Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики




Окружающий нас мир постоянно меняется, он развивается, выходит на качественно но­вые стадии существования. Развитие — закономерное, направленное качественное изме­нение материальных и идеальных объектов. Философское осмысление Р. означает вос­произведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процес­сов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Процесс Р. неоднороден; внутри его обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправ­ленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образую­щими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса.

Динамическая организация бытия состоит в том, что лю­бое конкретное явление объек­тивно подвержено непрерыв­ным изменениям Специфика этой динамики вос­производится в онтологии прежде всего с помощью катего­рий движения, развития и покоя.

Все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений -это и взаимные превращения элемен­тарных частиц, и рас­ширение Метагалактики, и изменения в клетках организма, и измене­ния социальных процессов, и изменения духовных феноменов.

Движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свой­ство. Признание неразрывнос­ти бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется чертами внутренней противо­речивости.

Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Движение неразрывно связано со своей противоположностью - покоем. Понятие покоя представля­ет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность пред­мета, сохранение его каче­ства, т. е. покой относителен, а движение абсолютно.

Можно выделить два основных типа движения: 1) движе­ние при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий на­бор признаков, позволяющий говорить о предмете или системе как определенном пред­мете, отличном от других; 2) тип движения, связанный с преобразованием качества пред­метов и процессов, с их качественными изменениями или в сторону их усложнения, фор­мирования более слож­ных систем, или в сторону распада системы на составляю­щие ее элементы, представляющие собой иные качествен­ные состояния. Процессы, которые свя­заны с преобразова­нием качественных состояний предметов, характеризуются как разви­тие. Тип движения - от низшего к высшему, т. е. дви­жение по восходящей линии, есть прогресс. Противополож­ное же ему движение - от высшего к низшему, движение по нис­ходящей линии есть регресс.

Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основные принципы теории диалектики - прежде всего принципы развития и взаимо­связи. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным измене­ниям развития и находится в определенной зави­симости от других явлений.

Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат парные категории Д., отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Катего­рии диалектики: 1. сущность и явление. 2. содержание и форма. 3. качество и количе­ство. 4. единичное и общее. 5. причина и следствие. 6. необходимость и случайность.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:закон вза­имного перехода количественных и качествен­ных изменений - изменения рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качественное со­стояние;закон единства и взаимодействия противоположнос­тей, утверждающий, что основным источ­ником раз­вития явлений служат их внутренние противоречия. закон отрицания отрица­ния- любое развитие есть, с одной стороны, движение яв­лений вперед, к новым качествам, а с другой - повто­рение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.

Неосновные законы диалектики:закон соотношения единичного и общего: всякое об­щее реализуется в единичных свойствах и связях развива­ющегося явления;закон соотно­шения необходимости и случайности: не­обходимость проявляется в развитии явлений че­рез случайности и дополняется ими.;закон соотношения содержания и формы: содержа­ние явления определяет форму его развития, которая спо­собна влиять на данный про­цесс;закон соотношения причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие опреде­ленных причин;закон соотношения возможности и действитель­нос­ти: развитие есть превращение присущих ему возможностей в новую действитель­ность с новы­ми возможностями;закон соотношения сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность; закон соотношения части и целого: развивающееся яв­ление есть целостное взаимодействие своих частей.

Все эти (и многие другие) законы и категории материа­листической диалектики функ­ционируют в мышлении че­ловека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Они ориентируют познающего субъек­та на анализ любого явления в его закономерном развитии и связи с другими явлениями, на исследование присущих ему меры, противоречий, взаимодействий старого и нового, его индивидуальных и общих с другими явлениями призна­ков, необходимых и случайных черт и т. д.

Д. не является единственной теорией о развитии всего сущего. Cуществуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании Д. сущест­вует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило наличие дискуссий о зна­чении Д. Существуют различные подходы к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия. Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.

1. Сущ-ют разные учения в самой теории Д., обусловленные принципиально несовмес­тимыми подходами к познанию и изменчивости бытия: наличие в теории Д. идеалистиче­ского и материалистического учения. Идеалистическая Д. ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая Д. аргументирует первич­ность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами. Хотя обе эти Д. объясняют развитие бытия и при этом используют одни и те же понятия, за­коны и принципы.

2. Возникли и сложились учения вне Д., составляющие ее оппозицию. Главной альтер­нативной Д. явл. Метафизика – совокупное учение о связях и развитии, о способах и фор­мах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем Д. Сторонники М. ут­верждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внеш­ний толчок. Характер развития состоит в эвслюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в Д. Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, М. - состоящим из отдельных вещей и явлений.

3. Д. противоположна М. как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности.

Таким образом, на сегодняшний день не существует однозначного отношения к Д.

 

11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории»

Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от про­цессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума, чувств людей, характера их практических дейст­вий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалек­тики общественного развития.

При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихий­ности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индиви­дов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функциониро­вание всеобщих законов развития. Человек живет в сложном переплетении производст­венных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общест­венных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивиду­альный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокуп­ного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынеш­ний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, спе­циалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастаю­щих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творче­ский поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе.

Важнейшая особенность социального прогресса — возрастание его темпов, или, по Б.Ф.Поршневу, «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху. Скорость и радикальность социального обновления — результат прежде всего возрастания численно­сти населения. Согласно демографическим данным, в неолите население всего земного шара едва превышало 25 млн человек, оно достигло 220 млн к началу нашей эры и милли­арда — в начале XIX века.

Причина «ускорения ритма истории», конечно, не сводится лишь к увеличению чис­ленности мирового населения. Численность населения должна быть умножена на его ак­тивную вовлеченность в историческую действительность, на его образованность, произ­водительность труда, на политическую сознательность. Ускорение социального про­гресса — это кумулятивное следствие, слагаемое многих объективных факторов, дейст­вующих в истории: наряду с возрастанием роли народных масс и демократизацией обще­ственной жизни они включают в себя раскрепощение личности и увеличение ее свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человека по отношению к природе, вовлечение все более широкого круга народов в международное общение и об­мен результатами своей деятельности, интернационализацию социально-экономических, политических и культурных процессов, увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, эко­номическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности меж­дународного обмена деятельностью в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI века смело мог быть приравнен к десятилетию в XIX веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в глубокой древности. В этом уплотнении исторического вре­мени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, то есть в «ускорении ритма ис­тории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального про­гресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1951 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2234 - | 2193 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.