Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Стыд, жалость, благоговение; 14 страница




1 МаннгеймК. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М., 1998. С. 141, 142.

 

Итак, появление историзма как мировоззрения и метода в фи­лософии конца XIX — начала XX в. обусловлено историческим из­менением ценностей, кризисом романтических ценностей, связан­ных с религиозной и просветительской идеологиями, настоятель­ным требованием радикальной переоценки ценностей. Потребова­лось генетическое объяснение ценностей, осмысление движения ценностей в историческом измерении, совсем иные, чем прежде, гарантии объективности истин относительно социально-культур­ных ценностей. Следовательно, историзм есть требование практи­ческого мировоззрения и методологии социальных наук. Социоло­гия морали и теория нравов невозможны без принципа историзма. Историзм требует рассматривать явление в движении, изменении, в полном развитии, как элемент или фазу в развитии целого, ко­торому принадлежит данное явление, в совокупности со всеми свя­зями и опосредованиями, которыми оно соединено с другими яв­лениями. Философской этике требуется более широкий историчес­кий контекст. П. Сорокин настаивал на изучении моральных яв­лений путем сравнительно-исторического и индуктивного исследо­вания, считал, что этика должна основываться на изучении того, что есть, на изучении функциональных связей и отношений, ко­торые нам даны в области моральных явлений, формулировать связь этих явлений.

Многие опасаются скептических последствий историзма, того, что он разрушит абсолютный характер ценностей, развенчает мо­раль, создаст такие возможности познания, которые подорвут еди­нообразие ценностных представлений в обществе, погубит мораль в атмосфере релятивизма. Является ли интеллектуальный и мораль­ный релятивизм неизбежным следствием историзма? Да, если исто­рию рассматривать как гардероб и костюмерную. Угрожает ли ис­торизм человеческим ценностям? Совместимы ли объективная ис­тина и моральные идеалы? Наверное, историзм все-таки разрушает определенные ценности, те, которые мертвы и устарели. К. Манн­гейм считает, что историзм вовсе не есть доктрина непостоянства человеческих дел и институций. Более того, он сводит проблему объективности на более простой уровень.

К. Поппер, английский философ и социолог, в своих работах «От­крытое общество и его враги» и «Нищета историцизма»1 выступает с критикой гегелевской и марксистской философии истории. Он не считает процесс развития общества и познания закономерным,

 

1 Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8; Он же. Открытое общество и его враги. М., 1992.

 

а ход истории — неизбежным и предсказуемым. Как сторонник фаллибилизма, или убеждения в том, что все теории являются оши­бочными и вероятностными, Поппер утверждает, что наука может предложить решение отдельных проблем, но не имеет универсаль­ных ключей к истине, так как, по его мнению, нет законов для целой системы. Историзм объясняет единичное явление, но не объ­ясняет целого. Подчеркивая скромные возможности метода исто­ризма, Поппер тем не менее настаивает на том, что современная объясняющая теория должна содержать утверждения о структур­ных свойствах мира, удовлетворять таким требованиям, как глуби­на, простота и содержательность. Автономная и изолированная фи­лософия, тесным образом не связанная с другими науками, деге­нерирует к схоластическим упражнениям и тривиальным высказы­ваниям.

Исторический подход в этике сужает поле морализирования и субъективизма. Без истории нравов невозможна теория нравов. Исторические факты нередко опровергают «истины» морально­го сознания. Так, например, абстрактный долг становится важней­шим моральным понятием в результате победы государственного и буржуазного права над феодальной системой привилегий. Поня­тию абстрактного добра предшествуют понятия блага, блаженства, благодати. В религиозно-нравственной практике католицизма кар­динальные нормы утверждаются не одновременно, а порознь (на­пример, целибат возникает в XII в., несмотря на протесты священ­ников, а церковный брак стали считать обязательным в XIII-XIV вв.). Понятие ответственности формируется к XVII в., тогда как раньше оно обозначало «отчет» порученца перед господином. «От­крытие» эгоизма сделал Гоббс. Короче говоря, многое из того, что принято считать аксиоматикой морали, на самом деле является ис­торическим продуктом. Имманентное морали, как бы подсказанное ее собственной логикой суть ее самые зрелые формы, сквозь призму которых мы приучились смотреть на прошлое морали и историю этики.

История не есть массив фактов, выстроенных вдоль вектора вре­мени. Огромное значение имеет систематизация фактов и отбор тех из них, которые относятся к дел)', должны быть приняты к рассмот­рению. Другими словами, к ним должна применяться определенная схема, которая расшифровывает закодированные в них отношения (смыслы). Ни одна теория не справится с неструктурированными данными. Чтобы преодолеть эмпиризм и дескриптивизм, обычно требуется ввести заранее некоторую теоретическую схему, гипотезу, категории, в которых в дальнейшем намерены структурировать и исследовать единичные факты. Это может быть социологическая схема, которая налагается на реальную историю нравов, как, напри­мер, у Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса. Часто встречается и морализаторская схема при рассмотрении нравов, выдающая при­страстность взгляда, особенную впечатлительность и ревность идео­логической, классовой или религиозной точки зрения. Такое часто случается. Кроме того, историю нравов можно толковать и в свете определенных философско-этических представлений, порой даже отождествлять философское мировоззрение с общественными нрав­ственными идеалами и общественным мнением, не учитывая того, что философская мысль, как правило, не знает полной картины об­щественных нравов, умалчивает о некоторых действительных нрав­ственных отношениях.

Морально-правовые, нравственно-религиозные, иные кодексы поведения представляют собой именно такие обобщения, систем­ные состояния фактов. Отталкиваясь от этих реальных кодексов, нормативных образцов и шаблонов, над которыми уже поработала человеческая мысль, мы и намеревались не просто проиллюстри­ровать историю идей, избегая при этом «тотальной» историзации, или буквального прочтения. Реальные кодексы, нормативные об­разцы, действующие критерии оценки общественного поведения индивидов, объединенные с институциональными механизмами его регуляции, конечно, не раскрывают нравственность целиком, а только ее нормативный аспект. Даже тогда, когда для принципов гуманизма почва была каменистой и невозделанной, в кодексах за­печатлеваются результаты борьбы за гуманизацию человеческих от­ношений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.