Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху 2 страница




1 Плутарх. Указ. соч. С. 116.

2 Законы XII Таблиц. М., 1996. Считается, что в древности текст был занесен на глиняные таблицы.

 

опрокидывающие это правило: «В противоположность семитичес­ким системам права, от кодекса Хаммурапи и до Второзакония, при­нимающим талион в качестве принципиальной формы социального урегулирования, индоевропейские судебники (и обычаи), начиная с законов Ману и Артхашастры, относятся к нему как к чему-то ис­ключительному, предпочитая штрафы, доминирующие в области и уголовного и гражданского деликтов... Талион, как он встречается в Законах XII Таблиц и им подобных, представляется чем-то чуже­родным, результатом заимствования, находящегося в кричащем противоречии с началами всей данной системы возмещения ущер­ба... Все, что идет от талиона в позднейшем европейском законо­дательстве, внесено христианством, каноническим правом, проник­нуто библейскими началами»1.

Смертной казни заслуживают такие действия, как потрава поля, поджог строения или скирд хлеба, воровство урожая с чужого поля в ночное время, сочинение и исполнение позорящих кого-либо песен, лжесвидетельство в суде, причинение вреда клиенту со сто­роны его патрона. Смертной казни предавали также судью и посред­ника — взяточников, подстрекателей, врагов римского народа, при­зывавших к нападению на римское государство, и того, кто предает в руки врага римского гражданина. Таблица III допускает казнь долж­ника, чтобы затем «разделить тело должника между кредиторами», присудить части его тела тем, кому он сам был должен. Законы со­держат норму — «нельзя лишать жизни без суда», смертная казнь пра­вомерна только по приговору суда. Встречается ограничение нормы отцовского права — «если отец трижды продает своего сына, то сын да будет свободен от своего отца». Статья X предусматривает уде­шевление погребений, сокращение расходов на погребение и опла­кивание (золота с покойником не класть, пусть на похоронах жен­щины щек не царапают и по умершим не причитают). Косвенным образом законы противодействуют бракам плебеев с патрициями.

Законы XII Таблиц основное внимание уделяют институтам го­сударства и гражданства, клиентуры, а также объективности судей­ства, правам кредиторов, личным владениям, репутации человека. В Дигестах преобладают разделы о военном деле и частном праве. Законы XII Таблиц отражают пласты архаической и полисной рим­ской морали с ее понятиями «нравы отцов» и «доблестный (чест­ный) муж». Эталоном поведения архаического римлянина является «доблестный муж» — отец семейства, домовладелец, жрец семейного Культа, земельный собственник, храбрый солдат, активный гражда-

 

1 Черниловский З.М. Русская Правда в свете других славянских судебников // Проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. С. 13.

 

нин. Моральная деятельность остальных (жены, сына, клиента) ори­ентирована на деятельность отца, патрона, господина. Он выступает как личность, т.е. юридически полноправное лицо. Сын зависит от отца в частной жизни и самостоятелен только в общественной де­ятельности. Традиционное (архаичное) сознание имеет большое влияние на общественную жизнь. С конца II в. до н.э. и до последней четверти I в. до н.э. римская гражданская община (civitas) пережи­вает острейший социально-политический кризис и гражданскую войну. Распадаются прежние нравственные отношения, возникает автономия морального сознания, раздвоение сознания на общест­венное, нуждающееся во внешней санкции, и индивидуально-непо­вторимое (совесть), обособленное от внешних стереотипов1.

Юстиниан I (482-565) — византийский император (с 527 г.). При нем Византийская империя достигла своего могущества. С правле­нием Юстиниана связана знаменитая кодификация римского права2 («Свод гражданского права»), известная как Кодекс Юстиниана (529) и Дигесты Юстиниана (533). Институции Юстиниана соеди­няют различные пласты римского права, включая Законы XII Таблиц и ценнейшие приобретения так называемого золотого века римской юриспруденции (П-Ш вв.), когда право понимали, по выражению Цельса, как науку о добром и справедливом. Дигесты — это компи­лятивный труд, подготовленный юристами-теоретиками, отражаю­щий, иногда бессистемно, устаревшие нормы и действующее право.

Основные предписания права и морали, сформулированные в Дигестах, таковы: жить честно, не вредить никому, ближнего не ос­корблять, воздавать каждому свое, или всякому воздавать должное. В право проникает моральный принцип взаимности: «право, кото­рое кто-либо считает справедливым применять к другому лицу, долж­но признаваться действительным и для самого себя»3. В Дигестах подтверждается институт рабства («все люди или свободные, или рабы»). Рабство существует не по природе, не потому, что некоторые народы и люди самой природой созданы, чтобы повиноваться дру­гим, как считал Аристотель, а по праву народа, т.е. как экономичес­кое и политическое отношение. В юридическом смысле проводится различие между рабами (несвободными и бесправными), свободны­ми людьми (не наделенными гражданскими и политическим права-

 

1 См.: Брепкин О.В. Мораль Древнего Рима. Изд-во Мордовского Университета, 1992.

2 Римское право — это «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 105).

3 Юстиниан I, император византийский. Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 53.

 

ми, не являющимися субъектами права) и гражданами (свободными, полноправными, юридически правомочными).

Большинство вещей принадлежат отдельным людям. Выделены в особый класс так называемые святые, или священные, вещи, ко­торые являются предметом божественного права, а все прочие де­лятся на публичные, или общие для всех, и частные. В дальнейшем слова «sanctio» (санкция) и «Sanctus» (святой, священный, непри­косновенный) сближаются, и частную собственность начинают мыс­лить как священную и неприкосновенную.

С точки зрения этики в Дигестах особо заслуживает внимания концепция «злого умысла», положения о совести, свободе, репута­ции. Злой умысел отождествляется с корыстным обманом, лукавст­вом, хитростью, которая приносит личную выгоду. Против злого умысла выдвигается формула, принадлежащая Ульпиану, римскому классику юриспруденции: «Этим эдиктом претор выступает против двуличных и злоумышленных людей, которые вредят другим каким-либо лукавством: коварство первых не должно приносить им поль­зы, а простота вторых не должна приносить им вреда»1. Древние римляне употребляли термин «добрый умысел» (dolus bonus), когда говорили о хитрости, в особенности против врага или неприятеля. Обман противника — это гражданская доблесть. Под термином «злой умысел» подразумевается своекорыстие, некий способ при­своения чужого имущества безнравственным путем, злоупотребле­ние доверием, двуличность, расчетливый эгоизм.

Дигесты выводят в особый разряд людей, «пользующихся дурной славой», или людей с плохой репутацией, заслуживающих нравст­венного осуждения и презрения. Это следующие лица: с позором уволенные из армии, осужденные за клевету, участники сговора, под­купленные, осужденные за воровство, грабеж, обиду и злой умысел, обман, а также актеры, сводники и нарушители семейного траура.

Дигесты Юстиниана содержат правовое представление о свобо­де, которая означает свободу действий, т.е. главным образом физи­ческую свободу: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом»2. Личный произвол невозможен в правовом поле. Римское право не В признает действительным то, что совершено под влиянием принуж­дения или страха. Добрыми и справедливыми могут быть действия, основанные на праве и оправданные им, а также действия, когда субъект права реализует свободу выбора.

 

1 Юстиниан I, император византийский. Дигесты Юстиниана. М.. 1984. С. 86.

2 Там же. С. 35.

 

К III в., в классический имперский период, римское право пред­усматривает обстоятельства, когда нормы права и моральный долг отделены друг от друга. Речь идет о «fideicommissum» — в Древнем Риме так называлось поручение наследодателя наследнику передать какое-либо имущество третьему лицу, указанному наследодателем в завещании. Право оставляет законному наследнику свободу выбора: он может воспользоваться всем наследством по закону (его интересы защищены юридически), а может и ущемить свои интересы, но вы­полнить волю завещателя как свой моральный долг. Сознание вы­годы сталкивается с нравственными чувствами (уважения, верности, справедливости, признательности и т.п.), сознанием морального долга. Все зависит от индивидуального выбора. Закон не требует поступать по совести, но оставляет человеку такую возможность. Право наследования в те времена было ограничено; так, им не могли воспользоваться внебрачные дети и неграждане. В действительнос­ти, наследодатель мог иметь перед ними моральные обязательства, любить их и думать о том, чтобы их обеспечить. Закон не признавал волю завещателя в полном объеме, он отнюдь не был сентиментален.. Осуществление этой воли зависело от решения законных наследни­ков. В массе своей римляне были корыстны и весьма опасны в своей погоне за богатством. Тем более заслуживает внимания тот факт, что, за редким исключением, они проявляли непонятную сентимен­тальность, благородство и нравственную волю именно в таких си­туациях.

Правовой документ дает представление о морально достойном и недостойном (низком) поведении в статьях о трауре. Там, в част­ности, говорится: «Не следует носить траур по врагам, по осужден­ным за измену, по тем, кто повесился, кто наложил на себя руки не вследствие отвращения к жизни. Но вследствие угрызений совес­ти»1. Раскаяние имеет куда меньшую ценность в сравнении с нрав­ственным неприятием жизни. Часто вспоминают о прошлом и идеа­лизируют его: «Предки считали, что в наименьшей степени заслу­живает траура тот, кто. действовал для разрушения отечества и для убийства родителей и детей; если такой человек убит своим сыном или отцом, то все признают, что здесь нет преступления, но даже следует дать награду»2. Худший из людей — это изменник, предатель, враг отечества. Он не стоит сожаления.

Документы, относящиеся к античному праву, обобщают и фор­мализуют сложившиеся в обществе фактические отношения. Они хранят определенное нравственное мировоззрение и оценки тех

1 Юстиниан I, император византийский. Указ соч. С. 70.

2 Там же. С. 200.

 

или иных поступков. Система норм, регулирующих отношения между юридическими лицами, является ядром социальной этики, объективированной нравственностью, внешней санкцией частной деятельности. Нормативное поведение, которое античная филосо­фия традиционно связывала с разумом образованного человека, в свете античного законодательства является объективно необходи­мым поведением индивида в конкретном государстве. Еще Аристо­тель осознал социальный аспект морали. Под влиянием социальных антагонизмов отношение «индивид — общество» начинает регулиро­ваться правом, социальная этика размещается в границах права. Вне этих границ и в своеобразных нишах развивается более тонкая и меланхоличная субъективно-личностная нравственность, особая этическая чувствительность, которая сторонится публичной сферы, общественных обязанностей.

Христианская социальная этика Амвросия Медиоланского

Император Феодосии Великий (IV в.) в эпоху поздней античности предпринял попытку путем законодательных мер реформировать общественные нравы в духе христианской этики и религии. Он про­должил религиозную политику императора Константина, который своим эдиктом официально прекратил гонения христиан, но начал преследования еретиков и язычников, которых объявил государственными преступниками, в 340 г. он закрыл языческие храмы. После Никейского Собора (325), осудившего арианскую ересь, христианство превращается в государственную религию. Прежде гонимая, церковь приступает к идеологическим репрессиям в союзе с государством. Эмблемой христианского государства становится Христос-император, предводитель небесного воинства. Константин I и Феодосий Великий, пытаясь с помощью христианской церкви укрепить государственную власть, превратили позорный крест распятия в символ военной победы; «Константинове христианство существовало в урезанном виде. Страсти Христовы были сведены до минимума. Крупным планом публике демонстрировали образ Христа торжествующего, хозяина положения, господина-Kyrios, героя под стать самому императору. Ведь только превратившись в символ победы, и вовсе необязательно победы духовной, увенчав римскую императорскую хоругвь и став вровень с орлами римских легионов, крест — древний символ позорной смерти — становится в римской эйкумене предметом единодушного и ревностного по­клонения»1. Возобладала царская, политическая сущность Христа.

1 Карданы Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 179.

 

Феодосий Великий являет собой христианствующего политика того времени — непоследовательного, ленивого, запятнанного убий­ствами и прегрешениями, действующего из сиюминутной необхо­димости. В Амвросии Медиоланском сочетаются античный государ­ственный деятель и христианский священник, схимник, «добрый пастырь», стоик-цицеронист и экзегетик Писания. Они олицетво­ряли соперничество и союз Церкви и Империи, действовали каждый по-своему, считались друг с другом и одновременно покинули арену истории, сыграв свои роли.

Феодосий издал 17 эдиктов против еретиков (391-393) и запретил все языческие культы. Изображение ереси как антигосударственной деятельности оправдывало поражение еретиков в правах. Еретики и язычники отныне не имели права существовать в христианском государстве. Влиятельным еретическим движением в то время было арианство1.

Религиозно-этическое значение имел закон Феодосия против зре­лищ, отрады городского плебса, глубоко въевшейся греко-римской традиции многочасовых цирковых представлений, зрелищ, спор­тивных игр и сражений со зверями. Зрелища привлекали много на­роду. Церкви и литургии в эти дни никто не посещал. Не соблюдался церковный календарь. Атмосфера празднеств, их дионисийское на­чало, взрыв низменных страстей и опьянение сценами жестоких схваток и бесстыдства разрушали христианское умонастроение. Амв­росий Медиоланский считал, что досуг надо отдавать домашним бла­гочестивым и добродетельным занятиям, а не пиршествам и раз­вратным женщинам. По его словам, есть люди-ратоборцы, ведущие содержательную и порой героическую жизнь, и люди-зрители, жи­вущие ради увеселений, роскоши, богатства, почестей, хищений. Он осудил траты на зрелища и спорт, широкие пиры, цирковые и те­атральные увеселения, охоту, подарки гладиаторам. Зрелища лиши­лись государственных субсидий, проводились скромнее, реже, в оп­ределенные дни и постепенно вытеснялись религиозным театром и религиозными празднествами. Император Феодосий также стре­мился укротить мирской гедонизм, греко-римскую модель общест­венной жизни, вульгарное проявление гражданского общения, из­менить социально-культурную политику.

Феодосий законодательно воплотил идею христианского брака, урегулировал брачное право таким образом, что брак между хрис-

 

1 Арианство (от Ария — основателя учения, александрийского пресвитера) от­ражает церковный раскол IV в.; ариане признавали монархическое толкование док­трины тринитаризма, верховенство бога-отца и инструментальное значение Христа как уникального трансцендирующего человека, но не признавали его божественности.

 

тианами и иноверцами превратился в прелюбодеяние, т.е. в уголов­ное преступление. Еврей под страхом смерти не мог жениться на христианке, а христианин — на еврейке. Запрещались браки двою­родных братьев и сестер. За нарушение запрета полагалась казнь и конфискация имущества. Препятствия возникали перед повторны­ми браками. Идеалом мыслилось безбрачие. Св. Амвросий произно­сил увлекательные проповеди о девстве. Оно считалось высшей жен­ской добродетелью, христианским подвигом. Вдовство, хотя и усту­пало девству в моральной ценности, имело привилегии, в частности право на вспомоществование, первоочередность при получении средств, распределяемых церковью. Эталоном христианского брака стремились сделать супружеские отношения, лишенные чувствен­ности, превратить брак в совместное существование под одним кро­вом. Феодосии христианизировал и брачное право. Кроме того, он разрушил дома терпимости, издал закон против мужской проститу­ции1, античного распутства, которое не вписывается в христиан­ский образ жизни.

Феодосий пробовал улучшить положение рабов, исходя из хрис­тианских этических требований, запретил превращать в рабство христиан, чем осложнил работорговлю. Св. Амвросий считал пер­вейшим благодеянием выкуп рабов-христиан, для чего церкви было позволено использовать церковное имущество, сокровища, утварь, обменивать их на «живые сосуды», т.е. на людей. Оба деятеля доби­вались, чтобы не стало христиан-рабов, чтобы исчезла угроза раб­ства для христиан. Христиане не должны быть рабами. Св. Амвросий был уверен в том, что «человек сотворен ради человека» и люди должны помогать друг другу.

Амвросий Медиоланский (339-397), один из отцов церкви, епископ (374), христианский святой, «придворный теолог», противник арианской ереси, платонизирующий моралист, опирающийся на идеи Филона, Оригена, цицероновское учение о морали, крупнейший нравоучитель IV в. Самое значительное нормативно-нравственное сочинение св. Амвросия «Об обязанностях священнослужителей» (386) отталкивается от работы Цицерона «Об обязанностях», рим­ских нравственно-правовых символов и понятий. Он не располагал образцами христианской моралистики. Его сочинение является первым отчетливым этическим трактатом христианского писателя, пер вой систематической попыткой целостного изображения жизни христианина-мирянина, первым опытом преподнесения христиан-

 

1 См.: Чернявский Н.Ф. Император Феодосии Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913.

 

ской морали отдельно от вероучения, на основе одних только ис­торических библейских примеров-прецедентов, не обращаясь к уче­нию о божественности Христа. Он соединил христианскую помощь бедным («бедные важнее золота») и стоический моральный риго­ризм. Общественная деятельность и нравственная позиция св. Амв­росия сообщали церкви гуманизм и высокую духовность.

Амвросий христианизировал классические идеалы, прославлял четыре кардинальные добродетели античности — мудрость, справед­ливость, мужество и умеренность, советовал жить по закону приро­ды и христианским примерам. Он считал тождественными полез­ное, справедливое и честное. Природа и Бог обязывают к челове­колюбию и взаимопомощи. Важнейшая обязанность человека — по­могать ближнему и нуждающемуся (бедному), защищать притесняе­мого («ты подаешь ему монету, а он получает жизнь»).

Нормами христианской жизни, по Амвросию, являются справед­ливость, равенство, человеколюбие, честность, верность. Только общественная цель, или «общая выгода», может быть целью добро­детели («не может быть полезным то, что полезно только одному»; «что не полезно для всех, то вредит»). Взятая сама по себе, личная польза означает корысть, сребролюбие, стремление к обогащению, деньгам, сравниваемое с «засухой добрых дел». Отсюда выводит­ся правило: «Делай то, что никому не вредит, а всем приносит поль­зу», перекликающееся с принципом римского политического права: «Что касается всех, должно быть одобрено всеми». Нравственность наполнена социальным смыслом. Любовь к отечеству стоит рядом с любовью к Богу. Добродетель мужает и крепнет в кратере соци­альных потрясений: «Никакие бедствия не в состоянии воспрепят­ствовать проявлению честности, ибо она сияет и среди бедствий; даже напротив, во время постигающих человека несчастий она про­является еще заметнее, чем во дни благополучия. Итак, среди оков, среди войны, огня, в рабстве, которое для свободных хуже всякого наказания, среди страданий умирающих при гибели отечества, среди ужаса живых и крови погибших у наших предков не погасла забота о честном, а, наоборот, еще больше заблистала и просияла в благочестивых сердцах среди праха и пепла разрушенного оте­чества»1.

Амвросий порицает торгующих, наемников и притворных ни­щих. «Тирские торговцы и галаадские купцы» обозначают у него всяких бесчестных людей. Праведный не захочет торговать, так как

1 Амвросий, епископ Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. М.; Рига, 1995. С. 357.

 

забота о барышах не дело честности, «продающий зерно проклят в народе». Наемники и поденщики также полезным признают деньги, подсчитывают свой ежедневный заработок. Притворные нищие, ра­ботоспособные, имеющие склонность к бродяжничеству, отнимают у бедняка кусок хлеба, разными способами стараются приумножить свои доходы. Этот сорт «бесчинных» людей уже в I в. паразитировал на христианском милосердии, пользуясь средствами религиозной общины. Амвросий различает нищих и нуждающихся бедняков. Он выражает презрение, равнодушие и недоверие к деньгам («деньги уплывают и скоро совсем истощаются», деньги быстро кончаются, они обманчивы, их трудно сохранить, они портят и тех, кто их имеет, и тех, кому их недостает»).

Св. Амвросий отождествляет нравственные отношения с отно­шениями бедняков и к беднякам: «Вообще же дружба бедняков по большей части прочнее (meliores), чем богатых, и часто богатые не имеют друзей, в то время как у бедных их очень много... чужды об­мана все отношения к бедному и дружественное расположение к нему не ведает зависти»1. Бедность для Амвросия не является мета­форой, символом неудовлетворенности, испытанием добродетели, стоической позой, религиозной заслугой, но действительным поло­жением большинства. Бедность взывает о помощи. С позиций хрис­тианского гуманизма бедность является моральным злом, порождает моральный долг дать бедному необходимое, быть справедливым и щедрым. Амвросий нигде не связывает бедность с какой-либо рели­гиозной или моральной виной, не изображает бедняков виновными, завистливыми, буйными, никчемными. И именно на «территории бедных» следует ждать появления «новых дел и нравов», которым способствовали и император, и святой.

По учению Амвросия, нужно быть гостеприимным, милостивым, справедливым, благожелательным, щедрым, чистым и простосер­дечным, тихим, кротким, скромным, ласковым, невозмутимым, сми­ренным, не обещать бесчестного и всегда исполнять обещания, не нарушать ничьих прав, стремиться к согласию и избегать распрей, [ взаимно помогать друг другу, пренебрегать богатством, не отнимать чужого, не вредить, но сострадать и творить добрые дела. Это уже не сектантская христианская мораль, противостоящая мирскому раз­врату, а христианская гражданская нравственность, противостоя­щая эгоизму богатых и монетарным структурам.

1 Амвросий, епископ Медиоланский. Указ. соч. С. 357.

 

Паулинизм. Этика любви

 

Апостол Павел (ум. в 64 г.) — первый христианский богослов-мета­физик, теоцентрист и мистик, наследник ветхозаветных пророков, автор четырнадцати Посланий к христианским общинам (цер­квям), о котором Э. Ренан написал: «Павел — отец хитроумного Ав­густина, сурового Фомы Аквинского, мрачного кальвиниста, горь­кого янсениста, свирепого богословия, осуждающего и предрекаю­щего гибель»1. Мистическая этическая доктрина Павла, его соци­альный оппортунизм контрастируют с мечтательной плебейской этикой Христа, его революционной утопией.

Как известно, до своего разрыва с иудаизмом Павел, этот потом­ственный римский гражданин, обойщик и изготовитель армейских палаток, ревностный фарисей, участвовал в преследованиях назарействующих иудеев и их активистов, одним из которых был Иисус. Павел никогда не видел исторического Христа, не принадлежал к его ближайшему окружению. Христиане из иудеев, ученики Иисуса, оспаривали легитимность апостольства Павла. Его ненавидел автор «Апокалипсиса», не признавал Иаков, иерусалимский священник, «брат Господен», с ним соперничал апостол Петр. Павел провозгла­сил себя апостолом язычников по убеждению и призванию, но не по завещанию и поручению исторического Христа. В оправдание своего апостольства2 Павел апеллировал к метафизическому Христу, воплощающему трансцендентную реальность и абсолют, к метафи­зическому событию распятия, заключенного в исторические рамки. Его апостольство следует из внутреннего мистического опыта, ин­тенсивной веры, совести, интуиции и болезненных видений, непо­средственного общения с Богом. Этот сентиментальный и тиранич­ный, меланхоличный и мужественный человек, умный политик и настойчивый проповедник был обезглавлен в Риме при императоре Нероне.

Павел отделил христианство от иудаизма и существенно способ­ствовал превращению локальной религиозной ереси в универсаль­ную этическую религию. Он атаковал еврейскую концепцию избран­ности и аннулировал мессианство как политическую идею. Христи­анская мистическая литература начинается с Посланий Павла. Павел распространил несистематизированное христианство, кото-

 

1 Ренан Э. Апостол Павел. СПб., 1907. С. 242.

2 Апостолами называли странствующих проповедников, в обязанности которых входил сбор средств в пользу религиозных общин. Легитимных христианских апос­толов, согласно каноническим Евангелиям, было 12, затем их число возросло до 70-72 человек.

 

рое несло с собой импульс созидания, идеал внутренней свободы, достоинства, совести человека, этический критерий личностного общения (любовь). Павел развил неавторитарную, неспекулятив­ную, неорнаментальную нормативную этику, основанную на общих ценностях и взаимной любви.

Апостольская деятельность Павла послужила стимулом к созда­нию Евангелий. Послания Павла написаны раньше Евангелий. По­явление Евангелий связано с иудейскими восстаниями 66-74 гг. и 132-135 гг. Исходный текст, Евангелие от Марка, написан племян­ником Варнавы, соратника Павла, еще до падения Иерусалима в 70 г., в Риме и предназначался для образованной греко-римской ау­дитории. Евангелие от Луки написал греческий врач, друг Павла, около 80 г. Этот текст предназначался для образованных слоев на­селения г. Цезареи, столицы Палестины, и ориентирован на стан­дарты и нормы эллинистической историографии и философии. Евангелие от Матфея написано евреем-христианином в 85 г. и за­висит от Павлова Послания к галатам. Евангелие, которое церковная традиция приписала во II в. Иоанну, создавалось в окрестностях Эфеса в 100-120 гг. Пролог этого текста знаменует начало христи­анской теологии. Впервые Иисус назван Богом, Словом и Светом. В Евангелии от Иоанна чувствуется влияние гностицизма и мисти­ки1. Евангелия дали мало или не дали никакой метафизики. Язык теологии был им чужим. Они дали портрет личности, обладающей необычным опытом единения с Богом, доктрину воплощения, «сыновности». С самого начала христианство было мистической религией, стремящейся на языке тайны, символа, иррациональным i путем выразить проблему соотношения вечного и преходящего, самодовлеющего Абсолюта и конечности человека.

Евангелия суммировали ранние утраченные записи, устные пре­дания, пророчества, мифологические сюжеты, мессианские и эсха­тологические очерки, притчи. Кумранская община ессеев (II в. до н.э. — I в. н.э.), протестующая против угнетения и неравенства, на­зывалась «Новый Завет». Как и всякое компилятивное произведе­ние, Евангелия полны противоречий и разночтений.

Павел стоит на консервативной, оппортунистической социаль­но-политической позиции, выражает взгляды «кротких христиан», лояльных к властям. Этим объясняется панегирик власти и оправ­дание политических репрессий: «нет власти не от Бога», «противя­щиеся сами навлекут на себя осуждение», «начальник есть божий

1 См.: Байджент М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка. СПб., 1993; История Древнего Мира. Упадок древних обществ. М., 1982.

 

слуга, тебе на добро» (Рим. 13: 1-6). Он не разделял революционных настроений, которые разрешились иудейским восстанием 66-73 гг. Восстание было жестоко подавлено римской регулярной армией. Повстанцы, осажденные в Масаде, прибегли в 73 г. к коллективному самоубийству, включая женщин и детей. Согласно легенде, Христос был среди восставших и погиб с ними в Масаде. Вторично револю­ционный пожар в Иудее был залит кровью в 132-135 гг. при импе­раторе Адриане. В итоге мессианский подъем и вооруженная борьба за социальную справедливость, против римского владычества были подавлены. Оппозиционные социальные группы подверглись реп­рессиям и были уничтожены. Последовала этническая катастрофа. «Апокалипсис» (69) аллегорически, но не двусмысленно выражает ненависть к Риму, живописует сцены низвержения зла силой, про­поведует честную месть врагам, ликует, предвкушая их погибель. В этом произведении нет ни слова о религии любви и смирения. Оно отражает надежды левого крыла христиан, зелотов, или «гнев­ных», которым не суждено было сбыться. Павел выступает за ком­промисс с Римом и отказ от политических акций.

Исторический Христос — религиозный учитель, но и мятежник, агитатор, один из многих неудачников-подстрекателей, потерпел провал, намереваясь мирно войти в Иерусалим со своими сторон­никами. Его предали позорной мучительной казни по политическим мотивам («се царь иудейский»), его ученики тут же разбежались и затаились. Над его финалом простерлась тень предательства и рас­терянности. Не крах утопического замысла, не политическое фиас­ко, а личный героизм, цельность личности, верность высшему долгу сделали из этой истории парадигму, героический и альтруистичес­кий идеал.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.