мы всего лишь при­влекаем внимание к смещению акцента, а не оцениваем его. Вполне может быть, что при этом внимание переносится на проблемы, кото­рые в теоретическом или гуманитарном смысле являются «незначи­тельными»; это может отвлечь внимание от проблем с большей зна­чимостью, переключая его на те, которые кажутся быстроразреши-мыми. Ввиду отсутствия детального исследования трудно утверждать что-нибудь определенное по этому вопросу. Но сама модель кажется достаточно ясной как в социологии, так и в других дисциплинах: ког­да благодаря применению новых методов появляются новые и ранее недоступные факты, теоретики обращают свой аналитический взор на осмысление этих данных и разрабатывают новые направления ис­следования.

15 Gabriel Tarde, Essais et melanges sociologique (Paris, 1895), 230—270. — Примеч. автора.

15a Как и оказалось после публикации работы: S.A. StoufTer et al. «The American Soldier». — Примеч. автора.

156 Статистические данные тоже способствуют достаточной точности в исследо­вании, чтобы подвергнуть теорию окончательной проверке; см. обсуждение функ­ций точности в главе IV. — Примеч. автора.


4. Уточнение понятий

(Эмпирическое исследование требует ясных понятий)

Большая часть работы, называемой «теоретизированием», посвя­щена уточнению понятий, и это вполне оправдано. Именно в вопро­се четкого определения понятий социологическое исследование и бывает зачастую несовершенным. Исследование, продиктованное интересом к методологии, может быть запланировано как установле­ние причинных отношений без должного анализа переменных, ис­пользуемых в исследовании. Этот методологический эмпиризм, как можно назвать план исследования без соотносительного интереса к уточнению основных переменных, характерен для большей части со­временного исследования. Так, в ряде эффективно задуманных экспе­риментов Чэпин находит, что «переселение семей из трущоб в муници­пальные дома приводит к улучшению жизненных условий и социаль­ной жизни этих семей»16. Или посредством контрольных эксперимен­тов психологи выясняют, как влияет проживание ребенка у приемных родителей на его результаты тестов умственного развития17. Или опять-таки через эксперимент исследователи пытаются установить, достиг ли пропагандистский фильм своей цели — улучшить отношение к британцам. Эти несколько случаев — а они дают представление о боль­шом числе исследований, способствующих развитию социологичес­кого метода, — объединяет то, что эмпирические переменные не ана­лизируются с точки зрения их концептуальных элементов18. Как с при­сущей ей ясностью Ребекка Уэст сформулировала эту общую пробле­му методологического эмпиризма, «можно знать, что А, В и С связаны некими причинными связями, но никогда нельзя сколько-нибудь точ­но предугадать природу А, В или С». В результате эти исследования развивают исследовательские методики, но их данные не являются базой кумулятивной социологической теории.

Но в целом уточнение понятий, обычно считающееся областью теоретика, часто является результатом эмпирического изучения. Ис-

16 F.S. Chapin, «The effects of slum clearance and rehousing on family and community
relationships in Minneapolis», American Journal of Sociology, 1938, 43, 744—763. — При­
меч. автора.

17 R.R. Sears, «Child Psychology», в Wayne Dennis, ed., Current Trends in Psychology
(University of Pittsburgh Press, 1947), 55—56. Комментарии Сеарса по поводу этого вида
исследования прекрасно формулируют общую проблему. — Примеч. автора.

18 Какими бы они ни были приблизительными, методики, подобные фокуси­
рованному интервью, явно задуманы как средства для распознания возможно су­
щественных переменных в первоначально недифференцированной ситуации. См.
R.K. Merton, M. Fiske and P.L. Kendall, The FocussedInterview (Glencoe, Illinois: The
Free Press, 1956). — Примеч. автора.


следование, чутко осознающее свои собственные задачи, не может спокойно проигнорировать настоятельную необходимость уточнить понятия. Ибо основное требование исследования заключается в том, чтобы понятия, переменные были определены с достаточной ясностью, позволяя тем самым продолжить исследование. Этому требованию не соответствует тот вид дискурсивного изложения, который часто оши­бочно называют социологической теорией.

Уточнение понятий в ходе эмпирического исследования обычно заключается в установлении индексов рассматриваемых переменных. Чисто умозрительно можно сколько угодно рассуждать о «моральном состоянии» или «социальной сплоченности», не имея точного пред­ставления, какое значение закреплено за этими терминами, но ихне-обходимо уточнить, если исследователю предстоит заниматься своим обычным делом, систематически наблюдая примеры высокой и низ­кой степени морального состояния, социальной сплоченности или социального раскола. Если он не хочет застопориться в самом нача­ле, он должен создать такие индексы, которые будут наблюдаемыми, достаточно точными и предельно ясными. Целое направление мыс­ли, получившее название «операционализм», является лишь одним наглядным примером того, что исследователю требуется достаточно точное определение понятий, чтобы он мог приступить к работе.

Это обычно понимают те социологи, у которых теоретическая ориентация сочетается с систематическим эмпирическим исследова­нием. Дюркгейм, например, несмотря на то что его терминология и индексы теперь кажутся приблизительными и спорными, четко осоз­навал необходимость создания индексов для своих понятий. Он нео­днократно утверждал, что «необходимо... заменить внутренний факт, ускользающий от нас, на внешний, который его символизирует, и изучать первый через второй»19. Индекс, или знак концептуализиро­ванного предмета, находится в идеальном взаимно однозначном со­ответствии с тем, что он обозначает (и трудность установления этого отношения является, конечно, одной из главных задач исследования). Поскольку индекс и его объект связаны именно таким образом, мож­но задать вопрос, на каком основании один берется как индекс, а вто­рой как индексированная переменная. Как полагал Дюркгейм и как заново указала Сюзан Лэнгер, индекс — это тот элемент в корреля-

19 Emile Durkheim, Division of Labor in Society (New York: Macmillan, 1933), 66; так­же: Les regies de la methode sociologique (Paris, 1895), 55—58; Le Suicide (Paris, 1930), 356 and passim. Cf. R.K. Merton, «Durkheim's Division of Labor in Society», American Journal of Sociology, 1934, 40, esp. 326—327, в которой затрагивается вопрос об индексах; под­робно разработанный анализ см.: Lazarsfeld and Rosenberg, eds., The Language of Social Research, Intro. To Section I. — Примеч. автора.


8 Мертоп «Социальи. теория»



ционнои паре, который является воспринимаемым, а второй, кото­рый почти (или совсем) недоступен, является теоретически релеван­тным20. Так, шкала установок делает доступными индексы таких ус­тановок, которые нельзя четко выделить во всяком ином случае, а эко­логическая статистика выявляет индексы разнообразных социальных структур в самых различных регионах.

Таким образом, то, что в исследованиях, позволяющих ввести количественный подход (например, разработав шкалу), часто выгля­дит как тенденция, можно рассматривать как попытку уточнить поня­тия настолько, чтобы стало возможным проведение эмпирических ис­следований. Разработка обоснованных и наблюдаемых индексов ста­новится определяющим моментом для использования понятий при проведении исследования. Заключительный пример покажет, как настоятельно исследование требует уточнения устаревших социоло­гических понятий, которые на уровне дискурсивного изложения ос­тавались недостаточно определенными и неуточненными.

Концепция, являющаяся основной для социологии, гласит, что у индивидов есть множественные социальные роли и они склонны орга­низовывать свое поведение с точки зрения определенных структурой ожиданий, связанных с каждой ролью. Считается далее, что чем ме­нее интегрировано общество, тем чаще индивиды будут испытывать напряжение из-за несовместимости социальных ролей. Типичные случаи многочисленны и хорошо известны: католик-коммунист, ис­пытывающий давление от партии и церкви, маргинал, страдающий от требований противоборствующих групп, женщина с престижной работой, разрывающаяся между семьей и карьерой. В каждом социо­логическом учебнике приводится масса примеров несовместимых тре­бований, предъявляемых к людям с множественными ролями.

Возможно потому, что она подвергалась лишь дискурсивным ин­терпретациям и редко была главным предметом систематического исследования, эту центральную проблему конфликтующих ролей еще предстоит существенно уточнить и разработать, не останавливаясь на том, что было достигнуто десятилетия назад. Томас и Знанецкий дав­но уже указывали, что конфликты между социальными ролями мож­но ослабить с помощью конвенционализации и сегментации ролей (закрепляя каждый набор ролевых требований за разными ситуация­ми)21. А другие отмечали, что частый конфликт между ролями являет­ся дисфункциональным и для общества, а не только для индивида.

20 Suzanne К. Langer, Philosophy in a New Key (New York: Penguin Book, 1948), 46—
47. — Примеч. автора.

21 W.l. Thomas and F. Znaniecki, The Polish Peasant (New York: Knopf, 1927), 1866—
1870, 1888, 1899 ff. - Примеч. автора.


Но при этом не затрагивают очень многие бросающиеся в глаза про­блемы: на чем следует основываться, прогнозируя поведение людей с конфликтными ролями? А когда нужно выносить решение, то какая роль (или какая групповая солидарность) превосходит другие по важ­ности? При каких условиях та или другая оказывается господствую­щей? На уровне дискурсивного мышления предполагалось, что пре­обладающей окажется роль, с которой индивид отождествляет себя полнее всего; тем самым предлагалось тавтологическое псевдореше­ние проблемы. Или возьмем проблему прогнозирования поведения, вытекающего из несовместимости ролей: от этой исследовательской проблемы, требующей операционального уточнения понятий соли­дарности, конфликта, ролевых требований и ситуации, уходили, от­делавшись замечанием, что конфликты ролей типичным образом при­водят к фрустрации.

Совсем недавно эмпирическое исследование потребовало уточне­ния ключевых понятий, связанных с этой проблемой. Были созданы индексы, характеризующие взаимное давление конфликтных групп, и проведены наблюдения за появившимся в результате поведением в оп­ределенных ситуациях. Началом работы в этом направлении послужило определенное обстоятельство; было показано, что в конкретной ситуа­ции принятия решения, такой, как голосование, индивиды, испытыва­ющие на себе эти перекрестные давления, реагируют следующим об­разом: они откладывают свое решение на потом. А при условиях, ко­торые еще предстоит определить, они пытаются уменьшить конфликт, покидая поле битвы: они теряют интерес к политической кампании. И наконец, в этих данных есть указания на то, что в случаях перекре­стного давления на избирателя основное значение обычно имеет его социально-экономическое положение22. Как бы то ни было, важным моментом является то, что в этом примере, как и в других, сами тре­бования эмпирического исследования способствовали уточнению полученных понятий. В ходе эмпирического исследования возника­ют концептуальные вопросы, которые могут дол го оставаться неопоз­нанными в теоретическом исследовании.

Теперь остается сделать несколько заключительных замечаний. Мой анализ был исключительно посвящен четырем видам воздействия эмпирического исследования на развитие социальной теории: осно­ванию, новой формулировке, переориентации и уточнению теории. Несомненно, есть и другие. Также несомненно, что акценты, расстав­ленные в этой главе, можно неправильно понять. Можно прийти к

а Lazarsfeld, Berelson and Gaudet, The People's Choice, Chapter VI, и следующая за этим работа: D. Berelson, P.F. Lazarsfeld and W.N. McPhee, KotogCUniversity of Chicago Press, 1954). — Примеч. автора.


выводу, что я сделал обидное для теории и теоретика сравнение. Это не входило в мои намерения. Я лишь высказал ту мысль, что экспли­цитно сформулированная теория не обязательно всегда предшествует эмпирическому изучению, что теоретик не обязательно является фа­келом, освещающим путь к новым наблюдениям. Порядок следования часто бывает обратным. Также недостаточно сказать, что эмпиричес­кое исследование и теория должны вступить в брак, чтобы социология принесла законные плоды. Они должны не только дать друг другу тор­жественную клятву — им надо научиться жить вместе дальше. Нужно четко определить их обоюдные роли. В этой главе дается сжатый на­бросок такого определения.


 


Часть II

Исследования по социальной и культурной структуре


ВВЕДЕНИЕ

В состав II части вошли восемь глав, в которых избранные про­блемы социальной структуры рассмотрены с теоретических позиций функционального анализа.

Глава VI, «Социальная структура и аномия», была впервые опуб­ликована в 1938 году, но совсем недавно расширена и переработана. В ней есть примеры для освещения теоретической ориентации пред­ставителей функционального анализа, рассматривающих социалъно-девиантное поведение в качестве такого же продукта социальной струк­туры, как и конформистское поведение. Направленность этой ориен­тации находится в резком противоречии с ложным допущением (глу­боко укоренившимся в теории Фрейда, а также лежащим в основе работ таких ревизионистов фрейдизма, как Фромм), согласно кото­рому структура общества прежде всего ограничивает свободное вы­ражение человеческих врожденных импульсов и человек в соответ­ствии с этим периодически вступает в открытую борьбу с данными ограничениями ради достижения свободы. Подчас рядовые предста­вители общества не слишком расположены к подобной свободе нра­вов и немедленно объявляют ее криминальной, патологической и социально опасной. Политическая философия, которую косвенно отражают подобные доктрины, — это, разумеется, теоретически не разработанный анархизм. По Фромму, это — человеколюбивый анар­хизм; в то время как у Фрейда и Гоббса концепция анархизма-враж­ды представляет человека, вступающего в общественный договор с целью защитить себя от этой вражды. В любом случае социальная структура выглядит как неизбежное зло: впервые возникнув из огра­ничения свободного выражения враждебных импульсов, она продол­жает ограничивать их и впредь.

В отличие от подобных анархических доктрин функциональный анализ рассматривает социальную структуру как активно продуци­рующую новую мотивацию, которую невозможно предсказать на ос­нове знания о врожденных человеческих побуждениях. Если соци-

© Перевод. Черемисинова Е.Р., 2006


альная структура и ограничивает некоторые предрасположенности к действию, то она создает и другие. Следовательно, функциональный подход отказывается от позиции, разделяемой различными индиви­дуалистическими теориями, полагающими, что разная интенсивность девиантного поведения в различных группах и социальных слоях яв­ляется случайным результатом наличия в этих группах и слоях неко­торого переменного числа патологических личностей. Вместо этого функциональный подход стремится к решению вопроса, каким об­разом социальная и культурная структура воздействуют на людей, за­нимающих различное положение в этой структуре, способствуя воз­никновению девиантного поведения в обществе.

В шестой главе эта общая ориентация дает начало некоторым спе­цифическим гипотезам о структурных источниках девиантного по­ведения. Мы считаем, что большая часть отклонений от институцио­нальных требований является результатом глубинных, вызванных культурой мотиваций, которые не могут быть удовлетворены среди социальных слоев с ограниченными возможностями. Культура и со­циальная структура имеют разные цели.

Комментируя отклонения от институциональных требований, я стремился объяснить, что некоторые девиации можно рассмотреть как новые образцы поведения, возникающие с большой вероятностью в тех подгруппах, которые не в ладах с институциональными нормами, соответствующими закону и поддерживаемыми другими группами. Недостаточно сослаться на «институты», как будто бы все группы и слои в обществе их поддерживают одинаково. Если мы не рассмот­рим систематически степень поддержки отдельных институтов спе­цифическими группами, мы не заметим важное место власти в обще­стве. Говоря о «легитимной власти» или авторитете, мы часто исполь­зуем упрощенное или ошибочное выражение. Власть может быть ле­гитимной для некоторых групп без легитимности для всех групп в обществе. Поэтому было бы ошибочно описывать нонконформизм по отношению к отдельному социальному институту просто как де-виантное поведение: возможно, он символизирует начало нового аль­тернативного образа жизни с его собственными особыми требовани­ями к моральной обоснованности.

Таким образом, в 6-й главе я рассматривал в первую очередь рас­пространение теории функционального анализа на проблемы соци­альных и культурных изменений. Как я уже отмечал в другом месте, представители функциональной социологии и антропологии прояв­ляют наибольший интерес к проблемам «социального порядка» и «со­хранения социальных систем»; их научное внимание обычно направ­лено на изучение процессов, посредством которых социальная сис­тема остается в значительной степени неизменной. Вообще они не


уделяют большого внимания процессам, детерминирующим основ­ные изменения в социальной структуре. И если анализ, предложен­ный в главе 6, не дал существенных решений в этом направлении, то по крайней мере мы признаем значение проблем социальной дина­мики и изменений и ориентируемся на них.

Ключевыми понятиями, восполняющими разрыв между статикой и динамикой в функциональной теории, являются понятия «дефор­мация», «напряжение», «противоречие» или «расхождение» (несоот­ветствие между составляющими элементами социальной или куль­турной структуры). Подобные деформации могут быть как дисфун­кциональными для существующих в социальной системе в опреде­ленное время форм, так и инструментальными, приводящими к изменениям в этой системе. В любом случае они влияют на возник­новение изменений. Когда социальные механизмы, контролирующие их, действуют эффективно, эти деформации сдерживаются в таких пределах, которые ограничивают изменения социальной структуры. (В некоторых системах политической теории и идеологии действие этих контрольных механизмов названо «уступками», «компромисса­ми», препятствующими процессу основных структурных изменений.)

Все это не говорит, конечно, о том, что только эти деформации влияют на процесс возникновения изменений в социальной структу­ре. Но они действительно отражают в теории исключительно важную причину изменений, ставшую объектом довольно длительных кумуля­тивных социологических исследований. Среди проблем, избранных для дальнейшего исследования, назовем следующие: степень фактической ассимиляции одних и тех же индуцированных культурой ценностей и целей в различных социальных слоях американского общества*; дей­ствие социальных механизмов (таких как социальная дифференциа­ция), которые минимизируют деформации, возникающие из этих видимых противоречий между культурными целями и социально ог­раниченным доступом к этим целям; действие психологических ме­ханизмов, посредством которых несогласованность между индуци­рованными культурой стремлениями и социально осуществимы­ми достижениями становится терпимой; функциональное значение различных нефинансовых вознаграждений для стабильности соци­альной системы, обладающей различными сферами занятости (воз­можно, таким образом, сдерживающих некоторую невыносимую на­пряженность); степень давления этих деформаций как на культуру

* Шаг в этом направлении был сделан Гербертом Хайманом; Herbert H. Hyman, «The value systems of different classes», in Reinhard Bendix and Seymyr Martin Lipset (editors), Class, Status and Power: A Reader in Social Stratification (Giencoe: The Free Press, 1953), 426—442. — Примеч. автора.


в целях ее изменения (замена «чувства безопасности» на «честолю­бие» как приоритетную ценность), так и на социальную структуру (из­менение правил взаимодействия ради расширения области экономи­ческих и политических возможностей для людей, лишенных их ранее).

Со времени первого издания этой книги некоторые из указанных проблем были систематически изучены. В главе 7, подготовленной заново, я подробно рассмотрел эти исследования (включая отчасти выводы этих исследований в переработку ранней статьи) ради выяв­ления существенного значения последовательных разработок и кон­цепций для развития такой дисциплины, как социология. Таким обра­зом, я уверен, можно подчеркнуть значение последовательности в тео­ретических и эмпирических исследованиях, которые расширяют, мо­дифицируют и корректируют ранние формулировки и, следовательно, соответствуют признакам систематического исследования.

Функциональная теория используется для анализа бюрократичес­кой структуры и личности в главе 8 так же, как и для анализа девиан-тного поведения в двух предшествующих главах. Я вновь допускаю, что структура воздействует на людей, различным образом включен­ных в нее, и вынуждает их развивать культурные предпочтения, со­циальные поведенческие формы и психологические склонности. И еще раз я допускаю: то, что является истинным для социального кон­формизма и функций, является столь же верным для девиаций и дис­функций. Мы убедились, что девиации не обязательно дисфункцио­нальны для социальной системы, а конформность не всегда функци­ональна.

Функциональный анализ бюрократической структуры дает пред­ставление о том, что при определенных условиях конформизм по от­ношению к регулирующим инструкциям может стать дисфункцио­нальным как для осуществления структурных целей, так и для раз­личных общественных групп, которым должна служить бюрократия. В подобных случаях инструкции применяются даже тогда, когда обстоятельства (первоначально сделавшие их функциональными и эффективными) настолько существенно изменились, что конфор­мизм по отношению к правилам лишает их целесообразности. Оче­видно, это далеко не новая точка зрения, хотя бы в свете библейско­го различия между духом и буквой. На протяжении многих веков люди отмечали, что нормы, однажды санкционированные благодаря куль­турным ценностям, продолжают оставаться обязательными, даже ког­да изменившиеся условия сделали их устаревшими. Действительно, это еще одно из старых, укоренившихся наблюдений, настолько обычных и банальных, что их привычность вредит глубокому пони­манию. В результате важный социологической смысл этого обще-


принятого утверждения еще не был серьезно изучен, то есть изучен систематически и с техническим мастерством. Каким образом в бю­рократической организации непреклонность такого рода становится неизбежной? Потому ли, что инструкции слишком сковали бюрок­ратический персонал, или потому, что инструкции были насквозь про­питаны определенными аффектами и чувствами, вследствие чего они остаются жестко закрепленными и неизменными, даже когда они не соответствуют более своему функционированию? Долг, честь, вер­ность, порядочность — это только несколько высоких слов, якобы описывающих конформизм к определенным социальным нормам. Будут ли эти нормы более непреложными и, следовательно, более ус­тойчивыми к изменению, чем нормы, рассматриваемые как полнос­тью инструментальные? Подобные вопросы рассмотрены в главе 8.

В этой главе бюрократические дисфункции рассмотрены как про­исходящие не только от слишком точной и неизменной регламента­ции в изменившихся обстоятельствах, но и от распада обычно саморе­гулирующегося социального механизма (например, ориентация бюрок­ратов на хорошо организованную карьеру может привести при опреде­ленных условиях к чрезмерной предусмотрительности, а не просто послужить в качестве наиболее эффективного критерия конформно­сти к регулирующим инструкциям). Принимая во внимание расту­щий интерес к механизмам саморегуляции в социальных системах (данный интерес нашел отражение в понятиях «социальный гомеос-таз», «социальное равновесие», «механизмы обратной связи»), в пер­вую очередь необходимо обратиться к эмпирическому исследованию условий, при которых подобные, когда-то объединяющие механиз­мы прекращают саморегуляцию и становятся дисфункциональными для социальной системы. Как недавно показали исследования Фи­липа Селзника «Администрация Долины Теннеси и народ»*, эта тео­ретическая проблема может быть эмпирически исследована в бюрок­ратической организации с большим успехом, поскольку здесь взаи­мосвязи структуры и механизмов наблюдать легче, чем в менее орга­низованной социальной системе.

Не только глава 8 посвящена отношению бюрократической струк­туры к развитию личности профессионала, но и глава 9 рассматрива­ет осложнения, ограничения и возможности, с которыми может встре­титься профессиональный социолог-эксперт в государственной бюрок­ратии. Обе главы исследуют, во-первых, общие структурные проблемы бюрократии и, во-вторых, проблемы социологии занятости. Очевидно, обе эти области социологии требуют намного больше кумулятивных эмпирических исследований, чем ранее.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 249 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2644 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.