Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современная наука о строении материи




От философского понятия материи следует отличать естественно научные представле­ния о конкрет­ном строении материи, ее видах, свойствах. Они ограничены уровнем разви­тия конкретной науки и практикой. «Философская материя» охватывает объективный мир как таковой, все что существует вне и независимо от сознания.

Новейшая физика выделяет 3 различные области материального мира (неорганическая природа):

1. Макромир – охватывает как мельчайшие частицы вещества, так и огромные звездные системы – га­лактики. Движение тел в макромире подчиняется законам Ньютона.

2. Микромир – это элементарные частицы, ядра атомов, атомы. Время протекания про­цессов в микро­мире – миллиардные доли секунды.

3. Мегамир – (большой, гигантский) – за пределами доступной человеку Вселенной. Исследован чрез­вычайно мало. Не создана стройная теория и пока приходится иметь дело с гипотезами. Согласно одной из них, в результате больших расстояний между телами за­кон всемирного тяготения Ньютона не дейст­вует. Тела, разъединенные большими рас­стояниями, двигаются в беспредельных просторах не замечая друг друга. Другая гипотеза утверждает о том, что материя там находится в «домеханическом» состоя­нии. Там нет ни атомов, ни молекул, там только зарождаются «элементарные» частицы.

Органическая природа состоит из следующих уровней: Молекулярный; Микроорга­низмы; Клеточный уровень.

Человеческое общество: Человек; Семья;Производственные коллективы, классы, со­циальные группы;Государства; Общественно-экономические формации.

Познание строения веществ дает возможность управлять процессами, происходящими в мире – мик­роорганизмов, растений, животных, воздействовать на обмен веществ, наслед­ственность организмов. Современная наука показала, что все известные сегодня миры – это часть единого целого, поэтому они попадают под действие общих закономерностей, везде действует закон причинности.


6. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерыв­ность как харак­теристики движения. Основные формы движения, их соотноше­ние, качественная специфика и взаимосвязь.

Коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без кото­рых материя не существует и которые без материи не существуют – это движение, про­странство и время.

Учение о движении материи разрабатывалась на протяжении всей истории философ­ской мысли. Древнегреческие философы рассматривали субстанции – воду, воздух, огонь – как непрерывно изме­няющиеся, находящиеся в вечном движении. Гераклит считал, что в мире нет ничего неподвижного: «В одну реку нельзя войти дважды». Незнание движе­ния влечет за собой незнание природы.

Дальнейший шаг в изучении движения был сделан материалистами 17 в. (Декарт, Гоббс). Хотя они рассматривали его исключительно в механической форме. Все измене­ния, происходящие в природе, сводились к пространственному перемещению тел или со­ставляющих их частиц. Такое ограниченное представление о движении было не случай­ным, т.к. стала развиваться механика земных и небесных тел. В силу этого у ученых сло­жилось убеждение, что механическое перемещение есть единственная форма движения, а механика – это универсальная наука, лежащая в основе этого знания.

Материалисты 18 в. несмотря на ограниченность естественнона­учных знаний, разви­вали идею о внутренней активности материи, неразрывной связи между материей и дви­жением.

Огромное значение для развития учения о движении имели идеи Гегеля. Он рассматри­вал действи­тельность в виде процесса, который постоянно движется, изменяется, а его ис­точником являются про­тиворечия. Однако Гегель отрицал развитие природы как таковое.

В диалектическом материализме (Маркс, Энгельс) движение охватывает все измене­ния и процессы, происходящие во Вселенной (начиная от пространственных вещей и за­канчивая мышлением). Движе­ние может происходить по восходящей линии (прогрессив­ное) или по нисходящей (регрессивное), мо­жет усложняться или упрощаться, идти по кругу. Источником движения видели – борьбу внутренних противоположностей, прису­щую всем без исключения объектам действительности.

Значит, движение является «самодвижением» и не требуется первотолчка. Энгельс впервые обосновал единство материи и движения: движение не существует без материи, но и материя без движения немыс­лима. Движение не может исчезнуть, оно может лишь переходить из одной формы в другую.

Следовательно, под движением нужно понимать не только механическое перемещение тел в про­странстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Правомерно говорить о двух основных ти­пах движения:

- первый тип движения основан на сохранении качества предмета в процессе измене­ний;

- второй тип движения характеризует изменения качественного состояния предмета, смену одного каче­ства другим (например, распад или синтез). Особым состоянием движе­ния выступает развитие. Оно характеризует возникновение нового.

Свойства движения. Движение обладает целым рядом важнейших свойств:

- объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, ма­терия сама по себе имеет причину своих изменений.

- Всеобщность – любые явления в мире подвержены движению как способу существо­вания материи.

- Несотворимость и неуничтожимость. Диалектический материализм отвергает ка­кое-либо рассуж­дение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка. В данном случае проводится мысль о не­коем начале движения.

- Абсолютность – без движения материя не существует. Однако материализм не отвер­гает существо­вания в мире устойчивости, покоя. Оно проявляется, прежде всего, в сохра­нении самого состояния движения. Но всякий покой относителен. Во-первых, он имеет место лишь по отношению к определенной точке отсчета, а не ко всей материи. Во-вто­рых, покой – это переходящий момент, т.к. отрицание состояния покоя в результате дви­жения есть возникновение нового в материальном мире.

- Прерывность и непрерывность движения. Прерывность движения – это его диффе­ренциация на беско­нечное множество процессов локализованных во времени и простран­стве, его делимость на относи­тельно самостоятельные формы и виды. Непрерывность движения - означает единство, взаимосвязь целостность всех отдельных форм и видов универсального движения.

Формы движения. Из древних философов Аристотель различал 6 видов движения: возникновение, уничтожение, измене­ние по качеству, увеличение, уменьшение, переме­щение.

Научную классификацию форм движения дал Ф. Энгельс, опираясь на уровень разви­тия естествозна­ния своего времени. Он выделил 5 основных форм: Механическое – пере­мещение тел в пространстве. Физическое – движение молекул. Химическое – движение атомов внутри молекул. Биологическое – ор­ганическая жизнь. Социальное – развитие об­щественных отношений в результате практической дея­тельности человека, история обще­ства.

Соответственно иерархии материи существуют три блока движения:

- в неживой природе (неорганической) – доминируют физические и химические формы движения.

- живой природе – основной является биологическая форма движения.

- В обществе – социальная форма движения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.