Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху 5 страница




Итак, св. Франциск основал орден странствующих проповедни­ков. Монахи покинули стены монастыря и растворились в мирской среде. К бедным и неграмотным людям, которые стекались на их проповеди тысячами, францисканцы обращались с простыми и ис­кренними словами, выражающими ободрение, моральное наставле­ние, сочувствие. Они были готовы разделить с нуждающимися и отверженными все тяготы жизни, отдать им еду и одежду. Возвра­щается ранний смысл религиозности как совестливости, способнос­ти и долга действовать в соответствии с убеждениями, несмотря ни на что. Св. Франциск понял христианские нравственные заповеди буквально, а не аллегорически либо казуистически, как первейший личный долг каждого, а не так, что «святые совершили подвиги, а мы, рассказывая о них, хотим получить славу и почет». Нравствен­ные предписания должны стать принципом личного воления. Дру­гого содержания человеческая воля не может иметь, остальное — «блевотина своеволия»2. Инструмент воли превозмогает все, если слово, выражающее волю Бога, становится безусловным императи­вом отдельно взятой человеческой воли.

1 Ли Г.Ч. Указ. соч. С. 52.

2 Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995. С. 61.

 

Добровольно нищенствующие францисканцы не разделяли пре­зрительного отношения к бедным как преступникам, бродягам, без­дельникам. Бедности не надо стыдиться и скрывать ее. Бедность, или скромность, они выставляют напоказ. Как и для древних кини­ков, для францисканцев бедность означала свободу. Неимущие рассматриваются как объект благотворительности. Порыв к благотво­рительности охватывает в XII в. светское общество. Общепринятой и даже обязательной формой проявления человечности и сострада­ния считалась милостыня и добровольные пожертвования. Фран­цисканцы взывали к совести относительно обеспеченных слоев об­щества. Пробуждением европейской совести называют конец XII — начало XIII в. Выражение участия, повышенная чувствительность и сентиментальность, сопереживание становятся хорошим тоном, признаком возвышенной души. Благотворительность выступала как наиболее этичная форма межсословного общения. Наряду с ней про­должала существовать жестокость и классовый эгоизм. Бедняк, нищий, калека в глазах высшего сословия — всего лишь случай про­явить великодушие и покровительство, дать на пропитание, оказать поддержку на пороге упадка.

Св. Франциск развил в себе истинную страсть к самоуничижению и юродству. Он не отделял моральный долг и страдание, подвиг и крест. Все самое тяжелое и трудное в человеческих свершениях, целеустремленность он объясняет в терминах страдания. Под пыт­кой, под гнетом извращенной эвдемонии приходит ясность цели, отступают страх и малодушие. Вживание в воображаемые страдания (крестные муки Христа) привели св. Франциска в конце его жизни к стигматизму. Мания самоуничижения и покаяния как симптом внутреннего беспокойства и невысказанных желаний, которые за­мыкаются на автоагрессию, изуверство, свойственны не только от­дельным фанатикам, таким, как Доминик Веригоносец, но могут принять массовый характер. Именно в XIII в. внезапно появилось движение флагеллантов. Процессии бичующих себя вкровь шество­вали по дорогам Италии, транспонируя свое настроение на населе­ние городов. Сложные негативные нравственные переживания, в том числе чувство вины и угрызения совести, вырвались наружу. Флагелланты продемонстрировали уродливым образом нравствен­ное отчаяние. Церковь не нашлась что ответить и рассеяла их как смутьянов.

Смирение и терпение св. Франциска бесконечны. Никакого ро­пота и даже ни малейших жалоб. Напротив, францисканцам пред­писывалось наружно выражать радость, всегда улыбаться, тогда как прочие монахи имели отрешенные, суровые, постные либо опеча­ленные лица и потупленные взоры. Между францисканцами царила такая веселость, что сторонним наблюдателям они казались по­мешанными. Св. Франциск насаждал радость жизни. Об этом го­ворят его поэтические произведения «Цветочки», его пантеизм, «Гимн солнцу», его проповеди птицам. Величайшую радость жизни он попытался совместить с прозой будней, что не характерно для средневековья.

Св. Франциск выступил с идеей примирения, которая витала в воздухе. Еще в молодости он мог видеть помешанного, который ходил по улицам Ассиза и все время твердил: «Мир и добро!» (pax et bonum). Война не была занятием крестьян, ремесленников, тор­говцев. Все они страдали от поборов, разорений, тягот войны. В войне высшие сословия решали проблемы власти и собственнос­ти, не актуальные для остального народа. Идея примирения исхо­дила из социальных низов. Этим был поставлен вопрос об интегра­ции ценностей и выделении общего ядра — мир, добро, любовь, со­весть, сострадание.

Францисканские нравственные правила высказаны в «Уставе», «Наставлениях», «Завещании» основателя ордена. Там проповедует­ся любовь, милосердие, терпение, смирение, бедность, равенство, страдание, мученичество, самоуничижение, самопожертвование. Любовь для него — это принцип творения и деятельности, мотив об­щественной деятельности, всеобщая и человеческая форма явлений. Ее главные объекты — Бог, природа, человек. Это любовь-энтузиазм, «полет вверх», любовь деятельная, аналог всемогущества человека. Парафраз этой паулинистско-францисканской идеи можно встре-титьу Фомы Кемпийского (XV в.): «Кто любит, тот летит, стремится, радуется. Свободен он — ничто его не держит. Все отдает за все и всем во всем обладает... Любовь часто не знает меры, но свыше вся­кой меры разгорается. Любовь не чувствует бремени, о трудах не по­мышляет; на что нет силы, и того стремится достигнуть. Не рассуж­дает она о невозможности, потому что на все дерзает»1.

Францисканская мораль есть подражание Христу, безыскусное и буквальное прочтение евангельских моральных инструкций. Чело­век должен совлечь с себя свой нынешний облик и пропитаться нрав­ственной психологией, образом мыслей Христа. От этого меняется его социальная психология и поведение. Для св. Франциска харак­терна мечтательность, непосредственность, буквализм, ясность вос­приятия и абсолютизация известных нравственных норм. У него совершенно не схоластический ум, какое-то свое понимание спра­ведливости, энергия заблуждения, недоуменность, которая защища-

 

1 Фома Кемпийский. О подражании Христу. М.; Минск, 1993. С. 77.

 

ла его от метафизической меланхолии и страха перед жизнью. В сущ­ности, этот обновленец, намеревавшийся утвердить евангельскую мораль, закон «святой любви», не красноречивый, не обвиняющий, мистик, видящий во всем чудесное и духовное, стоял у далеких ис­токов религиозной революции, которая через триста лет оповести­ла о себе лютеровскими тезисами.

Нравственные воззрения св. Франциска не имеют точек пересе­чения с феодально-рыцарскими ценностями. Они отрицают мане­ры, присущие только рыцарству, — воинственность, гнев, нетерпи­мость, тревожность, страх, скуку, месть, честь, тщеславие, празд­ность. Восемь грехов (IV в.) — обжорство, нечистота, скупость, гнев, печаль, скука, тщеславие, гордыня — пороки не абстрактного хрис­тианина, а представителя правящих и имущих классов. «Гневные слова» и «гневные мысли», иные выражения гнева связаны с власт­ными отношениями. Они относятся прежде всего к тем, кто имеет право приказывать и мстить. Напротив, кротость, обуздание гнева, негневливость, принципиальное смирение, а не ищущее подобо­страстие, отказ от демонстрации ярости и протеста являются отри­цанием психологии власти. Благодаря св. Франциску феодальная мо­раль попадает в положение изоляции. Просто невозможно, исполь­зуя язык святого, изложить аристократический и рыцарско-дворян-ский этос. В XII-XIII вв. возникает светский рыцарский идеал, в дру­гих сословиях и состояниях намечается религиозный ренессанс. Францисканство, как уже говорилось, смыкается с религиозными ересями, прислушивается к народным волнениям.

Св. Франциск является отцом общественной благотворительнос­ти, патроном различных «божьих домов» (Domus dei), учреждений для бедняков, богоделен. В дальнейшем на их место пришли тюрь­мы, работные дома и больницы.

Средневековье не знало критицизма и свободы совести. Поэтому инакомыслие и критика, а также трепетное томление перед неизве­данным, смутное беспокойство и возбуждение, нетерпение и неудов­летворенность искали выхода в гротескных, нервических, очень не­обычных, сенсационных формах. Среди них наиболее заметны мис­тицизм, нравственный ригоризм. Св. Франциск придал новый им­пульс мистической жизни, т.е. «духу свободы». Св. Франциск никогда не запугивал человека, но ободрял его. Он открыл в человеке избы­ток любви, силы, смелости, великодушия, самозабвенности, жизнен­ных сил и призвал эти силы. Они и вознесли Дж. Бруно, Данте, Джот­то, Лютера. Францисканцы дали понимание совести как сердечного чувства, жалостливого умилительного порыва, который находит свое разрешение в филантропической деятельности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 314 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.