Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нравственность – это вопрос здравого смысла, который зиждется на естественном устройстве мира





Как выяснил Рэнди Томас, мы можем знать, что является правиль- ным и истинным. Сотворенный поря- док указывает направление, чтобы мы могли жить благоразумно в рам- ках физической и биологической ре- альности. В этом и заключается освобождающая основа истинной


нравственности. Этика не проистекает из спонтанных предписаний властей или авторитетов. Нравственность — это вопрос здравого смысла, который зиждется на естественном устройстве мира. Назо- вите это вселенской архитектурой, если угодно. Ученый Нил План- тинга называет это осознание правильного жизненного порядка мудростью, которая заключается в поиске истины о том, что собой представляет жизнь, каким образом устроен мир, и как нам следует жить в гармонии с ним.

В начале своей превосходной книги «Не так все было задумано. Краткое изложение сущности греха» Плантинга иллюстрирует свою мысль сценой из кинофильма «Большой каньон». (Если не обращать внимания на лексику и некоторые неприятные сцены, то в этом фильме есть много смешных и поучительных моментов.) Главный герой, адвокат (его сыграл Кевин Клайн), стремясь побыстрее до- браться домой после баскетбольного матча, съезжает с забитого ма- шинами шоссе и пытается проехать объездными путями. Он быстро осознает, что заблудился, и вскоре обнаруживает, что забрался на своем шикарном «лексусе» в один из самых опасных районов города. И тут начинается кошмар. Его машина глохнет.

Адвокат звонит по телефону, прося о помощи, но прежде, чем она подоспела, машину окружает группа зловещего вида парней, ко- торые начинают ему угрожать. Оказавшись в ловушке, адвокат вы- глядит беспомощно.

Вдруг, как спасительная кавалерия, появляющаяся из-за холма в старых вестернах, подъезжает эвакуатор, и его водитель (эту роль сыграл Дэнни Гловер) берет заглохшую машину на буксир. Хулиганы протестуют. Им испортили садистскую забаву.

Водитель эвакуатора отводит лидера группы в сторону и веско заявляет: «Пойми, парень, на самом деле все устроено не так, как ты думаешь. Может, ты этого не знаешь, но так быть не должно. Мне нужно выполнять свою работу, причем не спрашивая у тебя разре-


 

 

Г Л А В А 2 2

 

шения. А тот мужик, — он кивает на испуганного адвоката — должен спокойно ждать со своей машиной, не боясь, что вы его обчистите. Все должно быть не так, как оно есть сейчас».1.

Плантинга описывает этого водителя эвакуатора, как «наслед- ника святого Августина». Его аналитическому выводу о том, что

«так быть не должно, но есть», место в каждой книге по богословию.2 В соответствии с христианским мировоззрением, этот мир создан по определенному замыслу, что наделяет каждого из нас неким пониманием того, как все должно быть. Но, кроме того, со- гласно христианскому вероучению, мир не такой, каким он должен быть, из-за влияния греха.

Известный философ современности Этьен Жильсон утвер- ждает, что именно эта способность понимать, каким образом устроен мир, и как пребывать в гармонии с ним — то есть наше умение при- нимать сознательные решения, согласующиеся с естественным поряд- ком, — отличает людей от животных. По мнению Жильсона, нравственность — это «по сути, нормальность. Когда разумное су- щество действует и ведет себя неразумно или вопреки велениям ра- зума, то оно действует и ведет себя не совсем, как скот, а, скорее, как оскотинившийся человек, что еще хуже».3

 
 

 

В современную эпоху никто не обосновал нашу способность по- нимать естественный нравственный порядок более аргументированно, чем Клайв Льюис. В своих трудах он пишет, что точно так же, как все тела подчиняются закону тяготения, а все организмы — биологическим законам, нами, людьми, руководит определенный закон — нравствен- ный. Льюис отмечает, что единственное отличие заключается в том, что каждая отдельно взятая личность имеет право подчиняться или не подчиняться. Именно это и имел в виду водитель эвакуатора из фильма

«Большой каньон». По мнению Льюиса, «Они знают естественный закон, и они нарушают его. На этих двух фактах основаны наше по- нимание самих себя и той вселенной, в которой мы живем».4.

Льюис доказывает, что люди на протяжении всей истории при- держивались общего нравственного учения; его соблюдали египтяне, вавилоняне, индусы, греки, римляне — все сколько-нибудь известные нам цивилизации. Их законы и обычаи, хотя и обладали рядом значи- тельных отличий, в основном сходились в том, что можно назвать главными принципами. «Представьте себе страну, — предлагает Льюис, — где восхищаются людьми, которые убегают с поля битвы, или где человек гордится тем, что обманул всех, кто проявил к нему неподдельную доброту».5


 

 

С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь

 

Льюис отмечает, что даже дети понимают и знают нравствен- ный порядок. Какой-нибудь школьник может гневно сказать своему сверстнику: «Ты взял мою линейку». Современный ребенок мог бы сказать: «Ты взял мой планшет». Его оппонент на это никогда не ответит: «Ну и что? Если мне хочется забрать твой планшет, то, зна- чит, он — мой». Нет, наоборот, он скажет: «Я не брал его».6 Оба ре- бенка согласны с тем принципом, что брать чужие вещи — плохо.

Хотя труды Льюиса были написаны до эпохи постмодернизма, он предвидел, что это может означать. Он отмечает: «По мнению не- которых людей, закон порядочного поведения, знакомый всем нам, не имеет под собой твердого основания, потому что в разные века различные цивилизации придерживались совершенно несхожих взглядов на мораль. Но это неверно».7 Льюис утверждает: «Этот [нравственный] закон назвали “естественным”, потому что люди ду- мают, что каждый человек знает его инстинктивно и поэтому никого не надо учить ему».8 Короче говоря, нравственный закон самоочеви- ден. Это не означает, что его все и постоянно признают — точно так же, как не все и не всегда безошибочно знают таблицу умножения. Но, как и в случае с таблицей умножения, существует правильный ответ.

Я часто приравниваю естественный закон к здравому смыслу. Разве нет здравого смысла в том, что, сунув руку в огонь, вы полу- чите ожог? Разумеется, есть. А разве нет здравого смысла в том, что толкать чужую руку в огонь — это неправильно? Разумеется, есть.

Как отметил Льюис (а я убедился на личном опыте), дети по- нимают это. Обращаясь к молодежи, я неизменно спрашиваю, суще- ствует ли такое понятие, как абсолютная моральная истина? Обычно лишь некоторые студенты поднимают руки в знак согласия и то — неуверенно.9

Тогда я использую один старый пример, впервые предложен- ный, если не ошибаюсь, популярным философом Фрэнсисом Шеф- фером. Я спрашиваю у молодых людей, что бы они сделали, оказавшись на перекрестке улиц с оживленным движением в обоих направлениях, и увидев старушку, которая с озадаченным видом стоит у края тротуара с хозяйственной сумкой в руках. У них есть три варианта выбора: первый — помочь старушке перейти дорогу; вто- рой — проигнорировать ее; третий — толкнуть ее под колеса машин. После этого я спрашиваю у студентов, знают ли они правиль-

ный ответ. Под смешки все они поднимают руки. Разумеется, они го- ворят, что в современном мире вряд ли кто-нибудь может утверждать о существовании абсолютной моральной истины — ведь это звучит так нетолерантно! Но при этом они поголовно убеждены, что толк- нуть озадаченную старушку под колеса — это в корне неправильно.


 

 

Г Л А В А 2 2

 

Мне доставляет удовольствие наблюдать за их юными лицами, когда до них «доходит», какую мысль я пытаюсь им донести.

Взрослые тоже понимают это — даже убежденные активисты постмодернизма, что иллюстрирует опыт моего друга, блестящего богослова и историка Джорджа Уэйджела. Однажды он был при- глашен на ток-шоу Общенационального общественного радио (NPR) под названием «Все учтено». Ведущая была либеральной фемини- сткой — как и вторая участница передачи. Когда начались дебаты по вопросу нравственной истины, обе женщины заняли твердую по- зицию отрицания существования такого понятия. Наконец, одна из них бросила Уэйджелу вызов: «Вы можете привести мне хоть один пример абсолютной нравственной истины, с которым все согласи- лись бы?»

В этот момент его посетило вдохновение, и Уэйджел ответил:

«Да. Изнасилование — это плохо». Возникла неловкая пауза, и веду- щая сменила тему разговора.10

Мы часто обнаруживаем нравственный закон инстинктивно, через наши чувства. Современный ученый Фрэнк Бакли пишет, что нам присуща врожденная «неприязнь к лжецам». Она не является следствием рационального анализа. Она интуитивна. Бакли отмечает, что «чувства скуки и отвращения предоставляют нам полезные пра- вила остановки, избавляющие от рутины утомительных умственных расчетов».11 Этим он хочет сказать, что неправильное нас оскорбляет, а правильное привлекает. Всегда ли эти чувства направляют нас верно — это уже другой вопрос.

 
 

 


Самое распространенное человеческое переживание доказывает, что все мы, без- условно, отличаем правильное от неправиль- ного. Апологет Грег Коукл, обращаясь к аудитории, часто говорит, что знает о них одну неоспоримую истину. Когда люди начинают удивленно переглядываться, он просто объ- ясняет: «Все вы чувствуете вину».12 Никто по сей день так и не смог это оспорить. Человече-


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2260 - | 2112 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.