Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пространственно-временная организация материального мира. Специфика пространственно-временных свойств в природных и социальных процессах. Бытие человека и время




Пространственная, или топологическая (греч. Topos-место), организация сущего оз­начает, что любой материаль­ный объект занимает определенное положение по отноше­нию к другим объектам. Каждый обладает размерами - длиной, шириной, высо­той. В мире нет всеобщего пространства, а есть беско­нечное множество индивидуальных пространств.

Согласно субстанциальной концепции, простран­ство представляет собой особую само­стоятельную субстан­цию, независящую в своем существовании от мира вещей. У Демок­рита в роли чистого, абсолютного пространства выступает пустота, в которой сущест­вуют атомы. В Новое время субстанциальная концепция была развита в физике Исаака Ньютона. Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоятельным существовани­ем, оно есть лишь особая характеристика материальных яв­лений. Аристотель развивает концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. В Новое время Готфрид Вильгельм Лейбниц подчеркивал, что пространство есть порядок суще­ст­вования вещей и что «без материи нет и пространства». Свою физическую конкретизацию эти взгляды получили в теории относительности физика-тео­ретика Альберта Эйнштейна. В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства.

При всем многообразии трактовок реальное простран­ство нашего мира обладает неко­торыми стабильными свой­ствами - трехмерностью и изотропностью(одинаковой зна­чимости каждого из трех прост­ранственных измерений вещи).

Пространственные свойства специфичны на разных структурных уровнях сущего, на­чиная с микромира и кончая нашей Вселенной. В современной культуре особое внима­ние уделяется социальному пространству, которое должно оцениваться не как абстрактная территория для прожива­ния, но как социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Со­циальное пространство обладает особым человеческим смыслом, определено отношениями человека к миру, исто­рически склады­вающимися особенностями человеческой деятельности и поведения, мировоззрением че­ловека в со­ответствующей исторической эпохе и социокультурной си­туации. Пространст­венная организация созданного челове­ком мира вещей всегда обладает надприродными, социаль­но значимыми характеристиками, пространственной архи­тектоникой, включаю­щей социальные связи, смыслы и об­щественно значимые идеи (города античной эпохи, средне­вековья и современности отличны в своей пространствен­ной композиции друг от другу).

Временная, или темпоральная (лат. Tempus-время), организация сущего понимается чаще всего как длитель­ность существования явления и порядок событий, происхо­дящих с ним. Время для каждой вещи, а «времен столько, сколько вещей» (Л.Ф. Ло­сев), есть след­ствие ее собственной динамики, действия внутренних законов развития. Поэтому под временем мож­но понимать дление - продолжительность сохранения объ­ектом своих ка­честв в относительно неизменном состоянии. Дление вещей и явлений реального мира всегда ограничено, т.е. конечно: все они имеют начало и конец своего бытия. И лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности: так постулируется вечность Бога, Абсо­лютной идеи, материи.

Представления о времени неоднозначны, противоречивы и исторически изменчивы. Во многом это объясняется спе­цификой самого времени - с одной стороны, оно невещест­ценно, его нельзя обнаружить каким-то опытным путем; с другой стороны, каждый из нас знает, что оно существует, и чувствует его.

Интерпретации времени: Для субстанциальной концепции время - особая самостоя­тельная сущность, нечто роде потока, реки, несущей с собой в будущее весь мир и че­ло­века. Для реляционной концепции время есть особое отноше­ние между вещами и их со­стояниями, оно не может сущест­вовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

Трактовка времени и его структуры: концепция возникает в глубокой древности (Герак­лит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела вре­мени»). В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. Статическая кон­цепция отрицает течение времени и рассматривает все события временного многоообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной раз­ницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между разны­ми точками пространства.

В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и лич­ностных факторов. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь, прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных ци­вилизациях, зависящих от циклических событий, время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. В средние века под влиянием христианской идеологии фор­мируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной ци­вилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на бу­дущее. Здесь же окончательно осознается необратимость вре­мени и его непреложная власть над человеком, невозмож­ность, в отличие от простран­ства, его покорения.

Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического вре­мени кажется нам коротким или долгим в зависимости от на­строения, ситуации и т. д. Каждый человек живет как бы в наиболее подходящем для него времени, по-своему оцени­вает и организует его.

Категория времени обладает огромной мировоззренчес­кой ценностью для человека. Если пространственные харак­теристики сущего не оказывают на жизнь человека опреде­ляющего влияния то со временем дело обстоит иначе: никто из нас не может вы­прыгнуть за пределы своего времени, замедлить или про­длить свое бытие. И когда человек осмыс­ливает свое бесси­лие перед временем, то проблема времени превращается для него из аб­страктной философской темы в «основную проб­лему человеческого существования, про­блему человеческой судьбы» (Н.А. Бердяев).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 924 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.