Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Природные предпосылки сущ-ния человека и общества




Природа - одно из центральных понятий философской мысли и культуры, обладающее широким спектром значе­ний: 1) как совокупность всего сущего; 2) как противостоя­щий человеку (субъекту) объективно существующий, раз­вивающийся по своим законам и не­зависимый от него мир; 3) сущность той или иной вещи (природа вещи). В предель­но ши­роком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его кон­кретных проявлений.

Предпосылки сущ-ния человека:1) геофизические (космические явления: тепло и свет, магнитная оболочка планеты, земные реалии); 2) биологические (поля, леса, живот­ный мир→биосфера). Человек является составной частью биосферы. Сбалансированность биосферы – важнейший фактор жизни человека; 3) демографические (численность насе­ления, его плотность, возрастная структура и т.д. оказывают влияние на состояние эконо­мики; динамика народонаселения зависит от уровня развития общества, культуры, соци­ального развития и т.д.).

В философии истоки понятия П. связывают с дргреч. термином фюсис (органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс и т.д.), в Новое время по­является термин натура (мир, миропорядок, вселенная). Далее преобладающим смыслом понятия П. становится ее статус как объекта естествознания. В зависимости от контекста мы понимаем под П.: все сущее; естественную или искусственную среду обитания чело­века; внутреннюю сущность вещей. Философ исследует сущность и причины П., т.е. исходит из понимания природы как целого, в то время как ученые только описы­вают и высчитывают ее «число и меру».

В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыс­лился как одна из ее частей. в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека приро­да рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом - душой. В эпоху Возрождения че­ловек открывает для себя красоту и великолепие окружаю­щей природы, начинает видеть в ней источник радости, на­слаждения в противо­вес мрачному аскетизму средневе­ковья. Впоследствии в философии и эстетике роман­тизма природа начинает пониматься как убежище, противостоя­щее развращенной и по­рочной человеческой цивилизации. В период становления капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил аг­лийский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626), провозгласивший целью науки и техники господ­ство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преоб­разовательной деятельности и как кладо­вая, из которой человек может черпать без меры и без счета.

Что касается естественнонаучного познания, то в нем до­минирующей становится идея испытания природы, стрем­ление вырвать у нее ее тайны, свести все ее качественное мно­гообразие к небольшому числу строгих количествен­ных законов.

По мере того как науч­но-техническая мощь человека, неуклонно и быстро возрас­тая, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают все больше поводов для того, что­бы убедиться в опасности неограниченного, бесконтроль­ного и непродуманного употребления этой мощи. В резуль­тате в отношениях человека к природе начинает оформ­ляться и приобретать все более заметное место момент от­ветст­венности. В исторической перспективе - и это отчетли­во видно уже сегодня - мы имеем дело с глубочайшим изме­нением самого характера природопреобразующей деятельнос­ти человека, ее направлений и методов осуществления. Речь идет об ограничении элементов стихийности и, напротив, о возрастающей роли сознательности, организованности, сооб­разовании целей деятельности с ее средствами и послед­ствиями - короче, о разумности и гуманности во взаимодей­ствии общества и природы.

Философия природы разрабатывает синтетическую кон­цепцию взаимодействия чело­века и природы. Базовые прин­ципы философии природы:

• процветание любых форм жизни на Земле имеет цен­ность само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

• богатство и разнообразие людей способствует реали­зации этих ценностей;

• люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением слу­чаев удовлетворе­ния естественных потребностей;

• современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и дру­гого;

• необходимо изменить отношение к природе обосновать в соответствии с этим страте­гические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывающие цен­ность природы. Философия природы исследует отношение человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические, социокультурные и дру­гие принципы, учитывающие внутреннюю сущность человека иприроды как единого це­лого.

Модели взаимодействия человека и природы: мифологическую, научно-технологиче­скую и диалогическую: 1) приоритета природы над человеком (преобладающий принцип, мифологической мо­дели); 2) власти человека над природой (определяющий смысл на­учно-технологической модели); 3) диалога и взаи­модействия человека и природы (основ­ная стратегия парт­нерской диалогической модели).

Самоорганизания – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совер­шенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин.

Организация - под воздействием внешних сил или причин.

 

9. Природа и общество как целостная система. Биосфера и неосфера. Идея коэво­люции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользова­ния

Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле впределах тонкой ее обо­лочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое усло­вие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславлива­ется развитием материального производства, науки и техники, общественных потреб­ностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить со­временную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера..

Термин «биосфера» впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жа­ном Батистом Ламарком) для обозначения сово­купности живых организмов, населяю­щих земной шар. Био­сферу рассматривают в качестве основного структурного компо­нента организации нашей планеты, включая около­земное космическое пространство. Вы­деляют такие струк­турные уровни организации живого вещества в биосфере, как молеку­лярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный и биогеоценотический.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому ка­чественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, новая особая реальность, связанная с более глубокими и все­сторонними формами преобразовывающего воздействия общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними ус­ловиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы "обще­ство-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ог­раниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те послед­ствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, не­предвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воз­действие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: "чем полнее сво­бода, тем выше ответственность". В настоящее время глобальность экологических про­блем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - эколо­гического сознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единения человека и природы, которая и обеспечила бы даль­нейшее развитие человечества, его коэволюционный путь развития. Перспективы разви­тия цивилизации связываются с переходом на режим соразвития или коэволюции при­роды и человека. Коэволюция – определенное взаимодействие общества и природы, обеспечивающее прогресс человеческого рода.

Итак, современный этап взаимодействия природы и общества требует новых ориенти­ров для развития общества, а именно его коэволюции с биосферой.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, ко­торая должна выстроить оп­тимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. советский биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981). С тех пор тема коэволю­ции становится клю­чевой в понимании природы человека и в определении су­деб челове­чества.

Концепция коэволюции базируется на принципах, со­гласно которым человечество, из­меняя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изме­няться и само с учетом объективных требований природы. Концепция коэволюции в концентриро­ванном виде выража­ет исторический опыт человечества, содержащий в себе опре­делен­ные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей ко­эволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способ­ных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшаф­тов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

Можно говорить о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера ­это область бытия, основаного на принципах нравствен­ного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носи­телем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интере­сах, но и в интересах Жизни на Земле. (А. Швейцер)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.