Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов




Развитие – движение от менее сложного к более сложному. Но это не однолинейный процесс (прогресс+регресс). Традиционно проблему развития изучала диалектика (наука о наиболее общих законах развития всей действительности, всех сторон бытия и всеобщих связях явлений). Д. – сложная наука. Она выработала свои принципы, законы, категории, которые составляют ее структуру как науки. Важнейшие принципы Д.: 1) пр-п объктивно­сти рассмотрения явлений; 2) пр-п развития; 3) пр-п всеобщей связи явлений. Мир необ­ходимо рассматривать таким, каков он есть на самом деле. Но ч-к от природы субъекти­вен. Исслед-ль должен наступить на собственное горло в целях объективности. Требуется всегда конкретный объект с учетом его изменений. Любое явление всегда находится в развитии. Любое явление не изолированно, а находится в различных отношениях (связях) с др. предметами.

В современности начинают утверждаться альтернативные диалектике учения, напри­мер, синергетика (наука об организации и самоорганизации сложных открытых и нели­нейных систем). Автор – Хакен. Открытость означает, что она имеет источники и истоки (обмен энергией, веществом и информацией). Примеры: человек: биосфера. Нелинейная система – это система, имеющая возможность выбирать путь дальнейшего развития из альтернатив. Источник развития в самой системе (имманентные причины), но на систему воздействуют внешние факторы (флуктуация). Мощное воздействие может привести сис­тему в хаотическое состояние (точка бифуркации). Н-р, начало ХХ века (1 мировая война); Февральская революция (Ленин и Троцкий); восстание. Большую роль играет слу­чайность.

С. опирается на методы, одинаково приложимые к различным предметным областям, и изучает сложные (многокомпонентные) системы безотносительно к их природе. Основной интерес С. сосредоточен на динамике. Важная особенность синергетических систем со­стоит в том, что ими можно управлять извне, изменяя действующие на системы факторы. Например, скорость роста клеток можно регулировать извне, обрабатывая клетки различ­ными химическими веществами. Временнaя эволюция синергетических систем зависит от причин, которые не могут быть предсказаны с абсолютной точностью. Непредсказуемость поведения синергетических систем связана не только с неполнотой информации о состоя­нии их многочисленных подсистем (что заставляет ограничиваться вместо индивидуаль­ного описания каждой подсистемы описанием ансамблей подсистем) и неизбежными квантовыми флуктуациями, но и тем, что эволюция некоторых систем очень чувстви­тельна к начальным условиям. Даже небольшое различие в начальных условиях в корне изменяет последующую эволюцию системы («эффект бабочки», от известного рассказа Р. Брэдбэри). Непредсказуемость эволюции синергетических систем получила название сто­хастичности.

Параметр порядка и принцип подчинения принадлежат к числу наиболее фундамен­тальных понятий С. Глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как особый принцип, характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняющей возникновение новых структур. Последние возникают в открытых системах, находящихся в неравновес­ном состоянии и формируются за счет внутренних кооперативных эффектов, под влия­нием различного рода флуктуаций, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому, а эволюция систем в конечном счете при­обретает направленный характер. Глобальный (универсальный) эволюционизм позволяет выстроить новую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создавая возможность рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную мате­рию, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он позволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Боль­шого взрыва до возникновения жизни и разума.

Важную роль в обосновании идей глобального (универ­сального) эволюционизма сыг­рала синергетика, занимаю­щаяся изучением систем, состоящих из большого числа час­тей, взаимодействующих между собой, согласованным со­стоянием процессов самоорганиза­ции в системах различ­ной природы.

Синергетика как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности раз­вития мира. Рассмотре­ние всех объектов как самоорганизующихся систем, облада­ющих открытостью, нелинейностью, неравновесностью, создавало научно обоснованную воз­можность преодолеть разрыв между представлениями о живой и неживой приро­де. Идеи синергетики приобретали важное мировоззренчес­кое и методологическое значение. Бла­годаря им обосновы­вались представления о развитии физических систем и от­крывались новые возможности для выяснения взаимосвя­зей между основными этажами мироздания - неживой, жи­вой и социальной материей. Если до синергетики не было концепции, отно­сящейся к классу не философских, а науч­ных теорий, которая позволяла бы свести в еди­ное целое ре­зультаты, полученные в различных областях знания, то с ее возникновением появились принципиально новые условия формирования целостной общенаучной картины мира.

 

13. Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал ГЭ и про­блема развития современной научной картины мира.

Глобальный эволюционизм (ГЭ)возникает в середине ХХв.→как стремление постро­ить научную картину мира на основе синтеза современных научных знаний. ГЭ часто ха­рактеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы дея­тельности и рассмотрение неживой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Новое содержание в концепцию ГЭ было внесено в 40-50гг. ХХв., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объ­ектов оказалась весьма эвристической прежде всего в рамках биологической науки, т.к. рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы (си­нергетика).

ГЭ можно рассматривать как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. Идеи ГЭ получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рас­сматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира. В обоснование ГЭ определяющее значение внесли теория биологической эволюции и разви­тая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной (расширяю­щейся и раздувающейся) Вселенной и синергетика (которая как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности развития мира).

Глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и сис­темности, предстает как особый принцип, характеризующий взаимосвязь самооргани­зующихся систем разной степени сложности и объясняющей возникновение новых струк­тур. Последние возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет внутренних кооперативных эффектов, под влиянием различного рода флуктуаций, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самооргани­зующейся системы к другому, а эволюция систем в конечном счете приобретает направ­ленный характер. Глобальный (универсальный) эволюционизм позволяет выстроить но­вую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создавая возможность рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он по­зволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он дает возможность рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе функциониро­вания нашей Вселенной.

ГЭ может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на ос­нове этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.
14.Человек как предмет философского и научного анализа. Многомерность фено­мена человека. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «ин­дивид», «индивидуальность», «человек».

Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятия "личность" у древних греков не сущест­вовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня.

Родоначальника "философии человека" Сократе: в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «лич­ность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравни­вали всех людей перед лицом рока. Теологические доктрины средневековья освободили человека от космологическом зависимости, но растворили чел. индивидуальность, поста­вив его а полную зависимость от воли Бога.

Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения.

Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человече­ского рода. Индивид — это всегда один из многих, он безличен.

Понятие "индивид" и «личность» являются противоположными по объему и по со­держанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек- индивид. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь ро­довую общность людей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкре­тизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, вы­деляются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации инди­вида отдельного человека логически мы приходим к индивидуальному представителю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность.

Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные и уни­кальные свойства человека.

Личность - это человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индиви­дуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности.

Личность — это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентиру­ется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятепьность и не­сет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих лично­сти является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства Л. является совесть, долг и честь.

Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности.

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном простран­стве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Лич­ность выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. Она тем зна­чительнее, чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие.

По своей структуре личность представляет собой устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимоотношения чел. с системой общ. отношений..

Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование - закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические.

 

15. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Ч-к как биосоц. феномен. Природа человека: инвариантность и пластичность. Телесность и духовность человека.

Антропосоциогенез – процесс возникновения человека. Основные концепции: 1) креационистская/ религиозная (Бог сотворил мир, на 6-й день чел-ка, вдохнув в него бессмертную душу). А как иначе объяснить наличие в ч-ке бессмертных высших ценностей. Вне идеи образа божьего в ч-ке очень трудно объяснить, почему он должен быть милосерден, сострадателен к ближнему своему; 2) трудовая (Маркс, Энгельс). Ч-к произошел от высших животных в процессе трудовой деятельности (исп-ние орудий труда→трансформация организма→возникновение руки чел. типа→изменение гортани, мозга→возн-ие речи→исп-ие огня→увеличение V-а и массы головного мозга). Орудия труда – не только средства эффективной деятельности, но и форма закрепления коллективного опыта. Также происходит изменение соц.-нравст. системы: возн-ие запретов, норм, кот. регулируют поведение членов сообщества. 3) символическая (предметы культа (символы) – средство связи между миром сакральным и миром профанным). Символич. теория не противоречит трудовой. 4) игровая (Хейзинге). 5) психоаналитическая (Фрейд).

Но трудно понять:

1) крайне малый срок перехода от обезьяны к человеку;

2) проблема недостающего звена;

3) проблема головного мозга (используется лишь 3-5% его→избыточность).

Проблема антропосоциогенеза неясна и нерешена до конца.

Человек принадлежит одновременно миру природы и обществу. →Ч-к – биосоциальный феномен. Отличие ч-ка от животного: способность абстрактно мыслить, спос-ть целеполагающей деятельности, угрызения совести. Ч-к становится ч-ком в обществе.

Инвариантность и пластичность (Кирвель): 1) личность неизменна в своей жестокости, подлости и коварстве; она, если и развивается, то в худшую сторону; 2) ч-ка можно усовершенствовать только генетическим путем (биологическим); 3) ч-к есть продукт среды (рождаются все одинаковыми, а становятся разными под влиянием общества); 4) невозможно исправить ч-ка ни генетикой, ни преобразованием среды, но единственно возможный путь исправления – нравственность (пр-п нравственного совершенствования ч-ка изнутри с ориентацией на высшее мерило – Бога).

Все эти т. зр. не беспочвенны. Дейст-но ч-к – инвариантное консервативное существо. По мере развития человечества стал все больше загрязняться генофонд. Генетика должна бороться с детскими болезнями, но духовный облик ч-ка она изменить не может. Ч-к есть продукт среды (дети Маугли). Если ч-к не будет стремиться к изменению сам, он не сможет измениться.

В ч-ке можно выделить 3 уровня сущ-ния: тело, душа и дух. Тело – материальная оболочка, кот. развивается по законам природы. Душа – это область непосредственных хотений, желаний и эмоций, психика ч-ка. Понятие души позволяет установить связь между философией и другими науками. Дух – область предельно важных ценностей человека. Духовность – это искание абсолютного и совершенного, это огромный дар ч-ка (подлинное творчество, подлинное сострадание и милосердие).

 

16. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Суть ф. экзистенциализма. – переживание своего существования внутренне изолированным индивидом, все интересы к-го сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном существовании. Сущ-ние индивидуума, его конечность, погруженность в ничто; прекращение существования, или смерть, переживание этих способов существования и вечный страх перед смертью – проблемы экзистенциализма.

В наст. вр.сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) х-ристика чел и личность как его сущностная х-ристика. 1 коцепция опирается на понятие соц роли ч-ка. Эта концепция не позволяет раскрыть внутр. мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый ч-к.

Формирование личности в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств ч-ка: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. индивидуальность есть их органическое единство, неразложимое на составляющие.. Индивидуальность не есть абсолют. Вопрос смысла жизни. Три подхода к решению этой проблемы: 1)Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2)За пределами жизни; 3)Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни.

проблемы смерти. С точки зрения науки, медицины, и материалистической философии смерть есть полное прекращение жизнедеятельности организма. С религиозной точки зрения смерть - это отделение души от тела, в результате которого тело подвергается разложению, а душа продолжает посмертное существование, формы которого, различны в разных религиозных системах (христианстве, индуизме, буддизме и др.). Материалистическое мировоззрение отрицает личное бессмертие: ч-к может сущ-ть после своей смерти, только продолжаясь в своих детях, в памяти потомков, в своих делах. С точки зрения восточных религ. систем душа человека после смерти продолжает сложные странствия и воплощается в новом телесном и душевном обличий (идея реинкарнации). При этом душа и тело человека и сама человеческая личность как носитель этих телесно-душевных свойств, качеств неуникальны. Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое х-ризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. соотношения способности и возм.сти ч-ка выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность ч-ка сознательно выполнять определенные требования и осущ-влять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возм.сти одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Необходимость и свобода. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возм.сти путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1907 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.