Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взаимодействие с политическими технологиями




В политической борьбе социальная реклама в России впервые была использована в 1996 г. в предвыборной кампании Б. Ельцина, о чем уже упоминалось в теме 2. Проект «Верю. Люблю. Надеюсь», бесспорно, помог Б. Ельцину набрать дополнительные очки в политической гонке, но надолго дискредитировал социальную рекламу в глазах населения. За социальными проектами стали искать политический подтекст. Од­нако высокая востребованность данного вида рекламы привела к возоб­новлению к нему общественного интереса. Возрождение жанра началось примерно в 2000 г, когда доверие к социальной рекламе стало восста­навливаться. Понемногу, очень осторожно этот инструмент снова начал использоваться в политических целях.

Конечная цель социальной рекламы в политическом (избиратель­ном) процессе состоит в том, чтобы в эмоциональной и лаконичной форме донести до избирателя суть политической платформы партии, образ кандидата или другого политического объекта и тем самым не толь­ко сформировать позитивное отношение к ним со стороны как можно более широкого круга лиц, но и побудить граждан к реальным действи­ям, направленным на их поддержку.

Одной из важнейших социально ориентированных политических технологий является создание положительного образа (имиджа) поли­тического объекта. Таким объектом может быть как отдельная личность, так и корпоративная структура (партия, движение), международная организация или даже государство в целом

В социально-политической рекламе создание имиджа — это созна­тельное конструирование тех или иных свойств и качеств объекта, де­лающих его привлекательным для общественности и позволяющих с его участием решить конкретную политическую задачу (победить на выбо­рах, повысить легитимность власти и т.д.).

Создание имиджа политического деятеля посредством социальной рекламы охватывает общественные ценности, пропагандируюемые со­циальной рекламой, только в этом случае они приписываются образу политика как человека, способного встать на их защиту.


В тематике социальной и социально-политической рекламы мож­но выделить следующие направления:

борьба с общественными угрозами, предупреждение социальных
катастроф и их нежелательных последствий. При этом исполь­
зуются наиболее актуальные опасения:

—экономические (низкий уровень жизни и угроза его дальней­шего снижения, остановка промышленного производства, упадок сельского хозяйства);

—геополитические (потеря государством могущества и влия­ния);

—государственные (неспособность власти эффективно править страной);

—духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей);

декларация ценностей. В целом приоритетными ценностями каж­
дого человека являются:

—здоровье;

—работа (карьера);

—семья (дети);

—доход;

—личное счастье;

—безопасность (комфорт) и т.д.;

 

призывы к созиданию. Такие призывы основываются на стремле­нии к достижению социальных и индивидуальных идеалов;

социальная психотерапия. Она используется в случаях, когда мас­совыми являются негативные эмоциональные состояния и чув­ства, такие как:

 

—состояние повышенной тревожности, страх;

—неуверенность в себе;

—обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких;

—угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния;

—переживание низкого группового и социального (общегосу­дарственного) статуса и т.д.

Что влияет на уровень усвоения избирателями социального сооб­щения? Согласно теории взаимодействия социальных и политических технологий, описанной одним из первых исследователей политической рекламы в России Екатериной Егоровой-Гантман [И], это:

индивидуальный фильтр. В частности, настроение избирателей,
их самочувствие, степень концентрации внимания, то есть ко­
личество отвлекающих моментов, которые влияют на уровень
воспринимаемой информации. Эти факторы регулировать труд-


но, но не учитывать их нельзя. При планировании и производ­стве рекламных сообщений необходимо просчитывать данные факторы с целью снижения их воздействия. Сообщение должно быть настолько необычным и выразительным, чтобы на полу­ченный эффект не могли повлиять ни настроение, ни самочув­ствие реципиентов;

социально-психологический фильтр. Очень важно, на какую «каль­
ку» накладывается рекламное сообщение. Совпадает ли, к при­
меру, социальный опыт человека, воспринимающего рекламу, с
опытом ее авторов. Это один из объективных факторов, кото­
рый зачастую определяет бессознательную мотивацию и, в кон­
це концов, выбор реципиента. Большое значение приобретают
существующие в нашем подсознании стереотипы и архетипы (по
К.-Г. Юнгу коллективное бессознательное, то есть коллектив­
ная память человечества). Западные исследователи отмечают, что
культурные архетипы российского избирателя очень своеобраз­
ны. Именно поэтому многие успешные западные технологии в
России не работают и кампании здесь проходят так непредсказуе­
мо. Политтехнологи не могут выработать единых технологий даже
для российских регионов, потому что в каждом регионе — свои
особенности культуры, национального состава, экологии и пр.

По теории, разработанной ЦПК «Никколо М», политическая рек­лама бывает двух видов: жесткая и мягкая. И если жесткой считается прямая политическая реклама, то мягкой — косвенная, частью которой является социальная реклама. Преимущество социальной рекламы за­ключается здесь в том, что она, как правило, бесплатна, поскольку закон позволяет пользоваться ей как технологией в пределах 5% эфирного времени или основной печатной площади. И в свое время политики до­статочно эффективно с этим работали.

Суть данной технологии состоит в том, чтобы наиболее мягко соот­нести социальные ценности и решение общественных проблем с поли­тическим объектом. При этом выявляется еще одно преимущество со­циальной рекламы: ее легко связать с социальными ценностями канди­дата, потому что кандидат живет и работает в социальном пространстве.

Существует несколько способов создания мягкой политической рек­ламы, которыми до сих пор пользуются политтехнологи:

техника переноса. Это психологическая техника, которая легко
и незаметно влияет на подсознание. Здесь имеются следующие
основные приемы:

— в кадре или в видеоряде социальной рекламы оказывается кандидат. Внимание на нем не фокусируется, он выступает как второстепенный участник, но зритель постепенно при-


выкает к нему и ассоциирует его образ с данной рекламой. В настоящее время этот прием уже устарел, однако знать, что такая технология существует, необходимо; — в сериях социальных и политических роликов участвуют одни и те же актеры. Прием был эффектно продемонстрирован в кампании 1995 г., когда Никита Михалков и Зиновий Гердт сначала появились в социальных роликах, а потом в образе тех же героев — в политической рекламе;

участие кандидата в социальной рекламе в качестве одного из действующих лиц. Если, предположим, это не действующий по­литик, а производственник, директор завода, то заблаговремен­но составляется план кампании, где в серии видеоматериалов и телевизионных передач будет рассказываться, какой он забот­ливый хозяин, ответственный руководитель и т.п. Чтобы подоб­ные технологии были эффективными и реклама не вызывала отторжения, необходимо соблюдать пропорцию между полити­ческим PR и рекламной информацией. В течение ряда лет после 2000 г. она была такова: 80% информации должно фокусировать­ся на социальной значимости проблемы, а 20% — иметь отно­шение к конкретному политику. В последнее время пропорция стала гораздо жестче, так как технологию раскрыли, и она нача­ла вызывать раздражение;

работа с социальным дискурсом в политической рекламе. Речь идет о создании эффекта мягкого перетекания социальной рекламы в рекламу политическую. Данная технология была блестяще от­работана как в предвыборной президентской кампании «Верю. Люблю. Надеюсь», так и в ее екатеринбургской кампании-близ­неце «Будем рожать — кроме нас, некому». Те чувства симпатии, которые телезрители испытали к героям социальных роликов (например, к Нонне Мордюковой и Ольге Волковой в образе же­лезнодорожных рабочих), потом были успешно перенесены на Б. Ельцина. К сожалению, этот прием оказался одноразовым и почти сразу после выборов перестал вызывать доверие: электо­рат отнесся к нему, как к некому способу манипуляции чувства­ми аудитории.

Социальная реклама — тонкий инструмент работы с общественным мнением, особенно в России. Вообще необходимо отметить, что в пос­ледние годы избиратель стал более образованным и быстро определяет, когда им пытаются манипулировать. Даже выводя кандидата в качестве социально активного человека на экран заблаговременно (не в период предвыборной кампании), следует придерживаться чрезвычайной ак­куратности. Технология использования социальной рекламы в полити-


ческих кампаниях частично работает в относительно благополучных регионах, поскольку социальный компонент здесь появляется тогда, когда все остальные проблемы более или менее решены. А в депрессив­ном регионе (и это основной «минус» технологии) — вызывает только раздражение.

Несмотря на то что в последние десятилетия в России к социальной рекламе все чаще обращаются как к одному из инструментов полити­ческих технологий, отношение к ней до сих пор неоднозначно. Вопрос о том, можно ли и в какой мере использовать в политике социальные тех­нологии, остается открытым.

С нашей точки зрения, предвыборные бюджеты в этой части чаще всего расходуются абсолютно нерационально, поэтому политические кампании не только не дают положительного результата, но иногда даже приносят вред, особенно когда экспериментами с социальной темати­кой занимаются политтехнологи, не имеющие специального образова­ния. В целом же социальные технологии оказываются приемлемыми и эффективными средствами решения предвыборных задач, однако для этого политическим образованиям необходима долгосрочная и целена­правленная социальная программа действий, на основе которой можно строить предвыборную кампанию.

Такой же позиции придерживается Нина Беляева, заведующая кафед­рой публичной политики ГУ—ВШЭ, председатель координационного со­вета коалиции «Мы — граждане!»: «Чтобы реальная социальная реклама могла использоваться партиями, нужно идти последовательным путем. Например, [Аграрной партией] вычленяется проблема оставленных де­ревень, вырабатывается некий проект, ставится вопрос: "Что мы делаем с этими деревнями?" Если работа разворачивается как реальный соци­альный проект и в нем на федеральном уровне задействованы сотни ты­сяч, миллионы людей, тогда иллюстрации этого проекта и будут частью социальной рекламы, которая вписывается в единую политику социаль­ной партии» [59]. По мнению Н. Беляевой, эта сцепка начинает четко ра­ботать только в случае, когда у партии, во-первых, есть идентификация себя с конкретной социальной группой, во-вторых, умение выявить и ар­тикулировать волнующие ее проблемы и, наконец, существует вариант решения этих проблем. Однако пока конкретной реальной программы у политиков нет, любая социальная тематика окажется фальсификацией.

«Плюсы» и «минусы» взаимодействия социальной рекламы в по­литических технологиях сформулированы в статье Дины Рождествен­ской «Социальная реклама как средство политического PR» [104].

К «плюсам» автор публикации относит:

формирование некой позиции гражданской ответственности. То, что в общественный фон вводится политическая проблематика и формируется соответствующий общественный настрой, в ко-


нечном счете работает на достижение политических целей, не обессмысливая при этом ценности социальной рекламы;

трансляция-ретрансляция ценностей. Имеются в виду те ценнос­ти, в отсутствии которых возникает духовный голод. На каком-то этапе любое общество начинает испытывать нехватку таких ценностей и требовать их;

косвенное привлечение граждан к участию в социальной и полити­ческой жизни;

гуманизация общества. Посредством социальной рекламы пози­тивные лозунги усваиваются обществом очень быстро;

формирование социальной базы реформ. Рекламируя социальные ценности (даже в политическом контексте), власти готовят об­щество для социальных перемен. В таком случае значительно легче проводить социальные реформы, поскольку конфликтное общество воспринимает их более болезненно;

мягкое закрепление сообщений, лозунгов, идеалов или же бренда, имид­жа политических сил. Путем мягкого взаимодействия социальной и политической рекламы они постепенно внедряются в повсед­невную жизнь населения и вызывают гораздо меньшее сопротив­ление и раздражение, чем прямая политическая реклама.

«Минусы» использования социальной рекламы в политических кам­паниях.

финансовая сторона вопроса. Прикрытая социальным дискурсом политическая реклама быстро распознается. К тому же из-за уве­личения числа злоупотреблений больше не работает бесплатное размещение социальной рекламы. Финансовая сторона механиз­ма полностью еще не продумана, и в создавшейся ситуации он вряд ли позволит сэкономить деньги в той мере, как это было раньше;

социальная реклама перестает эффективно работать, если раз­мещать ее в одних блоках с коммерческой. Даже качественная со­циальная реклама абсолютно теряется в политических и коммер­ческих блоках: она начинает восприниматься соответственно контексту, в который помещена. Поэтому иногда результат кам­пании оказывается прямо противоположным. Если социальной рекламы станет больше, то постепенно СМИ должны будут вы­делять для нее специальные блоки. Тогда она станет более до­ходчива и, не являясь раздражителем, будет восприниматься менее агрессивно;

сложность оценки эффективности социальной рекламы. Уже го­
ворилось о том, что социальная реклама не имеет четко просчи­
тываемого эффекта, и иногда, для того чтобы оценить ее резуль­
тативность, приходится ждать, пока вырастет целое поколение.


В 2003 г. по инициативе коллектива «Лаборатории социальной рек­ламы» кафедры публичной политики ГУ—ВШЭ было проведено иссле­дование «Социальная реклама вне политики» с целью оценить исполь­зование социальных технологий в предвыборных кампаниях, в частно­сти перед выборами в Государственную думу РФ 2003 г. Главный вывод оказался достаточно парадоксальным: на выборах победили преимуще­ственно те партии, которые вообще не обращались к социальному дис­курсу (за исключением «Единой России», использовавшей совершенно иное конкурентное преимущество). Демократическим силам — СПС, «Яблоку», «Российской партии жизни» — социальная реклама, скорее, навредила, так как избиратели расценили такого рода электоральные игры как манипуляцию социальными ценностями.

Можно выделить следующие причины состоявшегося провала:

■ некоторые партии сделали ставку на ценности всего общества, а не своего электората, совершив тем самым непростительную для избирательного процесса ошибку;

■ многие партии использовали социальные программы только как лозунги, не предпринимая никаких реальных действий. Подоб­ные «декорации» лишь пошатнули доверие к этим партиям. В то же время социальные темы электорату были интересны, и, сле­довательно, необходимо было искать иные формы их примене­ния в политических технологиях.

В 2004 г. отношение к социальным проектам снова изменилось. Од­ним из примеров тому стала успешная кампания «Любимый город», реализованная в Самаре и в городе Сызрань Самарской области.

Общественное объединение «Любимый город» появилось в Самаре весной 2004 г., накануне выборов в городскую думу. Его создание под­держивали специалисты одного из московских политконсалтинговых агентств. Поводом для проекта послужили опасения, что выборы, при­ходящиеся на сезон летних отпусков, либо вообще не состоятся, либо их судьбу решат голоса только определенной категории избирателей — пожилых сторонников коммунистической идеи, известных своей дис­циплинированностью.

Началом кампании стало создание критической по отношению к муниципальным властям программы «Любимый город» на телеканале «ГТРК-Самара», вначале воспринятой как очередная политтехнология. Однако затем телепроект видоизменился и зажил собственной жизнью. Его менеджеры уловили потребность населения в социальной динами­ке, обратной связи. Телепередачу, задуманную под девизом «Негатив ради позитива», наполнили конкретные сюжеты о реальных нуждах и надеждах жителей Самары. И поскольку в регионах телевидение зачас­тую достаточно влиятельно и оно в состоянии заставить чиновников


выполнять их непосредственные обязанности, во многих случаях про­блемы горожан, упомянутые в телесюжетах, были оперативно решены.

Полевая, «уличная», часть проекта также претерпела метаморфозы. «Любимый город» заявил о себе как об «объединении неравнодушных, социально активных людей с четкой гражданской позицией», стремя­щихся донести до сознания граждан мысль о том, что неучастие в выбо­рах («в выборах власти того уровня, который наиболее приближен к каждому») — это передача своей судьбы в чужие руки, руки тех, кто пой­дет голосовать [Николайшвили Г., Хахалин Р, Проект «Любимый город» как инновация в области социального PR-a: от политической техноло­гии — к социальной самодостаточности, 104]. И хотя публичные меро­приятия, которые организовывал «Любимый город», например акции «Солидарность водителей» (самарские водители, недовольные каче­ством городских дорог, привязали к своим автомобилям оранжевые лен­точки) и «Воспользуйся правом голоса!» (накануне выборов активисты движения дарили цветы горожанам, призывая их идти голосовать), пред­ставляли собой в чистом виде социально-рекламные акции, они не толь­ко привлекли внимание, но и привели в ряды активных участников сот­ни горожан.

Несколько позже, в период выборов мэра в Сызрани, проект «Лю­бимый город» проявил весь свой потенциал именно как социальный феномен. На этот раз задача заключалась в том, чтобы побудить избира­телей к осмысленному выбору, сознательной гражданской активности, к отказу от «голосования по привычке», которое сформировалось за годы правления действующей власти.

Главной особенностью проекта в данном случае следует назвать его неформальный, в прямом смысле слова, характер: он развивался не от заявлений к действиям, не от рекламы к акциям, а наоборот. Несколько первых мероприятий «Любимого юрода» — очистка от мусора город­ского пляжа, митинг протеста против распространения в городе листо­вок с фашистской символикой — сразу привлекли симпатии сызранцев. Причем, благодаря немногочисленности населения города (около 200 тыс. человек), проект очень быстро встроился в социальную среду: информация о движении моментально распространилась по СМИ и неформальным каналам, и почти сразу заработала обратная связь, при­давшая проекту иное качество. Информационное пространство вокруг него расширялось, активисты не оставляли без ответа ни один запрос.

И хотя не все проблемы, за которые брался «Любимый город», были столь злободневны, его акции всегда вызывали одобрение и поддержку, будь то подготовка территории сызранского Свято-Вознесенского мо­настыря к перезахоронению мощей святых старцев, помощь дому дет­ского творчества и жителям различных районов города в решении ком­мунальных проблем, поздравления ветеранов и праздничные концерты


ко Дню пожилого человека или долговременная акция по очистке горо­да от политической рекламы после выборов.

Результаты первого этапа проекта можно считать весьма успешны­ми. Доверие к организации оставалось стабильно высоким, укреплялся ее позитивный имидж. Наконец сызранцы обрели в лице «Любимого города» некую силу, способную не обещать, а делать, демонстрирующую живую творческую активность и любовь к родному городу. Все это при­вело к значительному изменению общественных настроений и соответ­ствующим результатам на выборах.

После проведения в Сызрани выборов проект, казалось бы, тоже должен был угаснуть (напомним, изначально речь о нем шла лишь как о политическом инструменте, не более). Однако востребованность его оказалась здесь настолько велика, что «Любимый город» продолжает жить и после отъезда из Сызрани московских менеджеров. Его участни­ки по собственной инициативе по-прежнему действуют в интересах го­рожан, помогают детским садам и школам, чистят парки, организуют благотворительные концерты.

Почему же столь яркий результат был получен в Сызрани, а самар­ский проект, несмотря на широкий общественный интерес, после выбо­ров локализовался в рамках телевизионной программы?

Можно предположить, что причина кроется в особенностях неболь­шого провинциального города — отсутствии здесь связи между властью и гражданами, действующих институтов гражданского общества, бур­ной общественной жизни; быстром распространении информации по неформальным каналам; искреннем отношении жителей к социальным инициативам, что несвойственно населению больших городов, воспри­нимающему любое общественное начинание как попытку манипуляции.

Равнодушие действующей власти к проблемам населения привело к тому, что первая же общественная сила, продемонстрировавшая спо­собность что-то реально изменить, кому-то помочь, стала весьма попу­лярной и быстро обрела известность и доверие граждан: всего через месяц после начала проекта об организации «Любимый город» знало 96% населения города, при этом отношение к ней было полностью по­зитивным.

Итак, на первый взгляд, речь в обоих случаях шла об оригинальной политтехнологии. Однако в Сызрани она обрела новое качественное содержание, превратилась в масштабный социальный проект. Условия для подобного рода метаморфоз существуют в малых городах России, где население остро нуждается в структурах гражданского общества, реальных позитивных социальных переменах и легче способно самоор­ганизоваться при наличии живого примера действенной общественной силы, нежели население крупных городов.


Контрольные вопросы

1. Назовите фильтры, которые, согласно теории взаимодействия соци­альных и политических технологий, влияют на уровень усвоения соци­альной рекламы

2. Укажите основные способы, использующиеся для «увязки» социальной рекламы с политической программой кандидата

3. Выделите «плюсы» и «минусы» применения социальной рекламы в по­литических технологиях


ТЕМА 8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-04-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 585 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2316 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.