Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рыцарский нравственный идеал




 

Наряду с идеалом совершенной личности, святого, живущего со­гласно евангельской или апостольской морали, феодальная эпоха выдвинула идеал «доблестного рыцаря», а затем и «человека чести» (honnete homme). Это индивидуалистический, не интеллектуаль­ный, облеченный в прекрасные формы, претендующий на высокое этическое значение жизненный идеал, сохранявшийся несколько столетий. Й. Хейзинга характеризует феодально-рыцарский идеал как «путь мечтаний», грез о счастье, приукрашивания действитель­ности, даже как социальную игру, сценическое мгновение1. М. Оссовская считает, что «...в явной форме рыцарский кодекс был сфор­мулирован в позднем средневековье, когда рост значения бюргер­ства вынудил рыцарство разработать «оборонительную» кодифи­кацию собственных норм»2. Завышенные требования объясняются психологией сравнительно небольшой группы, в которой личные отношения преобладают над анонимными и выдвигаются во имя самозащиты данной группы. Трудные добродетели культивируются как защита от выскочек снизу, так и от тех, кто противопоставляет рыцарской морали свою собственную систему ценностей. Рыцар­ские добродетели призваны продемонстрировать дистанцию между носителями благородных качеств и людьми прочих состояний и сословий. Рыцарство прибегает к христианской символике. Воин­ственно настроенная аристократия обосновывает свое право войны одними христианскими положениями (символика меча), а для смягчения своего нрава обращается к идеям христианского сми­рения и милосердия. В целом, привилегия морализаторства оста­ется у церкви. Христианское морализаторство, вложенное в уста светских властителей, рассматривается как ханжество. «Человек чести» (XV-XVII вв.) вполне лишен религиозности, индифферен­тен к религиозной проповеди.

Рыцарские товарищества, связанные обетами, общим водитель­ством, взаимными обязательствами и поручениями, со своими нор­мами и понятиями о чести и справедливости, являясь военным со­юзом, суть форма политической организации высшего обществен­ного слоя в средние века, более сплоченная, нежели родственный клан. Эти отношения как новая реальность фиксированы партику­лярным правом, получившим распространение в V-VIII вв. Это раз-

 

1 ХейзингаИ. Осень средневековья. Соч.: В 3 т. М., 1995. Т. 1.

2 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.. 1987. С. 103.

 

личные «правды» (Аламанская правда, Баварская правда), законы Гундобара, кодекс Леовигильда и т.п.

Прообразом рыцаря является всадник, профессионально владею­щий оружием, здоровый, тренированный, экипированный, свобод­ный, обладающий поэтому властью над жизнью и смертью безоруж­ных, слабых, зависимых, трусливых: «В представлении франкской аристократии зависимое состояние отождествлялось с трусостью и подлостью. Всякий безоружный считался трусом. Неважно, что от­сутствие у того или иного человека оружия было вызвано социаль­но-экономическими причинами, а отнюдь не его моральными или физическими качествами. Человек без оружия — зависимый раб»1. С начала IX в. противопоставление «всадник — пеший», «вооружен­ный — безоружный», «свободный — зависимый раб» перерастает в этический контраст между доблестным, благородным рыцарем и ра­болепным, малодушным, не имеющим собственного достоинства, подлым и бессильным простолюдином.

Рыцарство (от нем. Ritter — всадник, рыцарь, лат. Miles, фр. Cheva­lier) — социальная группа с особым статусом, со своей системой цен ностей и поведенческими нормами, возникающая на поздней стадии феодального общества в странах Западной и Центральной Европы в XI-XII вв. и охватывавшая всех светских феодалов или же их часть. Звание рыцаря является личным титулом. Рыцари отличаются от феодальной аристократии, знати, благородных по происхождению (фр. Gentil и нем. Неrr — соответственно — благородный аристократ и господин, хозяин). Изначально рыцарей отличали от nobilis, т.е. земельных магнатов, имевших родовое наследуемое имущество, на­следственные титулы и гордившихся своим высоким происхожде­нием. Рыцарство — это мелкие светские феодалы, отличаемые также от духовного сословия, профессиональная группа, состоящая из со­циально и экономически зависимых солдат (milites) и администра­тивного аппарата (ministeriales), окружение крупного феодала, про­живающие на его землях или в самом замке. Рыцарь не мог оставить своей службы. Рыцари находились в вассальной зависимости от свое­го сюзерена и получали доход с земель, пожалованных им (фьеф, лен) в качестве платы за службу, верность и поддержку в военных экспедициях и защите от врага. В случае нарушения взятых на себя обязательств, недобросовестности или измены рыцаря феодал мог отобрать ленное владение. В кодекс рыцарского поведения входят верность, презрение к опасности и храбрость, готовность защищать христианскую церковь и ее служителей, оказывать помощь обеднев-

 

1 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 305.

 

шим и немощным членам рыцарских фамилий. Рыцарство ориен­тировано на ценности высшего класса, щедрость, расточительность, блеск и пышность, развлечения, ради чего рыцари готовы нести большие расходы. Эти траты превышают их доход и непосильны. Подражание знати разоряет рыцаря как землевладельца и ставит его в еще большую зависимость от пожалований, которые все чаще поступают деньгами, а не недвижимостью. По примеру благородных и наследственных феодалов рыцари считали недостойным и низким занятие торговлей, ручной труд, в особенности крестьянский труд. Чтобы получить статус рыцаря, нужно было пройти ритуал посвя­щения в рыцари, символически закрепляющий взаимные обязатель­ства сюзерена и вассала (при этом ритуале коленопреклоненный вассал вкладывает свои руки в руки сюзерена, т.е. вверяет себя ему, подчиняется и вместе с тем вправе ожидать награды из этих рук). Ритуал посвящения в рыцари распространяется в начале XII в.' По­священие в рыцари означает магическое повышение, избранность, вступление в привилегированное сословие и вместе с тем — возло­жение обязанностей, осознание своей этической миссии служения Богу и королю, аристократической фамилии, покровительства сла­бым (obligare — от слова «обвязать», «связать», в данном случае — буквально связать руки вассала и сюзерена шарфом). В XI в. появ­ляются рыцари-поэты и культ Прекрасной дамы, принадлежавшей к высшей аристократии и потому недоступной, значимой как объект поклонения. Куртуазная лирика и романтизм расцветают во второй половине XII в. Рыцарская сентиментальность — это главным обра­зом эстетическое явление и светская норма, приукрашивающая гру­бую реальность, а также выражение лести и дистанции, нечто про­тивоположное религиозному поклонению и обожанию и вместе с тем родственное религиозным настроениям и позам.

Численность рыцарства заметно выросла в абсолютных цифрах и по отношению к знати. Со временем звание рыцаря становится наследственным титулом, на тех или иных условиях переходящим от отца к сыну. Рыцарей теперь причисляют к знатным и благород­ным людям, знать и рыцарство сливаются в единый класс. В част­ности, во Франции звание рыцаря отменила только Великая фран­цузская революция. При правлении Людовика XIV складывается «придворное общество» и возникает тип «придворного», который принимает эстафету рыцарской морали, но имеет совсем иной со­циально-нравственный характер. Концепция дворянства складыва­ется в итоге религиозных войн XVT-XVII вв., в эпоху абсолютизма и кризиса вассальных отношений. Бюргерство очень симпатизиро­вало рыцарским идеалам, когда боролось за независимость город­ской общины от феодальных институтов, идентифицировало себя с храбрым рыцарем, поборником справедливости, личностью, сво­бодной и полной решимости, идеальным героем.

Альянс рыцарства и духовенства распался после эпохи крестовых походов. Светские феодалы никогда не отличались особой склон­ностью к религии, могли поддерживать и католическую церковь, и ереси в зависимости от политической выгоды, показывали охлаж­дение и скептицизм в отношении к вере, хотя получали религиозное воспитание и образование. Наставником рыцарей в военное время был священник, капеллан. Рыцарство представляло собой как бы «государство в государстве» и всеми способами подчеркивало свое отличие от простолюдинов и горожан. Это сословие, как и клирики, имело свободу передвижения и часто чувствовало себя космополи­тичным в пространстве от Испании до Германии и Палестины.

Рыцарство создало героический идеал христианизированного, храброго рыцаря и светский идеал куртуазии, в котором объединя­ются и военные, и придворные добродетели — и храбрость, и веж­ливость, но негероические придворные добродетели становятся главными.

Героический рыцарский идеал раскрывается в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Эти относящиеся к XII в. поэмы изображают рыцар­ские нравы более раннего периода. Рассказ о мученической и ге­ройской смерти Роланда в Ронсевальском сражении франков с мав­рами (778) повествует о храбрости, чести, верности, дружбе, пре­дательстве, безрассудстве, жестокости, а также о любви к «милой Франции». Поступки рыцарей продиктованы религиозным и вас­сальным долгом. Военные подвиги выступают для них как самоцель. В сфере авантюрной героики раскрывается и удостоверяется их личная храбрость, энергия, характер, общественный статус. О Ро­ланде и Оливье можно сказать словами греческой эпитафии: «Они были верны как на войне, так и в дружбе». Священник Турпен, участ­ник сражения, лично убивший многих врагов, уже смертельно ра­ненный, переползает от одного умирающего рыцаря к другому, чтобы прочитать отходную молитву и исполнить свой пастырский долг.

«Песнь о Нибелунгах» (XIII в.) является воспоминанием о резне бургундов, учиненной гуннами в эпоху переселения народов, еще точнее — в V в. Поэма представляет старогерманский героический эпос, сказания варварских народов и вместе с тем пронизана атмо­сферой куртуазной культуры. Это история обмана, сословной гор­дости и личной мести.

Императивом поведения персонажей является вассальный долг, заключенный в выражении «как честь и долг велит». Это сословная норма, пронизывающая взаимоотношения рыцарей, стоящая выше отношений родства, действующая пожизненно. Вместе с тем это и феодальная форма принуждения, которая отнимает самостоятель­ность у вассала. Он обязан разделить любую участь сюзерена и от­речься, если потребуется, от моральных обязательств перед другими людьми, не прислушиваться к здравому смыслу, не принимать во внимание собственных привязанностей. Из вассального долга ры­царям приходится убивать тех, кто им мил и дорог, сделавших им добро. В «Песне о Нибелунгах» эта коллизия выдвинута на авансце­ну. Вассальный долг закрепляется клятвой рыцаря и щедрыми по­дарками господина.

Поэтическое повествование о том, как Кримхильда жестоко ото­мстила за подлое убийство Зигфрида, рассказывает также о качест­вах рыцаря. Среди них такие, как великодушие, отвага, щедрость, верность, бесстрашие, учтивость, гостеприимство, дружба, знат­ность, приветливость. Вызывают порицание рыцарская гордость, спесь, хвастовство, надменность, высокомерие, предательство. Бое­вые качества оцениваются всегда высоко независимо от того, прав или неправ, благороден или низок боец.

Рыцарей занимают распри, пиры, забавы, охота. С интересом и большим чувством описывается приготовление парадных одеяний, роскошно одетые дамы и рыцари, богатство платья и военное об­лачение1, а также пиршественная утварь и еда. Важное место зани­мают церемонии, советы королей с вассалами, посвящение в рыца­ри, похороны, бракосочетания и посещение церкви. В тексте нет религиозной тематики, хотя Кримхильда венчается вторым браком с гунном, язычником Этцелем (Аттилой), будучи христианкой. Су­ществует христианская церковь, монахи и священнослужители. Од­нако религиозность не является отличительной чертой рыцарей. Они не рассуждают как верующие, не апеллируют к христианским заповедям и не расположены молиться. В запертом горящем поме­щении, в чаду и жаре, без воды, в боевом облачении рыцари утоляют жажду кровью, текущей из свежих трупов поверженного ими про­тивника, говоря, что по вкусу она лучше вина.

В поэме фигурирует несметный клад, золото Нибелунгов, кото­рое затоплено в Рейне, достояние Кримхильды и Зигфрида. Где го­ворится о статусе, говорится и об имуществе. Сюзерен привязывает к себе вассалов щедрыми подарками, деньгами, земельными наде­лами. Богатство создает ему слуг и сторонников. Мотив обогащения не трактуется как продажность, алчность, низменность натуры. Бо-

 

1 Песнь о Нибелунгах. М, 1972. С. 112-113.

 

гатство воспринимается как гонорар, почет, уважение к доблести и происхождению, к личным заслугам. Остаются как бы незамечен­ными такие мотивы поведения, как ревность, зависть, жадность. Их заслоняют такие аффекты, как гордость, стыд, гнев, жажда мести. Заметны коллективные чувства и готовность к сопереживанию, на­пример, гнев и скорбь испытывают все витязи, плачет или ликует весь город, забота и печаль знатной особы отражается на настро­ении придворных. Если имеется особое мнение, то оно либо черес­чур наивно-доброжелательное, либо злокозненное, коварное. Лишь немногие сомневаются, совестятся, отвлекаются от назначенной им роли.

Староиспанский эпос «Песнь о Сиде» (сер. XII в.) повествует об изгнании опального и воинственного Сида, принужденного разбой­ными нападениями, утратив собственные владения, содержать спло­тившихся вокруг него воинов. Ликующая алчность пылает в этом произведении: «поживу брать без страха», «грабьте без пощады мавров». Пожива, богатство означает веселье, радость, восторг: О боже, как платил он всем своим верным, всем своим вассалам, конным и пешим!»1, «не сыскать бедняка во всей его дружине. У доброго сеньора всяк живет в изобилье»2. Рука об руку с Сидом разбойничал отважный священник дон Жером. Изгнанник Сид не является носителем куртуазной нравственности. Это своенравный и суверенный, удачливый и щедрый, справедливый к своим сорат­никам военачальник, использующий силу в своих интересах.

Христианизация европейского рыцарского идеала, выработка этических принципов рыцарского поведения, наполненных религиозно-возвышенным содержанием и представлениями о вассальном долге, в основном завершилась в XI-XII вв. Безыдейная военная сила теперь подчинена церкви, авторитарной религиозной морали. Все существование рыцаря, все его мысли сосредоточены вокруг войны как ремесла и привилегии. Рыцарство создает свой особый мир, утверждает себя как сословие особым образом: «Мир рыцар­ского самоутверждения — мир приключений; он не только содержит в себе почти непрерывный ряд «авантюр», но и прежде всего не содержит в себе ничего, что не относилось бы к «авантюре», ничего, что не было бы ареной приключения или предуготовлением к нему; это мир, специально созданный и приспособленный для самоутверж­дения рыцаря». Занятия рыцарей, а именно война, охота, турниры, пиры, составляют их исключительное право. Прочие не допускают-

 

1 Песнь о Сиде. Староиспанский героический эпос. М.; Л., 1959. С. 37, 39. - Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 148.

 

ся к этим занятиям. Все проблемы рассматриваются как религиоз­ные, статусные, сословные проблемы, как посягательство и оскор­бление чести и священного. Запутанная система зависимостей и по­кровительства делает неизбежным повсеместное нарушение обяза­тельств и измену в случае конфликта между разными обязанностями. Коллизии и столкновения решаются либо силой, либо символичес­ки. Юридический способ разрешения споров и конфликтов приоб­ретает какое-то значение лишь в XII в. в связи с возвращением в практику римского права, в частности законов Юстиниана. Рыцар­ство не проводило социальной политики и не участвовало в эконо­мической жизни. Оно разделяло религиозное презрение к накопле­нию, если последнее не было связано с подготовкой военной ин­тервенции, «крестовыми походами», сезонной войной. Рыцари не выдвигали больших требований к гигиене и комфорту. Наиболее ценное имущество умещалось на нескольких подводах и составляло необременительный транспортируемый обоз. Высшей символичес­кой и материальной ценностью было вооружение, воинское обла­чение, сословные атрибуты. Основной гедонистической ценностью была пища. Качество питания и сытость отличают жизнь высших сословий при том, что средневековый Запад представлял собой, по выражению Ж. Ле Гоффа, «универсум голода». Рыцарские пиры оз­начают не только релаксацию после битвы, не только форму поли­тического собрания, но не в последнюю очередь и повод наесться до отвала, сверх физической возможности, демонстрирующая раз­новидность алчности (алкания, стремления обладать, присваивать, разрушать). Деструктивное присвоение наделяется позитивным смыслом, а конструктивное (выгода, барыш, корысть, Lucrum) мыс­лится отрицательно. Синдром Гаргантюа определяется глубинным самосознанием сословия. К XV в. военно-технические возможности рыцарства потеряли свое значение, изобретение пороха в XVI в. ударило по героическим рыцарским мифам. В эту эпоху рыцарство как образ жизни заканчивается. Героический рыцарский идеал не был интеллектуальным.

В рамках христианизированного рыцарского идеала утверждает­ся рыцарская верность и честь, производные от вассальной зависи­мости и сословных уз. Предательство сословной чести является смертным грехом. На плечи рыцарства ложится поддержание со­словного порядка и справедливости. Рыцарь не подлежит физичес­кому наказанию, предстает лишь пред судом чести и несет главным образом моральную ответственность. Рыцарские гербы, выстроен­ные по определенным правилам, фиксируют и рыцарские подвиги, и вину. Концепция служения и преданности вплоть до самопожер­твования (вассальный долг) сочетается с концепцией суверенности феодала в его владениях, где он не подотчетен в своих действиях никому, руководствуется личными представлениями о праве и спра­ведливости. Суверенитет и вассальные обязанности образуют про­тиворечие, которое выражается в пороках рыцарства, а именно в вероломстве, лжи, предательстве, трусости, скупости, зависти, вы­сокомерии, гордыне.

Рыцарское сознание эгоистично, считает привилегии нормой. Горе трогало сердца знатных в лучшем случае, лишь когда страдали такие же, как они, равные им. И то — их сердца недолго хранили следы скорби. Эгоизм знатных был их отличительной чертой, хо­рошо видной со стороны. Чужие страдания значили намного мень­ше, чем собственная репутация, доброе имя, которое защищали любой ценой. Рыцарство никогда не мыслило себя виновным в при­чинении страдания, блокировало с помощью специальных приемов ощущение морального ужаса и угрызения совести. К концу XVIII в. «аристократ» в просторечье становится синонимом слова «эгоист», т.е. такой человек, который в силу своего богатства и общественного положения не способен понять нужды остальных.

В XI-XIII вв. создается новая аристократическая модель поведе­ния, мирской кодекс хороших манер и идеальных норм, или куртуа-зии1: «Он стремится внушить человеку четыре принципа земного поведения: вежливость (вместо грубости и насилия), храбрость, лю­бовь и душевную широту, щедрость. Этот кодекс должен был сфор­мулировать цивилизованного воина и вписать его в рамки гармо­ничного целого, зиждущегося на двух главных оппозициях: культу­ра — природа и мужчина — женщина»2. В XIII в. приходит более изо­щренная куртуазия с идеалом безукоризненности. Куртуазная лич­ность и «человек чести» — носитель светской придворной культуры, ориентированной на развлечения, демилитаризованной и чуждой идее самосовершенствования личности. Придворная куртуазная культура оберегает принцип чести: «Формальное чувство чести столь сильно, что нарушение этикета... ранит, подобно смертельно­му оскорблению, ибо разрушает прекрасную иллюзию собственной возвышенной и незапятнанной жизни, иллюзию, отступающую перед всякой непрекрытой действительностью»3.

Светским (придворным) нравственным идеалом и нормой поведения является куртуазность. Иначе ее называют еще великодушием,

1 Куртуазный — от слова «court» (двор — епископальный, королевский); в ши­роком смысле обозначает образ жизни горожанина в противопоставлении образу жизни в сельской местности («деревенщине»).

2 ЖакЛеГофф. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентации на христианском западе XII—XIII вв.). Одиссей. М., 1991. С. 40.

3 Хейзинга Й. Указ. соч. С. 56.

 

вежливостью, утонченностью и изысканностью. Великодушие как бы подразумевает все лучшие рыцарские качества (власть, отвагу, честь, щедрость), а также просвещенность, не говоря уже об иму­щественном и общественном положении. До XVIII в. культура ассо­циируется с утонченностью, которая наследует понятию civil, т.е. умеющий себя хорошо вести, мягко и вежливо держаться, вести бе­седу, учтивый, имеющий внешний лоск, уступчивый и терпимый1. Ренессансные термины «virtuoso», «virtu» означали добродетели и доблести, гуманистическую образованность, достоинства человечес­кого духа в превосходной степени. Ничто не мешало тогда называть «virtuoso» самых развратных и бесчестных людей (например, Алек­сандра Борджа).

Куртуазность противостоит неотесанности, алчности, скареднос­ти, ненависти, мести, измене. Так, французский литератор Кретьен де Труа (XII в.) противопоставляет великодушие суетливости и ме­лочности, осуждает рыцарский обычай хвастовства, споров, клятв, закладов. Он критикует саркастический нрав, который уязвляет самолюбие окружающих, свойственен фрондирующему рыцарю, ко­торый всем возражает и дерзко, заносчиво унижает присутствую­щих. Вместо этого приветствуется более трезвое и сдержанное об­щение, опосредованное этикетом, который призван скрыть высо­комерие, жестокость, мстительность, соперничество, зависть. Воз­никает жеманство, гипертрофированная льстивость, предупреди­тельность, стремление угодить чужому эгоцентризму и тщеславию. Куртуазность маскирует психологию власти, романтизирует и проблематизирует повседневность, защищает самосознание сословия.

Куртуазность выражается в романтической любви и куртуазной дружбе (институт миньон2), не имеющими ничего общего с психо­логией брака. Семья сосуществует с узаконенной неверностью и полигамией. Она предполагает верность возлюбленному, но сама является узаконенной неверностью. Ревность осмеивается, а пере­мена предмета любви случается часто. Важно не это. Любовь такого рода требует идеализации предмета поклонения, уважения и страха. Примечательно, что возлюбленная должна вызывать у ее поклон­ника-рыцаря страх. Знакомый со всякими опасностями, перед нею он немеет, покрывается внезапной бледностью, лишается самооб­ладания, выглядит странным и больным, может упасть без чувств, подчиняется только ее слову, взгляду, пожеланию. Дама приказыва-

 

1 Люсъен Февр. Бои за историю. Цивилизация: эволюция слова. М., 1991.

2Миньона, миньон (подружка, наперсница, друг, доверенное лицо, любовник, фаворит), открыто посещающие дом, пользующиеся особым расположением, кон­кубинат — институт второй семьи и неконспирируемого сожительства вне брака.

 

ет и милостиво разрешает, полностью распоряжается им. Влюблен­ный должен скрывать любовь и поклоняться даме издали, страшась приблизиться и открыться, но именно тогда его недуг становится очевидным и о его муках любви узнают все. И только в этом качестве «прекрасной дамы» женщина внушает страх и почтение. К отноше­ниям любовников применяется отношение господин — вассал.

Средневековое ценностное сознание и эротизм граничат друг с другом. Допускается двусмысленная игра терминами, которые отно­сятся и к религиозно-нравственной, и к сексуальной сферам. Их переход друг в друга может быть комическим и кощунственно-от­вратительным, они могут быть рядоположенными. В той мере, в какой мораль может быть показана, она эротична. Из-за этого кле­рикальные власти не одобряли изрядного религиозно-благочести­вого рвения, так как им приходилось в подобных случаях разбирать­ся и с эротическими фантазиями и экзальтациями. Ренессансная фривольная моралистика отражает и этот момент.

Средневековые нравственные представления и ценности толку­ются в бестиариях — трактатах о зверях и их символическом значе­нии. В них животные уподобляются понятиям религии и морали. Бестиарии, характерные для западноевропейской средневековой культуры XII-XIII вв., изображают чувственную реальность, прони­занную религиозно-нравственной символикой: например, лев оли­цетворял Христа, получеловек-полуосел служил образом грешника, еретика, лицемера, лисица — это символ хитрости и вероломства, единорог — фаллический символ, или Христос на лоне Богоматери, бобр — праведник, отсекающий от себя грех, крокодил — это смерть и ад, обезьяна и дракон — образ дьявола. Они служили для христи­анского сознания и энциклопедией животного мира, и сборником нравоучений, и каталогом символических знаний, и панегириком создателю.

Придворная мораль «благородного кавалера» (джентльмена) и «человека чести» является средневековым светским этосом и сре­дневековым типом калокагатии. Она складывается из христианских и цицероновско-стоических добродетелей. Ее задача состоит в том, чтобы культивировать харизматическую и обаятельную личность, «элегантные нравы» в противоположность более раннему милита­ристскому героическому идеалу прямодушного, наивно преданного сюзерену, порывистого, храброго, действующего по первому побуж­дению рыцаря, который не задумывается о последствиях своего по­ведения. Идеал образованного придворного подразумевает грамот­ность, красноречие, наружную привлекательность и красоту, эруди­цию, гармонию «внутреннего человека» и внешнего вида, умерен­ность и толерантность, проницательность и скромность, вкус к интригам и умолчаниям. Придворный — это не знаток и эксперт в во­просах богословия, средневекового теоретического знания, не доб­лестный рыцарь, отстаивающий субстанциональную справедли­вость с оружием в руках, а светский лидер, оратор, мастерски вла­деющий словом, всеми оттенками слов и их поэзией, субъективными смыслами, карьерный служащий, подготовленный к выполнению светских обязанностей.

Куртуазный этос возрождает античную идею калокагатии. Мо­раль и нравы соединяются с эстетикой, изысканной формой внеш­него поведения. Влияние платонизма, аристотелизма, цицеронизма ощущается в сближении этики и риторики, морали и образованнос­ти, добродетельного и прекрасного, стремлении к гармоническому сочетанию «дисциплины» и «декора», в подчеркивании эстетичес­ких аспектов добродетели. Куртуазная моралистика и философия как бы стараются доказать, что образованный придворный, облада­тель «прекрасной души», видимой и снаружи, может играть поли­тическую, представительскую, дипломатическую роли. Это претен­зии на политическую функцию, заявка правящего класса и его элиты. С одной стороны, это маска, за которой нет идеи гуманизма, а хит­рость и прагматизм. Об этой стороне куртуазности может поведать Б. Грасиан (XVII в.) в своем произведении «Карманный оракул, или Наука благоразумия». С другой стороны, куртуазная мораль дает об­разчик средневекового культа личности и служит прологом к цен­ностям уже нефеодального правящего класса, который самоутверж­дался через понятие деятельной жизни, а затем и через понятие свободы личности, ценностям, питающим корни европейского Воз­рождения. Ортодоксальные аскетические ригористические мона­шеские круги отождествляли придворное куртуазное рыцарство с пороками (гордостью, амбициями, притворной покорностью), об­виняли его в расчетливости и интригах, в том, что оно стремится нравиться всем, а также с полным основанием подозревали его в сильной политической мотивации. Оно мешало католической цер­кви беспрепятственно инструктировать королей.

В эпоху раннего средневековья рыцарь утверждал себя в качестве независимого храброго конного воина. В этом качестве его трудно было отличить от бандита и захватчика. У него преобладали анар­хические, разрушительные и даже криминальные наклонности. В дальнейшем в портрете идеального рыцаря главными чертами ста­новятся милосердие, христианская забота о слабых и обижаемых. Возникает этический миф о рыцаре-защитнике, выполняющем и светскую, и нравственно-религиозную функцию. Следующей ступе­нью эволюции рыцарского идеала является кодекс благородных манер и идеология любви, возвышающая рыцаря не за воинские победы и героизм, а за его внутренние достоинства, «прекрасную душу» и стиль поведения. Слова «достойный» и «достоинство» по­степенно оттесняют слова «герой» и «героическое». Придворный рыцарь, за исключением вопроса личной чести, не стремится от­стаивать принципы.

С самого начала рыцарство представляло собой безземельный благородный класс, который был на службе и содержании у суверена. Поэтому рыцарская идеология и самовыражение имеют противоре­чивую природу. Рыцарь гордится своим высоким положением и свя­зывает свое аноблирование и юридические права с незаурядными личными качествами, но вместе с тем не может не признать, что источником всех его преимуществ и могущества является двор и господин, которому он служит. В романтической поэзии идеал внут­реннего совершенства и одухотворенности рыцаря намеренно про­тивопоставляются власти и собственности, находящимся в руках менее достойных, не имеющих такой чистой души.

 

2.7. Феодальное право и нравоучения русского средневековья

 

Система феодального права в России начинает складываться в IX-X вв. Принципы феодального права закрепляют привилегии князей и духовенства, отражают процесс формирования вассалитета и фе­одальной зависимости. Особенностью уголовного права становится отмена кровной мести и введение выкупа (виры). Основы права закладываются во времена княжения Владимира и Ярослава. Свод права называется уставом или правдой. Представление о русском феодальном праве дают древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. и «Русская Правда», имеющая несколько списков, частей, извлече­ний, которые называются «Мерило Праведное», «Пространная Правда», «Краткая Правда». Она содержит устав Ярослава Мудрого и ярославичей, его потомков, живших во второй половине XI в. Продолжением процесса развития древнерусского права является «Устав Владимира Мономаха».

Эволюция права сопровождается артикуляцией моральных норм, система которых образуется под несомненным влиянием христиан­ской (византийской) традиции, в особенности под влиянием паулинизма, морализирующего христианства, популярной религиозной литературы и канонов житейской мудрости, почерпнутых из притч и псалмов Соломона. Совмещение политической, религиозной и нравственной задач характерно для «Поучений Владимира Монома­ха» (XII в.)

Кризис воинственной варварской идеологии и бесперспектив­ность индивидуализма и варяжского поведения, горечь прозрения отображены в эпическом ключе в «Слове о полку Игореве», пове­ствующем о событиях конца XII в.

В «Домострое» (XVI в.) наметилась тенденция к приватизации нравственной жизни, появились признаки нравственного безразли­чия к несправедливости, равнодушия к правде и черты угодливости. «Домострой» учит приспосабливаться к людям, учит неискренности и уклончивости. В личных интересах следует льстить и угождать не­справедливым людям. В нем не поощряются прямота и доброволь­ные жертвы собственными интересами.

Собрание этикетных и нравственных правил «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (XVII в.) отве­чает образу жизни дворянина (придворного), содержит элементы куртуазии, культуры поведения в церкви, в застолье, на улице, на званых приемах, в родительском доме. Нравственно-духовная жизнь в нем никак не представлена. По нему можно судить о том, что дво­рянство и знатные люди не владели элементарными культурными навыками поведения в обществе. Содержание кодекса не имеет ни­чего общего с христианской моралью. Тем не менее настойчиво на­поминает о необходимости тщательно выполнять формально пони­маемые религиозные обязанности.

Наставления нравственно-религиозного характера резервируют­ся «Добротолюбием», собранием извлечений из сочинений мона­хов, ревнителей веры, живших в эпоху христианства, начиная со св. Антония. Это агиография и скорее род литературы, нежели нрав­ственные требования. К нему следует прибавить «Житие» Аввакума (XVII в.), отразившее влияние канонических «житий», поставив­шее, в определенном смысле, финальную точку в борьбе фанатизма, неуклонного следования идеалам добра и веления совести, с одной стороны, и омирщенного, холодного, неустойчивого нравственно-религиозного чувства — с другой, которое благополучие перестало связывать с нравственными абсолютами.

«Русская Правда» отменяет принцип равенства перед законом, создает право-привилегию, разрабатывает уголовное право и пенологию, вводит плату за обиды (преступления), оформляет систему договоров, оказывает защиту и покровительство определенным группам населения, связанным с княжьим хозяйством и службой, существенными интересами и родством, т.е. классу феодалов и его окружению. Предметом правового регулирования выступают жизнь и имущество привилегированных людей. Вырабатывается наследст­венное право как мера защиты от посягательств, главным образом, со стороны неимущих. Право отражает систему ценностей и пред­ставления о справедливости феодально-княжеской среды1.

Поучения Владимира Мономаха (конец XI — начало XII в.), ранне­феодального политического деятеля, русского князя-христианина — образец светской дидактики, обрамленной выписками из Псалтыря. Сочинение относится к жанру отеческих наставлений и пропаганди­рует идеи человеколюбия и благодеяния. Автор комбинирует поли­тические задачи и нравственные предписания, рисующие поведение христианина, светского властителя и просто человека.

Поучения направлены против эгоизма сильного и черствости бо­гатого, высокомерия и буйности власть имущего, против лени, лжи и пьянства, неуважения людей друг к другу и к духовенству, против излишеств и ругани. Это следующие правила — «творите милосты­ню, ни правого, ни виноватого не убивайте, сторонитесь лжи, пьян­ства, блуда, не ленитесь и трудитесь, будьте гостеприимны, посе­щайте больного, проводите мертвых, напоите и накормите бедняка, скажите человеку доброе слово, имейте любовь к меньшим, окажите участие к слабым, будьте приветливы» и т.п. Автор хочет добра и мира на Руси и призывает очиститься от крови, кончить враждовать, для чего надобны христианские образцы поведения, малые дела правды и милосердия2.

Поучения содержат православную концепцию труда, согласно ко­торой труд рассматривается как проявление духовной жизни, богат­ство оценивается с точки зрения праведности и неправедности его приобретения и использования, благотворительность является эти­ческим моментом хозяйственной деятельности, осуждается корыс­толюбие, а также праздность высшего сословия3. Владимир Моно­мах гордился тем, что все делал сам. Прятать и копить — грех, сле­дует раздавать излишки неимущим. От работы — спасение, кто в деле ленив, тот и о душе своей не заботится.

Владимир Мономах противился жестокости, бессердечию, по­рокам своего времени, стремился привить политическим отно­шениям патриархальный и даже духовный характер, понудить че­ловека XII в. к нравственному самосовершенствованию, изменить существующее равнодушное отношение к несчастьям ближнего, ввел другие критерии оценки внутреннего мира человека и его по­ступков.

1 См.: Юшков СВ. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950.

2 Летопись Нестора со включением Поучения Владимира Мономаха. СПб., 1893.

3 Шамшурина Н.Г. Идеология труда в России // Социс. 1994. № 8-9.

 

Князь Владимир выступил в защиту церковных привилегий, вы­делил «церковных людей» в отдельное сословие, разделил судебные прерогативы церковного и светского суда, упрочил материальное положение православной церкви (Уставы кн. Владимира о десяти­нах, судах и людях церковных). «Церковные люди», лица духовного звания подлежали исключительно церковному суду. Царь, князь, бояре в церковные суды не вмешиваются. Церковь получала деся­тину, ее служители — уголовный иммунитет, митрополиты и епи­скопы — независимое судопроизводство. Вводится понятие «души человеческие», применяемое и к преступникам. Возможно проти­воречие между спасением души и смертным приговором. Поэтому княжеский суд, который только и может приговорить к смертной казни, стоит перед нелегким решением. Светское правосудие рас­полагает средствами физического наказания и штрафами, а мораль­ную оценку преступлениям дает церковь, угрожая в том числе Страшным Судом.

Юридический документ дает представление о том, какие дейст­вия считались нравственным преступлением, осуждались церковью как духовным пастырем. Это ведовство, чародеяние, волхование, отравления, сквернословие на отца и мать, женщину, церковные кражи, откапывание и съедание мертвеца, надругательство над крес­том, скотоложство, детоубийство девкой, кража и порча весов. Цер­ковь патронировала религиозные и семейно-брачные отношения, в значительной мере — имущественные отношения, но не играла за­главной политической роли. В XII-XIII вв. свое богатство церковь защищала с нравственных позиций — как эквивалент социального страхования, оно рассматривалось как богатство, принадлежащее нищим, предназначенное для воспитания сирот, старикам и немощ­ным, вдовицам и бесприданницам, для выкупа пленных, для пропи­тания населения в голодные годы и т.п.

«Устав кн. Ярослава о церковных судах» представляет собой ко­декс семейного и брачного права, в котором взаимоотношения внут­ри семьи, а также заключение и расторжение брака также принад­лежат юрисдикции церкви. Теперь вводится плата за преступления, которая поступает церкви. Например, плату за избиение получает митрополит, большую или меньшую, в зависимости от знатности потерпевшего. Цена за оскорбление высших бояр растет. Митропо­лит взимает денежный штраф за похищение и изнасилование, епи­скоп с князем делят между собой штраф за покражу и убийство. В пенологии плата, епитимья и смертная казнь отделены. С простых людей плата не берется, их казнят. Другая запись «О бесчестии» (XI-XIII вв.) указывает размеры и формы денежного возмещения за нанесенное оскорбление, которые зависят от наследственного сословного состояния потерпевшего1. Позже эта запись входит в «Пространную Правду», в Закон Судный. В конце XIII в. возникает сборник поучений на тему о праведных и неправедных судах «Ме­рило Праведное». На примере комплекса русских юридических па­мятников можно убедиться в том, что в переходе от системы об­щинных норм к государственным установлениям у разных народов прослеживается общая закономерность2.

«Домострой» отражает жизненный уклад, нравы и представления русского человека XVI в. Сборник отредактирован попом Сильве­стром, советником и воспитателем Ивана IV. Первая редакция сбор­ника составлена в Новгороде конца XV — начала XVI в. Поэтому в нем отразились взгляды купечества, в частности, ослаблена критика богатства и торгашества, представлен идеал сытости и хозяйствен­ной рачительности, лишь мимоходом осуждается неправедный при­быток. «Домострой», как и многие тексты XVI в., отличается серьез­ностью тона, степенным слогом3.

Если «Поучения Владимира Мономаха» основывались на Псал­мах, то «Домострой» опирается на идеи паулинизма, назидая жить тихо, скромно, терпеть скорбь, славы земной не желать, помогать нуждающемуся, жить с чистой совестью и по правде, не восставать на власть и особенно заботиться о духовности.

Осуждается лень, праздность, пьянство, а труд провозглашается добродетелью. Его надобно исполнять, приготовляясь, трижды по­клониться святым образам, а потом только начинать. Многократно звучат напоминания о совести («со всего любовию и чистой совес­тью», «в чисте совести» и т.д.). Жить духовно, по правде — значит жить с чистой совестью. Совесть является императивом филантро­пического поведения: вглядись в беду и страдания; кто страдает в бедности и нужде, того не презирай, напои, накорми, с чистой со­вестью приветь. В «Домострое» сохранены византийские взгляды на женщину, оправдывающие деспотизм мужа, рукоприкладство, другие способы унижения и порабощения женщины. Однако извест­но, что русские семейные нравы того времени не копировали эти образцы. Домашнее хозяйство зажиточных семей было одним из самых сложных видов деятельности, где требовалась огромная сила воли и разнообразные знания. Многие женщины, в особенности вдовы, имеющие взрослых, отличившихся в деле сыновей, управля­ли и мужчинами. На практике этот византийский и церковный

1 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.

2 Мерило Праведное. М., 1961 (на ст.-слав. яз.). 9 Домострой. М., 1990.

 

взгляд на женщину как на безнравственное и рожденное угождать существо преодолевался.

В XVII-XVIII вв. имел также хождение адаптированный к русской жизни сборник нравоучительных легенд и рассказов «Великое Зер­цало», который распространялся иезуитами1. Эти религиозно-нрав­ственные легенды проникли из Европы через Польшу. В целом, этот сборник отражал старое средневековое мышление европейца XV в. и был примитивным. Он посвящен теме наказания порока и возна­граждения добродетели, рисует эпизоды с морализирующим фина­лом. Они учат любви к ближнему, трудолюбию, скромности, терпе­нию, благодарности, верности, миролюбию, нестяжанию и показы­вают всяческие издержки прелюбодеяния, пьянства, обжорства, гнева, вражды, жестокости, лживости.

Сборник «Юности честное зерцало» предназначен для обучения юношей и девиц хорошего рода правилам поведения и обхождения2. Главными добродетелями для юношей являются приветливость, смирение и учтивость. В них воспитывают притворство, осмотри­тельность, почитание старших, начальствующих и духовных лиц, знание своего места в общественной иерархии, которое определя­ется знатностью и богатством. Большое значение отводится обра­зованности, вернее сказать, знанию языков, к коему добавляется конная езда, танцы, фехтование, умение вести разговор, красноре­чие и чтение.

Через наставления раскрываются подлинные нравы. Они таковы: дети грубы с родителями, часто бранятся, самочинно распоряжают­ся в доме, тяготятся домашним распорядком, ленятся, злословят ближнего за глаза, пьянствуют, водят дурную компанию, драчливы, охочи до чужого. Молодежь сморкалась и плевалась на людях, бес­церемонно хватала за столом лучшие яства, напивалась, насмешни­чала, заносилась. Сборник наставлений не связан с задачей совер­шенствования личности, ее внутренним преображением, долгим и трудным путем к добродетели. Обращалось внимание лишь на внеш­нее поведение. От молодого человека ждали скромности и делови­тости, умения и желания служить, знать церемониал и этикет. Юно­шей учили быть осторожными и недоверчивыми, но не выказывать скептицизма и утаивать собственные намерения. У других людей сей отрок не должен вызывать неудовольствия, обиды, подозрения, а быть им приятным. Притворство, показное смиренничество, стремление угодить, быть своим, примениться к тем, от кого зави-

 

1 Державина О.А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. - Юности честное зерцало, пли Показание к житейскому обхождению. М., 1990.

 

сишь, — выраженная тенденция «Юности честного зерцала»1. Очень важно было манерой поведения отличаться от простонародья, на­пример слуг и крестьян.

Требования девической чести проникнуты духом патриархаль­ности и набожности. Перечисляются 20 добродетелей. Прежде всего — это религиозное благочестие, а с ним и приветливость, кро­тость, терпение, услужливость, трудолюбие, стыдливость, милосер­дие, молчаливость. Девушка могла проявить себя на улице, в цер­кви, на торжище, в доме, в бане и в посиделках (беседе). Красное лицо считалось признаком стыдливости и порядочности девицы, а «непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напивается пьяна, скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, как стерва». Живость изображения совсем затмевает и без того вымученную аб­стракцию благонравной девицы, заимствованную у Павла, Лютера, древних авторов, Иоанна Златоуста, Августина. Очень старая ос­копленная традиция I—II вв. толкования «о девстве» противопостав­ляется молодицам XVII в., которые были не против того, чтобы имитировать краску стыда, употребляя вино. В тексте не говорится о достоинстве женщины, ее волевых качествах, жизненных и нрав­ственных проблемах, которые она вынуждена решать.

Русские кодексы и нравоучения XI-XVII вв. отражают занятия, образ жизни феодалов, купечества, посадского населения, лиц ду­ховного звания и отличаются мелочной регламентацией, серьез­ностью тона. На них не лежит отпечаток каких-то крупный идей. Подчеркнутость благочестия и религиозности заставляет задумать­ся о ее формальном значении. От героизма эпического времени и истовости раннефеодального периода нравственная дидактика скоро превращается в правила учтивости. Дворянство и городские домовладельцы не смогли выработать общественных идеалов в XVII в.

И только в век авантюристов и в век имперского строительства начинают декларировать общественные идеалы.

1 Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. М., 1990. С. 68-69.

 

Мещанство

 

Мещанская мораль — как один из типов морали вырабатывалась на протяжении многих веков сознанием и образом жизни мелких соб­ственников, средних, промежуточных слоев населения, главным об­разом среди городских жителей. Свое название — мещанская — она получила в эпоху феодализма, когда общество было строго разде­лено на сословия, и мещанство было одним из них.

Слово «мещанин» в переводе с польского языка означает горо­жанин и по своему этимологическому смыслу соответствует фран­цузскому слову «буржуа». В европейских странах городские слои на­селения, обладавшие мелкой собственностью, с небольшим, но ста­бильным и достаточным для жизни доходом, назывались мелкой бур­жуазией. Поэтому для эпохи феодализма и ранних буржуазных ре­волюций отождествление «мещанской» и «мелкобуржуазной» мора­ли вполне правомерно: их ценностно-нормативное содержание во многом совпадало. Объединявшие их характеристики и субъект этих характеристик сохранились в понятиях «мещанское сознание», «ме­щанский тип личности», «мещанская психология», а слово «мещан­ство» стало нарицательным для определения людей соответствую­щей жизненно-нравственной ориентации независимо от их сословно-классовой принадлежности. В различных языках понятию «ме­щанин» аналогичны понятия: обыватель, филистер, малый собст­венник и др.

Мещанство нельзя отождествлять с третьим сословием, которое наряду с мелкими собственниками включало в себя пролетариев и среднюю буржуазию. Но с превращением буржуазии в социально господствующую силу и формированием крупной финансово-про­мышленной буржуазии расхождение между мещанской и буржуазной моралью стало весьма существенным: идеалы, ценности и нормати­вы последней значительно отличались от мещанских. Крупная бур­жуазия противопоставила себя мещанам и отгородилась от них стремлением приблизить свой образ жизни, в особенности его внеш­нюю сторону, к дворянскому. Часто учителями и воспитателями ну­воришей становились сами дворяне или приближенные к дворян­ской среде, люди, приобщавшие новую «знать» к дворянской культуре с помощью образования и воспитания.

В России мещанство всегда было неоднородно по своему генезису и составу: втягивало в себя сверху и снизу своих соседей, т.е. разо­рившихся купцов и дворян, с одной стороны, с другой — освободив­шихся и перебравшихся в город предприимчивых крестьян.

Хотя понятие «мещанство» появилось и обрело сословный статус в эпоху феодализма, субъект мещанской морали и ее нормативное содержание складывались задолго до его появления. Уже в Древней Греции и Риме средние слои составляли большую часть населения полисов и городов, включавшую в себя многочисленные объедине­ния ремесленников, мелких торговцев, мелких домо- и землевладель­цев, представителей свободных профессий, т.е. свободных граждан, обеспечивающих свое существование собственным трудом. Это, по­жалуй, было главным основанием выделения их в особую категорию. Соответственно их идеология и мораль, как и весь образ жизни, отличались от аристократической жизни и морали, а также от жизни и морали бедноты. Средние слои города представляли собой мелких собственников, обладавших правами свободных граждан и платив­ших налоги в государственную казну.

Идеологами средних слоев в античности можно считать поздних пифагорейцев, философов-киников, отчасти ранних и поздних сто­иков и первых христианских проповедников. Этические школы, призывавшие к умеренности, ограничению материальных потреб­ностей, бытовому аскетизму, законопослушности, утверждавшие благо человеческого труда, объективно выражали психологию сред­них слоев и формировали специфический тип сознания (см.: «Труды и дни» Гесиода, «Золотые стихи» пифагорейцев, этические фраг­менты Антисфена и Диогена и др.).

Нормативное содержание морали средних слоев складывалось на основе корпоративной регламентации жизнедеятельности много­численных ремесленных объединений — коллегий, гильдий, цехов. Самыми крупными коллегиями в Риме, например, были: из ре­месленников — сукновалы и деревообделочники, а из торговцев — виноделы и хлеботорговцы, существовали коллегии кузнецов, сле­сарей, каретников, сапожников, портных, каменщиков, цирюльни­ков, возчиков, носильщиков, медников, ювелиров, позолотчиков, парфюмеров, музыкантов, трактирщиков, поваров, торговцев раз­ными товарами (каждый товар продавался коллегиально) и т.д.

Пекари, например, объединялись в союзы в зависимости от ви­да печеных изделий. Коллегии имели свои уставы, выбирали долж­ностных лиц, которые вели дела и собирали взносы для устрой­ства совместных праздничных трапез и достойных похорон умер­ших. Коллегии выбирали себе в покровители языческих богов, чаще всего это были покровительница ремесел Минерва, бог здо­ровья Эскулап и заступник всех честных граждан — Геракл. Для основания коллегии нужно было специальное разрешение пра­вительства.

В коллегиальных уставах наряду с административно-професси­ональными предписаниями содержались и нравственно-поведен­ческие требования, нарушение которых каралось исключением из союза. В частности, строго осуждались нечестность в отношении своих коллег, расточительство, воровство, хулиганство, чрезмер­ное пьянство, распущенность. Член коллегии должен был быть че­ловеком религиозным, хорошим семьянином, примером для уче­ников и подмастерьев. Особенно строго регламентировались про­фессиональные обязанности и отношение к труду, контролирова­лось качество выпускаемых изделий, результаты труда1.

Эпоха средневековья во многом сохранила сложившуюся струк­туру городского населения, и в средневековых городах ремесленные объединения занимали еще большее место, как бы возглавляя сред­ние слои и подавая им пример в организации жизни. Определяющей средой средневекового ремесленника был мир города и тех ассо­циаций, в пределах которых протекала жизнь горожанина и его семьи, коллег по работе и соседей, которыми большей частью были те же коллеги. Повседневные нормы поведения, господствовавшие в этой среде, были обязательны для всякого, кто не хотел опуститься ниже своего социального статуса2.

Цехи, гильдии, корпорации играли существенную роль в сре­дневековом обществе. Авторитет цехов был непоколебим, они часто оставались относительно независимыми в политическом от­ношении. Существовали они повсеместно на Западе и на Востоке. Так, например, житель Османской Турции обязан был подчиняться прежде всего своему цеху, затем религии и в третью очередь султану или государству. Общими основаниями организационного порядка в цехах были: общие средства для общих нужд, наличие свидетель­ства о включенности в цех, гарантировавшего права мастера, се­зонное определение максимально допустимых цен на изделия и т.п. Когда ремесленник желал перейти в другой цех, переехать на дру­гую улицу или в другой город, ему необходимо было обновить ли­цензию. Все это делалось в интересах охраны прав цеховиков и предотвращения конкуренции. Весьма точно были очерчены об­ласть и вид продукции, в отраслевых ремеслах цехи негативно от­носились к любым инновациям и не допускали изменения установ­ленных образцов, заботились о порядке, дисциплине и высоком качестве изделий, формируя среди цехового братства чувство про­фессиональной солидарности. Ремесленники, запятнавшие имя

1 См.: Кумапецкий Казимеж. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990; Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима; Древний Рим / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1950; Боннар Андре. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1958-1959.

2 См. Организация труда и трудовая этика: Древность. Средние века. Совре­менность. М., 1993.

 

цеха, лишались цеховых прав или исключались1. Таким образом, средневековая цеховая организация вырабатывала определенные жизненные принципы совместной деятельности, которые предпо­лагали соответствующие им стереотипы мышления и поведения. Главной заботой цеха был профессиональный престиж, незапят­нанность репутации.

Устав стокгольмских сапожников, например, предусматривал штраф за каждую дыру в сапоге в зависимости от ее расположения, за каждый кусочек использованной негодной кожи, за любую фаль­сификацию сырья. Цех запрещал работать ночью и в праздники, браться за заказы, заведомо не выполнимые в срок, одновременно работать на нескольких заказчиков, брать в помощники людей «со стороны», поручать сложную работу подмастерью. На изготовлен­ной вещи должно было стоять клеймо мастера, что означало полную личную ответственность за качество работы.

Мастер с помощью подмастерья должен был внимательно рабо­тать с заказчиком и покупателем. Нарушение договорных обяза­тельств по отношению к заказчику считалось недопустимым. В ма­териальном плане все это вырабатывало ответственное отношение к качеству, а также авторитету мастера-ремесленника. В цехах по­ощрялась семейственность и передача дела по наследству, что спо­собствовало закреплению в традициях лучших образцов и техноло­гий профессиональной культуры.

Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха, которые должны были исключать обман, переманивание за­казчиков, кражу или порчу инструмента, брань, оскорбления в адрес не только коллеги, но и его родственников. Поощрялась взаимопо­мощь и благотворительность. Дважды в год все члены цеха должны были присутствовать на цеховой мессе, участвовать в похоронах, поминках, посещать больных. Устраивались совместные трапезы-пирушки (слово «цех» от слова «пир»). Все это служило формиро­ванию цеховой коллективности. Индивидуализм и эгоизм осужда­лись. «Хорошим человеком» считался тот, кто соблюдал все нормы, обряды и обычаи цеха. Цеховые уставы приписывали своеобразный этикет поведения на пирах: запрещали напиваться, приводить жен­щин дурного поведения, приносить с собой ножи или какое-либо оружие, устраивать драки, засыпать за столом, проливать на стол пиво и т.п. Культура застолья насаждалась строгим контролем ста­рейшин и системой штрафов.

1 См. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. Ростов н/Д, 1995. С. 541.

 

В уставе содержались морально-нормативные предписания отно­сительно того, как должен мастер обращаться с подмастерьем, а пос­ледний вести себя по отношению к мастеру не только на работе, но и в быту. Фактически цехи представляли собою замкнутую сис­тему отношений, внутри которой складывалась корпоративная мо­раль, всеми возможными средствами внедряемая в сознание и по­ведение этой наиболее многочисленной части городского населе­ния. Иерархичность отношений внутри цеха требовала строгой дис­циплины, послушания, почтения к вышестоящим и добропорядоч­ного отношения к нижестоящим. Цех стремился сформировать в своих членах уважительное отношение к собственному статусу, свое­образную корпоративную честь и честность, умение руководство­ваться здравым смыслом и справедливостью в отношениях между собой и своими соседями1. С распадом цехов многие элементы этого сознания по традиции перешли в среду городских жителей, не свя­занных цеховой организацией. Отношения и нравы цехов оказали сильное влияние на общество в целом и сформировали массовое сознание именно средних слоев города, т.е. будущих «мещан» или мелких буржуа. (Жизнь ремесленников, их менталитет и нравы силь­но отличались от жизни фабричных рабочих.)

В связи со сказанным о цеховом образе жизни и морали трудно согласиться с точкой зрения М. Вебера, который полагал, что мел­кобуржуазное сознание и «дух капитализма» явились следствием воз­никновения протестантизма и протестантской этики с ее кредо уме­ренности и пуризма, а также последующим появлением сектантства2. Факты свидетельствуют о том, что мораль добросовестного отно­шения к труду, бережливости, незапятнанности собственного имени, верности долговым обязательствам, патриархальности се­мейных отношений, материальной расчетливости и разумного ог­раничения потребностей, выражавшегося в мелкобуржуазной ску­пости, возникла задолго до Реформации (1526). Суждение польского автора М. Оссовской относительно того, что протестантизм более всего соответствовал «духу» мелкого собственника, отражал и вы­ражал его социальную психологию, кажется нам справедливым и наиболее правильным3. Бывшие ремесленники «приняли» протес­тантизм как религиозное направление, санкционирующее и освя­щающее их жизненные ориентации, образ жизни и мышления.

1 См.: Организация труда и трудовая этика: Древность. Средние века. Совре­менность. М., 1993.

2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М, 1990.

3 См.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

 

В России допетровских времен ремесленное производство было развито сравнительно слабо. Петр I, ориентированный на западно­европейскую цивилизацию, начал вводить ремесленные цехи по спе­циализации, но перенести на русскую почву строгую регламентацию цеховой жизни оказалось невозможным1. Правомерно предполо­жить, что в определенной мере этому препятствовало российское православие с его идеалами «соборного выживания», общинного об­раза жизни верующих, взаимного согласия, братства во Христе и т.п. К тому же деятельность образовавшихся цехов строго контролиро­валась и облагалась налогами государства, полностью лишая цехи су­веренности, самостоятельности и корпоративной обособленности.

Если в Европе цеховые организации были ликвидированы Фран­цузской буржуазной революцией в связи с тем, что их монопольное положение стесняло развитие производительных сил и отношений нового общества, то в России через полвека после Петра, в царст­вование Екатерины II губернской реформой 1775 г. было образова­но сословие мелких собственников — горожан, получившее назва­ние «мещанство». В сословие входили городские жители с годовым доходом менее 500 рублей, занимавшиеся самыми разными видами деятельности на основе личной собственности, которую могли со­ставлять собственный дом, инструменты для труда, небольшой зе­мельный участок, запасы сырья и т.п. В городах они селились по окраинам и назывались «посадскими людьми».

В отличие от купечества мещанство платило подушную подать, было ограничено в свободе передвижения, несло рекрутскую повин­ность и вплоть до реформы 60-х гг. XIX в. подвергалось телесным наказаниям. Сословная принадлежность передавалась по наследству и вместе с нею передавались традиции, нравы, обычаи, привычки, т.е. определенный образ жизни, отношение к окружающему миру, ценностные установки, нормы, предписания и соответствующие правила поведения. В каждом городе мещане образовывали мещан­ское общество, во главе которого стоял староста и его помощники.

Мещанское сословие, как и сословие мелкой буржуазии на Запа­де, составляло наиболее многочисленное население города и по своему составу было неоднородно. Его промежуточное положение между «богатыми» (дворянами, купцами, духовенством) и «бедны­ми» (городской беднотой, нищими, бездомными) определяло и его нравственную ориентацию. Тяга к богатству и боязнь нищеты по­рождали двойственную психологию, суть которой заключалась в том, чтобы быть «не хуже людей», но вместе с тем помнить, что

1 См.: Кулиш ИМ. Очерки истории русской промышленности. Пг., 1922.

 

есть люди, «которым еще хуже». Сословие постоянно пополнялось выходцами из крестьян, отпущенных на волю, и разорившимися представителями высших сословий. Так, в России в 1811 г. меща­не составляли 35,1 процента городского населения, а в 1897 г.— 44,3 процента. В результате реформ 60-х гг. XIX столетия мещане получили доступ на государственную службу, среди них появились лица «свободных профессий»: врачи, адвокаты, статисты, журналис­ты, служащие частных контор и банков, мелкие коммерсанты и т.п. Уже во времена Екатерины II в результате активной деятельности И.И. Бецкого1 в России с 1763 г. стали возникать новые воспита­тельные учреждения, в которых обучались представители всех со­словий (кроме крепостных): девушки из мещанского сословия по­лучили доступ в институты благородных девиц, а юноши — в кадет­ские корпуса. (В последние десятилетия XIX столетия появились Высшие женские курсы, Курсы Лесгафта и др.) Доступ в коммер­ческие, технические учебные заведения, а позднее в университеты способствовал появлению так называемой мещанской интеллиген­ции, которая, в отличие от бывших ремесленников — основного со­става первых мещан, — стала обеспечивать собственную жизнь, про­давая свою «интеллектуальную собственность»: работая учителями, врачами, инженерами, бухгалтерскими работниками и т.п. Дворян­ство с презрением относилось к людям подобного типа, а впослед­ствии к самому слову «интеллигенция». В основном это отношение строилось на апелляции к бездуховности мещанина и его детей, на­званной в немецких студенческих кругах XIX в. филистерством (слово присуще лишь немецкому языку). А. Шопенгауэр назвал фи­листером человека, лишенного духовных потребностей. «С высшей точки зрения, — писал он, — я дал бы понятию такое определение: это — человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реаль­ностью, которая на самом деле не реальна». Никакое стремление к познанию, к собственным эстетическим наслаждениям ради них самих не оживляет его существования. Действительными наслажде­ниями являются для него лишь чувственные. Отсутствие духовных потребностей делает для него недоступными духовные наслаждения. Тупая, сухая серьезность свойственна филистеру и характеризует его. Ничто не радует, не оживляет, не возбуждает его участия. Пре­тензии его тщеславия состоят в том, чтобы чином, влиянием, влас-

 

1 Бецкий Иван Иванович (1703-1785) — государственный деятель эпохи Елиза­веты Петровны и Екатерины II, незаконнорожденный сын И.Ю. Трубецкого, ак­тивно участвовал в организации народного образования в России. Под влиянием идей французских энциклопедистов, особенно Ж.Ж. Руссо, разработал проект «О воспитании обоего пола юношества», принятый в 1754 г.

 

тью превзойти других, которые будут его за это уважать. Но он может довольствоваться и тем, чтобы только вращаться в среде тех, кто добился всего этого, и греться в отраженных от них лучах.

В требованиях, предъявляемых другим людям, он меньше всего заботится о преобладании духовных способностей, скорее они воз­будят в нем антипатию, пожалуй, даже ненависть, поскольку вызовут тяжелое чувство своей ничтожности и глухую зависть, которую он будет скрывать даже от самого себя. Свое уважение или почтение к людям он соизмеряет не с их духовными качествами, а только с чином, богатством, властью и влиятельностью, которыми хотел бы блистать сам1.

Двойственное положение мещанина одновременно как собствен­ника и труженика определяет его отношение к «вышестоящим» и «нижестоящим» слоям общества. Как собственник он завидует круп­ным собственникам, как труженик тяготеет к демократии и спра­ведливости. Пу





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.