Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание как предмет фил-го осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Феномен бессознательного. Самосознание как философск. проблема




Сознание –особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание – не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Фил-ия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. XX век. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Сознание структурно организованно, представляет с-му элементов, находящихся м/у собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни ч-ка включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания. С. не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое. Св-ва сознания: 1) самопостижимость. С – единств. феномен, кот сам себя проявляет и постигает. 2 ) интенциональность - смысл акт-сть и смысл избират-сть, нет безпредметн-го сознания. 3) свобода - внутр свобода творч акт-сти. 4) идеальность - сознание идеально или материально. 5 ) несудстанциональность - если бы сознание было субст-но, то оно м бы сущ-ть вне ч-ка.

Бессознательное (Б.) как психический феномен. Б. в шир. смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б. – особая сфера психического или с-ма процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин Б. используется также для х-ристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия к-рого не осознаются. Концепция Б. впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б. предпринял Д. Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной с-мы. В нач.19 в. началось собственно психологическое изучение Б. Исследования франц. псих. школы позволили вскрыть отличную от сознательной псих-ую деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, к-рый представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн.-ые влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосоз-е (СС) - образ-е, выступ-щее на разных уровнях и в разных формах: 1) самочувствие - элемент осозн-е своего тела и его вписанности в мир окруж вещей. 2) сознание себя в кач-ве принадлеж к чел сооб-ву, к-ре и соц группе 3) возн-е сознания "я" как совершенно особ образ-я, похожего на "я" др, но уникальн и неповтор. СС - это С/оценка и С/контроль. Это единственное, в чем никак нельзя усомниться.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 768 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.