Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и массовая культура. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации




Межкульт. коммуникация (МКК): как т-н: ком-ция или общение между представителями различных культур. Понятие подразумевает ком-цию в пр-се личных контактов между людьми, реже опосред.. формы К. (такие как письмо) и массовую К.. Первоначально для описания МКК использовалось т. н. классическое понятие к-ры, рассматривающее к-ру как более или менее стабильную систему осознанных и бессознательных пр-л, норм, цен-тей, структур, артефактов и относящуюся прежде всего к нац. или этнич. К-рам («человек в узах культуры»). В наст.вр. все чаще доминирует т. н. динамич. понятие к.-ры, где к-ра рассматривается как образ жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой соц. гр. (например, к-ра городская, к-ра поколений, к-ра орг-ции). Динамич. понятие к-ры не предполагает строгой стабильности культурной сис-мы, она до опред. ст-ни может меняться и модифицироваться в зав-ти от соц. с-ции («человек как результат и творец культуры»). Особ-ти МКК: прикладной хар-р (цель — улучшение коммуникации между предст-лями разл. к-р, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

Массовая к-ра сегодня явл-ся той культурн. средой, кот. социализирует личность, кот. во многом определяет жизнедеят-сть людей. Она стала сп-бом манипуляции массовым сознанием. Почему масс. к-ра возникла именно сейчас: 1. человек массы не сущ-л в таком кол-ве раньше, 2. человек массы на соц. лестнице находился внизу, общ-во не учитывало его интересы; в совр. общ-ве он стал востребован, т.к. здесь распространена бесцен-ть. Мас. к-ра – принципиальный феномен 20-го века. Массов. ч-к – это не чел-к из массы, а чел-к с сознанием таким, как у всех (это качеств., а не колич. фактор). Мас. чел-к из продукта производства превратился в объект манипуляции с помощью масс. к-ры. Для масс. к-ры характерно: 1. снижение авторского уникального начала, 2. она связана с потреблением (формирует потр-ти, кот. призвана удовлетворять), 3. механизмом распространения явл-ся тиражирование, штамповка одних и тех же смыслов, 4. обращение к низовым уровням человеч. бытия.

Среди многочисл. глобал. проблем, порожденных техногенной цив-цией и поставивших в центр ч-ка и само его сущ-ние, прояв-ся наиболее контрастно три: во-первых, проблема выживания в условиях непрерывн. соверш-ия оружия массового уничтожения. Во-вторых, нарастание экологич. кризиса в глоб. масштабах. В конфликтн. столкн-ие приходят два аспекта челов. сущ-ия как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу. В-третьих, самая важная по зн-ию и по аспекту нашего рассмотрения — проблема сохр-ия человеч. личности, человека как биосоц. стр-ры в условиях растущих и всест. пр-сов отчуждения — совр. антропологич. кризис. Ч-к вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе.

Миллионы людей не удовлетворяют своих элементарных потреб-тей, сотни тысяч умирают от голода. Набл-ся кризис и в соц. сфере. Конечно, в целом в развитых странах жизн.уровень улучшается, но тем не менее, факты свид-ют о том, что миллионы людей вынуждены влачить жалкое сущ-ие. Прод-ся эксплуатация ч-ка ч-ком. Совр. общество не избавилось от тех негативных черт, о которых еще писали Маркс и Дюркгейм – соц. отчуждение и аномию. Напротив, люди все больше и больше отчуждаются друг от друга. Индивидуализм и эгоизм, особенно среди молодежи, нередко доминируют в соц.отн-ях. У людей все чаще и чаще проявляется аномия, то есть безразличие, апатия, неуважение существующих ценностей и т.д. Межэтнические противоречия.во мн. странах нередко привод. к воен. д-виям.

Видоизменяются сциентистские и антисциентистские концепции науки. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам, к классическому типу научной рациональности. Выход— не в отказе от научного развития, а в придании ему гуманистического измерения, в трансформации идеала ценностно нейтрального исследования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 823 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2429 - | 2307 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.