Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Красота этого мира говорит о Божьей любви к нам





точны. Возможно, эту мысль многие люди в нашей культуре сочтут нетолерантной, но, од- нако же, это действительно так.

Христианский взгляд на красоту базиру- ется на учении о происхождении этого мира. Бог сотворил мир, который отражает Его сущ- ность, и не только Его невообразимую гениаль-


ность, но и Его величие — Его красоту. Глядя на один лишь порядок и красоту творения, древние греки понимали, что истина, красота и добродетель полностью взаимосвязаны. Это понимание было пре- красно передано богословом Хансом Урсом фон Бальтазаром: «Кра- сота требует, по меньшей мере, столько же смелости и решимости, как и истина и благодетель, и она не позволит отделить себя… от двух своих сестер».18

Красота этого мира говорит о Божьей любви к нам. Он создал вселенную, в которой восходит и заходит солнце, в небе висит блед- ная луна, а нас каждый день вдохновляет сила несущихся в вышине облаков. Бог сотворил мир, в котором мы можем радоваться поляне нарциссов, пугаться крика совы и изумляться способностям маски- ровки у хамелеона. В своем стихотворении «Тигр» поэт Уильям Блейк признает Божью руку в красоте Его Творения:

 

Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?19

 

Божьи пути несравнимо выше наших, и все же красота Его тво- рения демонстрирует нам Его любовь.20

Поскольку Оливье Мессиан верил, что красота — это признак Божьей заботы, он в своем творчестве воздал должное любящему Творцу. Его слушатели были гораздо менее сведущи в теории музыки, чем аудитория Кейджа, и все же произведение Мессиана показало


 

 

Г Л А В А 2 3

 

его товарищам по несчастью, что этот мир, в конечном итоге, при- надлежит Богу, а не нацистам, и что законное основание надежды каждого человека лежит в Божьем правлении. Мессиан не предлагал дешевое утешение и не «выражал себя». Кому из его друзей-воен- нопленных это было бы интересно? Языком музыки он передавал им истину, которую они должны были слышать, — истину, являющуюся ключом к счастливой жизни.

 
 

 

Все мы интуитивно понимаем взаимосвязь между красотой и истиной. Спросите у подростка или даже у ребенка поменьше: может ли он описать разницу между хорошим и плохим искусством. Боль- шинство, как я уже отметил ранее, сомневаются в том, что верят в существование абсолютной истины. Я часто предлагаю слушателям представить себе картину, которая привлекает их взгляд, от которой невозможно оторваться — например, морской пейзаж знаменитого художника Уильяма Тернера, изображающий накренившийся под ветром парусник, бороздящий морские просторы. Он настолько реа- листичен, что вы почти ощущаете стремительное движение судна. Краски поблекли от времени, но это не портит впечатление от кар- тины.

Я спрашиваю у юной аудитории: «Можете ли вы, увидев такую картину, сказать, что это — ‘круто’?» Все они кивают головами в знак согласия. Тогда я задаю следующий вопрос: «Если бы вы сегодня по- ехали в Германию и увидели выставку частей тела — огромную на- стенную фреску со свисающими с нее фрагментами плоти, — то вы сказали бы, что это ‘круто’?» На лицах большинства детей сразу же отражается отвращение, и я лишь озвучиваю их мысли: «Нет, вы бы сказали, что это — гадость, верно?» Все кивают головами.

Это понимают даже дети. Есть разница между «крутым» и гад- ким. Существуют абсолюты.

Что-то внутри нас откликается на красоту. Она вдохновляет, ободряет нас — точно так же, как музыка Мессиана воодушевила во- еннопленных в «Шталаге VIII-A» во время Второй мировой войны. Искусство имеет такую силу именно потому, что оно апелли-

рует напрямую к нашим эмоциям наравне с интеллектом — к сердцу и его высшему разуму. Студенты, с которыми я беседовал, сразу же понимали разницу между Кейджем и Мессианом. Кейдж — голый ко- роль от искусства, а Мессиан — маэстро творения, чей труд отражает историю времени с позиций вечности.

Пленяя мысли и будоража воображение, искусство пробуждает нас к созерцанию мира как чуда и затрагивает наши эмоции. Лучшие


 

 

С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь

 

его образцы отражают истину человеческого опыта в его прочувство- ванной целостности.

Искусство указывает на нечто, лежащее за пределами сугубо человеческого, — туда, где, по моему убеждению, находится сам ис- точник красоты. Об этом мы и поговорим в следующей главе.

 
 


 

 

 
 

Глава 24

 

 

Написанное на сердце

 

 

М
ой дедушка по отцовской линии, сын шведских иммигрантов, осиротел в раннем детстве и воспитывался в приюте в Бо- стоне. Как ни удивительно, он сам научился играть на разных музыкальных инструментах и в будущем стал известным му-

зыкантом — соло-корнетистом Бостонского симфонического оркестра. К сожалению, когда эти музыкальные гены передавались дальше, они благополучно минули и моего отца, и меня. Я не пою даже на цер- ковных собраниях из-за опасения сбить других с тональности.

Если вы подобным же образом обделены в сфере музыки, то, возможно, задаетесь вопросом: почему я привожу здесь все эти рас- сказы о Мессиане и Кейдже? В конце концов,

эта книга посвящена поиску истины и секре-

там счастливой жизни. Разве обсуждение вы-


сокоинтеллектуальной музыки не уводит нас в сторону от цели?

Но искусство — это вовсе не отвлеченный вопрос, а сама суть той мысли, которую я хочу донести. Оно сталкивает нас с истиной, делая ее реальностью, прочувствованной сердцем.


Бог Творец создал

нас тоже творцами


По сути, наше восприятие красоты — это очень существенный аспект, отличающий нас, как людей. Ни один археолог не обнаружил нору какого-нибудь животного с примитивными настенными рисун- ками вроде тех, которые оставили древние люди. У животных просто нет таких способностей. Только люди неизменно пытаются передать красоту в различных формах и разнообразными способами. Хотя жи- вотные и насекомые могут создавать красоту, как в случае с пауком в камере Ньен Чен, они не делают этого намеренно.

Только человеческая личность и творит, и размышляет над значимостью творения. Причем это относится не только к художни-


 

 

С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь

 

кам. Почти любой вид работы включает в себя элемент творчества, чем бы мы ни занимались: в сфере услуг, продавая страховки, ремон- тируя компьютеры, или же строили дома, конструировали машины или разрабатывали бизнес-системы. Как уже обсуждалось ранее, удовлетворение от работы в значительной мере обязано тому, что мы задействуем воображение, изобретательность и навыки, стараясь делать свое дело хорошо. Упражняясь в собственном творчестве и наблюдая за творчеством других, мы приходим к осознанию Божьего творчества и Его заботы, проявленных при сотворении нашего пре- красного мира. В нас растет подозрение о правдивости утверждений Библии, что мы, человеческие существа, созданы по Божьему образу; что возможности нашего разума и воображения, а также способ- ность бескорыстно любить были дарованы нам Богом, обладающим этими атрибутами в их полном и абсолютном совершенстве. Бог Тво- рец создал нас тоже творцами.

Поскольку источником творчества является наша человеческая сущность, отражающая личность и характер Бога, то искусство обладает невероятной силой пробуждать в нас величайшие жизнен- ные вопросы и побуждать к поиску ответов, которые находятся внутри нас самих. Размышляя над творчеством людей или великого Творца, мы ощущаем могучие импульсы в самом центре нашего ес- тества.

Нуждаясь во вдохновении, я иногда отправляюсь на прогулку по пляжу в пригороде Неаполя, штат Флорида, где я живу. Величие океана всегда производило на меня глубокое впечатление. Мексикан- ский залив — будь то в шторм или в штиль — круглый год представ- ляет собой совершенно восхитительное зрелище. Особенно великолепен он летом. Когда солнце опускается за горизонт, пышные скопления облаков окрашиваются в розовые, серые и голубые тона. Во время прогулок по пляжу я испытываю благоговение, восторг и обретаю вдохновение даже в те дни, когда чем-то обременен. Про- блемы уже не кажутся настолько гнетущими. Стоя на берегу, я раз- деляю чувства шотландского альпиниста Уильяма Мюррея, описавшего свою невыразимую радость от созерцания величествен- ных горных пиков, как один из «мимолетных взглядов на красоту, которую все познавшие ее вынуждены назвать истиной».1

Известный философ Жак Маритен назвал красоту «метафизи- ческой приманкой».2 Она ведет нас к размышлению о своем источ- нике. Откуда берется красота? Почему вид океана так волнует нас? Почему он вызывает чувство неосознанного томления о чем-то за пределами нашего земного опыта, — о чем-то большем, превосходя- щем все наши познания в этой жизни? Писатель и ученый Клайв Льюис считал, что наиболее вероятное объяснение нашего стремле-


 

 

Г Л А В А 2 4

 

ния, которого не может удовлетворить никакой опыт в этом мире, заключается в том, что мы были сотворены для иного мира.

Красота этого мира побуждает нас задаться вопросом: «Не создал ли нас тот самый ‘бессмертный взор’, который создал тигра?» Мы размышляем, есть ли у этого Творца цель для нас в земной жизни — и даже за ее пределами. Красота Божьего творения излучает обещание. Возможно, кому-то подобные размышления по- кажутся странными, но любое исследование истории и литературы говорит об универсальности таких вопросов. Вот почему мы не можем пройти по жизни без «божественного беспокойства», как его назвал Эммануэль Мунье. Комментируя взгляды Мунье, Ло- ренцо Альбасете отметил: «В самом деле, нашу жизнь по-настоя- щему человеческой делают те бесконечные вопросы перед лицом Тайны, перед ‘чем-то большим’, сколько бы нам ни было лет — три или девяносто. Эти вопросы дают нашему сердцу бодрствовать, по- знавая окружающий мир, и позволяют смотреть даже на обыденные вещи с тем же удивлением и восторгом, как в тот момент, когда мы увидели их впервые».3

Французский математик и

философ Блез Паскаль сказал:


«У сердца есть доводы, которые неведомы разуму».4 Он подразу- мевал, что наша человеческая природа, как целое, способна постигать истины, выходящие за рамки понимания одного лишь разума. Она включает в себя не только интеллект, но и эмоции,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1180 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2377 - | 2244 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.