Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху 4 страница




В 30-х гг. XIII в. доминиканцы и францисканцы захватили в свои руки инквизицию: «Доминиканцы вслед за католическими бедняка­ми с ожесточением бросились на «хищных волков», опустошающих вертоград Господен, — на еретиков, превратясь в «божьих собак» (domini canes). За ними потянулись францисканцы и даже августин­цы. Борьба с ересью сделалась существенной стороною апостоль­ской деятельности новых орденов, покрываемой термином «сurа animarum»1, или заботой о душе грешника. Инквизиция как поли­тическое орудие имела поддержку в общественном мнении, укреп­ляла союз церкви и государства, способствовала возникновению аб­солютизма.

Монашеские Уставы, помимо бытового и административного рег­ламента, содержали идеальные нравственные нормы, на которые ориентируется не только братия, во и все общество. Альтернатив­ный нравственный кодекс, или правила куртуазии, складывается в период расцвета рыцарства (XI-XV вв.) и выражает не универсаль­ный идеал, а сословно-классовую мораль.

Бенедиктинцы. Теология труда. Умеренный аскетизм

 

Св. Бенедикт создал модель монастыря как экономически самодо­статочной коммуны-братства с общими молениями, общей спаль­ней и общей трапезой. Время живущих в монастыре распределено

1 Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. С. 138.

 

между молитвой, физическим трудом и чтением религиозных книг. Усыпляющая монотонность и однообразие такой жизни поначалу не были в тягость. Напротив, монастырь казался островком безмя­тежности и порядка в море насилия и анархии. К тому же агро­культура раннего средневековья не обеспечивала выживания крес­тьян и домашнего скота. Голод был регулярным и обычным явле­нием в деревнях и в городе. Монашеский обет мог спасти от го­лодной смерти: «Монастыри в самом начале своего возникновения представляли своего рода коммуны, союзы бедняков, которых жизнь выбила из колеи, но не лишила человеческого облика... Со­здавалось общежитие, члены которого должны были неутомимо ра­ботать, чтобы не умереть от голода»1. Физический труд в монастыре до IX в. был обязателен и вознаграждался лучше, чем в миру. В мо­настыре не было места лени и праздности. Бенедиктинский Устав выдвигает идеал трудолюбивого монаха, который обязан трудиться с радостью и обеспечивать себя всем необходимым. Труд был не­обходимостью и долгом, а не чисто религиозным упражнением. Только в IX в. необходимость трудиться для монахов отпала, стали использовать зависимых крестьян. Призыв к труду обесценился. Одни должны были трудиться, чтобы другие могли молиться. Но в то время св. Бенедикт еще говорил: «Живите плодами рук своих, как апостолы».

Комбинированный состав из образованных, зажиточных и не­имущих в монастыре-общежитии создавал этическую проблему, раз­решить которую еще раньше попытался св. Августин в письме к жен­ской монашеской общине, настоятельница которой просила совета. Тогда он увещевал монашек жить в согласии и безымянности, не допускать ссор, прощать друг друга, стремиться к единодушию. По­нимая разницу в привычках и психологии имущих и неимущих, он считал правильным распределение общей собственности не поров­ну, а по потребности, предвидел, что богатые сестры могут возно­ситься над бедными, а бедные сестры будут гордиться из-за того, что в миру они не могли равняться с богатыми, а в монастыре могут2. Основным понятием Устава является служба (office), или мона­шеский долг. На деле это труд. Он не рассматривается уже как на­казание, как отрицательная ценность, но все-таки не считается делом легким и вполне добровольным. Труд — антитеза праздности, матери всех пороков и похоти. Он предполагает религиозно-нрав-

 

1 Горский С. Монастырские нравы. Л., 1990. С. 34.

2 Excepts from the Letter of St. Augustine (CCXI, AD 423) to the nuns... //Javrie J., Daly S.J. Benedictine Monasticism, its Formation and Development through the 12th Century. N.Y., 1965.

 

ственную мотивацию, является осмысленным в отличие от изнуря­ющего и неэффективного крестьянского труда, который поглощает все силы. В монастырской среде труд уважают, и умение трудиться даже рассматривается как дар Божий. Рассказывают случай, когда монах слабого здоровья, непривычный к полевым работам горько плакал о том, что он не умеет жать, и просил Христа вразумить его. Впоследствии он стал лучшим жнецом среди братьев-монахов и ра­довался, что угоден Богу.

Теология труда осуждала паразитизм, но из нее не следует ут­верждение, что трудящийся спасется: «Традиционная теология труда была чем-то вроде целесообразности работы монахов и узни­ков: она не имела внутренней ценности, но удерживала их от зла и давала незанятым рукам что-то делать. Но ни один классический том по христианской этике не содержит и намека на то, что, сози­дательный труд какого-то вида является наилучшим способом до­стичь жизненного удовлетворения... Христианство не имело эти­ки в смысле теории созидательного и творческого посюсторонне­го и исторического действия. Оно располагало только никудыш­ной и безобразной теорией греха — что такое грехи, как их распо­знать и оценить их притягательность, какое прописать лечение. Оно не о том, чтобы создавать какое-то благо, а только о том, как сделать •и уберечь себя чистым»1. Монастырское автаркическое хозяйство и ручной труд отражают экономические возможности общества, а также попытки трудоспособных простолюдинов использовать ар­тельный труд, простейшее разделение труда и всеобщую обязан­ность трудиться. Оценка труда не определяется его экономической целью и фактическими результатами. Радикально преобладает ре­лигиозно-нравственное понимание необходимости труда как инстру­мента исправления, нравственного совершенствования и духовного очищения человека, занятия, которое смиряет плоть и ограждает от пороков, происходящих от праздной жизни, как религиозное уп­ражнение, следствие грехопадения, прижизненной участи христи­анина.

Труд для поддержания жизни, ради самого необходимого проти­востоит трудовым затратам на создание изобилия, предметов рос­коши, удовлетворению развитой потребности немногих. Монашес­кий лейборизм дает труду положительную нравственную оценку и этим отличается от греко-римской классической мысли, которая во­обще не рефлектировала ручной труд и занятия (торговлю), уделяя все внимание политической и духовно-созерцательной деятельнос-

 

1 CupittDon. The new Christian Ethics. L., 1988. P. 5.

 

ти. Впоследствии теология труда получит развитие в философии Фомы Аквинского и Мартина Лютера.

Устав св. Бенедикта (§ 73) унаследовал восточную аскетическую доктрину, создал обычную форму аскетизма для раннего средневе­ковья. Устав не требует угнетения плоти и не содержит каких-либо трудновыполнимых запретов. Употребление мяса разрешено боль­ным. Прочие едят его редко, рацион в основном овощной, но не скудный. Разрешено употребление вина, хотя и с оговоркой, что «вино не для монахов». На сон отводится 8 часов зимой и б часов летом, поскольку летом много работы и приходится сокращать даже время на молитвы и чтение.

Монашество отрицает право собственности. Неофит отказыва­ется от собственности, раздает имущество бедным или отчуждает монастырю. В дальнейшем даже пользоваться письменными принад­лежностями он может лишь с разрешения настоятеля. Умеренный аскетизм сообразуется со здравым смыслом и человечностью. Като­лическая церковь неодобрительно относилась к последователям Иоанна Крестителя и автосадистам. Аскеза понимается как состоя­ние чистоты, воздержания и поста. Тем более что ни слова Христа, ' ни его личное поведение не могут служить основанием для насаж­дения концентрированного радикального аскетизма. Христианский аскетизм близок римско-античной добродетели умеренности, или сдержанности. Аскетичность является свойством дисциплинирован­ного человека.

Римское (дохристианское) значение слова «аскеза» — военная подготовка. Устав бенедиктинцев содержит призыв к метафизичес­кой войне. Монашеский орден — это военный отряд, или школа, а монах — воин, и его пояс — часть военной римской формы. Мона­шеское послушание аббату и старшим братьям, повиновение и сми­рение — это проекция военной дисциплины. «Братство, стремящее­ся к Богу, представляется Бенедикту в виде военного отряда — schola. «Должны мы учредить отряд божественной службы» — Constituenda est ergo a nobis dominici schola serviti. Поэтому и деятельность монаха выражается словами «militare» — служить; и устав не что иное, как «lex, subqua militare vis» — закон, ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины. «Святой устав» содержит все нужное для воина Господня; это «устав-наставник». И само «по­слушание» — дисциплина монастыря — и неограниченная власть аб­бата превращает братство в воинство Христово»1. Бенедиктинский монастырь не был «местом полного отбоя и отдыха, не школой в

1 Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. С. 58.

 

академическом смысле; это был своего рода сражающийся воинский отряд, в котором новообращенного учили и вооружали для духовной борьбы во главе с опытным командующим — аббатом»1.

Монахам следовало практиковать двенадцать ступеней смире­ния. Прежде всего это отказ от желаний, соблазнов плоти, отказ от собственной воли и подчинение во всем старшему. В смиренной ис­поведи надлежит открыть аббату все свои злые помыслы и сомнения. Надо быть всем довольным и не роптать, ставить себя ниже других и в мыслях, и на деле, выполнять все требования устава и вышесто­ящих лиц. Монах не должен смеяться. Его стиль и манера поведе­ния — молчание, немногословие, наклоненная голова и опущенные взоры. Черная ряса должна подчеркнуть его меланхолическое на­строение.

С развитием монастырей в них появляется своя бюрократия (ми­нистры) и разделение по рангам. Крепнут авторитарные тенденции. Их пытаются уравновесить с помощью идеи братской любви и ра­венства. В отдельных случаях дозволялось опротестовывать автори­тарные решения и ходатайствовать о замене начальников. В целом, монастыри заимствовали римский порядок и субординацию, копи­ровали их и почитали добродетелью. Рядовые монахи оказывались в добровольном сознательном рабстве. Рабство как архетип продол­жало жить в сознании людей. Как предполагают, «традиционное христианское сознание было интернализированным отношением господина и раба»2. Раб подчинял себя стандартам, подлинный ха­рактер которых он не понимал. Он приобщается к вечным истинам через команды и строгую дисциплину. Фома Кемпийский (XV в.) хвалит такого рода сервильность: «Великое дело быть в послушании, жить под начальником и не иметь своего права. Гораздо безопаснее быть в подчинении, чем начальствовать... Сколько ни метайся в раз­ные стороны, в одном найдешь покой: в смиренном подчинении под правилом у начальника»3.

Итак, св. Бенедикт выдвинул основные монашеские нормы, обет воздержания, послушания, бедности. Он создал наиболее распро­страненную, обычную форму чувственной сдержанности, «мягкого аскетизма». Он придал античной умеренности христианские очер­тания, а также погасил индивидуализм, сохраняя труд как при­вычную для многих деятельность, выдвигал идеал трудолюбивого монаха.

1 Lawrence C.H. Medieval Monasticism. Forms of Religion Life in Western Europe in the Middle Ages. L; N.Y., 1985. P. 28.

2 Cupitl Don. The new Christian Ethics. L., 1988. P. 5.

3 Фома Кемпийский. О подражании Христу. М.; Минск, 1993. С 10.

 

Монахи полностью свободны от светских обязанностей, их вы­нужденные контакты с миром только подчеркивают взаимное от­чуждение. Апофеозом коллективизма и созидательности является общая молитва (Opus Dei). Монашеская иерархия имитирует воин­скую субординацию. Простые нравы монахов исключают проявле­ния аристократизма, тщеславия и гордыни, в христианской терми­нологии, но не допускают также юродствований, психопатической религиозной самоуглубленности, скуки и меланхолии, в христиан­ской терминологии.

Тамплиеры и иезуиты. Теология войны. Теология политики

 

Бедные рыцари Христа и Храма Соломона, или тамплиеры (хра­мовники), — духовно-рыцарский орден, основанный в 1118-1119 гг. для защиты христиан-паломников от разбойников на пути к святым местам (от Яффы до Иерусалима), для охраны Гроба Господня и защиты франкского государства, созданного в Палестине, от не­верных. Орден упразднен в 1312 г., в 1314 г. сожжен Великий Ма­гистр ордена. Осколки ордена рассеялись по Европе и конспири­ровались. Его последователи в Португалии именовались «Рыцари Христа». Среди них были Генрих Мореплаватель и знаменитый Васко да Гама. Под красным лапчатым крестом на белом полотни­ще, эмблемой тамплиеров, вышли в море три каравеллы Христо­фора Колумба. Магистрами тайного ордена были, как уверяют, Ле­онардо да Винчи и Исаак Ньютон. Помимо тамплиеров, самыми известными духовно-рыцарскими орденами были «Госпитальная братия св. Иоанна», иоанниты, или госпитальеры, основанная в 1070-1080 гг., и орден Тевтонских рыцарей (1118), действовавший на северных окраинах христианского мира.

По уставу тамплиеры обязаны следовать монашеским обетам бед­ности, целомудрия и послушания. Орден монополизировал финан­сирование крестовых походов и занимался банковскими операция­ми. Все вместе — и неудачные военные авантюры, и политическое интриганство, и финансовые злоупотребления — послужило основа­нием для его этической критики и религиозно-политического пре­следования. Девиз ордена «бедность и милосердие» на деле контрас­тирует с накопленным богатством и жестокостью, алчностью, кото­рыми возмущались даже варвары. Во исполнение обета бедности рыцарь отдавал ордену все, чем владел, но от имени ордена мог принимать все, преподносимое в дар. Правилом тамплиера стано­вится «получать, но не давать», «не упустить деньги». Многие там­плиеры превращаются в коммерсантов, администраторов, банки­ров, политиков.

Члены ордена давали обет безбрачия. Высший класс составляли рыцари-знаменосцы, а низший — рыцари-бакалавры (bachelors), т.е. холостяки. Тамплиерам свойственно женоненавистничество. Не­чистым считался даже поцелуй матери. Имели место слухи о гомо­сексуальном оттенке ритуалов ордена, тем более что происходящее за закрытыми дверями не подлежало огласке. Наитягчайшими пре­ступлениями среди тамплиеров считались убийство христианина, ересь, покупка должностей (симония) и разглашение секретов ор­дена. Закрытость информации о ритуалах и собраниях тамплиеров, их политическая конспирация, замкнутость, таинственность, фети­шизм вызвали обвинения в идолопоклонстве, святотатстве, ереси, магии. Однако в ходе следствия не было выявлено никакой ерети­ческой доктрины. Тем не менее среди тамплиеров было немало ци­ников, богохульников, отпетых негодяев, так как орден принимал даже отлученных от церкви, за плату к нему могли примкнуть за­пятнанные преступлениями, незаконнорожденные и младшие от­прыски знатных отцов. Отсюда и поговорка «жить и ругаться, как тамплиер», указывающая на их грубость, наглость, отсутствие бла­гочестия, ругань в адрес всех святых.

Магистр ордена имел абсолютную власть. Верхушка была не­многочисленной, около 200 человек. Остальные — это исполнители и слуги. Существовала железная дисциплина и послушание. Малей­шее неповиновение влекло за собой тюремное заключение в цепях.

Тамплиеры принимали обет борьбы с неверными, который обя­зывал их сражаться с беззаветным мужеством и даже искать муче­нической смерти, но не отступать и не уклоняться от сражения. Белая накидка тамплиеров с красным лапчатым крестом над сердцем спереди и сзади символизировала чистоту, мужество, самопожертво­вание. Примечательно, что их мужество никто и никогда не ставил под сомнение. Эти «мистические воины», «львы на войне» никогда не спрашивали о численности противника, но только о том, где он находится, никогда не бежали: «Попав в плен, тамплиер не должен просить ни пощады, ни выкупа, но он должен биться насмерть; и ему разрешается отступать лишь в том случае, если число нападаю­щих больше в три раза»1. И тогда он не вправе оставить боевые ряды без разрешения. Эти гордые, спесивые, безрассудные, храбрые и мужественные, привыкшие к индивидуальной стратегии воины представляли тогда лучшую армию. Недостаток дисциплинирован­ности и планомерности возмещался личной храбростью. Рыцарская армия не имела дисциплины римских легионов.

1 Байджет М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка. СПб., 1993. С. 32.

 

Патроном ордена тамплиеров был св. Бернард Клервосский, харизматик и мистик, вдохновитель 2-го крестового похода. Им со­ставлен устав ордена, «Латинское, или Простое, правило» (1128) из 72 параграфов, концепция «воинства Христова». В 1135 г. Св. Бер­нард пишет трактат «Жизнь рыцарей Храма, завоевывающих новые земли», в котором он прославляет новое рыцарство веры, декриминализирует убийство неверных, освобождает воюющих христиан от ответственности, успокаивает их совесть. «Воины Христовы» отны­не легальные исполнители воли Христа, а не заурядные убийцы. В мистических представлениях находится опора для политических и экономических целей. Жизнь воина-монаха преподносится как путь мученичества, религиозный подвиг. Св. Бернард создает кон­цепцию религиозной войны.

Духовно-рыцарские ордена (тамплиеры, иоанниты, тевтонцы, мальтийцы, лазариты), или «новое рыцарство», являются примером синтеза клерикальных и воинственных светских ценностей, означа­ют христианизацию высшего социального слоя, для которого война, и ничто иное, суть право, привилегия, профессия, смысл существо­вания. Христианская церковь вооружила этот слой этической про­граммой и целью ведения войны, которая выглядит прекрасной и высокой, метафизической. Идея религиозной войны объединила все три сословия (молящихся, трудящихся и сражающихся). Мили­таризм выступил как всеобщий идеал. Под эгидой орденов возникает регулярная феодальная подвижная милиция, которая активно дей­ствует по периметру плохо устроенного политически скопления христианизированных земель. Рыцарский орден — социальный ин­ститут, наделенный идеальными функциями, благодаря которым трансформируется образ феодала — мелкие деспоты с их честолю­бием, неискоренимым своекорыстием, соперничеством, ничтожны­ми амбициями превращаются в ангелов-хранителей, слуг Господа, самоотверженных защитников обиженных и слабых. Этот феодаль­но-рыцарский идеализм, который велит сражаться и погибать, но не отрекаться от христианства, умирать за веру, короля и отечество, превосходит элементарный вассальный долг и предвосхищает со­здание некоего универсума, о котором мечтает рыцарь-христианин, но которому на деле сопротивляется рыцарь-магнат. Замысел крес­товых походов как объединительная идея, отвергающая междоусобицу, обернулся обострением противоречий между магнатами, ус­корил крах рыцарства как военной машины, развязал неприязнен­ные, настороженные, враждебные и уничижительные чувства у на­родов друг к другу, которые явились первыми симптомами нацио­нального патриотизма. Феодальный идеализм с обоймой мужских фантазий увенчивает эпоху суверенности и индивидуализма феода­лов. И он уже невозможен в эпоху абсолютизма.

Орден иезуитов, или общество Иисуса («божьи псы»), форпост испанского католицизма в борьбе против Реформации, основан в 1540 г. Игнатием Лойолой. До 1530-х гг. католическая церковь не имела ясной позиции в отношении Возрождения и Реформации. O И. Лойоле, бывшем придворном, военную карьеру которого прерва­ло ранение в 1521 г., известно, что это был «человек среднего роста, слегка прихрамывающий, лысый, с лицом оливкового цвета, впалы­ми щеками, большим лбом, сверкающими и глубоко сидящими гла­зами; общее выражение лица было несколько загадочно-странное: по мнению друзей, на нем лежал отпечаток святости; враги же ут­верждали, что это просто помешанный человек»1. Он написал «Ду­ховные упражнения», труд, в котором продемонстрировал смутные представления о христианских догматах и личности Христа. Сам он считал, что «при такой книге даже Евангелие становится излиш­ним». Наряду с доминиканцами иезуиты олицетворяли схоластичес­кую ученость, развивали и революционизировали социально-поли­тическое содержание томизма.

Особенность ордена состоит в том, что в него входили «светские иезуиты»: чиновники, военные, адвокаты, медики, кокотки, актри­сы, модистки, торговцы, репортеры, дипломаты и т.п. Традицион­ное облачение иезуита — сомбреро, черный плащ, черная сутана — не было обязательным. Члены ордена могли носить любое платье, костюм, мундир, иезуит мог скрываться в любом обличье. Важной сферой деятельности иезуитов была дипломатия. Среди методов, какими пользовались иезуиты, были подкуп, шантаж, шпионство, доносительство, интриги, лесть и ложь. Синонимами иезуитизма стали двуличие, хитрость, лицемерие, коварство, цинизм, вседозво­ленность. Тем не менее иезуиты имеют большие заслуги в области образования, науки, юриспруденции, создания бюрократического аппарата в государстве.

Помимо обычных монашеских обетов, иезуиты давали обет по­слушания и повиновения Папе Римскому. Изначально их теоло­гия политики утверждала верховенство католической церкви над светской властью как временной властью и поручением. Полити­ческие идеи иезуитов приходили в противоречие с абсолютистски­ми тенденциями своего времени. Иезуиты середины XVI — середи­ны XVII в. занимали радикальные левые позиции, отстаивали де­мократию и естественные права людей. Так, Франциско Суарец

1 Быков А.Л. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1894.

 

(1548-1617) выработал правовую теорию революции, выдвигал идею коммунистической организации экономической жизни, ци­тируя слова Иоанна Златоуста о том, что «мое» и «твое» — фригид­ные слова, побуждающие ко всякому злу. Другой иезуит, Хуан де Мариана (1536-1624) создал радикальную доктрину тираноубий­ства1. Под влиянием иезуитской политической теологии во Фран­ции XVI-XVII вв. складывается движение «тираномахии», которое обосновывает и пропагандирует идеи законности восстания наро­да против тиранического правления и убийства тирана. В конце XVII в. иезуиты переходят в стан роялистов, а церковь, не колеб­лясь больше, отождествляет право частной собственности с корен­ным позитивным естественным правом.

Францисканцы. Бедность. Европейская совесть идеал человечности XIII в.

 

Монастырь-элизиум (IV-XI вв.) собирал под свою сень отчаявшихся бедняков, беспомощных созерцателей, беглецов с поля жизненной битвы, которые иногда и не имели выраженной религиозной мо­тивации и призвания к нравственному самосовершенствованию. И все же, в профиле средневекового монашества явственно про­ступают черты неутомимых подвижников, стремившихся вопло­тить идеал святости и увлечь других романтикой святости и нрав­ственной чистоты. Они имели четкие идеальные представления об определенных формах жизненного поведения. Их мистике сопут­ствовали морализм, благочестие, благотворительность, трудолю­бие, честность, попытка собственными силами творить историю, выполняя определенные религиозно-нравственные задачи. Термин «религия» обозначал тогда монашеский образ жизни, а мораль це­ликом отождествлялась с пиетизмом и библейскими уроками.

Монашество олицетворяет религиозный индивидуализм, заботу о личном спасении. Изначально монахи были свободны от мирских интересов: «Прежнее монашество было чисто эгоистическим стрем­лением отдельного индивида к личному спасению; человек отказы­вался от всех обязанностей и от всякой ответственности, налагае­мых жизнью»2. Благородный энтузиазм вполне мог сочетаться с ре­лигиозным индивидуализмом. Трудолюбие, нестяжание, целомуд­рие становятся неоспоримыми этическими ценностями. Стрем­ление к глубокому внутреннему преображению и целомудренной жизни является средневековой формой социального критицизма и

1 Reijo Wilenius. The Social and Political Theory of Francisco Suarez. Helsinki, 1963.

2 Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 169.

 

видоизмененным сопротивлением, бунтарским настроением, прово­димым под видом резиньяции.

Объединение рыцарства и папства под знаменем крестовых по­ходов, союз церкви и феодальной знати вылились в христианизацию политики, в мистическое («Так хочет Бог!») оформление матери­альной заинтересованности. Под видом религиозной миссии и при поддержке рыцарских орденов земельные магнаты отстаивают свой суверенитет, удовлетворяют алчность и честолюбие. Монастырь превращается в цитадель с гарнизоном вооруженных колонистов, принявших обет борьбы с неверными, в политический центр и бан­кирский дом.

«Бедные рыцари», берущие крест, руководствовались не только религиозной мистикой Св. Бернарда, но также и побочными сооб­ражениями: «Взамен церковь освобождает его от всех эпитимий, ко­торые он навлек на себя своими грехами». «Всякий, — гласит дек­рет, — кто отправится в Иерусалим для освобождения церкви Божией единственно из благочестия, а не для приобретения почестей или денег, заслужит своим путешествием полное отпущение грехов». Таким образом, крестоносец становится паломником, человеком церкви: во время его паломничества кредиторы не могут преследо­вать его; всякий, кто протянет руку к его имуществу, подлежит от­лучению1. Рыцарский героический идеал воплощался в религиозной миссии, несмотря на то, что посланцами церкви весьма часто ока­зывались алчные и решительные крестоносцы, скорее мародеры, чем мученики. Тамплиеров дворянская гордость и тщеславие толка­ли к религиозной патетике и морализму. Проповедь крестовых по­ходов оживляла политическую жизнь, финансы и религиозно-нрав­ственное мироощущение. Религиозная истерия охватывает многих. Так, в 1212 г. «дети крестовых походов» тысячами двинулись в Па­лестину в убеждении, что само море расступится перед ними. Судь­ба их неизвестна. Скорее всего, они погибли в пути. Безоружные, пешие, без провианта направлялись к Гробу Господню герман­ские простолюдины, возбужденные проповедью и надеждами, пло­хо представляя, где находится Палестина. Обнаженные женщины бегали по улицам городов. Во имя святой цели властители накапли­вали финансовые ресурсы и проводили мобилизацию, увеличивали налогообложение. Церковники торговали индульгенциями с XII в. Феодально-клерикальный социум столкнулся с ересями и бедностью.

Оживление религиозности и обновление монашества обусловили создание ордена францисканцев-миноритов (1221 г.), «бедных бра-

 

1 Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. М., 1914. Ч. 1. С. 282-283.

 

тьев», «братьев и сестер покаяния». «Отец бедных» Франциск Ас­сизский, основатель ордена, «обрученный с бедностью», пропове­довал нищету и бродяжничество как апостольский образ жизни. Сын богатого торговца сукном, в молодости увлекавшийся рыцарством, примкнул в конечном итоге к средневековым люмпенам. Впечатли­тельный и сентиментальный, Франциск проникся социальной пси­хологией бедноты, у которой была своя правда и свое кинизирующее тщеславие.

В XII в. бедность была понятием полностью религиозным. По мере того, как заметно увеличивается число голодных, бедных, от­торгнутых, нищета превращается в социальное понятие, приходит осознание несправедливости, а жалобы бедняков принимают харак­тер политических требований. Требования выражаются на языке религиозных реформ, квазирелигиозным образом и сопровождают­ся необыкновенным религиозным воодушевлением и стремлением к благочестию, простой и честной жизни. У врат церкви бедные взывают «в неистовстве от голода»: «Милостыню бедняку ради Бога!» Толпы оборванцев с требованиями милостыни врываются в церковь и мешают богослужению, нарушают порядок во время тор­жественных процессий и празднеств. Прежняя жалость к бедным сменяется их осуждением в качестве «опасных классов», подлых и низких. Чаще встречаются грубые выражения и издевательства над бедными. Жалость трансформируется в презрение. После 1317 г. церковь прекратила представлять бедность как одну из героических добродетелей святости1.

Тогда же появляются снизу движения и протесты, которые цер­ковь рассматривала как ересь. Это вальденцы, катары, бегины, «урав­нительные дерзости», «лионские бедняки», «капюшоны», флорианцы, «обутые», волнения под водительством Уильяма Длинноборо­дого, «спасителя бедных», восстание в Орлеане в 1251 г., затем — гуситы. Они формулировали радикальные социальные требования, например имущественного равенства, призывали не платить деся­тину, не посещать мессу порочных священников, отбирать богатства у церкви и раздавать бедным. В среде бедняков утвердились и оп­ределенные нравственные убеждения. Так, о вальденцах известно: «Они признавали три существенных требования нравственности, которые являлись отличительным признаком их секты: всякая ложь

1 Молле М. Бедные и средневековое общество. М., 1970. «Число нищих и то уважение, каким они пользовались — францисканцы и доминиканцы сделали из нищенства духовную ценность, — свидетельствует о существовании опекаемой и почитаемой безработицы» // Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М, 1992. С. 22.

 

есть смертный грех; всякая клятва, даже и перед судом, запрещена; пролитие крови человеческой всегда недопустимо, даже на войне и по приговору суда»1. Они строго следовали правилам: «Никогда не делать и не говорить ничего дурного; не делать другому, чего не хочешь себе; не лгать и не клясться». Катары всегда предпочитали смерть поступкам, противным их убеждениям. Церковь регистри­ровала «повторное впадение в ересь» даже у тех, кто проявил мало­душие и произнес слова раскаяния. В лице Иоахима Флорского (1132-1202) революционные, антицерковные, оппозиционные на­строения увенчались мистической концепцией философии исто­рии. Церковь не смогла победить ересь идеологически и в XIII в. узаконила сжигание еретиков как меру борьбы с ними. В еретичес­ком морализме отразилась гордость и достоинство отверженного мира. Свои ценности и убеждения, свой образ жизни эти люди за­щищали с удивительным мужеством. Их нравственность включена в активные социальные действия. Учение св. Франциска имеет те же предпосылки, что и ереси, недовольство бедных слоев, нацио­нальное самосознание XIV-XV вв., лютеровская реформация. Он по­пытался объединить мистические и социальные воззрения, теопатию и сострадающую благотворительность. Гордости и жестокости своего времени он противопоставил «абсолютное право нужды».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 286 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.